Автор: Быдышев Марат Георгиевич
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МКУ "Черская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Черский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Численность и динамика населения мира
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное учреждение
«Черская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«География»
Выполнил: Учитель географии 1 категории Быдышев М.Г.
п. Черский, 2021
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Технологическая карта урока
3.Конспект урока
4.Самоанализ урока
4.Варианты теста
5.Карта отслеживания эффективности урока.
Пояснительная записка
Урок усвоения новых знаний по теме: «Численность и динамика населения
мира»
учебной
дисциплины
«География»
разработан
в
соответствии
с
требованиями ФГОС СПО и рабочей программы. Данная тема является весьма
актуальной в современном мире, необходима обучающимся при изучении тем
«Страны мира». В данной теме рассматриваются сложные демографические
проблемы: рождаемость, смертность, воспроизводство населения и его типы,
демографическая политика, миграционные процессы в странах мира. С целью
повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала
используются
информационно-коммуникативные
технологии
(компьютер,
проектор, интерактивная доска, специально разработанная презентация).
Последовательное
изложение
темы
предполагает
использование
иллюстративного и справочного материала, а так же карта атласа активизирует
познавательную деятельность обучающихся, развитию мыслительных операции:
сравнения, анализа, синтеза и обобщения, формируют навыки работы с новой
информацией,
картами
атласа.
На
уроке
применяются
личностно-
ориентированные
технологии,
технология
критического
мышления.
Методическая разработка содержит:
1.Пояснительную записку;
2.технологическую карту урока;
3.Конспект урока;
4.Самоанализ урока;
4.Варианты теста;
5.Карта отслеживания эффективности урока.
Технологическая карта урока
Дисциплина: География
Тема занятия: Численность и динамика населения мира
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить динамику численности и воспроизводства населения мира с
применением групповой технологии и технологии критического мышления.
Основные методы: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые,
исследовательские.
Основные формы обучения:
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Обеспечение урока:
1.наглядные
пособия,
раздаточный
материал
для
самостоятельной,
индивидуальной, групповой работы.
2.Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, компьютер.
3.Литература:
Методическая литература
Учебная литература: География. Современный мир Н.Н.Петрова Форум. М.
2010 год, стр 22-27
Ход занятия
Этапы
урока(длитель
ность в
минутах)
Содержание этапов урока
Действия участников урока:
Дополнен
ия,
изменени
я
преподаватель
обучающиеся
2 мин
Организационный момент:
1.Приветствие
3.Сообщение темы, цели,
мотивации и плана занятия,
организация работы студентов
Прослушивани
е информации
1 мин.
Постановка
темы,
цели,
мотивации
урока
для
студентов
Оформление
конспектов,
краткого плана
урока
Актуализация темы
15 мин
Объяснение нового материала
Ведение записи
в конспектах
10мин
Работа
в
группах:
первая
подгруппа, прочитайте текст
учебника
на
стр
22-27
«География
Современный
мир»
и
примените
приём
«Инсерт», вторая подгруппа:
прочитайте текст учебника на
стр
22-27
«География
Современный
мир»
и
примените приём «Фишбоун»,
третья подгруппа, прочитайте
текст и составьте «Кластер»
10 мин
Выступление подгрупп
2 мин
Обобщение материала
2мин
Закрепление материала
тест
2 мин
Взаимопроверка
1 мин
Итоги
Домашнее задание
Преподаватель: Быдышев М.Г. дата 16.02.2021 г.
Конспект урока по дисциплине «География»
Тема занятия: Численность и динамика населения мира
Цель урока: изучить динамику численности и воспроизводства населения мира с
применением групповой технологии и технологии критического мышления.
Триединые цели урока:
1.Образовательная, изучив тему занятия, выявить причины демографических
проблем, типы воспроизводства населения, понимать теорию демографического
перехода.
2.развивающая: развивать навыки работы с текстом, уметь из изучаемого
материалы выбирать главное и делать вывод.
3.Воспитывающая: прививать интерес к обучению посредством реализации
межпредметных связей, прививать интерес через работу в группах, работу с
презентациями, применение технологии критического мышления.
Оформление урока: на доске написана тема, цель, план урока.
Технические средства: компьютер, проектор, мультимедийная доска
1.Организационный момент: Преподаватель приветствуетобучающихся, сообщает
тему, цель, мотивацию и план урока.
Добрый день!
Тема нашего урока: «Численность и динамика населения мира».
Цель урока: изучить динамику численности и воспроизводства населения мира с
применением групповой технологии и технологии критического мышления.
Мотивация: знания по данной теме вам пригодятся при изучении тем по
«Мировое хозяйство», «Страноведение».
Ознакомьтесь с кратким планом урока:
1.Численность населения мира и его динамика.
2.Воспроизводство населения и его типы.
3.Работа в группах, на каждую выдаётся карточка – задание и назначаются
консультанты, которые оценивают работу в подгруппе и выставляют оценки в
оценочный лист.
4.Выступление групп
5.Написание теста и взаимопроверка.
6.Подведение итогов
7.Домашнее задание
1.Учитель: тема нашего урока является глобальной проблемой человечества и
касается каждой страны и каждого человека. Численность населения растет и
сегодня составляет около 7 миллионов человек. Демографы бьют тревогу, не
хватает на Земле продовольствия, пресной воды и.т.д. Откройте учебник на
стр.23 «География Современный мир», проанализируйте таблицу№5 и постройте
график роста численности населения Земли по годам. Рассчитайте абсолютный
прирост населения за каждое десятилетие и сделайте вывод об увеличении его
размеров.
В процессе объяснения материала делайте записи в тетради.
2. Воспроизводство (естественное движение населения) – это совокупность
процессов рождаемости, смертности и естественного прироста населения,
которые обеспечивают смену поколений. Оно делится на 2 типа. Первый тип
воспроизводства - низкие показатели рождаемости при снижении смертности,
характерен для стран Европы, США, Канады, России, ЮАР, Японии и других.
Второй тип воспроизводства - высокие показатели рождаемости при снижении
смертности, характерен для стран Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной
Азии. В странах с первым типом воспроизводства демографическая политика
направлена на стимулирование рождаемости, а в странах со вторым типом
воспроизводства на её ограничение, введение налога на второго ребёнка,
например в Китае. Вам было выдано опережающее задание подготовить доклады
по следующей тематике:
«Языковые семьи и народы мира», «Мировые и
национальные религии», «Агломерации и мегаполисы мира», обучающиеся
выступают с докладами.
3.Работа в подгруппах, на каждую из трёх гетерогенных подгрупп выдаётся
карточка – задание и назначаются консультанты, которые оценивают работу в
подгруппе и выставляют оценки в оценочный лист. Первая подгруппа, прочитайте
текст учебника на стр 22-27 «География Современный мир», автор Н.Н.Петрова
примените приём «Инсерт», вторая подгруппа: прочитайте текст учебника на
стр22-27 «География Современный мир» и примените приём «Фишбоун», третья
подгруппа, прочитайте текст и составьте «Кластер». На выполнение задания Вам
даётся 20 минут. Затем каждая группа выступает со своей работой и отвечает на
вопросы аудитории. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист.
5.Написание теста и взаимопроверка.
6.Рефлексия
Учитель:
Подводим итоги. Какую цель мы с вами поставили в начале урока?
Достигли ли мы целей урока? (ответы учащихся)
Что было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему
научились?
У вас на рабочем столе расположены смайлики. По этим смайликам, мы сможем
определить, как вы оцениваете урок, полезная информация была сегодня на уроке
или нет.
7.Домашнее задание: на оценку «5»-подготовить презентацию по теме.
На оценку «4» -выполнить задание на стр 27 данного учебника, на «3» - в
контурной карте отметьте страны демографического перехода.
Тестовое задание№1: «Население мира»
1 .Численность населения Земли в настоящее время
составляет около:
1) 3 млрд.чел.
2) 7 млрд.чел.
3) 11 млрд.чел.
4) 25 млрд.чел.
2.Установите соответствие между показателям
естественного прироста населения и странами, для
которых они характерны.
Естественный прирост населения Страна
1) отрицательный (менее О) а) Нигер
2) низкий (до
9) б) Бразилия
3) средний (до20) в) Болгария
4) высокий(более20) г) Великобритания
3.Установите
соответствие между уровнем урбанизации и страной, для
которой этот уровень характерен.
Уровень урбанизации Страна
1) выше50%
а) Индия
2) от20до50%
б) Чад
3) менее20%
в) Кувейт
4. Выберите
три страны, в половой структуре населения которых
преобладают мужчины.
А) Пакистан
Г) Россия
Б) Нидерланды Д) Лаос
В) Бразилия
Ж) Тунис
5.Установите соответствие между религией и страной ,в которой эта религия
является преобладающей.
Религия
Страна
1)
мусульманство
А) Венесуэла
2) католицизм
Б) Япония
3) буддизм
В) Монголия
Г) Тунис
6. Какие из трёх городских агломераций мира имеют численность более 1000
человек?
А) Карачи
Г) Шанхай
Б) Лондон Д) Каир
В) Гамбург
Е) Вашингтон
7.Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой они
относятся.
Народ
Языковая семья
1) Корейцы
А) Индоевропейская
2) Бутанцы
Б) Алтайская
3) Армяне
В) Синто - тибетская
Тестовое задание№2«Население мира»
1 .Численность населения Земли в настоящее время
составляет около:
1)6лрд.чел.
2)3млрд.чел.
3)11 млрд.чел.
4)25млрд.чел.
2.Установите соответствие между показателями естественного прироста
населения и странами, для которых они характерны.
Естественный прирост населения Страна
1) отрицательный (менее0) а) Оман
2) низкий (до 9) б)Латвия
3) средний (до20) в) Аргентина
4) высокий (более20) г) Великобритания
3.Установите соответствие между уровнем урбанизации и страной, для
которой этот уровень характерен:
Уровень урбанизации Страна
1) выше50% а) ЮАР
2) от20до50% б) Чад
3) менее20% в) Китай
4.Выберите три страны, в половой структуре населения которых
преобладают мужчины.
А) Пакистан Г) Тунис
Б) Нидерланды Д) Лаос
В) Бразилия Ж) Россия
5.Установите соответствие между религией и страной, в которой эта
религия является преобладающей.
Религия
Страна
1) мусульманств А) Венесуэла
2) католицизм Б) Япония
3) синтоизм В) Монголия
Г)Тунис
6.Какие из трёх городских агломераций мира имеют численность более 10 млн.
человек?
А) Карачи
Г)Стамбул
Б) Токио Д) Каир
В) Гамбург
Е) Вашингтон
7.Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой
они относятся.
Народ Языковая семья
1) Корейцы
А)Индоевропейская
2) Бутанцы
Б) Алтайская
3) Армяне
В)Сино-тибетская
Самоанализ урока
Тема урока: Численность и динамика населения мира
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить динамику численности и воспроизводства населения мира
с применением групповой технологии и технологии критического мышления.
На уроке достигнуты следующие цели:
1.Образовательная, изучив тему занятия, выявить причины демографических
проблем, типы воспроизводства населения, понимать теорию
демографического перехода.
2.развивающая: развивать навыки работы с текстом, уметь из изучаемого
материалы выбирать главное и делать вывод.
3.Воспитывающая: прививать интерес к обучению посредством реализации
межпредметных связей, прививать интерес через работу в группах, работу с
презентациями, применение технологии критического мышления.
Основные методы: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые,
исследовательские.
Основные формы обучения:
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Цели урока взаимосвязаны между
собой и достигаются выдержанной для данного типа урока структурой. Считаю,
что хронометраж выбран рационально, с заданиями на уроке обучающиеся
справились, показали навыки работы в группах, составили
«Кластер»,
«Фишбоун»,
«Инсерт» и
«Синквейн» - основные приёмы технологии
критического мышления. Студенты активно выступали и представляли свои
ответы, усвоили новые термины, выполнили тест, опережающее домашнее
задание. Консультанты в конце урока совместно с преподавателем подвели
итоги. На уроке использовался проектор, интерактивная доска, компьютер.
Использование мультимедиа делает урок более динамичным и наглядным.
Высокая
работоспособность,
активизация
познавательных
деятельности,
развитие мыслительных операций
достигается чёткой организацией урока,
частой сменой видов деятельности. Поставленные цели урока достигнуты.
Фишбоун (рыбья кость)
Кластер - виноградная гроздь
Демография
Глобальная, актуальная
Волнует, пребывает, убывает
Касается каждого на Земле
народонаселение
Воспроизводство
Родившихся, умерших
Учитывает, прибавляет, вычисляет
Касается вех стран мира
Движение населения