Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся
Автор: Яук Наталья Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Седельниковская СШ №1" Населённый пункт: село Седельниково Наименование материала: методическая разработка Тема: Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Седельниковского муниципального района Омской области
ПРОЕКТ
Духовно
-
нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся
Яук Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы;
адрес: Омская область, с. Седельниково,
улица Советская, 22
телефон: 21-5- 56
1
Содержание
1.
Актуальность проекта ……………………………………………….. 2
2.
Проблема, цель и задачи проекта ………………………… 3
3.
Структура проекта ……………………………………………………...4
4.
Этапы реализации проекта ……………………………………………..6
5.
План работы ……………………………………… 7
6.
Этапы реализации ученических проектов ….8
7.
Правила и принципы работы над проектами ……………………………10
9. Литература …………………………………………………………….....11
2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Духовно-нравственное воспитание учащихся -
первостепенная
задача современной
образовательной
системы,
важный
компонент
социального
заказа
для
образования.
Системе
образования
отводится
ключевая
роль
в
духовно-нравственном
развитии
общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все
граждане
России.
В
первую
очередь,
конечно,
ценностные
качества
личности
формируются в семье. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное
развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в
школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная
жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного
образовательного
стандарта
общего
образования
является
Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного
развития и воспитания личности.
На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности?
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к
Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и,
соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное
отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача
духовно-нравственного
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
социально
необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности
каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
В настоящее время краеведению отводится значительная роль в решении духовно –
нравственного воспитания.
Необходимость
внедрения
проекта
связана
с
социальным
заказом
общества,
которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.
Изучение традиций своего народа - важные составляющие культуры современного
человека.
3
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с культурой
своей малой родины. С детства люди впитывают традиции своего народа. Чтобы
человек стал настоящей личностью, необходимо с юных лет прививать ему любовь к
культуре своего народа. Нужно бережно хранить доставшееся нам наследие.
В настоящее время люди возрождают традиции, обычаи своих предков, так как
каждому человеку необходимо знать историю, культуру своей страны. Но нельзя знать
историю страны, не зная истории и культуры своей малой родины. Как известно, нет
будущего у того народа, который не знает своего прошлого. И не случайно академик
Д.С.
Лихачёв
ввёл
такое
понятие,
как
экология
«культуры»,
которое
означает
и
сбережение культурной среды, и сохранение активной действенной памяти о прошлом
любого народа, и понимание невосполнимости разрушенных памятников и явлений
культуры, и осознание опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к
родной истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим
предкам. Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём
народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в
бесконечной
цепи
поколений,
и
он
обязан
передать
свои
культурные
ценности
потомкам. Поэтому нужно беречь традиции, которые сохранились от наших предков, и
сохранять их.
В своей практике я часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
отсутствие доступной информации по литературному краеведению своего края;
отсутствие у учащихся знаний по литературному краеведению;
отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по
интересующей теме;
слабое умение представить окружающим полученные знания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного
и
языкового наследия
родного края;
Знакомство
с
литературным
наследием
(достопримечательностями
и
людьми,
прославившими родной край в стихах, рассказах, очерках);
Знакомство с литературной картой Омской области.
ЗАДАЧИ:
Обогащать и систематизировать знания детей о культурном
наследии Седельниковского района и Омской области.
4
Развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и
литературному наследию родного края.
Совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно -
исследовательской деятельности.
Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой,
периодическими изданиями, современными источниками информации.
Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям
возможность продемонстрировать свои творческие способности.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: способствует ли изучение обрядов и обрядового фольклора,
литературного и языкового наследия родного края воспитанию духовно –
нравственной личности?
УЧАСТНИКИ
ПРОЕКТА: учащиеся 7 класса,
МКОУ «Седельниковская СОШ №1»,
учитель русского языка и литературы,
родители учеников, специалисты Центральной
районной
библиотеки,
специалисты
Центра
русской
традиционной
культуры,
специалисты Седельниковского музея истории.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2016 – май 2017
ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный, групповой.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: проектная.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОСНАЩЕНИЕ: центральная
детская и
школьная библиотеки, интернет - ресурсы, музей, оборудование для съёмок: видеокамера,
фотоаппарат.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
Личностные :
приобретение детьми знаний о своем родном крае, воспитание чувства любви к своей
малой родине, к её духовному наследию.
Приобретение учащимися общечеловеческих ценностей.
Эмоциональное благополучие учащихся.
Отсутствие асоциального поведения у учащихся.
Метапредметные: у мение вести проектную работу (способность разработать, защитить,
внедрить проект).
5
Предметные:
Учащиеся должны знать :
Фольклор Седельниковского района. Зимние календарные обряды
и обрядовый фольклор. Весенне – летняя обрядность и обрядовый фольклор. Поэзия и
проза Седельниковского района. Творчество писателей Омского Прииртышья.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
- самореализация.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия
для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность,
взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных
особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных
отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач
образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта: групповая форма работы;
Этапы работы:
1.
Диагностический
сентябрь
1.
Р а з р а б о т к а
д и а г н о с т и ч е с к о г о
и н с т р у м е н т а р и я
д л я
и з у ч е н и я
о б р а з о в ат е л ь н ы х
п о т р е б н о с т е й
участников проекта (Приложение 1).
2.
Проведение диагностики и
анализ ее
6
итогов с целью
разработки комплекса
мероприятий по проекту (Приложение
2)
2. Организационный
октябрь
У т в е р ж д е н и е
п р о е к т а «Духовно-
нравственное
воспитание
учащихся».
О п р е д е л е н и е
н а п р а в л е н и й
исследовательских работ обучающихся.
3. Практический
ноябрь
апрель
Реализация
основных
мероприятий,
выполнение
исследовательских
проектов
обучающимися.
4. Итогово-аналитический
май
1.
Анализ и обобщение результатов
проекта;
2.
Рекомендации по использованию
позитивных результатов в
педагогической практике
План работы в рамках детско-родительского творческого проекта
Направление
Содержание работы
Ответственные
1
Фольклор
Седельниковского
района.
Работа с информаторами. Запись
пословиц,
поговорок,
пестушек,
п от е ш е к ,
ч а с туш е к .
З а п и с ь
материала,
авторами
которого
я вл я ют с я
д е т и
( д р а з н и л к и ,
прозвища,
поддевки,
небылицы,
п е р е в ё р т ы ш и ,
с ч и т а л к и ,
скороговорки, загадки). На основе
собранного
материала
разработка
творческих проектов.
Классные руководители (5
класс). Учитель русского
языка и литературы.(Яук
Н..В.).Специалисты русской
традиционной культуры.
Детский актив. Родители.
2
Диалекты.
Учебные проекты. Работа над
составлением словаря диалектных
Классные руководители ( 6
класс). Учитель русского
7
Зимние
календарные обряды
и обрядовый
фольклор.
слов Седельниковского района.
Знакомство с зимними
календарными обрядами
(колядование, масленица). Работа с
информаторами.
языка и литературы (Яук
Н.В.).Специалисты русской
традиционной культуры.
Детский актив. Родители.
3
Весенне – летняя
обрядность и
обрядовый
фольклор.
Учебные
проекты.
Р а б о т а
с
информаторами. Весенне – летняя
о б р я д н о с т ь
( С о р о к и ,
Б л а г о в е щ е н ь е ,
В е р б н о е
воскресенье,
Пасха
Христова).
Семицко
–
Троицкие
обряды.
Осенняя обрядность. Песни, игры,
связанные
с
этими
праздниками.
Р а з ы г р ы в а н и е
о б р я д о в .
Оформление материала.
Классные руководители (7
класс). Учитель русского
языка и литературы (Яук
Н.В.).Специалисты русской
традиционной культуры.
Детский актив. Родители.
4
Поэзия и проза
Седельниковского
района.
Встречи с поэтами и писателями,
проживающими в
Седельниковском районе.
Изучение литературного наследия
в библиотеке, музее. Учебные
проекты.
Классные руководители (8
класс). Библиотекари.
Учитель русского языка и
литературы (Яук
Н.В.).Детский актив.
Родители.
5
Литературная карта
Омской области.
Изучение творческого наследия
писателей Омского Прииртышья.
Экскурсия в библиотеку города
Тары, экскурсия в музей Ф. М.
Достоевского. Учебные проекты.
Учитель русского языка и
литературы (Яук
Н.В.).Классные
руководители ( 9
классы).Детский актив.
Специалисты районной и
школьной библиотеки.
Родители.
Этапы реализации ученических проектов
8
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
Деятельность
Учитель
Учащийся
1 –й этап: погружение в проект
Формулирует:
Осуществляют:
Проблемную ситуацию
Присваивают проблемную ситуацию
Проблему
Присваивают проблему
Цель и задачи
Принимает цели и задачи
Деятельность
Учитель
Учащийся
2–й этап:
организация деятельности
Предлагает:
Осуществляют:
Организовать группы
Разбиение на группы
Распределить роли (обязанности)
Распределение ролей
Спланировать
деятельность
по
решению
задач проекта
Планирование работы
9
Возможные формы презентации
Выбирают формы презентации
Деятельность
Учитель
Учащийся
3–й этап:
Осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают самостоятельно:
Консультирует по запросу
В соответствии с ролью (обязанностью)
Контролирует ненавязчиво
Консультируются по необходимости
Даёт новые знания по запросу
«Добывают» недостающие знания
Репетирует презентацию
Подготавливают презентацию
Деятельность
Учитель
Учащийся
4–й этап:
Презентация
Принимает отчёт:
Демонстрируют:
Обобщает результаты
Понимание цели и задачи
Подводит итоги обучения
Умение планировать и осуществлять работу
10
Оценивает
умение
общаться,
слушать,
обосновывать своё мнение
Найденный способ решения проблемы
Акцентирует внимание на воспитательном
моменте:
умение
работать
в
группе
на
общий результат
Рефлексию деятельности и результата
Дают
взаимооценку
деятельности
и
её
результативности
ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие
проектное задание.
-- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Финансовое обеспечение : спонсорские родительские средства.
_____________________________________________________________________________
Список литературы
11
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии
обучения //Директор школы. 1995. № 6.
4. Календарно – обрядовая поэзия сибиряков. ( Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н., Мельников. –
Новосибирск, 1981)
5. Круглов Ю.П. Русские свадебные песни, - М.,1978
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. – М. , 1978
7. Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей (под ред. В.К. Соколова, - М. , 1982)
8.
Народная
культура
Сибири:
научные
поиски
молодых
исследователей.
–
Омск:
издательство Ом ГПУ, 2001.
9.
Материал,
записанный
со
слов
старожилов,
проживающих
в
деревнях
Седельниковского района и села Седельникова.
10. Сборник статей «Научно – исследовательская деятельность ученика и учителя»- Омск:
ООИПРО, 2004.
12