Напоминание

Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся


Автор: Яук Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Седельниковская СШ №1"
Населённый пункт: село Седельниково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1» Седельниковского муниципального района Омской области


ПРОЕКТ
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся Яук Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы; адрес: Омская область, с. Седельниково, улица Советская, 22 телефон: 21-5- 56 1
Содержание 1. Актуальность проекта ……………………………………………….. 2 2. Проблема, цель и задачи проекта ………………………… 3 3. Структура проекта ……………………………………………………...4 4. Этапы реализации проекта ……………………………………………..6 5. План работы ……………………………………… 7 6. Этапы реализации ученических проектов ….8 7. Правила и принципы работы над проектами ……………………………10 9. Литература …………………………………………………………….....11



2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Духовно-нравственное воспитание учащихся - первостепенная задача современной образовательной системы, важный компонент социального заказа для образования. Системе образования отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В первую очередь, конечно, ценностные качества личности формируются в семье. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного

образовательного

стандарта

общего

образования

является

Концепция

духовно-

нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. В настоящее время краеведению отводится значительная роль в решении духовно – нравственного воспитания. Необходимость внедрения проекта связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Изучение традиций своего народа - важные составляющие культуры современного человека. 3
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с культурой своей малой родины. С детства люди впитывают традиции своего народа. Чтобы человек стал настоящей личностью, необходимо с юных лет прививать ему любовь к культуре своего народа. Нужно бережно хранить доставшееся нам наследие. В настоящее время люди возрождают традиции, обычаи своих предков, так как каждому человеку необходимо знать историю, культуру своей страны. Но нельзя знать историю страны, не зная истории и культуры своей малой родины. Как известно, нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого. И не случайно академик Д.С. Лихачёв ввёл такое понятие, как экология «культуры», которое означает и сбережение культурной среды, и сохранение активной действенной памяти о прошлом любого народа, и понимание невосполнимости разрушенных памятников и явлений культуры, и осознание опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к родной истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим предкам. Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений, и он обязан передать свои культурные ценности потомкам. Поэтому нужно беречь традиции, которые сохранились от наших предков, и сохранять их. В своей практике я часто сталкиваюсь со следующими
проблемами:
отсутствие доступной информации по литературному краеведению своего края;  отсутствие у учащихся знаний по литературному краеведению;  отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;  слабое умение представить окружающим полученные знания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края; Знакомство с литературным наследием (достопримечательностями и людьми, прославившими родной край в стихах, рассказах, очерках); Знакомство с литературной картой Омской области.
ЗАДАЧИ:
Обогащать и систематизировать знания детей о культурном наследии Седельниковского района и Омской области. 4
 Развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и литературному наследию родного края.  Совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно - исследовательской деятельности.  Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.  Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
способствует ли изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края воспитанию духовно – нравственной личности?
УЧАСТНИКИ

ПРОЕКТА:
учащиеся 7 класса, МКОУ «Седельниковская СОШ №1», учитель русского языка и литературы, родители учеников, специалисты Центральной районной библиотеки, специалисты Центра русской традиционной культуры, специалисты Седельниковского музея истории.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
сентябрь 2016 – май 2017
ВИД ПРОЕКТА:
творческий, долгосрочный, групповой.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
проектная.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Детские

проекты
: презентации, видеофильмы, мини – спектакли, альбомы, исследовательские работы.
ИНФОРМАЦИОННО–ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОСНАЩЕНИЕ:
центральная детская и школьная библиотеки, интернет - ресурсы, музей, оборудование для съёмок: видеокамера, фотоаппарат.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

Личностные
: приобретение детьми знаний о своем родном крае, воспитание чувства любви к своей малой родине, к её духовному наследию. Приобретение учащимися общечеловеческих ценностей. Эмоциональное благополучие учащихся. Отсутствие асоциального поведения у учащихся.
Метапредметные: у
мение вести проектную работу (способность разработать, защитить, внедрить проект). 5

Предметные:
Учащиеся должны
знать
: Фольклор Седельниковского района. Зимние календарные обряды и обрядовый фольклор. Весенне – летняя обрядность и обрядовый фольклор. Поэзия и проза Седельниковского района. Творчество писателей Омского Прииртышья.
Для педагога:
- повышение профессионализма; - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; - личностный и профессиональный рост; - самореализация.
Для родителей
- повышение уровня личностного сознания; - укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; - самореализация.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами: 1)
Принцип развития
– отражает четкую ориентацию на развитие личности. 2)
Принцип дифференциации и индивидуализации
– предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи. 3)
Принцип диалогического общения
– отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта. 4)
Принцип доступности
– предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности –
достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта: групповая форма работы;

Этапы работы:
1. Диагностический сентябрь 1. Р а з р а б о т к а д и а г н о с т и ч е с к о г о и н с т р у м е н т а р и я д л я и з у ч е н и я о б р а з о в ат е л ь н ы х п о т р е б н о с т е й участников проекта (Приложение 1). 2. Проведение диагностики и анализ ее 6
итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту (Приложение 2) 2. Организационный октябрь У т в е р ж д е н и е п р о е к т а «Духовно- нравственное воспитание учащихся». О п р е д е л е н и е н а п р а в л е н и й исследовательских работ обучающихся. 3. Практический ноябрь апрель Реализация основных мероприятий, выполнение исследовательских проектов обучающимися. 4. Итогово-аналитический май 1. Анализ и обобщение результатов проекта; 2. Рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике
План работы в рамках детско-родительского творческого проекта

Направление

Содержание работы

Ответственные
1 Фольклор Седельниковского района. Работа с информаторами. Запись пословиц, поговорок, пестушек, п от е ш е к , ч а с туш е к . З а п и с ь материала, авторами которого я вл я ют с я д е т и ( д р а з н и л к и , прозвища, поддевки, небылицы, п е р е в ё р т ы ш и , с ч и т а л к и , скороговорки, загадки). На основе собранного материала разработка творческих проектов. Классные руководители
(5

класс).
Учитель русского языка и литературы.(Яук Н..В.).Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители. 2 Диалекты. Учебные проекты. Работа над составлением словаря диалектных Классные руководители (
6

класс).
Учитель русского 7
Зимние календарные обряды и обрядовый фольклор. слов Седельниковского района. Знакомство с зимними календарными обрядами (колядование, масленица). Работа с информаторами. языка и литературы (Яук Н.В.).Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители. 3 Весенне – летняя обрядность и обрядовый фольклор. Учебные проекты. Р а б о т а с информаторами. Весенне – летняя о б р я д н о с т ь ( С о р о к и , Б л а г о в е щ е н ь е , В е р б н о е воскресенье, Пасха Христова). Семицко – Троицкие обряды. Осенняя обрядность. Песни, игры, связанные с этими праздниками. Р а з ы г р ы в а н и е о б р я д о в . Оформление материала. Классные руководители
(7

класс).
Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители. 4 Поэзия и проза Седельниковского района. Встречи с поэтами и писателями, проживающими в Седельниковском районе. Изучение литературного наследия в библиотеке, музее. Учебные проекты. Классные руководители
(8

класс).
Библиотекари. Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Детский актив. Родители. 5 Литературная карта Омской области. Изучение творческого наследия писателей Омского Прииртышья. Экскурсия в библиотеку города Тары, экскурсия в музей Ф. М. Достоевского. Учебные проекты. Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Классные руководители ( 9 классы).Детский актив. Специалисты районной и школьной библиотеки. Родители.
Этапы реализации ученических проектов
8
1-й – погружение в проект; 2-й – организация деятельности; 3-й – осуществление деятельности; 4-й – презентация результатов. Деятельность Учитель Учащийся 1 –й этап: погружение в проект Формулирует: Осуществляют: Проблемную ситуацию Присваивают проблемную ситуацию Проблему Присваивают проблему Цель и задачи Принимает цели и задачи Деятельность Учитель Учащийся 2–й этап: организация деятельности Предлагает: Осуществляют: Организовать группы Разбиение на группы Распределить роли (обязанности) Распределение ролей Спланировать деятельность по решению задач проекта Планирование работы 9
Возможные формы презентации Выбирают формы презентации Деятельность Учитель Учащийся 3–й этап: Осуществление деятельности Не участвует, но: Работают самостоятельно: Консультирует по запросу В соответствии с ролью (обязанностью) Контролирует ненавязчиво Консультируются по необходимости Даёт новые знания по запросу «Добывают» недостающие знания Репетирует презентацию Подготавливают презентацию Деятельность Учитель Учащийся 4–й этап: Презентация Принимает отчёт: Демонстрируют: Обобщает результаты Понимание цели и задачи Подводит итоги обучения Умение планировать и осуществлять работу 10
Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение Найденный способ решения проблемы Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат Рефлексию деятельности и результата Дают взаимооценку деятельности и её результативности
ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. -- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. - Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом. - Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Финансовое обеспечение
: спонсорские родительские средства. _____________________________________________________________________________ Список литературы 11
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6. 4. Календарно – обрядовая поэзия сибиряков. ( Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н., Мельников. – Новосибирск, 1981) 5. Круглов Ю.П. Русские свадебные песни, - М.,1978 6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. – М. , 1978 7. Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей (под ред. В.К. Соколова, - М. , 1982) 8. Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей. – Омск: издательство Ом ГПУ, 2001. 9. Материал, записанный со слов старожилов, проживающих в деревнях Седельниковского района и села Седельникова. 10. Сборник статей «Научно – исследовательская деятельность ученика и учителя»- Омск: ООИПРО, 2004. 12


В раздел образования