Автор: Зарецкая Ольга Игоревна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П.Вишневской"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Тема: Художественно-технологическая обработка и имитация ткани для театрального костюма.
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«КОЛЛЕДЖ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО
ИСКУССТВА имени Г.П.Вишневской.»
Художественно-технологическая обработка и имитация
ткани для театрального костюма.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Исполнитель – преподаватель отделения
Театрально-Декорационного искусства
Зарецкая Ольга Игоревна
Москва, 2022
Введение.
Задачей предмета «Художественно-технологическая роспись ткани» является
приобретение
студентами
навыков,
позволяющих
выполнять
самостоятельные работы по росписи театральных тканей и применение этих
навыков в изготовлении театральных костюмов.
Ткань занимает важное место в декорационном оформлении спектакля. На
сцене ткань должна соответствовать стилю исторической эпохи, своим
цветом, фактурой, орнаментом подчеркивать характер действующих лиц,
работать на создание образов героев. Обычные ткани редко отвечают этим
требованиям. Поэтому почти для каждого спектакля ткани обрабатывают в
мастерской театра. Особенно это необходимо при оформлении исторических
пьес, кинофильмов, когда нужно дать имитации старинных материалов.
Художник, занимающийся обработкой ткани, не может быть только
техническим исполнителем. Он должен творчески участвовать в процессе
изготовления ткани, поэтому преподавание этого предмета следует вести по
принципу художественного совета, т.к. данная учебная дисциплина тесно
связана с живописью, рисунком, композицией, историей изобразительного
искусства и моделированием, конструированием и технологией театрального
костюма.
Очень важно с первого занятия заинтересовать учащихся, пробудить желание
к дальнейшей учебной творческой деятельности по данной дисциплине,
развить познавательный интерес и любовь к будущей профессии.
Для этого большую роль играет наглядность, возможность рассмотреть
образцы тканей, с помощью иллюстраций, фото- и видеоматериалов
наиболее
полно
представить
их
разнообразие,
характер
пластики,
художественную выразительность, назначение.
Каждый вид ткани имеет свой рисунок и цвет, которые обуславливаются
фактурой ткани, техникой ее изготовления и назначением, соответственно
при выборе техники имитации нужного образца все это требуется учитывать.
Иногда бывает целесообразно взять за основу ткань с готовым рисунком
(особенно, если она имеет интересную, трудно имитируемую фактуру) и
видоизменить ее путем росписи или аппликации. В зависимости от задания
можно раздробить слишком крупные формы рисунка или объединить мелкий
орнамент, ввести более насыщенные тона или приглушить слишком яркие и
т.д. Так используется ткань фабричного производства, если удается довести
ее до полного соответствия с эскизом оформления спектакля.
При работе над тканью важен жанр представления, для которого она
предназначается.
Для спектаклей драматических театров обычно незначительно имитируют
настоящие ткани, делают их по возможности близкими к подлинным.
В оперных, балетных театрах, где спектакли носят более условный характер,
ткань обрабатывается в декоративной манере, резче подчеркивается ее
фактура, часто применяются аппликация, всевозможные нашивки.
В цирке и в оперетте чаще употребляются легкие ткани ярких тонов,
блестящие шелка, атлас, светящиеся краски, ткани расшиваются блестками,
цветными
камнями,
стразами,
что
помогает
создать
динамичное,
праздничное зрелище.
Рисунок, цвет, фактура – вот основные средства воздействия, которыми
располагает художник, обрабатывающий ткани для сцены. Они должны
быть строго координированы между собой и подчинены общей задаче
построения всего спектакля.
Работая над тканью, следует помнить, что она должна составлять единое
художественное целое со всем оформлением спектакля. Поэтому цвет,
орнамент и фактуру обрабатываемой ткани необходимо
органически
увязывать со всеми декорациями, продумать, как они будут «читаться» в
заданном сценическом освещении.
Обрабатывая ткань для сцены нужно помнить, чтобы фактура не была
однообразной, чтобы гладкие, блестящие части орнамента чередовались с
ворсистыми, матовыми. Ткань с обработанной фактурой выглядит со сцены
гораздо выразительнее и лучше воспринимает свет.
Выбор приема обработки ткани – серьезный вопрос, требующий выдумки и
художественного вкуса.
Специфика работы над одноцветной и многоцветной
набойкой.
Цель и задачи уроков: познакомить учащихся с различными видами
орнамента для набойки. Научить художественно-технологически, поэтапно
выполнять набойку. Использовать нужные красители и материалы, учитывая
специфику театрального освещения и восприятия рисунка ткани на
расстоянии.
Практическое задание:
1) выполнить образец одноцветной набойки на ткани (60/50cм).
2) выполнить образец многоцветной набойки на ткани (60/50cм).
Практическое
задание
следует
давать
учитывая
индивидуальные
особенности студентов и возможное применение данной разработки
рисунка орнамента в работе над театральным костюмом.
Одним
из
распространенных
приемов
художественно-технологической
обработки ткани является набойка. Она может служить основой для
последующих работ (имитации вышивки, кружева, парчи, золотошвейных
изделий и т.д.) и являться самостоятельным видом росписи ткани.
Ра
боту над набойкой обычно начинают с изготовления рисунка орнамента,
который создается на основе иллюстративных материалов или образцов
подлинных тканей, если не требуется точного воспроизведения некоего
образца. При работе над орнаментальной композицией следует помнить
законы ее построения.
Утвердив выбранную композицию, определяют раппорт.
Раппортом орнамента называют минимальную и простую по форме
площадь, включающую мотив и расстояние до соседнего мотива.
Различают сетчато-раппотный, линейно-раппортный и монораппортный
орнаменты.
Раппорт сетчатого орнамента может быть в форме любой геометрической
фигуры различной сложности.
Раппорт можно повторять по прямой линии, по диагонали, иногда он имеет
ось симметрии посередине и т.д. Достаточно нарисовать один раппорт
рисунка, а потом, повторяя его при помощи кальки или трафарета, получить
законченный орнамент.
Изготовляя орнамент для тканей, предназначенных на костюмы, необходимо
учитывать пропорции и формы человеческой фигуры, характер движений
данного персонажа. Кроме того, орнамент должен сочетаться с покроем
одежды. Иногда бывает целесообразно компоновать орнамент на скроенном
или готовом костюме, утяжеляя и укрупняя к низу.
Большое значение имеет вопрос масштаба: слишком мелкий рисунок может
оказаться невыразительным, неинтересным со сцены, слишком крупный
масштаб
неправдоподобным,
неубедительным,
т.к.
каждый
рисунок
рассчитан
на
определенный
размер,
и
его
нельзя
увеличивать
до
бесконечности.
Перевести нужный рисунок с основного эскиза или фото на рабочий эскиз,
можно по клеткам, а более удобно воспользоваться сканером и распечатать
эскиз на принтере, уже задав нужный размер.
Для технологического исполнения набойки требуется трафарет.
Трафарет изготовляется из грунтованного картона (лучше всего из тонкого и
плотного), из бумаги – полуватмана, пропитанной воском, парафином, или
целлулоидной пленки. Для студентов целесообразнее выполнять трафарет из
бумаги, пропитанной парафином, это удобно и легко в условиях учебной
аудитории.
Приступая к работе над трафаретом, следует перевести рисунок с шаблона на
подготовленный картон или бумагу. Удобнее всего это делать при помощи
копировальной бумаги.
Переводя и вырезая рисунок, нужно обязательно оставлять на трафарете поля
от 5 до 10 см в зависимости от размера кисти, поролоновой губки, которой
производится работа.
Трафареты бывают простые, когда весь рисунок вырезается на одном листе,
и сложные – многоцветные, когда для каждого цвета вырезается отдельный
трафарет и они по очереди накладываются на ткань. При изготовлении
сложного трафарета нужно переводить рисунок или картон очень аккуратно,
не сдвигая шаблона, т.к. иначе трафареты отдельных цветов не совпадут.
Чтобы точно совпадали трафареты, на каждом листе картона следует сделать
не менее двух контрольных меток-отверстий, которые накладываются одна
на другую.
Для рисунка с насыщенным орнаментом лучше изготовить трафарет, в
котором вырезан не орнамент, а фон.
Довольно часто для функциональности трафарета приходится изготавливать
дополнительные
перемычки,
не
входившие
ранее
в
орнаментальную
композицию, которые следует органически ввести в рисунок: увеличивать
некоторые его части, вставлять новые детали, объединять отдельные
элементы, рисовать перемычки по форме орнамента. В этом случае
перемычки мало заметны, и их не нужно закрашивать.
Трафарет
вырезают
острым
ножом-резаком,
подложив
фанеру
или
деревянный планшет.
Далее выполняется сама набойка.
Не целесообразно покрывать орнамент краской четко и равномерно. Ткани
получаются гораздо живописнее и мягче, если краски наносятся на них
легко. Кроме того, в один и тот же трафарет иногда вводят разные тона,
постепенно переходя от одного к другому. В этих случаях даже при
обработке материала по простому трафарету достигаются весьма интересные
результаты.
При работе сложными многоцветными трафаретами имеется возможность в
каждом
отдельном
картоне
разнообразить
тона,
находить
различные
переливы и добиваться большей живописности. Можно подчеркивать
краской форму рисунка или путем растушевки создавать впечатление
отдельных деталей и орнамента в целом.
Можно положить на трафарет металлическую сетку или рамку с натянутыми
веревками и работать так, чтобы они отпечатывались на ткани. Иногда сверх
основного
трафарета
с
орнаментом
накладывают
лист
картона
с
вырезанными полосами или клетками, изображающими фактуру ткани.
Краска наносится на материал сразу через два трафарета, причем основной
остается неподвижным, а верхний постепенно передвигается.
Для работы по трафарету употребляются поролоновые губки, щетки,
трафаретные кисти, круглые и плоские щетинные кисти, словом, любые
щетки и кисти с жестким волосом, т.к. работа производится путем втирания
краски в ткань. Очень удобно работать по трафарету аэрографом.
Для росписи по трафарету применяются самые разнообразные краски:
анилиновые, масляные, акриловые.
Необязательно делать трафарет целиком для всего орнамента. Можно
вырезать отдельные небольшие детали, например, несколько цветков и
листьев разной формы, и компоновать их на ткани.
Обработка тканей по трафарету широко применяется в театре. Этот способ
очень удобен: ускоряет работу и удешевляет изготовление театрального
костюма.
Тема одноцветной и многоцветной набойки является основополагающей
в изучении данной дисциплины. Кроме того, при выполнении образцов
одноцветной и многоцветной набойки студенты обобщают и применяют
знания,
полученные
по
другим
предметам:
композиции,
истории
костюма, живописи и рисунка и тем самым имеют возможность
попробовать себя в роли дизайнеров по ткани. Данная работа требует от
студентов проявления трудоспособности, усидчивости, фантазии и
художественного вкуса - это необходимо в их будущей профессиональной
деятельности.
Специфика работы по имитации вышивки.
Цель и задачи уроков: познакомить студентов с различными видами вышивок
и их особенностями. Научить технологически правильно, в нужной
последовательности выполнять имитацию вышивки, достигая наибольшей
художественной выразительности и схожести с выбранным образцом.
Практическое задание: выполнить образец имитации одного вида вышивки
на выбор студента.(~20-25/30-35см.).
Практическое
задание
следует
давать,
учитывая
индивидуальные
особенности студентов. Более способные студенты по этой теме могут
выполнить два задания, изучив на практике особенности имитаций разных
видов вышивки. Следует прослеживать связь данной темы с текущей
практической работой по профилирующим предметам: технологии и
моделированию
театрального
костюма,
аксессуарам,
театральным
головным уборам. Например, выполнить образец имитации вышивки,
который может быть применен в изготовлении народного костюма.
В ходе занятий преподаватель дает практические советы, контролируя весь
процесс работы, обращая внимание на особенности выразительности данной
имитируемой вышивки, заостряя внимание на композицию орнамента, цвет и
фактуру, напоминая о специфики театрального освещения и зрительного
восприятия на расстоянии. Для этого желательно
иметь возможность
просмотра , как готовых работ , так и текущих на сцене учебного театра.
К данной теме преподавателю следует подготовить достаточное количество
наглядного материала. Это и подлинные образцы различных вышивок в
оригинальном исполнении, и удачные образцы имитируемых вышивок,
выполненные студентами, и образцы, выполненные преподавателем. Важно
подготовить
достаточное
количество
иллюстративного
материала:
фотографии, рисунки, с которых можно производить копию, хотя не менее
полезно, когда студент самостоятельно подыскивает материал и приходит на
урок уже целенаправленным.
Для пробуждения интереса к данной теме следует обратиться к истории
вышивки. (Краткое сообщение-доклад может сделать один из студентов.)
Из истории вышивки
.
Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать
прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах
народных вышивок. Искусство вышивания имеет многовековую историю.
Вавилон уже в древности был известен своими вышивками и, по
предположению, там и был изобретен способ- вышивать ткани нитями
разных цветов.
О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют
сохранившаяся вышитая одежда на мумиях.
Первые ткани и вышивки делались из шерсти. Когда в Египте были
открыты волокнистые свойства растений, из них стали изготовлять
тончайшие ткани, которые употреблялись у всех древних народов для
вышивания.
Позднее в Индии был найден хлопок из которого производили ткани с
интересной фактурой и по которому вышивали шерстяными, бумажными,
золотыми нитками.
Гораздо позже стал известен шелк. Родиной его был Китай. Китайцы
ревниво оберегали свое производство шелковых нитей. Византийский
император прибегнув к хитрости добыл несколько шелковичных червей.
В Византии искусство вышивки достигло высокого уровня. В VII веке от
Рождества Христова вышивали не только одежду, но и конские сбруи,
седла, в вышивки стали вводить золотые и серебрянные нити.
На Руси искусство вышивания предположительно появилось одновременно с
домотканной
одеждой,
а
возможно
и
раньше.
В России в ходу было вышивание по полотну и выдергивание по нему ниток-
мережек. Эта работа требовала большой усидчивости и терпения, что
безусловно вырабатывало характер женщины, крестьянские девушки к 15-
ти годам должны были приготовили себе приданное: вышитые скатерти,
полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
Наши царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и
окруженные сенными девушками, воспроизводили причудливые и богатые
вышивки шелками и золотом с примесью бус, жемчуга и самоцветных
камней. В качестве фона могли служить прозрачные восточные и западные
ткани - тафта, камка, атлас.
Самым старинным швом на Руси
считалась «роспись» или полукрест
двусторонний.
Исполнялся
преимущественно
на
полотенцах,
рубахах,
передниках, подзорах красными нитками.
Основной материал для вышивки на Руси-домотканный холст. Его чаще
ткали из волокна конопли, реже использовали льняное, т.к. оно дороже и из
него шили праздничные рубахи.
Народная
вышивка
выполнялась
без
предварительного
рисунка.
Вышивальщицы свои узоры знали наизусть: изображение птиц, животных,
цветов, листьев и древа.
Мотивы:
К концу XVI-началу XVII
века в русской вышивке широко применялся
травный орнамент(причудливые плоды и цветы, нередко представленных
как бы в разрезе). Цвет: алый, малиновый, розовый.
Древо жизни-излюбленный мотив, символизирующий мудростьвышивался
яркими красными цветами различными техниками:двусторонним швом
«роспись»,
строчевой
техникой,
гладью,
тамбуром,
золотным
и
жемчужным приемом шитья(обычно выполнялся на полотенцах).
Женская фигура и древо- основной сюжет в русской вышивке.
Птица-наиболее любимый и распространенный сюжет (обычно выполнялся
на полотенцах, одежде и головных уборах).
Животные:олени, кони, львы-встречающиеся мотивы.
Геометрический орнамент-состоял из ромбов, квадратов, поставленный
на угол, кругов. Ромб и круг в народном сознании ассоциировался с
солнечным
кругом,
с
солнцем
рождающим.
Цвет-красный,
считался
чудодейственным и связывали его с плодородием.
Русскую народную вышивку можно объединить в три большие группы:
северную, центральную и южную. Для всех районов России в равной
степени характерно применение геометрического, растительного и
изобразительного орнамента. Трактовка же мотивов во многом зависит
от
технических
приемов
выполнения
вышивки,
которыми
в
совершенстве владели мастерицы каждой местности.
С 18 века вышивкой занималось все население. Она становится основным
занятием девушек-крестьян. Городская вышивка постоянно испытывала
влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со
стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства.
Имитация различных видов вышивки.
Виды вышивок различаются характером стежка. Самые основные:
стежок крестом, стежок гладью, стебельчатый стежок, тамбурный,
стежок «елочкой» и узелковый. Также в каждой конкретной вышивке
педъявляются свои требования к ниткам , цвету и материалу-основе, что
не мало важно в работе по имитации.
В театре нередко приходится имитировать разного рода вышивки. Подлинная
вышивка применима на камерной сцене или в кино (имитация тоже
применима), а на фоне живописных декораций мало заметна и не
выразительна и требует либо доработки (например-тамбурный
шов+аппликация), либо замены на имитацию. Немаловажно в театре, что
имитация значительно удешевляет изделие и сокращает время на его
изготовление.
Наиболее распространенные виды имитации вышивок - это крестом, гладью,
«ришелье», мережки. Применима имитация вышивки шерстью, шелком,
бисером, жемчугом и камнями.
В каждом отдельном случае ход имитации выбирается индивидуально, но
есть основные приемы. Для имитации вышивки могут применяться: набойка
по трафарету, роспись рельефной пастой, присыпки окрашенными
ворсинками бархата, аппликация.
Для изготовления рельефной пасты следует смешать в равных пропорциях
клей БФ(можно клей-Момент 100) и масляную краску, предварительно
смешанную в нужный цвет можно добавить масляного лака. Возможно
применение готовых паст, контуров для ткани, дающих выпуклую линию.
Роспись
рельефной
пастой
производится
при
помощи
фунтика
из
прозрачной, оберточной бумаги для цветов, целофана, пергамента.
Фунтик делается следующим образом: берется прямоугольный кусочек этой
бумаги размером 8 на 12 см и свертывается так, чтобы его кончик
приходился на неравные части (приблизительно 5 и 7 см.). Меньшая часть
должна быть завернута внутрь, а большая останется сверху. Свертывать
такой пакетик удобнее вокруг указательного пальца. Отверстие не нужно
оставлять. Фунтик следует складывать так, чтобы линии среза оказались
посередине, и крепко пригладить по ребрам, чтобы он не разварачивался. В
приготовленный фунтик накладывается паста палочкой или ложечкой, не
пачкая
края.
Фунтик
наполняют
на
одну
треть.
После
фунтик
заворачивается в сторону, обратную той, на которой находится срез
целофана. Когда фунтик наполнен и завернут (можно заклеить скотчем)
ножницами срезают его кончик. Размер отверстия зависит от толшины
линии пасты. Не стоит увеличивать размеры фунтика, т.к. это неудобно в
работе. Рисуют фунтиком, как карандашом. Паста ложится на материал
тонкой линией, которая может быть рельефной и плоской, более выпуклая
менее прочно держится на материале, а плоская впитывается в ткань и
более прочна. Направление штрихов зависит от характера стежков
имитируемой вышивки.
Вышивка крестом:
Зачастую имитацию вышивки крестом начинают с набойки основного цвета
по трафарету масляными или акриловыми красками. Эти краски дают на
ткани четкий контур и не боятся стирки. Трафарет изготовляется
«городками», то есть зубцами, идущими перпендикулярно один к другому и
параллельно нитям ткани (утка и основы). Размер зубцов определяется
масштабом вышивки.
Обычно не нужно делать трафарет для всей вышивки; достаточно вырезать
отдельные элементы, из которых она состоит. Повторяя и компонуя на ткани
одни и те же детали, можно составить из них разнообразные орнаментальные
узоры.
В тех случаях, когда вышивки крестом делаются в очень крупном масштабе,
например на кулисах, и большая поверхность окрашенная в один цвет
выглядит однообразно, следует изготовить трафарет на один квадратик или
крестик размером 2-3 см. и заполнять всю поверхность, передвигая его и
ставя один подле другого.
Вышивки крестом хорошо имитировать рельефной пастой.
Не менее убедительно данная вышивка выглядит при имитации на
вафельном полотенце.
При имитации вышивки шелком или шерстью, настригают шелковые нити,
или ворсинки хлопчатобумажного бархата, или ворс плюша предварительно
окрасив анилиновыми красителями в нужный цвет и присыпать на пасту,
создавая дополнительную фактуру. Подчистив после высыхания излишки
ворса, приступают к работе другим цветом, добиваясь плавности цветовых
переходов.
Вышивка гладью:
Важно с тщательностью вышивальщицы подобрать ткань-основу по цвету и
по качеству, подготовить краски нужных цветов, тем самым создать все
условия для максимального попадания в нужный образец имитируемой
вышивки. Имитация может быть большего размера и выглядеть вблизи
грубовато, зато со сцены, на расстоянии, хорошо «читаться».
Так же, как и в вышивке крестом, лучше сначала нанести рисунок легкой
набойкой по трафарету, а затем рельефной пастой (по тону светлее или
темнее, чем нанесенный рисунок) выполнить штрихи, повторяющие характер
стежка, данной имитируемой вышивки.
Штрихи достаточно наносить не часто, это сохраняет пластичность ткани,
что важно при выполнении имитации вышивки в театральном костюме.
Вышивка «решелье», мережка.
Для основы берут ткань плотную: бязь, полотно.
Рисунок вышивки остается белым, а просветы выполняются по
заготовленному трафарету темной краской. После выполнения набойки
просветов, рельефной пастой выполняется рисунок в соответствии с
характером стежка.
Вышивка бисером, жемчугом и камнями:
Имитируется рельефной пастой разных цветов, которая наносится
маленькими или большими точками в зависимости от размера отверстия на
конце фунтика. Для имитации золотого и серебряного бисера на пасту
присыпают бронзовый или алюминиевый порошок. Для большей
рельефности можно присыпать пшено или горох, предварительно окрасив,
также можно воспользоваться готовыми бусинками.
Имитацию бисера хорошо делать на тюле-сетке.
Старый способ имитации вышивки жемчугом-это приклеивать, крашенный в
алюминиевом порошке на лаке, тот же горох, но в современных условиях
можно воспользоваться готовыми бусами, по необходимости их подкрасив и
пришив или приклеив на горячий клей.
Камни также имитируются разными способами (дорабатываются готовые
пуговицы, приклеиваются блестки и т.д.) или пришиваются готовые стразы.
Выполнив задание по имитации вышивки, важно , чтобы студент нашел
применение полученных знаний при изготовлении театрального костюма,
тем самым не только закрепив полученные технические и художественные
навыки, но и поняв смысл данного задания, саму специфику работы над
костюмом для сцены.
Данная работа достаточно кропотлива, требует тщательного подбора
материала, на котором целесообразно выполнять имитацию, предельно
точно подбирать цветовые замесы краски. Все это особенно важно в
воспитании у студента прилежания, усидчивости, работоспособности.
Специфика работы по имитации кружев.
Цель и задачи уроков: познакомить студентов с различными видами кружев и
их
особенностями.
Научить
технологически
правильно,
в
нужной
последовательности выполнять имитацию кружев, достигая наибольшей
художественной выразительности и схожести с выбранным образцом.
заинтересовать,
вызвать
эмоциональный
отклик,
желание
выполнить
самостоятельно
практическую
работу,
выработать
усидчивость
и
скрупулезный подход к учебе и работе, тем самым заложив основы
профессиональных качеств.
Практическое задание: выполнить образец имитации одного вида кружев по
выбору студента.(~20-25/30-35см.). Например: повторить подлинное краевое
кружево и затем применить его в изготовлении исторического, театрального
костюма.
Практическое
задание
следует
давать,
учитывая
индивидуальные
особенности студентов. Более способные студенты по этой теме могут
выполнить два задания, изучив на практике особенности имитаций разных
видов кружев. Следует прослеживать связь данной темы с текущей
практической работой по профилирующим предметам: технологии и
моделированию
театрального
костюма,
аксессуарам,
театральным
головным уборам.
Преподаватель дает практические советы, обращая внимание на особенности
выразительности данного имитируемого кружева, заостряя внимание на
характер
кружева,
пластику
и
фактуру,
напоминает
о
специфики
театрального
освещения
и
зрительного
восприятия
на
расстоянии.
Возможность просмотра, как готовых работ, так и текущих на сцене учебного
театра так же необходима.
К данной теме преподавателю следует подготовить достаточное количество
наглядного материала. Это и подлинные образцы различных кружев в
оригинальном исполнении, и удачные образцы имитируемых кружев,
выполненные студентами, и образцы, выполненные преподавателем. Важно
подготовить
достаточное
количество
иллюстративного
материала:
фотографии, рисунки, с которых можно производить копию, хотя не менее
полезно, когда студент самостоятельно подыскивает материал и приходит на
урок уже целенаправленным.
Чтобы пробудить интерес к данной теме можно обратиться к истории
кружев. (Это можно дать одному из студентов, как краткое сообщение-
доклад.)
Из истории кружев.
«Нельзя не надивиться, сколько времени отдавала женщина работам,
совершенно непроизводительным с экономической стороны, но которые в
высшей степени необходимы для духовной жизни, вводили русский народ в
тот мир фантазий, где он чувствовал себя полным хозяином, и где, наконец,
творческому замышлению русской женщины открывалось широкое поле».
Стасов В.В. «Русский народный орнамент». 1872 г.
В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое
иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках и крючком.
Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное.
Третий представляет другой технический вид — вязку
На Руси кружева плетут с тринадцатого века. Игольное шитое кружево
в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого
развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.
Сначала их плели из золотых нитей для украшения одежды самых знатных и
богатых людей. Творческие находки русских мастериц настолько
самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское
кружево». В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких
особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как
Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел
и Елец и других, которые выражаются в богатстве колорита, разнообразии
технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере
орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.
В Европе кружева появились даже немного позже. Первое европейское
кружево появилось в Италии и называлось "обрано", что означало "стежок в
воздух". Это кружево выполнялось иглой и не имело тканевой основы.В
эпоху Ренессанса появились белые кружева.Кружева начали чаще
использовать для воротников и манжет, а затем и для нижнего белья. Это
потребовало более изящной работы. Для кружев стали применять более
тонкие нити и создавать более затейливые узоры. Формы орнамента
заимствовались из геометрии, растительного и даже животного мира.
Центрами классического кружевоплетения в Европе были Италия, Франция и
Нидерланды.
В эпоху барокко кружева стали более пышными и перегруженными
рисунком. Первые кружева имели форму узкой отделочной полосы,
пришиваемой по краю одежды, вдоль застежки, по краю воротника или
рукава. Слово "позумент" по-французски означает "узкая отделка". Термины,
обозначающие кружева на многих языках, переводятся как "зубцы" и
"заостренные наконечники", что указывает на их фестончатую форму.
Вначале кружевные полосы служили обрамлением края одежды.
Впоследствии стали создаваться целые кружевные изделия: накидки, шали,
платочки, салфетки.Часто кружева выполняются в виде полосы из
повторяющихся мотивов. Такое кружево называется мерным. В зависимости
от назначения мерное кружево подразделяется на край-кружево, прошву и
аграмант.
Край-кружево, кайма или краюшка - это полоса, у которой один край прямой,
он пришивается к ткани изделия, а второй край отделочный, фигурный,
оформляется зубчиками, или фестонами.
Прошва - это кружевная полоса, у которой обе кромки имеют ровный край.
Прошва обычно используется при соединении деталей одежды или как
декоративная вставка.
Аграмант - это кружевная полоса с зубцами, или фестонами, с обеих сторон.
Может просто нашиваться на ткань вместо вышивки.
Прошли годы, человек отдав дань интернациональной моде, понемногу
возвращается к родному, исконному. Возрождаются и народные орнаменты,
к которым наши предки относились серьезно. Орнаменты были тесно
связаны с обрядовыми, в том числе охранительными функциями.
Одежда с магическими узорами, по широко распространенному мнению,
обладала чудодейственной силой предотвращать «лихо», которое могли
наслать «злые ветры» и другая нечистая сила.
Доминирующем орнаментом в костюме невесты и молодухи являлись знаки
плодородия, по идее они способствовали деторождению.
Рубахи покосниц служили единственной одеждой в жаркие дни и имели по
низу замкнутую череду охранительных символов.
Ромб с четырьмя более мелкими ромбами-отражал идею засеянного поля.
Взойдут злаки- родится новая жизнь, будет пища-гарантия продолжения
жизни и последующего рождения.
Треугольник основанием вниз-древнейшее обозначение женского начала.
Богиня- мать в образе «древа», и спутница-«пава», водоплавающая птица-
символ души, любви и света.
Все чаще традиционный элемент становится основой современного костюма.
И как полторы сотни лет назад создаются плетеное диво ручным способом.
На
специальной
подставке-пяльцах
устонавливают
подушку,
набитуюопилками, сеном или льном. На подушку с помощью булавок
закрепляют сколок, картон с прорисовкой будущего узора, своеобразную
технологическую карту. Льняные нити кружевница свивает на деревянные
палочки-коклюшки.(6-10 пар коклюшек) и начинается мерный перезвон.
Виды кружев и их имитация.
В театре часто приходится имитировать разного рода кружева и гардинные
полотна. Настоящие кружева «не читаются со сцены», теряются на фоне
живописных декораций и в ярком театральном освещении мало заметны, не
выразительны
и
требует
либо
доработки
(например
аппликации,
настрачивания тесемок, подписи анилиновыми красителями), либо замены на
имитацию. Немаловажно в театре, что имитация значительно удешевляет
изделие и сокращает время на его изготовление.
Кружева имитируются различными приемами в зависимости от того, каким
должен быть размер рисунка, для чего они предназначены, на каком фоне
или подкладке должны быть на сцене.
Кружева бывают очень тонкие с изящным рисунком типа валансьен, и
значительно более декоративные и грубые: плетеные и вязаные. Все они
имеют свои характерные рисунки и требуют разной техники выполнения и
разных тканей для основы.
Тонкие кружева для костюмов хорошо имитируются рельефной пастой на
шелковой марле (газе).
Ткань натягивается на раму, иначе паста пройдет сквозь газ на стол.
Поскольку ткань прозрачна, рисунок подкладывается снизу и по контуру
обводится тонкой линией рельефной пасты или липотонных белил, а
середина заполняется штрихами, напоминающими фактуру настоящих
кружев.
Толщину
линий
следует
менять;
более
толстой
обводят
контур
и
подчеркивают некоторые части рисунка. Иногда для выразительности
целесообразно в некоторых местах присыпать на пасту раздерганный бархат
в цвет кружев.
Края кружева обводятся по контуру пастой и, когда она высохнет,
обрезаются ножницами.
Имитации, сделанные на газе, выглядят со сцены очень хорошо, но газ дорог
и непрочен, поэтому иногда приходится заменять его тюлем или марлей,
шелковым ситом и другими тонкими тканями. Рисунок на них также
наносится пастой, но при этом необходимо помнить, что чем плотнее ткань,
тем меньше виден на ней рисунок, нанесенный белой пастой. Поэтому газ
обычно оставляют белым, так как он очень прозрачен, а более плотные ткани
приходится прописывать по трафарету, или от руки, или подкрашивать
целиком, чтобы создать впечатление просвета в кружевном рисунке. Чаще
всего
ткань
предварительно
подкрашивают
нейтральными
серовато-
голубоватыми или серовато-коричневыми тонами, которыми лучше всего
передается ощущение прозрачности материала.
Цвет окраски ткани следует выбирать в зависимости от того, на каком фоне
будет дано кружево на сцене, чтобы казалось, что фон просвечивает сквозь
кружево. Если кружева на сцене попадут на белый или на очень светлый фон,
подкрашивать их нужно весьма осторожно, так, чтобы не затемнить ткань,
иначе утеряется ощущение белого кружева.
Чем темнее выкрашена ткань, тем эффектнее выглядят на ней кружева.
Поэтому, если на сцене кружева будут даны на темном фоне, основную ткань
следует подкрашивать потемнее. В таких случаях, в качестве основы
употребляют даже такую дешевую ткань, как простая марля, особенно если
на ней пастой будет нанесен насыщенный рисунок.
Декоративные кружева
(то есть такие, у которых рисунки крупнее и
насыщеннее) делают по трафарету, вырезанному из тонкой полуватманской
бумаги или целлулоидной пленки. При этом вырезается не рисунок, а фон,
таким образом, закрашенными оказываются просветы кружева, а рисунок
остается белым. Роспись производится нейтральным цветом с учетом тона
подкладки, на которой будет видно кружево.
Ткань лучше всего трафаретить масляными красками, разведенными на
олифе: они ложатся более четким контуром, а олифа придает ткани
некоторую прозрачность.
Краска должна накладываться не совсем ровно. В каждом просвете трафарета
тон усиливают с одной стороны и затем постепенно сводят его на нет; от
этого получается ощущение светотени.
Трафарет можно перекрывать какой-нибудь сеткой; ее отпечаток на ткани
создает впечатление тюлевого фона. Этим приемом пользуются при
имитации кружев с крупным рисунком.
Кружево, сделанное таким образом, рекомендуется дополнительно расписать
белой рельефной пастой; это значительно улучшает его. Кое-где можно
подчеркнуть контуры рисунка, кое-где заштриховать, обвести пастой его
края.
Когда паста высохнет, лишнюю ткань обрезают: паста склеивает край
материала и не дает ему осыпаться.
Имитация также производится с помошью трафарета, сделанного из
настоящих кружев.
Кусок кружева (не менее одного рапорта) натягивают на стол, пропитывают
растопленным воском и проглаживают горячим утюгом. Когда воск
застынет, трафарет готов.
Роспись
по
такому
трафарету
делают
кистью
и
пульверизатором,
обязательно анилином или тушью. Масляная краска для этой работы
непригодна, она растворяет воск на трафарете.
Рисунок кружев можно подчеркнуть рельефной пастой.
Золотые и серебряные кружева изготавливаются таким же способом, только
на пасту присыпается бронза или алюминий.
Имитация
черных
кружев
делается
черной
пастой.
Если
кружева
изготавливаются из очень прозрачного материала, как, например, газ или
тюль, его окрашивают в черный цвет. Более плотные ткани окрашиваются
немного темнее того фона, на котором будет дано кружево на сцене.
Черные кружева делаются и по трафарету. Для этого вырезается не фон, как
для имитации белых кружев, а рисунок. В основу берут ткань, окрашенную
под цвет фона, на котором будет показано кружево, и затем трафаретят по
ней масляной краской черного цвета или тушью.
Кружева крупного масштаба (например, для занавеса). Основа – тюль,
подкрашенная в нейтральный цвет марля.
Изготовление
:
а)
применяя различные аппликации.
Ткани для аппликации: бязь, плотный тюль, накрахмаленная марля, шелк,
плюш, шнуры, тесьма, «косички» сплетеные крупным крючком из полосок
марли (3-8 см).
Основу натягивают на полу по шнурку и угольнику. Рисунок предварительно
наносится мелом на полу, по основе раскладываются заготовленные по
шаблону детали аппликации. (Детали для экономии времени вырезают из
ткани сложенной в 3- 6-8 слоев) Они пришиваются или приклеиваются. Клей:
разведенный желатин, универсальный клей для ткани.
Дополняют
аппликацию
пришивом
шнуров,
тесьмы,
«косичками»,
выложенными
по
рисунку.
Рисунок
можно
подштриховать,
обвести
рельефной пастой.
б) по трафарету вырезается фон.
Этот способ сокращает количество
аппликаций-нашивок.
Золотые кружева
Основа темного цвета.
Аппликация из подкрашенной в охру и подкрахмаленной марли, тюля,
бархата, шелка и др. На не высохший крахмал поддувают бронзовый
порошок. После подписывают, где требуется, пастой золотистого цвета и на
нее присыпают бронзу. Возможно дополнение аппликации из золотой парчи.
Гардинный тюль
Основа-тюль или марля.
Фон рисунка набивают по трафарету нейтральным цветом и где необходимо,
для обогащения фактуры дорабатывают рельефной пастой. Так же в данной
имитации эффективно применение аппликации из тюля или марли.
Плетеные кружева имитируются различными способами:
а) Основа: марля, тарная ткань и т.д., предварительно окрашенная в темный
цвет, возможно черный.
Рисунок наносится пастой, линиями разной толщины, иногда применяют
шнуры, тесьму,не нарушающую пластичность имитации.
б) по трафарету вырезают фон, а на ткани остается рисунок.
Выполнив задание по имитации вышивки, важно , чтобы студент нашел
применение полученных знаний при изготовлении театрального костюма,
тем самым не только закрепив полученные технические и художественные
навыки, но и поняв смысл данного задания, саму специфику работы над
костюмом для сцены.
Данная работа достаточно необычна, интересна и несмотря на
сложность, является одной из любимых тем у студентов. Важно
подбирать интересные образцы для имитации, а результат данной
работы радует студента, побуждая на применение имитации кружев в
изготовлении театрального костюма. Таким образом возникает интерес
к творчеству, учебе и любовь к будущей профессии.
Список литературы
Арманд Т.А. «Орнаментация тканей», М, Академия, 1931.
Быков А. «Пава и Древо: очерки истории вологодского кружевоплетения».
Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Владос, 2000.
Навожилова Н «Старинная тверская вышивка и народный костюм», ООО
«Издательство М.Леонтьевой», 2005г.
Ю.Я.Герчуг. «Что такое орнамент» М, «Галарт», 1998.
Рудин Н.Г. «Художественная оформление тканей», М., Экономика, 1964.
Элияссон И.Л. «Художественная обработка тканей для сцены» М.,
Искусство, 1968.