Автор: Елена Александровна Никифорова
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 п. Новозавидовский
Населённый пункт: Тверская область
Наименование материала: профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства
Тема: " Индивидуальный подход на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта изучения темы.
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
5 «А»
Тип урока
Урок – декоративное рисование
Тема
«Красота осени в книжной графике. Осенние листья с росписью»
Цель
Создать условия для работы с нетрадиционными материалами, с аппликацией, композицией рисунка , учить
рисовать узоры по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; воспитывать бережное отношение
к родной природе.
Основные термины и
понятия
Аппликация, роспись, орнамент, композиция, цвет, динамика, узор
Организация пространства.
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
. Технические средства:
Ноутбук,телевизор
. Экранно-звуковые пособия:
Презентация в Power Point
-Наглядные средства
Рисунки по теме
Планируемый результат.
Предметные умения:
.умение составлять композицию, используя заготовки и
аппликацию
.Выполнить индивидуальный проект, используя заготовки с
предыдущего урока
Учебно- творческие умения:
. Уметь наблюдать, фантазировать при создании образов.
Речевые умения:
Личностные УУД:
.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
. Определять общие для всех правила поведения;
. Определять правила работы в группах;
. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач
данной темы;
. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиции творческой
задачи.
Регулятивные УУД:
. Применять установленные правила в решении задач;
. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
. Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;
. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей
деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
. Ориентироваться в разнообразии способов решения творческих задач;
. Развивать познавательные мотивы;
. Использовать общие приемы в решении задачи;
. Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
. Уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
. Слушать и понимать речь других;
. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
. Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.
Технология изучения.
Этапы урока
Формируемые умения
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
1.Организационный
(этап мотивации).
Метапредметная связь:
. Желание общаться с искусством;
. Умение видеть и воспринимать
проявление художественной
культуры.
Регулятивные УУД :
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
прогнозировать;
Коммуникативные УУД:
-Слушать и понимать речь других;
-Уметь с достаточной полнотой
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
- действия исследования, поиска,
отбора необходимой информации,
моделирование изучаемого
материала;
- самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого характера.
Выявить уровень
подготовки
учащихся к уроку
1.Добрый день ребята!
-Я прошу вас проверить
как организованно ваше
рабочее место.
Обучающиеся проверяют
правильность
расположения школьных
принадлежностей
2. Актуализация
опорных знаний и
умений.
УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе
своё отношение к
- находить в иллюстрациях и
таблицах презентации ответы на
заданные вопросы
Активизация
мыслительных
операций (ана-
лиз,обобщение,клас
сификация и т.д.) и
познавательных
процессов(внимани
е, память).
-выставка рисунков на
тему осенние листья
- просмотр презентации
-рассказ учителя
-
Движение – жизни
течение. Искусство как
универсальный способ
отображения изменчивости
в природе и человеческой
жизни.
-Обратите внимание на
выставку рисунков на
доске, как вы думаете с
какой целью они тут?
- а почему именно
Просмотр выставки
Ответы на вопросы
Составление словесного
определения динамики в
природе
сегодня мы работаем по
заданной тематике?
-вы заметили
многообразие
красочного фона на
картинах в презентации?
Какие оттенки чаще
присутствуют на
работах?
-какие работы можно
выполнить по заданной
теме?
- А как можно одним
выражением обозначитть
тему нашего
сегодняшнего урока?
-тема нашего урока
изучается и на
следующем уроке, как
нам правильно
3.Постановка учебной
проблемы.
Познавательные УУД - действия
по исследованию, поиску и отбору
необходимой информации,
моделированию изучаемого
материала;
- самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого характера
- осуществлять анализ учебного
материала;
- правильно владеть
художественными терминами;
- сравнивать образцы;
-находить общее и разное;
Регулятивные УУД
Обеспечение
мотивации для
принятия цели
учебно-позна-
вательной
деятельности
творческого
характера
учащимися
-для работы на
сегодняшнем уроке я вам
приготовила заготовки
листьев, которые удобны
для демонстрации в
дальнейшем. Как вы
думаете, каким образом
мы сегодня с вами
построим работу?
-что первое будем
изображать на литьях,
как подбирать
материалы?
-какие материалы будете
использовать для
Дети высказывают своё
мнение в ответах на
заданные вопросы
учителя.
.
- отличать различные виды
объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно ,
понятно и развёрнуто)выражать
свои мысли с помощью
разговорной речи ,во время
ответов.
работы?
4.Формулирование
учебной проблемы,
планирование действий.
Регулятивные УУД
:
- определять и формулировать
цель деятельности на уроке;
- сравнивать предлагаемые
образы, находить в них общее и
различное (характер формы,
декор, цветовое решение);
-под руководством учителя
планировать свою деятельность на
уроке .
Личностные УУД
Устанавливать связь между целью
и мотивом (зачем?) учебной
деятельности, обсуждать здание;
-создание творческого и
реалистичного объекта. Задания;
- уметь выражать в своей работе
отношение к создаваемому
объекту.
Создание условий
для формулировки
цели урока и
постановки учебных
задач
Вот мы свами
просмотрели и обсудили
все рисунки ,
просмотрели
презентацию , а теперь
как вы думаете что нам
нужно сделать?
Дети отвечают на вопрос
и ставят задачу
5.Закрепление
полученных знаний
УУД познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний ( определение границ
знания-незнания);
коммуникативные:
-находить ответы на вопросы с
помощью своего жизненного
опыта, имеющихся в наличии
иллюстраций и таблиц
Установление
правильности и
осознанности
усвоения учебного
материала,
-определяемся с темой
индивидуальной работы
выстраиваем
композицию.
-подбираем материал,
образец для
самостоятельной работы
Ответы детей
.
Обсуждение набросков и
зарисовок: выявление
наиболее интересных и
выразительных мотивов,
средств передачи в них
динамики, течения жизни.
презентации;
- уметь точно и в полном объёме
воспринимать и осознавать
получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по
теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою
деятельность на уроке под
руководством учителя и
определять её последовательность;
-анализировать свою творческую
деятельность;
- определять критерии сравнения
изучаемого и усвоенного в
правильном восприятии
материала( знаний) на уроке и
проводить его.
6. Первичная проверка
понимания
УУД регулятивные:
- определять и формулировать
деятельность на уроке;
- под руководством учителя,
планировать свою деятельность на
уроке и определять
последовательность своих
действий;
-проводить анализ творческой
деятельности;
- определять критерии сравнения
изучаемого и усвоенного в
правильном восприятии
материала( знаний) на уроке и
проводить его.
Установление
правильности и
осознанности
усвоения учебного
материала,
выявление пробелов
и неверных
представлений, их
коррекция.
- определяемся с
конкретной задачей
выполнения работы,
выбираем средства для
выполнения работы,
получаем
вспомогательные
материалы
художественного плана
для работы над
коллективным проектом
Дети отвечают на
поставленные учителем
вопросы
7.Применение новых
знаний.
УУД регулятивные:
- определять и формулировать
цель деятельность на уроке;
- определять последовательность
своих действий на уроке;
Обеспечение
усвоение новые
знаний и способов
действий на уровне
применения в
Составление композиции
на отдельных картонах ,
по данной тематике,
используя все
предоставленные
Дети, соблюдая
определённый план
своих действий,
работают над
композицией рисунка,
- анализировать правильность
выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- проводить анализ своей
творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя
его критерии;
- умение пользоваться
разнообразными графическими и
живописными материалами;
- владение карандашом,
фломастерами.
-первичные умения видеть
конструкцию., композицию
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и
точно( понятно и доступно)
выражать свои мысли во время
ответов.
изменённой
ситуации.
средства,
индивидуальная работа
выполняют
практическую работу,
рассказываю друг другу
о приобретённых на
уроке знаниях
8.Рефлексия учебной
деятельности
Личностные УУД
- установление связи между целью
деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы
одноклассников и давать оценку
своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать
творческие работы ( свои и
одноклассников), определять
лучшие и разделять их по уровню
качества;
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на
уроке( совместно с учителем и
одноклассниками);
коммуникативные:
Анализ и оценка
успешности
достижения цели.
Выявление качества
и уровня овладения
знаниями.
Карта самооценки
работы учащихся. Карта
« Осеннее небо»
-Ребята, сейчас вы
представили свои
работы. Работы
закончены. Что бы вы
хотели еще добавить?
-Сегодня мы с вами
создали законченные
декоративные листья для
школьной выставки
«Осенее небо». Работали
слажено и активно.
Скажите пожалуйста,
-Учащиеся высказывают
свое мнение по каждой
работе
-Ответы детей
-уметь точно, развёрнуто и
грамотно выражать свои мысли.
были ли какие
сложности в работе и в
чем?
- У вас на столе лежит
набор облачков :
белые , желтые и синие.
Они у нас будут
символизировать вашу
сегодняшнюю работу:
белые облака – у вас все
получильсь, работать
было легко и понятно;
желтые облака – работа
получилась хорошо, но
были незначительные
затруднения в
художественном плане,
синие облака – вам
сегодня было нелегко
выполнить работу,
работа была новая,
непонятная, вы
чувствовали себя
некомфортно.
Пожалуйста, выберите
себе облако и
прикрепите его на наше
небо.
-Дети выбирают облака и
смазав их на обороте
клеем, приклеивают на
доске на свои рисунки.