Автор: Сахапова Гульназ Магсумовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №336 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: конспект
Тема: "Какие бывают насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД с детьми подготовительной групы “Какие бывают
насекомые”.
Цель: Систематезировать представления детей о многообразии
насекомых.
Задачи:
Обучающие:
Учить
составлять
группы
насекомых
по
разным
основаниям:
особенносьям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам
обитания (наземные, водные), спсобу передвижения (летающие, ползующие,
прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить
устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способам
передвижения, между внешним видом и способам защиты от врагов, между
способами передвижения и средой обитания.
Развивающие:
Развить
у
детей
логическое
мышление:
учить
сравнивать,
анализировать,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
делать
обобщения. Познакомить с новым способом создания поделок из салфетов.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношения к ним.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, организации в книжном уголке
выставке иллюстраций с изображением насекомых и книг по данной
тематике.
Развивающая среда:
Картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у
водоема; модель “кузнечик в траве”. Звуковая запись насекомых, звуки
природы: “утро”.
Содержание.
Оргшанизационный момент.
Приветствие (дети стоят в кругу).
Воспитатель: Доброе утро!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!!!
В это майское утро, я надеюсь, у всех хорошее настроение. Мое
настроение сегодня похоже на легкое белоснежное облачко!!! А на что
похоже ваше настроение? (ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада, что у всех хорошее настроение. Вот с
таким настроением мы и начнем наше занятие.
Основная часть.
Дети, кого мы видим на столе? (воспитатель показывает детям
иллюстрации с изображением насекомых) Как одним словом можно назвать
всех этих существ (насекомые).
Они
очень
разные.
Они
по-разному
выглядят,
по-разному
передвигаются и спасаются от врагов (от птиц, ящериц, мелких грызунов).
Чтобы узнать побольше о насекомых, я предлагаю всем отправиться в
чудесную страну Насекомию. Закройте глаза. Когда вы их откроете, мы
окажемся в фантастической стране (включается музыка) .
Ну-ка глазки закрывайтесь,
В путешественников превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем глазки открывать!
-Ой, ребята, наше волшебство получилось! Какая чудесная страна!
Сколько здесь насекомых! Где они обитают? (на лугу, в траве, у воды).
Есть наземные и водные насекомые.
Я предлагаю выбрать карточки с изображением насекомых и поместить
их на ту картинку, которая соответствует их привычному месту обитания.
Назовите среди них ползающих, плавающих, летающих насекомых.
Дидактическая игра “Кто как передвигается?”
Воспитатель:
Каждое насекомое по-своему передвигается, а сйчас
давайте с вами вспомним, как же передвигаются насекомые.
Муравей ползает, а бабочка (порхает).
Гусеница ползает, а кузнечик (прыгает).
Оса летает, а червяк (ползает).
Кузнечик прыгает, а комар (летает).
Таракан ползает, а стрекоза (летает).
Бабочка порхает, а пчела (летает).
Божья коровка летает, а жук (ползает).
Скажите, ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (Муравей).
Он переносит тяжести в десять раз больше своего веса.
Скажите дети, кто из насекомых вреден человеку? (те, кто портит
растение, переносит заразу, кусается). Кто из насекомых полезен? (те, кто
уничтожает вредителей, кто собирает вкусный мед).
Как вы думаете, каким образом насекомые спасаются от врагов? (кого-
то спасает зашитная окраска, кто-то может быстро улететь, уползти).
Кузнечик зеленого цвета. Защитная окраска кузнечика помогает ему
затеряться в траве. (берется модель: картонный лист из двух цветов: зеленый,
черный). Посмотрите, я вам покажу, как кузнечик прячется. Я сажаю
кузнечика на зеленый фон-траву, он на этом фоне заметен? (нет). А если
посажу на черный фон – кузнечик сразу виден.
Физкультминутка “Кузнечики”.
Представьте, что все мы кузнечики.
Поднимайте плечики, (дети поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики, (дети прыгают)
Прыг-скок, прыг-скок (дети прыгают)
Сели, травушку покушали, (дети сели)
Тишину послушали. (дети слушают тишину)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко (дети прыгают).
Смотрите, солнце закрыло розовое облако. Это крыло бабочки. У
бабочки длинный, тонкий, изогнутый хоботок, который она опускает внутрь
цветка и пьет сладкий сок. Как она спасается от врагов? (бабочка похожа на
цветок, поэтому птица не видит ее, когда та сидит на траве, цветке).
А гле дом у бабочки? (ответы детей).
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка,
каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего
две недели. И за такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Вот бабочка отложила яйца. Кто из них выйдет? (гусеницы). Пройдет
время, во что превратится гусеница? (в куколку). А из куколки снова
появится бабочка.
Вдруг сверху раздался сильный шум – ж – ж – ж. Кто это летит?
(ответы детей). Это пчела летит собирать сладкий сок с цветов, чтобы потом
у нас был вкусный и полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как она
выглядит? (ответы детей).
Пчела как бы говорит: “Не подходи! Ужалю!”.
Слышите, издалека приближается другой звук “з – з - з”? Издает его
существо с очень длинным хоботом. Кто это? (комар).
Его укусы болезненны и долго зудят.
А это кто? (божья коровка). Она такая яркая. Ее хорошо видно на
зеленом листе, ее любая птица заметит. Как же она защищается? (ответы
детей).
При приближающейся опасности божья коровка выделяет “молочко”.
Кстати, от того и произошло ее название “коровка”. Молочко очень едкое и
непрятно пахнущее. Поэтому божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы.
Как она выглядит? (ответы детей).
Божья коровка – черная головка,
В красной одежке, по спине горошки.
Божья коровка в лаковых сапожках
С детками гуляла по лесной дорожке.
Я предлагаю вам послушать и разгадать загадки о насекомых.
Игра “Хорошо – плохо”.
Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей).
А что было бы, если бы насекомых не стало? (ответы детей).
Много разных насекомых – это хорошо или плохо? Кто больше назовет
хорошего и плохого?
Хорошо:
(интересно наблюдать; красиво; пища для других животных и т.д.)
Плохо:
(могут ужалить; мешают отдыхать и т.д.)
Игра “Кого не стало?”
(выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик,
стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По
команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети
угадывают, кого не стало).
Игра “Исправь ошибку”.
1. Бабушка летает около цветка (бабочка).
2. Пила летит и жужжит (пчела).
3. Лук ползет по веточке (жук).
4. Воробей залез в муравейник (муравей).
5. Мука села на сыр (муха).
6. Самовар укусил маму (комар).
Как вы думаете, дети, поздней осенью, при наступлении холодов, куда
исчезают насекомые? (они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в
прошлогодней траве).
Сегодня я предлагаю вам смастерить божью коровку. Вот послушайте
рассказ про одну из них. Самую веселую из божьих коровок эвали
“Пятнашка”. Она обожала играть и больше ничем не занималась. “Как тебе
не стыдно бездельничать? – сказал ей строгий жук, - “хоть бы молоко давала,
как другие коровы.” “Я не простая коровка, а божья” – ответила Пятнашка –
Обычные коровы дают молоко, а я – радость. “Пойдем – поиграем!”
Итак, посмотрите, я покажу каким способом можно смастерить божью
коровку.
Нам
понадобится
бумажная
салфетка
красного
цвета,
черный
пластилин и черный фломастер.
Салфетку подгибаем со всех сторон к центру до тех пор, пока не
получим округлую форму – туловище божьей коровки. Нижнюю часть
туловища смазываем клеем и сажаем на листик. Спинка должна получится
выпуклой. Делим спинку пополам, проводя черным фломастером вдоль
туловища, подрисовываем черные пятнышки. Теперь делаем из черного
пластилина головку. Катаем шарик, намечаем стекой глаза и ротик. Лепим
усики. Из оставшегося пластилина делаем лапки, скатав жгутики, разрезаем
его на 6 частей. Прикрепляем лапки. И вот моя “Пятнашка” сидит на листика
и ждет, когда жук позовет его поиграть!
(дети приступают к работе).
Итоговая часть (работы детей помещаются на общий стол,
оформленный под луг).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие замечательные божьи коровки у
вас получились!!!
Какой момент в путешествии запомнился вам больше всего? (ответы
детей).
Что вам показалось трудным во время занятия?
Вот в подарок я дарю вам раскраски с изображением насекомых!!!