Авторы: Картакаева Баалы Мавлимбердиевна, Кулиева Севиндж Мамедовна
Должность: МБДОУ 26 Золотая рыбка
Учебное заведение: МБДОУ 26 Золотая рыбка
Населённый пункт: ХМАО - Югры, г. Сургут
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимушка-зима"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 26 «Золотая рыбка»
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«ЗИМУШКА-ЗИМА»
Сургут, 2021 г.
1. Введение
Овладение рoдным языком является oдним из важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно
приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась
правильно и своевременно.
В cовременном дошкольном образовании речь рассматривается как
одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня
овладения связной речью зависит уcпешность обучения детей в
школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное
развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с
восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем
лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже
впечатления, на основе которых в сознании человека строится
индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка
cинкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и
гармонично. Поэтому процесc образования детей дошкольного
возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном
образовательном пространcтве на интегрированных принципах
выстраивается не только содержание учебного материала, но и все
формы его организации. В том числе такая традиционная форма
обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам
необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не
только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и
способствовала бы общему развитию ребенка, служила
формированию его способностей». Cегодня эти слова звучат
актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к
дидактической игре, кoтoрый выражается в интеграции
познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этогo
подхода в том, что дети в процессе oбучения и расширения
кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи
через дидактические игры.
2. Актуальность проекта:
К началу дoшкольного возраста у детей намечается переход от
диалогической речи к различным формам монологической. Этo
oчень длительный и трудoемкий процесс, требующий специального
речевого воспитания. Диалoгическая речь непроизвольна, она мало
организованна. Oгромную роль здесь играют привычные реплики и
привычные сочетания слов.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее
речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в
будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее
развитие.
3. Цель проекта:
формирование у детей коммуникативно-языковой
компетентности.закрепление представлений детей о времени года;
воспитывать бережное отношение к природе, к её отдельным
явлениям в процессе разработки детско-взрослого
образовательного проекта «Зимушка-зима »; активизировать речь
детей; развивать чувство прекрасного, вызвать положительный
эмоциональный настрой; повышать заинтересованность родителей
в совместной деятельности с детьми.
4. Задачи проекта:
- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для
содержательного общения;
- Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и
введение их в практику общения
- Обеспечить овладение значением слов на основе их точного
соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и
отношениям;
- Способствовать освоению обобщающего значения слова на
основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в
игре.
-развивать стремление общаться со сверстниками в процессе
игровой деятельности;
-формировать потребности в общении, как источнике новых знаний
об окружающем;
-развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы,
вести диалог:
-развивать познавательную активность, мышление, воображение,
коммуникативные навыки;
-развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать
навыки и умения в рисовании, развивать творческие способности;
5. Участники проекта:
• дети средней группы
• педагоги;
• родители воспитанников.
6. Срок реализации проекта:
Январь-февраль
7. Предполагаемый результат:
Дети:
• У детей будут сформированы речевые знания;
• У детей разовьется интереск дидактическим играм;
• Дети научатся размышлять, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
• Приобретение педагогами нового опыта работы по речевой
грамотности дошкольника, повышение профессионального
мастерства;
• Повысится культура педагогов, появится понимание
необходимости в речевом развитиивоспитанников;
• Пополнится развивающая среда в группе;
• Повысится мастерство в организации активных форм
сотрудничества с семьей;
Родители:
• Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию
детей;
• Повысится культура родителей, появится понимание
необходимости в речевом развитии детей;
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства
ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;
• Возможность участвовать в совместных праздниках.
8. Принципы работы по проекту:
• Принцип наглядности.
• Принцип энциклопедичности.
• Принцип интеграции.
• Принцип развивающего характера образования.
• Принцип индивидуализации.
• Принцип единства с семьей.
9. Продукты проектной деятельности:
• Проведение праздников «Новый Год»
• Проведение открытой организованной образовательной
деятельности по речевому развитию «Пришла зима»
• Оформление разнообразных картотек:
- картотека дидактических игр по речевому развитию,
-картотека чистоговорок на тему «Зима»
-картотека скороговорок на тему «Зима»
-картотека загадок
-картотека пословиц и поговорок
-картотека стихов
-картотека сказок
*Совместно с детьми изготовление лепбука по теме «Зима»
• Наглядная агитация для родителей (папка- передвижка «Развитие
речи детей»)
*Изготовление родителями совместно с детьми папок на зимнюю
тематику «Пословицы и поговорки» и т.д.
10. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение программно-методического материала по направлению
работы
Знакомство с новыми технологиями:
личностно-ориентированная, технология сотрудничества и др.
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса
методическим материалом
Подбор программно-методического материала по направлению
работы
Обогащение центра речевого развития
Педагогическое просвещение родителей
Проведение консультаций
Оформление наглядно-агитационного материала по организации
речевого развития дома
Основной этап.
Реализация поставленных задач
- Составление перспективного плана проведения занятий и
наблюдений на прогулке по речевому развитию воспитанников
группы
-Проведение занятий в соответствии с перспективным планом
работы
- Разучивание стихотворений
- Дидактические игры : «Времена года», «Когда это бывает? », «Кто
где живёт? », «Назови дерево», «Назови птиц», «К дереву беги»
«Птичьи голоса», «Туча, туча улетай», «Вспомни и скажи».
- Настольные игры: «Разрезные картинки», «Времена года»,
«Подбери картинку», «Чей малыш? », «Чей домик? », «Дикие и
домашние животные», «Найди пару»
- Художественное творчество (рисование)
-
Познание
(формирование
элементарных
математических
построений) «Игрушечный магазин»;
- Художественное творчество (аппликация) «Снеговик»
- Художественное творчество (лепка) «Новогодние игрушки»
- Сюжетно-ролевая игра тема: «Путешествие в зимний
лес»,
«Лесные жители»
- Познание (формирование целостной картины мира)
-Коммуникация : «Прогулка по зимнему лесу»; беседа: «Наступила
зима», «Как изменилась одежда»
- Театрализованная игра «Заюшкина избушка»
-Разработка конспектов занятий с использованием дидактических
игр Применение в работе с детьми сборника наблюдений на
прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические
игры, художественное слово и загадки
-Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- макет «Времена года»
- сборник сказок
- уголок «Времена года»
- подборка дидактических игр
-пополнение уголка природы и уголка речевого развития новыми
дидактическими играми и пособиями
Индивидуальная работа с детьми на прогулке
Работа с педагогами Консультация для педагогов
«Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»,
Подбор материалов для изготовления лепбука «Зима»
Заключительный этап.
• Проведение праздников
• Проведение открытой организованной образовательной
деятельности по речевому развитию
*Совместно с детьми изготовление лепбука по теме
11. Итоги реализации проекта.
- обогащение активного и потенциального словаря ребенка,
-
развитие
грамматического
строя
речи
- знают и называют правильно признаки весны.