Автор: Лебедева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №143"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект занятия в средней группе с использованием технологии Л. В. Свирской "План, дело, анализ"
Тема: "Путешествие с матрёшкой"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №143»
Конспект занятия в средней группе
«Путешествие с Матрёшкой» с
использованием технологии
Л.В.Свирской «План, дело, анализ».
Воспитатель высшей квалификационной
категории
Лебедева Светлана
Викторовна
:
г. Рязань
Цель. Развитие познавательных интересов и способностей детей на основе
освоения способов деятельности, направленной на познание окружающего
мира.
Задачи.
- познакомить детей с историей матрёшки как видом народного
промысла;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений,
(развивать умение украшать силуэт матрёшки, собирать матрёшку,
конструировать плоскостную матрёшку, определять свойства материала
(дерева), строить сюжет игры).
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и
личностный потенциал.
Материалы и оборудование
Матрёшка, «чудесный мешочек», художественные произведения о матрёшке,
краски, картинки с изображением матрёшки, силуэты матрёшки, раскраски,
сарафаны, платки и фартуки. Игрушки матрёшки, набор для творчества
«Матрёшка» (из картона),
маркер для записи, «Паутинка», «сетка» для
планирования деятельности».
Технические средства
- Проектор, экран, ноутбук с колонками.
- Мультимедийная презентация к занятию.
Сейчас я постараюсь показать, как это «детское дело» можно
организовать в практической деятельности воспитателя.
Звенит Будильник.
Итак, первый шаг. «Создание условий».
Представим ситуацию: я, как педагог, хочу привлечь внимание детей к
«матрёшке», побудить их к деятельности, в процессе которой будут
развиваться компетентности (знания и опыт).
Утром, перед приходом детей я поставила матрёшку на видное место. В
группе организованы Центры активности – это те зоны, в которых будет
организована деятельность детей: я с помощью родителей подобрала и
заранее внесла:
- в Центр творчества акриловые краски, картинки с изображением матрёшки,
силуэты матрёшки, раскраски.
- в Центр экспериментирования, лупы, таз с водой, «Ящик ощущений»
(закрытая коробка с отверстиями),
- в Центр игры сарафаны, платки и фартуки. Игрушки матрёшки.
- в Центр книги – потешки и книги с изображением матрёшки.
- в Центр конструирования – схемы, рисунки, набор для творчества
«Матрёшка» (из гофр картона).
Когда все дети собрались, мы садимся в традиционный круг.
Настраиваемся на работу.
«Мы ладошку в ладошку вложили
И друг, другу дружить предложили.
Будем мы веселиться играть,
Чтобы умными, добрыми стать!»
Затем переходим к выбору темы проекта. Тема проекта может быть выбрана
по инициативе детей или педагога. В последнем случае необходимо
использовать мотивацию.
Шаг второй. «Мотивация».
Звенит Будильник
- Посмотрите, у меня в руках «чудесный мешочек». Давайте попробуем
угадать, что в нем? Кто угадает не говорите ответ сразу, дайте всем
попробовать узнать секрет. (Играющие по очереди протягивают руку, на
ощупь определяют, что это маленькая матрёшка).
Посмотрите какая она. Давайте познакомимся с матрёшкой?
А что мы знаем о матрёшке?
Что мы знаем?
Что мы хотим
узнать?
Что нужно сделать,
чтобы это узнать?
Запись ответов.
Она вам нравится? Как вы думаете, с ней можно играть? А как в неё
можно играть?
Третий шаг.
Звенит Будильник
Теперь предлагаю спланировать наши дела.
Что мы можем сделать в
наших центрах, чтобы больше узнать о Матрёшке? В каком центре это лучше
всего (удобнее всего) сделать? Что мы можем сделать в центре творчества
(математики, книги, игры, конструирования и т.д.)?
Центр науки
(экспериментов
)
Центр
творчества
Центр
математики
Центр
движения
Центр книги
Тема:
«Матрёшка»
Центр
правильной
речи
Центр
строительства
Центр игры
Предложения играющих записываются одним цветом, предложения
воспитателя другим.
Обратите внимание на то, что идеи педагога записываются вместе с
идеями детей. Важно, чтобы предложения детей записывались без
«причесывания фразы», так как их произнесли, печатными буквами и
обязательно подписывается имя ребенка или инициалы воспитателя. Таблица
по теме не будет сразу спланирована полностью, она будет пополняться
идеями, расширяться, поэтому мы называем её «паутинка». Ведь паучок
плетет путину постепенно, и Всемирная паутина заполняется информацией
тоже не сразу.
Получился план «детских дел», в котором дети приняли активное
участие.
Звенит Будильник.
Четвертый шаг – презентация Центров активности. Во время
презентации воспитатель сообщает детям, какие именно материалы их
ожидают в центрах.
- Обратите внимание:
в
Центре творчества появились новые краски, в
Центре экспериментирования - ёмкости с водой, лупы. В центре книги вас
ждут книги «», «» и др.
Воспитатель называет только новые материалы,
но НЕ диктует виды
деятельности, детям дается простор для принятия самостоятельного решения,
для творчества.
Звенит Будильник
Далее, пятый шаг: Выбор и планирование детьми работы в
центре.
- Подумайте и решите, в какой центр вы пойдете. Чем вы сегодня
будете заниматься (какое дело вы хотите сегодня выполнить, какие планы у
вас будут сегодня, кто будет вашим партнером или помощником).
В случае, если дети затрудняются:
«Я сегодня буду работать в центре
речи. Хочу научить детей, которые пойдут со мной составлять сказки о
приключениях матрёшки».
Звенит Будильник.
Шаг шестой. Работа в Центрах активности.
Я иду работать в Центр правильной речи. Вместе с тем, держу в
поле зрения всех детей, оказываю помощь в случае необходимости.
Звенит Будильник.
- У нас осталось совсем немного времени. Заканчиваем.
Итоговый сбор
Садимся в круг.
• Ты выполнил все, что задумал?
•
Кто тебе помог, что тебе помогло?
•
Какой результат у тебя получился?
•
Ты доволен своей работой?
•
Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
•
Чему ты сегодня научился?
•
Что новое тебе удалось узнать?
•
В чем тебе помогла Вика?
•
Как ты использовал камешки для игр в центре математики?
•
Ты планируешь продолжить свою работу?
•
Что ты посоветуешь тем, кто будет работать в этом центре
завтра?
Работа над проектом будет длиться столько дней, сколько будет
поддерживаться интерес детей к этой теме, пока тема не будет исчерпана.
Заканчивается проект итоговой презентацией, которая может пройти в форме
интегрированного занятия, развлечения, викторины и др.
Краткая характеристика
Игра-занятие
разработана
в
рамках
педагогической
системы
«Будильник детского познания»
1
, целью которой является развитие личности
ребенка на основе освоения способов деятельности, направленной на
познание окружающего мира. В основе «Будильника» лежит «ДЕТСКОЕ
ДЕЛО». Именно через это «детское дело» решаются все поставленные
педагогические задачи.
«Будильник» призван «разбудить» познавательную активность детей
через:
коллекционирование,
конструирование,
знаково-символическую,
проектную деятельность, экспериментирование и использование ИКТ.
Проектируя игру-занятие «Матрёшки», я старалась учесть педагогическую
ценность средств стимулирования познавательной активности в этих видах
деятельности.
Особенности методических подходов
Игра-занятие предполагает решения достаточно большого количества
задач: обучающих, развивающих, воспитательных.
Ведущим приёмом на занятии является практическая деятельность детей
(«детское дело»). Как сопровождение этой деятельности используются:
наглядность, игровые атрибуты, музыкальное сопровождение.
1
В. Приходько
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять… найденыш.
В. Приходько
Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой–
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»
Владимир Моисеев
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет!…Гармошка?
Нет!…То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод!
А. Гришин
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Р. Карапетян
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.
Н. Радченко
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
С. Иванов
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
А. Кулешова
Кукла славная – матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка – мама,
Вот матрешки – дочки,
Ротик – будто ягодки,
Глазки – будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!