Напоминание

"Путешествие с матрёшкой"


Автор: Лебедева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №143"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект занятия в средней группе с использованием технологии Л. В. Свирской "План, дело, анализ"
Тема: "Путешествие с матрёшкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №143»

Конспект занятия в средней группе

«Путешествие с Матрёшкой» с

использованием технологии

Л.В.Свирской «План, дело, анализ».

Воспитатель высшей квалификационной

категории

Лебедева Светлана

Викторовна

:

г. Рязань

Цель. Развитие познавательных интересов и способностей детей на основе

освоения способов деятельности, направленной на познание окружающего

мира.

Задачи.

- познакомить детей с историей матрёшки как видом народного

промысла;

- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений,

(развивать умение украшать силуэт матрёшки, собирать матрёшку,

конструировать плоскостную матрёшку, определять свойства материала

(дерева), строить сюжет игры).

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и

личностный потенциал.

Материалы и оборудование

Матрёшка, «чудесный мешочек», художественные произведения о матрёшке,

краски, картинки с изображением матрёшки, силуэты матрёшки, раскраски,

сарафаны, платки и фартуки. Игрушки матрёшки, набор для творчества

«Матрёшка» (из картона),

маркер для записи, «Паутинка», «сетка» для

планирования деятельности».

Технические средства

- Проектор, экран, ноутбук с колонками.

- Мультимедийная презентация к занятию.

Сейчас я постараюсь показать, как это «детское дело» можно

организовать в практической деятельности воспитателя.

Звенит Будильник.

Итак, первый шаг. «Создание условий».

Представим ситуацию: я, как педагог, хочу привлечь внимание детей к

«матрёшке», побудить их к деятельности, в процессе которой будут

развиваться компетентности (знания и опыт).

Утром, перед приходом детей я поставила матрёшку на видное место. В

группе организованы Центры активности – это те зоны, в которых будет

организована деятельность детей: я с помощью родителей подобрала и

заранее внесла:

- в Центр творчества акриловые краски, картинки с изображением матрёшки,

силуэты матрёшки, раскраски.

- в Центр экспериментирования, лупы, таз с водой, «Ящик ощущений»

(закрытая коробка с отверстиями),

- в Центр игры сарафаны, платки и фартуки. Игрушки матрёшки.

- в Центр книги – потешки и книги с изображением матрёшки.

- в Центр конструирования – схемы, рисунки, набор для творчества

«Матрёшка» (из гофр картона).

Когда все дети собрались, мы садимся в традиционный круг.

Настраиваемся на работу.

«Мы ладошку в ладошку вложили

И друг, другу дружить предложили.

Будем мы веселиться играть,

Чтобы умными, добрыми стать!»

Затем переходим к выбору темы проекта. Тема проекта может быть выбрана

по инициативе детей или педагога. В последнем случае необходимо

использовать мотивацию.

Шаг второй. «Мотивация».

Звенит Будильник

- Посмотрите, у меня в руках «чудесный мешочек». Давайте попробуем

угадать, что в нем? Кто угадает не говорите ответ сразу, дайте всем

попробовать узнать секрет. (Играющие по очереди протягивают руку, на

ощупь определяют, что это маленькая матрёшка).

Посмотрите какая она. Давайте познакомимся с матрёшкой?

А что мы знаем о матрёшке?

Что мы знаем?

Что мы хотим

узнать?

Что нужно сделать,

чтобы это узнать?

Запись ответов.

Она вам нравится? Как вы думаете, с ней можно играть? А как в неё

можно играть?

Третий шаг.

Звенит Будильник

Теперь предлагаю спланировать наши дела.

Что мы можем сделать в

наших центрах, чтобы больше узнать о Матрёшке? В каком центре это лучше

всего (удобнее всего) сделать? Что мы можем сделать в центре творчества

(математики, книги, игры, конструирования и т.д.)?

Центр науки

(экспериментов

)

Центр

творчества

Центр

математики

Центр

движения

Центр книги

Тема:

«Матрёшка»

Центр

правильной

речи

Центр

строительства

Центр игры

Предложения играющих записываются одним цветом, предложения

воспитателя другим.

Обратите внимание на то, что идеи педагога записываются вместе с

идеями детей. Важно, чтобы предложения детей записывались без

«причесывания фразы», так как их произнесли, печатными буквами и

обязательно подписывается имя ребенка или инициалы воспитателя. Таблица

по теме не будет сразу спланирована полностью, она будет пополняться

идеями, расширяться, поэтому мы называем её «паутинка». Ведь паучок

плетет путину постепенно, и Всемирная паутина заполняется информацией

тоже не сразу.

Получился план «детских дел», в котором дети приняли активное

участие.

Звенит Будильник.

Четвертый шаг – презентация Центров активности. Во время

презентации воспитатель сообщает детям, какие именно материалы их

ожидают в центрах.

- Обратите внимание:

в

Центре творчества появились новые краски, в

Центре экспериментирования - ёмкости с водой, лупы. В центре книги вас

ждут книги «», «» и др.

Воспитатель называет только новые материалы,

но НЕ диктует виды

деятельности, детям дается простор для принятия самостоятельного решения,

для творчества.

Звенит Будильник

Далее, пятый шаг: Выбор и планирование детьми работы в

центре.

- Подумайте и решите, в какой центр вы пойдете. Чем вы сегодня

будете заниматься (какое дело вы хотите сегодня выполнить, какие планы у

вас будут сегодня, кто будет вашим партнером или помощником).

В случае, если дети затрудняются:

«Я сегодня буду работать в центре

речи. Хочу научить детей, которые пойдут со мной составлять сказки о

приключениях матрёшки».

Звенит Будильник.

Шаг шестой. Работа в Центрах активности.

Я иду работать в Центр правильной речи. Вместе с тем, держу в

поле зрения всех детей, оказываю помощь в случае необходимости.

Звенит Будильник.

- У нас осталось совсем немного времени. Заканчиваем.

Итоговый сбор

Садимся в круг.

• Ты выполнил все, что задумал?

Кто тебе помог, что тебе помогло?

Какой результат у тебя получился?

Ты доволен своей работой?

Что тебя больше всего порадовало в своей работе?

Чему ты сегодня научился?

Что новое тебе удалось узнать?

В чем тебе помогла Вика?

Как ты использовал камешки для игр в центре математики?

Ты планируешь продолжить свою работу?

Что ты посоветуешь тем, кто будет работать в этом центре

завтра?

Работа над проектом будет длиться столько дней, сколько будет

поддерживаться интерес детей к этой теме, пока тема не будет исчерпана.

Заканчивается проект итоговой презентацией, которая может пройти в форме

интегрированного занятия, развлечения, викторины и др.

Краткая характеристика

Игра-занятие

разработана

в

рамках

педагогической

системы

«Будильник детского познания»

1

, целью которой является развитие личности

ребенка на основе освоения способов деятельности, направленной на

познание окружающего мира. В основе «Будильника» лежит «ДЕТСКОЕ

ДЕЛО». Именно через это «детское дело» решаются все поставленные

педагогические задачи.

«Будильник» призван «разбудить» познавательную активность детей

через:

коллекционирование,

конструирование,

знаково-символическую,

проектную деятельность, экспериментирование и использование ИКТ.

Проектируя игру-занятие «Матрёшки», я старалась учесть педагогическую

ценность средств стимулирования познавательной активности в этих видах

деятельности.

Особенности методических подходов

Игра-занятие предполагает решения достаточно большого количества

задач: обучающих, развивающих, воспитательных.

Ведущим приёмом на занятии является практическая деятельность детей

(«детское дело»). Как сопровождение этой деятельности используются:

наглядность, игровые атрибуты, музыкальное сопровождение.

1

В. Приходько

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке.

Как в доме деревянном.

Открой — увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще! Откуда?

А там опять… найденыш.

В. Приходько

Подарили мне матрешку.

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, а что там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, дурешка;

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой–

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Полную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» – у них мы спросим,

И ответят куклы: «Восемь!»

Владимир Моисеев

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

“Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ”.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!…Гармошка?

Нет!…То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод!

А. Гришин

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки –

Какие веселые

Эти матрёшки!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

Р. Карапетян

Как в большой-большой матрешке,

Есть поменьше, на немножко,

Ну а в ней – еще немножко,

Ну а в ней – матрешка-крошка,

Ну а в крошке – никого.

Их четыре же всего.

Н. Радченко

На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные матрёшки-сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

С. Иванов

Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

А. Кулешова

Кукла славная – матрешка,

Где-же ручки,

Где-же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Вот матрешка – мама,

Вот матрешки – дочки,

Ротик – будто ягодки,

Глазки – будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

маме хочется в покой,

Прячутся одна в другой!



В раздел образования