Напоминание

Конспект методической разработки по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Поздняя осень»


Автор: Гаркунова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект методической разработки по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Поздняя осень»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта

занятия по речевому развитию в старшей группе

по теме: «Поздняя осень»

Цель:

Расширение активного словаря детей по теме «Поздняя осень».

Задачи:

- Закреплять умение детей называть приметы осени.

-

Познакомить детей с поэзией А. Плещеева, И. Никитина.

-

Активизировать словарный запас по теме «Поздняя осень».

- Развивать связную речь у детей.

- Активизировать в речи детей слова описательного значения о поздней

осени.

- Вовлекать детей в речевое взаимодействие.

-

Воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: картинки поздней осени.

Ход занятия:

п/п

Вре

мя

Названи

е этапа

Деятельность педагога

Деятельность

детей

1

1

мин

Мотивац

ионный

Ребята, отгадайте загадку

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

Правильно сегодня мы с вами

будем говорить об осени.

Да

осень

2

22

мин

Основной

Сейчас у нас какой идёт месяц?

Послушайте стих об этом

месяце.

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Ребята, какие периоды осени вы

Ноябрь

Ранняя и поздняя

знаете?

Посмотрите на картинки.

( показ картины)

Какая это осень?

Что вы можете сказать о поздней

осени?

Какие приметы назовете?

Какая погода поздней осенью?

Вам нравится поздняя осень?

Почему?

-Какими становятся дни и ночи?

Правильно - ноябрь это

холодный месяц, можно назвать

месяцем встречи осени и зимы.

Ноябрь - это самое тёмное время

года.

Холодно и птицам. Что

происходит с ними?

У каждого из нас своя осень и

любим мы её разную.

Вот так по-разному, каждый по-

своему представляет и чувствует

осень каждый из нас. Поэты и

писатели своё отношение к осени

выражают через слово,

художники цветом, композиторы

с помощью звуков передают

характер осени и своё отношение

к ней.

Ребята, а теперь посмотрите на

фотопейзаж

Во время рассматривания

фотокартины читаем

стихотворение И.С. Никитина

"Сад тих, деревья почернели…".

Сад тих, деревья почернели…

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер и мертва,

К земле припавшая трава. И.С.

Поздняя

Ответы детей

Пасмурная,

хмурая

Дни короче, ночи

длиннее

Перелетные

птицы улетают в

теплые края

Туман, деревья,

дорога.

Никитин

В какие краски раскрасил свою

осень поэт И. Никитин?

Какие краски поздней осени

запечатлел в своём фотопейзаже

фотограф?

Как вы думаете, какое

настроение выражает эта

фотокартина?

А стихотворение И. Никитина?

Давайте перенесёмся мысленно

туда, к этой поникшей берёзке.

Как вы чувствуете себя в такую

погоду, когда на дворе поздняя

осень – холодная, зябкая, сырая

погода. Покажите своё

настроение в такую

А посмотрите, какое небо на

фотокартине?

Поздняя осень на фотокартине

какая?

Давай те с вами отдохнем

Физминутка «Листики»

Вокруг себя все повернитесь

В листья осенние превратитесь.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Вокруг себя все повернитесь

Обратно в деток превратитесь.

Послушайте ещё одно

стихотворение Плещеева и

скажите, какой по характеру

осень вы представили?

Скучная картина

Тучи без конца,

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Дети изображают

свои чувства,

эмоции при

помощи мимики

лица.

(Грустная,

печальная.)

Присели на

корточки

Побежали по

кругу

Присели

Встали

Покружились,

побежали

Присели

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано осень в гости к нам

пришла?

Ещё сердце просит света и тепла!

Какую осень вы представили?

Как вы думаете, можно ли

назвать позднюю осень "унылой

порой"? Почему?

Если сейчас мы подойдём к окну,

то что мы там можем видеть?

Да, ребята, сейчас из своего окна

мы видим краски поздней осени.

Давай те с вами поиграем в игру

«Да или нет»

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Можно детям загорать?

Куртки, шапки одевать?

Чёрная –

"деревья

почернели…";

мёртвая –

"мертва

припавшая

трава…"

Скучную,

унылую,

дождливую.)

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

3

2

мин

Заключит

ельный

Молодцы, ребята. Какое время

года было у нас в гостях? Какое

время года наступит после

осени? Вам понравилось

занятие?



В раздел образования