Напоминание

"Последовательное изложение собственной методической системы реализации педагогической технологии метода образовательных проектов"


Автор: Петренко Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Улыбка"
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Последовательное изложение собственной методической системы реализации педагогической технологии метода образовательных проектов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Татьяна Викторовна Петренко

МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»

п. Ханымей ЯНАО, 2017г.

Статья

«Последовательное изложение собственной методической системы по

совершенствованию базовых знаний детей дошкольного возраста

посредством реализации педагогической технологии метода

образовательных проектов»

« От души выполненный замысел»

В.Х. Килпатрик.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную

разработку

проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. (проф. Е. С.

П о л а т ) . Ключевые

понятия:

проект,

метод

проектов,

проектная

деятельно сть.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного

о б р а з о в а н и я

п о т е р я

ж и в о с т и ,

п р и т я г ат е л ь н о с т и

п р о ц е с с а

п о з н а н и я .

В

соответствии

с

ФГОС,

образовательно-воспитательный

процесс

строится

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников,

спецификой

и

возможностями

образовательных областей. Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения

дошкольников. Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных

учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его

познавательных

и

творческих

способностей.

Уникальным

средством

обеспечения

сотрудничества,

сотворчества

детей

и

взрослых,

способом

реализации

личностно-

ориентированного

подхода

к

образованию

является

технология

проектирования

и

использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение

соотношения

знакомого и нового материала.

Метод проектов – в свою очередь, как

инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических

знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Суть

«метода

проектов»

в

образовании

состоит

в

такой

организации

образовательного

процесса,

при

которой

обучающиеся

приобретают

знания

и

умения,

опыт

творческой

деятельности,

эмоционально-ценностного

отношения

к

действительности

в

процессе

планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов,

и м е ю щ и х

н е

т о л ь ко

п о з н а в а т е л ь н у ю ,

н о

и

п р а г м а т и ч н у ю

ц е н н о с т ь .

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» -

вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие

образовательные

системы,

стремящиеся

найти

разумный

баланс

между

академическими

знаниями

и

прагматическими

умениями.

Другими

словами,

проектный

метод

это

интегрированная

деятельность

детей,

в

результате

которой

предполагается

получение

определенного продукта и его дальнейшее использование. Метод проектов - как один

из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает

возможность

воспитывать

“деятеля”,

а

не

“исполнителя”,

развивать

волевые

качества

личности, навыки совместного взаимодействия, формирование нравственных основ поведения

и

отношения

к

партнерам.

При

этом

сохранять

для

детей

форму

занимательной,

увлекательной игры.

Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома,

игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права..), как более

близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными

(космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе

детей

(что

они

хотят

узнать,

что

их

интересует),

или

по

инициативе

воспитателя

(что

воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то

подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме,

сюрпризные

моменты,

специально

подобранные

истории,…).

Использование

метода

проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя

в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее

дело,

радуется

своим

успехам.

Метод

проекта

способствует

развитию

благоприятных

м е ж л и ч н о с т н ы х

о т н о ш е н и й

в

г р у п п е

д е т е й .

Метод

проектов

это

педагогическая

технология,

стержнем

которой

является

самостоятельная исследовательская , познавательная , игровая , творческая , продуктивная

деятельность

детей , в процессе которой ребенок познает

себя

и окружающий мир ,

воплощает свои знания в реальные продукты.

Основная цель проектного метода для дошкольников:

создание условий раскрывающих

творческий

и

интеллектуальный

потенциал

дошкольников,

ориентированных

на

диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию

и

с а м о р а з в и т и ю

в с е х

у ч а с т н и к о в

п р о ц е с с а .

Е г о суть

-

обучение

через

опыты

реальной

жизни,

направленные

на

результат.

Проект должен вызвать у детей увлеченность, энтузиазм. Как показывает практика, дети с

удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым.

Свою проектную деятельность я начинаю с вопросов детям:

- Что вы уже знаете об этом?

- Что хотите узнать?

- Что надо для этого сделать?

Интерес у детей к содержанию проекта зависит:

• от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;

• реализации его потребностей в активной деятельности;

• степени самовыражения;

• увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

Работая над проектом, учу детей ставить цель, подбирать средства, оценивать последствия,

принимать решения и нести за них ответственность,

понимать, что это общее дело всего

коллектива группы,

ребята

учатся мыслить, рассуждать, доказывать, развивают личные

качества,

такие

как

самостоятельность,

креативность,

инициативность,

лидерство.

П о з и ц и и

р е б е н к а

-

г л у б о к о

о с о з н а н н о е

у с в о е н и е

б а з о в ы х

з н а н и й .

Педагог в проекте не носитель новых знаний, а организатор.

Классификация проектов:

1.

доминирующая работа в проекте: исследовательский, практико-ориентированный,

творческий, игровой;

2.

предметно-содержательная область: монопроект или межпредметный;

3.

характер контактов: общесадовый, одна группа;

4.

состав участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный;

5.

по продолжительности: краткосрочный ( одна – две недели), среднесрочный (месяц),

долгосрочный (два и и более месяцев).

Уровни проектной деятельности:

1.

подражательно

исполнительный

(3,5

5

лет)

– первые

попытки

детей

самостоятельно

решать

проблему

необходимо

замечать

и

поощрять,

сообщая

ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», « Хорошо, что ты вовремя пришел

мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он

делает правильно, а где допускает ошибки;

2.

развивающий

(5-

6

лет)

-

к

концу

пятого

года

жизни

дети

накапливают

определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий

уровень

проектирования.

В

этом

возрасте

продолжает

ра з в и ват ь с я

самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения,

терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности.

Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с

просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается

самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки;

принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для

достижения намеченного результата;

3

творческий (6 – 7 лет) – активность взрослого постепенно снижается. Он не столько

генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей

наблюдается

высокий

уровень

интереса,

обусловленного

познавательным

и

личностным развитием.

Требования к проекту:

1.

наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;

2.

теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых

результатов;

3.

самостоятельная деятельность детей;

4.

структурирование содержательной части проекта;

5.

использование исследовательских методов.

Проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей

деятельности педагога и детей.

Этапы подготовки проекта:

1.подготовительная работа

- анализ объекта проектирования, формулируется проблема по формуле: недостаток

знаний + субъект или объект + предмет;

- выбор формы проектирования;

- теоретическое обеспечение проектирования;

- методическое обеспечение проектирования;

- пространственно-временное обеспечение проектирования;

- материально-техническое обеспечение проекта;

- правовое ( проект не должен нарушать действующего в сфере образования

законодательства).

2.разработка проекта:

- выбор темы;

- установление связей и зависимости компонентов;

- написание документа по общепринятому алгоритму.

3.проверка качества проекта:

- мысленное экспериментирование проекта;

- экспертная оценка;

- корректировка ( по необходимости);

- принятие решения о внедрении;

4.анализ проектной деятельности:

- защита проекта педагогом;

- промежуточное и общее обсуждение полученных данных;

- коллективное обсуждение результативности проведенного проекта;

- внешняя оценка, вывод.

Алгоритм проекта:

Введение.

1.

название проекта;

2.

проблема;

3.

цель;

4.

задачи;

5.

основные шаги по реализации проекта: определение проблемы проекта; постановка

цели;

привлечение

специалистов

к

осуществлению

соответствующих

разделов

проекта; сбор и изготовления наглядного и игрового материала; включение в план

проекта занятий, наблюдений, игр, экспериментов, практических заданий и т.д.;

домашние задания для совместной работы родителей и детей; продумать форму

проведения презентации;

6.

ожидаемый результат проекта:

расширение и углубление знаний детей, их систематизация ;

7.

вид проекта:

по продолжительности,

по количеству участников ,

по контингенту (возрасту) ,

по направленности – межпредметный или монопроект,

по характеру деятельности .

8.

состав участников;

9.

основные направления проекта;

10. межпредметные связи;

1

Подготовительный этап.

Определение

проблемы

проекта;

постановка

цели;

привлечение

специалистов

к

осуществлению соответствующих разделов проекта; сбор и изготовления наглядного и

игрового

материала;

включение

в

план

проекта

занятий,

наблюдений,

игр,

экспериментов, практических заданий и т.д.; домашние задания для совместной работы

родителей и детей; продумать форму проведения презентации.

2

Основной этап реализации проекта.

Указывается вид деятельности, согласно образовательным областям, темы мероприятий

и их методическая разработка в виде конспекта, пособия, итоговая работа по проекту.

3

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению проекта.

Инструментарий выявления уровня знаний детей по теме проекта на констатирующем и

контрольном этапах, критерии оценки, таблица результатов мониторинга, итог.

4

Отчет педагога по проведенному проекту в выбранной им форме.

В своей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста реализую

п е д а г о г и ч е с к у ю

т е х н о л о г и ю

м е т о д а

о б р а з о в а т е л ь н ы х

п р о е к т о в .

В соответствии с ФГОС ДО, образовательно-воспитательный процесс выстраиваю с учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников,

спецификой

и

возможностями

образовательных

областей. Метод проектов -

как один из методов интегрированного

обучения дошкольников.

Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и

творческих способностей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества

детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией

в различных образовательных областях.

Применение метода проектов в своей практической деятельности в ДОУ с детьми

дошкольного возраста. Разработала и реализовала проекты, направленные на глубокое

осознанное усвоение базовых знаний детей:

1.

« Расскажите нам о себе, рыбки!»,

2.

«Мой родной поселок – Ханымей»,

3.

«Дымковские игрушки»,

4.

«Коренное население Ямала – ненцы»,

5.

«МЧС России» (работа пожарных отрядов),

6.

«Пасха красная»,

7.

«День Победы!»,

8. «Маленькие мастера» (тестопластика).

Итог.

Применяя

метод проекта в образовательном процессе ДОУ, я увидела, что данный метод

совершенствует базовые знания детей, развивает познавательный интерес детей к различным

областям

знаний,

формирует

навыки

сотрудничества,

открывает

большие

возможности

в

организации

совместной

деятельности

дошкольников,

педагога

и

родителей.

Процесс

познания завершался реальными результатами,

которые можно было увидеть, осмыслить,

применить

в

реальной,

практической

жизни,

дети

научились

работать

в

команде,

вырабатывать

собственный

алгоритм

действий

для

достижения

поставленной

цели.

В ходе проектной деятельности я содействовала восхождению личности ребенка к культуре,

формированию

нравственных

основ:

дети

овладевали

позитивным

отношением

к

себе,

о к р у ж а ю щ и м ,

к

п р и р о д е ,

с а м о р а з в и в а л и с ь .

Исходя из собственного опыта работы, понимаю, что метод проектов актуален и очень

эффективен, так как дает детям возможность экспериментировать, воспринимать, прекрасное

в окружающей действительности и искусстве, что является важным условием духовной жизни

ребёнка,

развитию творческих

способностей и коммуникативных навыков,

которые

способствуют качественному формированию нравственных чувств и воспитанию этических

традиций, норм и правил поведения. способности воспринимать, прекрасное в окружающей

действительности – важное условие духовной жизни ребёнка.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно –

образовательном

процессе

дошкольного

учреждения

оказало

положительный

эффект

для

успешного развития ребенка а также поспособствовало возрождению и одухотворенности

семейных ценностей и традиций,

возрождению позитивного образа семьи.

Благодаря

совместной работе «педагог – родитель - ребенок» произошли качественные изменения в моих

взаимоотношениях с родителями: они стали более активно взаимодействовать, принимать

активное участие в жизни

своих детей, поддерживали

детские интересы и увлечения,

ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и

о б у ч е н и я

д е т е й ,

п о в ы ш е н и и

и н т е р е с а

к

и х

п р о б л е м а м .

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей

идеей

нравственным

воспитанием,

создаётся

воспитательное

пространство

в

группе,

которое

формирует

личностно-значимые

качества,

воспитывает

морально

-

устойчивую

и

нравственную личность.

Имея определенный опыт работы с методом проектов, поделилась теоретическими

знаниями и практическими наработками с коллегами, подготовив:

консультации «История возникновения метода проектов» и «Преимущества проектного

метода»;

презентаци « Проектный метод в деятельности ДОУ»;

интересную информацию об известных педагогах и их методиках по педагогическому

проектированию; все разработанные проекты для практического внедрения в воспитательно -

образовательный процесс группы.

Участвовала в РМО: - тема «Педагогические технологии в дошкольном образовании»,

выступала с докладом и презентацией на тему: «Использование метода образовательных

проектов в практике работы ДОУ»;

- тема «Проектная деятельность, как форма работы с одаренными детьми», выступала с

докладом и презентацией « Организация проектной деятельности с одаренными детьми».

Провела мастер – класс с педагогами на тему: «Применение ИКТ в проектной деятельности

с дошкольниками».

2014г. - Свидетельство о публикации в СМИ №ФС7743267 «Использование метода

образовательных проектов в практике работы ДОУ».

2017г. - Свидетельство о публикации во Всероссийском издании «Портал образования»

разработки педагогического проекта по тестопластике «Маленькие мастера» ЭЛ№ФС 77-

67159.

2017г. - Свидетельство о публикации во Всероссийском издании «Портал образования»

статьи из опыта работы «Педагогическая технология метода проектов» ЭЛ№ФС 77-67159.

Размещала свои проекты на сайте ДОУ и на персональном сайте в социальной сети

работников образования nsportal.

С проектами участвовала во Всероссийских конкурсах методических разработок и

педагогических проектов:

- «Расскажите нам о себе, рыбки!» , дипломом I

степени;

- « Мой родной поселок –Ханымей» , дипломом III степени.

- «Маленькие мастера», дипломом I

степени.



В раздел образования