Автор: Файзуллина Гульнара Ревовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 4
Населённый пункт: Республика Татарстан, Ютазинский район, Пгт Уруссу
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Экологическое образование дошкольников
В
наше
время
остро
стоит
проблема
экологии.
Человечество
обеспокоено состоянием окружающей среды. Происходящие изменения
стали всемирными, они затрагивают все страны мира, поэтому их считают
глобальными.
Ежедневно состояние экологии становится все хуже и хуже. Люди в
двадцать первом веке одурманены мыслями о славе и богатстве, и стали
забывать, что, добиваясь этого, они разрушают самое главное.
Мир, подаренный нам свыше. Мир, который мы должны любить
защищать и не допускать его медленного разрушения. В наши дни очень
серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность
человека на протяжении веков разрушила среду обитания. Мы стали
любоваться небоскребами и неоновыми огнями, позабыв, как прекрасно
пение птиц, шум прибоя и прогулка по тихому лесу, где кажется, что больше
никого не встретишь. Мир вокруг нас огромен. Его не обойти за целую
жизнь. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения
требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и
сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем
материкам и государствам.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей
среды,
у
него
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-
экологических позиций личности.
Формирование экологической
культуры,
является
главной
целью экологического
образования,
под
которой
понимается
совокупность экологического
создания, экологических
чувств
и
экологической деятельности.
В
дошкольном
возрасте
усвоение
основ
экологических
знаний
наиболее
перспективно,
так
как
именно
в
этом
возрасте
ребёнок
воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие
особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок
способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о
растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует
им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть
использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости
бережного отношения к природе», – толкует экологический словарь. Иными,
не
отягченными
научной
терминологией
словами:
экологически
образованный человек понимает, что природа – такое же живое существо,
как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал э
кологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в
дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического
образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный
опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его
выживание и развитие.
Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование,
начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает
непрерывный
процесс
обучения, воспитания,
развития
личности
на
протяжении всей жизни.
Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:
оздоровительные:
– охранять и укреплять здоровье детей;
– учить их правильно взаимодействовать с природой;
– формировать умение рационально использовать природные ресурсы
для гармоничного развития личности.
образовательные:
– формировать и развивать элементарные экологические знания;
– систематизировать знания о живой и неживой природе;
– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного
комплекса;
– формировать умение решать экологические задачи;
– развивать воображение.
воспитательные:
– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой
природе;
– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;
– формировать представление об экологических проблемах своего
края;
– формировать представление о себе, как жителе Земли.
развивающие:
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
Особенности экологического воспитания дошкольников
Острота
современных экологических
проблем
выдвинула
перед
педагогической теорией и дошкольной практикой задачу воспитания
молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу,
способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и
возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в
норму
поведения
каждого
человека,
необходимо
с
детских
лет
целенаправленно
воспитывать
чувство
ответственности
за
состояние
окружающей среды.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии
экологической культуры человека. В этот период закладываются основы
личности, в том числе позитивное отношение к природе,
окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей
среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,
формируются основы нравственно-экологических позиций личности,
которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой,
в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование
у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой,
воспитание сопереживания к ней, активность
в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний
у детей дошкольного возраста не является самоцелью.
Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и
действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного
экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает
задача формирования у дошкольников основ культуры
рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей
природной среде у детей раннего возраста
закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы
в детском саду.
Живая
природа издавна признавалась
в педагогике
одним из
важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с
ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно
постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие
растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека,
ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и
переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении
природных богатств.
Основу для становления и развития
ответственного
отношения
к
природе, формирование экологической культуры дошкольников составляет
содержание воспитательной деятельности детского сада, которые несут
некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека
(общества) с природой, о ее ценностных свойствах.
Целевые установки экологического воспитания в детском саду
обуславливают
необходимость
совместного
использования
их
для
воспитания дошкольников в духе любви и бережного отношения к природе.
На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи
и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в
детском саду.
На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных
предметов, дошкольники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и
необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается
красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из
нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания,
одежды.
Методы экологического образования дошкольников
Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему
миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и
взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу
возможно через использование всего спектра методов и форм работы с
детьми по их экологическому образованию.
Методы
обучения — это
способы совместной
деятельности воспитателя
и
детей,
в
ходе
которой
осуществляется
формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к
окружающему миру.
В
экологическом
воспитании
детей
широко
используется
классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные,
словесные, практические).
К наглядным методам относятся
· наблюдение,
· рассматривание картин,
· демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные
методы
с
наибольшей
полнотой
соответствуют
возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста,
позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические
методы —
это игра,
элементарные
опыты
и
моделирование.
Использование
этих
методов
позволяет
воспитателю
уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и
отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить
в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении
знаний.
Словесные
методы —
это рассказы
воспитателя
и
детей, чтение
художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы
используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и
обобщения
их.
Словесные
методы
помогают
формировать
у
детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В
работе
по
экологическому
воспитанию
детей
необходимо
использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между
собой.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования
определяются:
· возрастными возможностями детей,
· характером воспитательно-образовательных задач, которые решает
воспитатель.
· Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен
познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.
Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно
без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в
процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр.
Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа
воспитателя.
Мероприятия по экологическому воспитанию
№
п/п
Мероприятие
Дата
проведения
Ответственный
Информационное обеспечение
1
Оформление информационно – справочных
материалов
(буклетов,
папок
–
ширм,
передвижек) по экологическому воспитанию
дошкольников.
В
течение
года
Педагоги ДОУ
2
Оформление плакатов:
«Берегите лес»
«Лес – наше богатство»
«Лес – лёгкие планеты»
«Лес - богатство Земли».
В
течение
года
Педагоги ДОУ
3
Размещение
на
сайте
ДОУ
новостей
о
проведенных мероприятиях в ДОУ.
В
течение
года
Администрация
ДОУ
Непосредственно образовательная деятельность
1
Познавательно
–
исследовательская
деятельность
«Лес – богатство Земли»
«Лес в жизни человека»
«Деревья наши друзья»
«Кому нужны деревья в лесу»
«Весна в лесу»
Опыт « Свойства и качества дерева»
В
течение
года
Педагоги ДОУ
Опыт «Плавает – тонет»
2
Развитие
речи
(чтение
художественной
литературы)
Русские
народные
сказки:
С. Маршак (из Джонни Родари) «Чем пахнут
ремёсла»
С. Маршак» Откуда стол пришел?»
Г. Ладошников « Новый дом»
А . Лопатина « Липкины дары»,
« Жизнь дерева», «Зеленая страна»
З. Александрова « Птичья елка»
Е. Соколова « Живая елочка»
А.
Часовников
«
Лесорубы»
К. Ушинский «Спор деревьев»
К. Ушинский « Дятел»
К. Ушинский « Береза моя, березонька»
Заучивание
пословиц,
стихотворений,
поговорок о лесе, деревьях.
Отгадывание загадок «Узнай дерево»
Решение проблемных ситуаций: «что было бы
если…» (вырубили лес, исчезли насекомые, не
прилетели птицы, не было бы воды)
В
течение
года
Педагоги ДОУ
3
Трудовая деятельность
«Подари книжке вторую жизнь – спасем одно
дерево»
В
течение
года
Педагоги ДОУ
6
Музыка
Прослушивание песен о лесе, деревьях.
Слушание звуков леса, шум леса.
В
течение
года
Педагоги ДОУ
7
Просмотр мультфильмов:
«Чьи в лесу шишки»
«Теремок»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
В
течение
года
Педагоги ДОУ
8
Презентации для детей
«Правила поведения в лесу»
Педагоги ДОУ
«Знакомство с Красной Книгой»
«Деревья
и
растения
Красной
Книги
Смоленской области»
«Ягоды», «Грибы», «Лес и его звуки».
В
течение
года
9
Развлечение «Загадки лесовичка»
Март
Педагоги ДОУ
10
КВН «Знатоки леса»
Май
Педагоги ДОУ
11
Дидактические игры
«С какого дерева листок»
«Рассели животных по домам»
«Деревья и плоды»
«Экологические знаки».
В
течение
года
Педагоги ДОУ
12
Подвижные игры
«Кто быстрее найдёт дерево»
«Собери шишки»
«Ветерок и листья»
«Беги к дереву, которое назову».
В
течение
года
Педагоги ДОУ
Взаимодействие с родителями
1
Природоохранная акция
«Покормите птиц
зимой».
Январь
Педагоги ДОУ
2
Составление и оформление
экологических
сказок:
«Мой лес»
«О чем бы могла рассказать сорока, которую
мы встретили».
В
течение
года
Педагоги ДОУ
3
Выставка семейных творческих работ на тему:
«Мы защищаем лес».
Март
Педагоги ДОУ
4
Природоохранная акция «День защиты леса».
Апрель
Педагоги ДОУ
5
Конкурс
моделей
одежды
из
бросового
материала « Модный приговор».
Апрель
Педагоги ДОУ
6
Участие в субботнике «Каждую соринку – в
корзинку».
Апрель
Педагоги ДОУ
7
Выставка поделок из природного материала
«Лес - кладовая природы».
Май
Педагоги ДОУ
8
Трудовой десант «Посади дерево и сохрани
его».
Май
Педагоги ДОУ
9
Оформление
прогулочных
участков
по
обозначенной теме.
Июнь
Педагоги ДОУ