Автор: Герасименко Дарья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 38 "Зоренька"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте
Тема: Экологическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен
заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К
сожалению, в наш электронный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от
пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет
животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни
человека.
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать
воспитывать с раннего детства. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы помочь
ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с
природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания,
экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному
краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять
мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно
сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание
маленькой личности.
В работе с детьми, дошкольного возраста,
необходимо заложить первые
представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и
животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют
боль, как человек. Воспитание станет экологическим, если уже в дошкольном возрасте
дети поймут, что человек является частью природы: что, комнатным растениям нужна
вода, а комнатные растения очищают воздух, которым дышит человек; птицам – семена,
вода, в свою очередь птицы в летний период уменьшают количество вредоносных
насекомых; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба, ведь
без дополнительного питания они не смогут выжить и т.д.
Одну
из
главных
ролей
в
экологическом
воспитании
детей
является
природоохранные мероприятия.
Например, «Берегите, дети, елку!», актуальная тема в преддверии нового года,
«Нашим рекам и озерам – чистые берега», рассказать о том, как человек загрязняет
сточные воды и как это отражается на обитателях рек и диких зверей, «В гостях у
Лесовичка», «Добрая кормушка».
Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на
сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают
природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная
жизненная позиция. Например, «Руку другу», «Раздельный сбор в детский сад», «Дай
лапу» и т.д.
Правильное отношение к живой природе является конечным результатом и
воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым.