Автор: Журкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: «Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад №29 «Елочка»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Журкова Т.В.
Из опыта работы
«Исследовательская деятельность, как средство формирования
познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал".
Сухомлинский В.А.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того
мира, который его окружает. А особенно дошкольник. Ребёнок активно стремиться
узнать об окружающем его мире как можно больше. Мы знаем, что у выпускника
дошкольного
учреждения
должны
быть
сформированы
предпосылки
учебной
деятельности,
которые
являются
фундаментом
для
овладения
ключевыми
компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из
личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие
познавательных
потребностей
ребенка,
а
именно
интерес
к
собственно
познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в
творчестве, любознательности, мотивация в достижении успеха.
Поэтому необходимо научить ребенка сомневаться в истинности знаний как
таковых, учить добывать их разными способами. Ребенок может услышать и
запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать
предложение. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда
являются осознанными и более прочными.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия
видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и
продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало
важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей,
имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.
Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в
познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир)
практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и
временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только
расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого
умственного развития.
Путей развития дошкольника существует много, но исследовательская
деятельность, является одной из самых эффективных.
Именно в процессе поисково -исследовательской деятельности:
Ø активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения.
Ø Развивается способность к начальным формам обобщения, умозаключения.
Ø Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Ø В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность
детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения,
усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он
воспринимает и применяет их, как собственные. Наличие этих качеств у ребёнка
свидетельствует о его любознательности.
Именно поэтому данное направление в практической деятельности с детьми
является актуальным.
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель:
- Изучить влияние использования опытно - исследовательской деятельности в
педагогическом процессе, как средство формирования познавательной активности
детей.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
-Создать картотеку опытов и экспериментов для старших дошкольников.
-Создать условия для развития познавательного интереса детей в процессе опытно-
исследовательской деятельности.
-Апробировать на практике включение опытов и экспериментов в непосредственно
образовательную деятельность детей.
-Повысить
компетентность
родителей
в
организации
работы
по
развитию
познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
В нашей группе создана и широко применяется опытно-экспериментальная
мини-среда, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность,
удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя.
Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем
различное оборудование:
–разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки,
стаканчики, песочные формочки и т.д.);
–шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
–увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
–измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
–фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
–компас, бинокль;
–пилочки, наждачная бумага, пипетки;
- губка, пенопласт, поролон, вата
- магниты и т.д.
Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере
ознакомления детей с теми или иными материалами. Существует также подборка
энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов.
Ø Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями,
насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
Ø Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
Ø Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
Ø
Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём
знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
Ø При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты в нашей группе проводятся в непосредственно-
образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной
самостоятельной деятельности.
Экспериментально-исследовательскую деятельность подбираем в соответствии
с темой образовательного комплекса. Каждый ребёнок испытывает большую радость,
удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые
вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Например, в рамках темы недели «Животные жарких стран. Зоопарк» в процессе
исследовательской деятельности, дети выяснили «Почему медведь после купания
выходит сухим из воды!». Нанеся жирный крем на руки, опустив их в воду,
самостоятельно пришли к выводу, что на коже и шерсти медведя покрытой жиром,
капли воды не задерживаются. В результате у детей расширились представления о
разнообразии животных, об особенностях их приспособления к окружающей среде.
Изучая тему
«Продукты питания», дети отправились в путешествие по
шоколадной фабрике и узнали о том, что такое шоколад, как его изготавливают и о его
свойствах. Провели опыт по замораживанию овощей и выяснили, что одно из условий
пригодности для замораживания продуктов является способность замороженного
продукта восстанавливаться после разморозки без ухудшения качества. А в ходе
непосредственно образовательной деятельности «Кто дает нам молоко» дети узнали о
свойствах молока и его пользе для детского организма.
При реализации мини-проекта «Путешествие на дно морское», дети узнали, что
мировой океан — это источник жизни, его необходимо охранять и защищать, но
сейчас Мировой океан испытывает настоящий экологический стресс, вызванный,
прежде всего, жизнью и деятельность людей.
Загрязнение Мирового океана одна из
глобальных экологических проблем. Ребята решили помочь очистить океан, используя
магнитные удочки, очистили водные просторы от металлического мусора.
.
Экспериментируя,
дети
приобретают
опыт
творческой,
поисковой
деятельности, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки,
связи,
строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной
деятельности, делать выводы. Так, например,
в образовательной деятельности
«Путешествие на корабле» дети в процессе эксперимента «Тонет – не тонет»
самостоятельно сделали вывод, из какого материала можно построить корабль, чтобы
он не утонул.
Ребёнку-дошкольнику
по
природе
присуща
ориентация
на
познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Во
время прогулки дети, познавая окружающий мир, стремятся не только рассмотреть
предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и др.
Например, обследуя камни, дети
рассказали,
где их можно увидеть,
рассмотрели их с помощью лупы, уточнили, чем они отличаются. Определили, к
какой природе они относятся, и как люди используют камни в своей жизни. В ходе
эксперимента выяснили, что тверже: камень или дерево. А наблюдение за лужами
после дождя, позволило провести опыт «Лужа морщится»: от маленького камушка –
немножко, а от большого - по воде расходятся широкие круги.
Рассматривание снежинок через лупу, экспериментирование со снегом, водой и
льдом, не только вызывает живой интерес, но и позволяет детям сделать
самостоятельные умозаключения о том, что происходит с состоянием этих веществ
под воздействием тепла и холода.
Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка, но в
то же время организуется взрослым, который выделяет существенные элементы
ситуации, формируя у ребенка определенные сведения об объекте окружающей среды.
В ходе «Большой экспедиции маленьких геологов» был продемонстрирован
опыт «Извержение вулкана» - у детей сформировались представления об извержении
вулкана, узнали, что такое лава, как образуется пемза, рассмотрели и обследовали ее,
в процессе эксперимента с водой, выяснили, что в пемзе содержится воздух.
Приобретенные знания, умения и навыки, позволяют детям
наблюдать,
анализировать, делать выводы, самостоятельно готовить оборудование
в ходе
самостоятельных экспериментов.
- Например:
«Тонет – не тонет»,
«Мыльные пузыри»,
«Сделаем растворы»,
«Выйти сухим из воды»
- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание
жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания
между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком
обогащает его, формирует его личность.
Проведение простейших опытов и экспериментов в семье, рядом с родителями
поддерживает у ребёнка стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание
вникнуть в сущность предметов, явлений и действий.
Кроме того, мы рекомендуем родителям вместе с детьми
создавать
разнообразные коллекции (пуговицы, значки, наклейки, календари, вкладыши из
киндер - сюрпризов). Ведь именно общность интересов объединяет родителей и
детей.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от
взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся
достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как
собственные.
Наличие
этих
качеств
у
ребёнка
свидетельствует
о
его
любознательности.
- Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает
сам.