Напоминание

Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС


Автор: Журкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: «Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска детский сад №29 «Елочка»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Журкова Т.В.

Из опыта работы

«Исследовательская деятельность, как средство формирования

познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть

так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте

всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к

тому, что он узнал".

Сухомлинский В.А.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того

мира, который его окружает. А особенно дошкольник. Ребёнок активно стремиться

узнать об окружающем его мире как можно больше. Мы знаем, что у выпускника

дошкольного

учреждения

должны

быть

сформированы

предпосылки

учебной

деятельности,

которые

являются

фундаментом

для

овладения

ключевыми

компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из

личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие

познавательных

потребностей

ребенка,

а

именно

интерес

к

собственно

познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в

творчестве, любознательности, мотивация в достижении успеха.

Поэтому необходимо научить ребенка сомневаться в истинности знаний как

таковых, учить добывать их разными способами. Ребенок может услышать и

запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать

предложение. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда

являются осознанными и более прочными.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия

видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и

продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало

важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей,

имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в

познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир)

практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и

временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только

расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого

умственного развития.

Путей развития дошкольника существует много, но исследовательская

деятельность, является одной из самых эффективных.

Именно в процессе поисково -исследовательской деятельности:

Ø активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает

необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения.

Ø Развивается способность к начальным формам обобщения, умозаключения.

Ø Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой

информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

Ø В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность

детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения,

усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он

воспринимает и применяет их, как собственные. Наличие этих качеств у ребёнка

свидетельствует о его любознательности.

Именно поэтому данное направление в практической деятельности с детьми

является актуальным.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель:

- Изучить влияние использования опытно - исследовательской деятельности в

педагогическом процессе, как средство формирования познавательной активности

детей.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

-Создать картотеку опытов и экспериментов для старших дошкольников.

-Создать условия для развития познавательного интереса детей в процессе опытно-

исследовательской деятельности.

-Апробировать на практике включение опытов и экспериментов в непосредственно

образовательную деятельность детей.

-Повысить

компетентность

родителей

в

организации

работы

по

развитию

познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

В нашей группе создана и широко применяется опытно-экспериментальная

мини-среда, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность,

удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем

различное оборудование:

–разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки,

стаканчики, песочные формочки и т.д.);

–шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

–увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

–измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

–фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

–компас, бинокль;

–пилочки, наждачная бумага, пипетки;

- губка, пенопласт, поролон, вата

- магниты и т.д.

Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере

ознакомления детей с теми или иными материалами. Существует также подборка

энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов.

Ø Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями,

насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

Ø Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость,

сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

Ø Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);

Ø

Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём

знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

Ø При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты в нашей группе проводятся в непосредственно-

образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной

самостоятельной деятельности.

Экспериментально-исследовательскую деятельность подбираем в соответствии

с темой образовательного комплекса. Каждый ребёнок испытывает большую радость,

удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые

вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Например, в рамках темы недели «Животные жарких стран. Зоопарк» в процессе

исследовательской деятельности, дети выяснили «Почему медведь после купания

выходит сухим из воды!». Нанеся жирный крем на руки, опустив их в воду,

самостоятельно пришли к выводу, что на коже и шерсти медведя покрытой жиром,

капли воды не задерживаются. В результате у детей расширились представления о

разнообразии животных, об особенностях их приспособления к окружающей среде.

Изучая тему

«Продукты питания», дети отправились в путешествие по

шоколадной фабрике и узнали о том, что такое шоколад, как его изготавливают и о его

свойствах. Провели опыт по замораживанию овощей и выяснили, что одно из условий

пригодности для замораживания продуктов является способность замороженного

продукта восстанавливаться после разморозки без ухудшения качества. А в ходе

непосредственно образовательной деятельности «Кто дает нам молоко» дети узнали о

свойствах молока и его пользе для детского организма.

При реализации мини-проекта «Путешествие на дно морское», дети узнали, что

мировой океан — это источник жизни, его необходимо охранять и защищать, но

сейчас Мировой океан испытывает настоящий экологический стресс, вызванный,

прежде всего, жизнью и деятельность людей.

Загрязнение Мирового океана одна из

глобальных экологических проблем. Ребята решили помочь очистить океан, используя

магнитные удочки, очистили водные просторы от металлического мусора.

.

Экспериментируя,

дети

приобретают

опыт

творческой,

поисковой

деятельности, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки,

связи,

строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной

деятельности, делать выводы. Так, например,

в образовательной деятельности

«Путешествие на корабле» дети в процессе эксперимента «Тонет – не тонет»

самостоятельно сделали вывод, из какого материала можно построить корабль, чтобы

он не утонул.

Ребёнку-дошкольнику

по

природе

присуща

ориентация

на

познание

окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Во

время прогулки дети, познавая окружающий мир, стремятся не только рассмотреть

предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и др.

Например, обследуя камни, дети

рассказали,

где их можно увидеть,

рассмотрели их с помощью лупы, уточнили, чем они отличаются. Определили, к

какой природе они относятся, и как люди используют камни в своей жизни. В ходе

эксперимента выяснили, что тверже: камень или дерево. А наблюдение за лужами

после дождя, позволило провести опыт «Лужа морщится»: от маленького камушка –

немножко, а от большого - по воде расходятся широкие круги.

Рассматривание снежинок через лупу, экспериментирование со снегом, водой и

льдом, не только вызывает живой интерес, но и позволяет детям сделать

самостоятельные умозаключения о том, что происходит с состоянием этих веществ

под воздействием тепла и холода.

Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка, но в

то же время организуется взрослым, который выделяет существенные элементы

ситуации, формируя у ребенка определенные сведения об объекте окружающей среды.

В ходе «Большой экспедиции маленьких геологов» был продемонстрирован

опыт «Извержение вулкана» - у детей сформировались представления об извержении

вулкана, узнали, что такое лава, как образуется пемза, рассмотрели и обследовали ее,

в процессе эксперимента с водой, выяснили, что в пемзе содержится воздух.

Приобретенные знания, умения и навыки, позволяют детям

наблюдать,

анализировать, делать выводы, самостоятельно готовить оборудование

в ходе

самостоятельных экспериментов.

- Например:

«Тонет – не тонет»,

«Мыльные пузыри»,

«Сделаем растворы»,

«Выйти сухим из воды»

- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание

жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя

успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания

между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком

обогащает его, формирует его личность.

Проведение простейших опытов и экспериментов в семье, рядом с родителями

поддерживает у ребёнка стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание

вникнуть в сущность предметов, явлений и действий.

Кроме того, мы рекомендуем родителям вместе с детьми

создавать

разнообразные коллекции (пуговицы, значки, наклейки, календари, вкладыши из

киндер - сюрпризов). Ведь именно общность интересов объединяет родителей и

детей.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от

взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся

достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как

собственные.

Наличие

этих

качеств

у

ребёнка

свидетельствует

о

его

любознательности.

- Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает

сам.



В раздел образования