Напоминание

" Компетентностный подход к содержанию учебного предмета " Русский язык"


Автор: Шаова Фатима Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " СОШ а.Зеюко"
Населённый пункт: КЧР , Хабезский район,а.Зеюко
Наименование материала: статья
Тема: " Компетентностный подход к содержанию учебного предмета " Русский язык"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной

компетенции

Речевое общение

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное;

устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-

научная),

общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники

(адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное,

официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение.

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение

прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их

преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение,

письмо.

Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение

Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение

разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым),

приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками,

включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание)

Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на

слух

информации

художественных,

публицистических,

учебно-научных,

научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной

и дополнительной информации, установление смысловых частей текста,

определение их связей.

Говорение

Продуцирование устных монологических высказываний на социально-

культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы.

Участие в диалогах различных видов.

Письмо

Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного

или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости

(изложение подробное, сжатое, выборочное;

тезисы, конспект, аннотация).

Создание

собственных

письменных

текстов

на

актуальные

социально-

культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на

основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе

2

отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием

разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность,

связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.

Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,

рассуждение. Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности

к

функционально-смысловому

типу, определенной разновидности

языка,

функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели,

темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные

разновидности

языка:

разговорный

язык;

функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой;

язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,

языковые

средства,

характерные

для

разговорного

языка,

научного,

публицистического,

официально-

делового

стилей.

Особенности

языка

художественной литературы.

Основные

жанры

научного

(отзыв,

реферат,

выступление,

доклад,

статья,рецензия),

публицистического

(выступление,

статья,

интервью,

очерк), официально-делового (расписка,

доверенность, заявление,

резюме)

стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность,

соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры

речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой,

ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения

нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной

языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Наука о русском языке, ее основные разделы.

Краткие сведения о

выдающихся отечественных лингвистах.

Язык как основное средство общения в определенном национальном

коллективе.

Русский язык – национальный язык русского народа.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык

Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения

народов России и стран Содружества Независимых Государств.

3

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические

новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к

русскому языку как к национальной ценности.

Основные формы существования национального русского языка: русский

литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные

диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его

различных форм (разновидностей).

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа

национального русского языка. Литературный язык как основа русской

художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка

художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность

русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм

русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические,

синтаксические,

стилистические

и

правописные

(орфографические

и

пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и

нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые,

этимологические,

орфографические,

орфоэпические,

морфемные

и

словообразовательные,

словари

синонимов,

антонимов,

фразеологические

словари.

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание,

предложение, текст. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.

Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и

безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и

непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.

Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в

безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.

4

Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке.

Соотношение звука и буквы.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и

написания слова с помощью элементов транскрипции.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка

звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное

ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами

литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных

гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в

иноязычных

словах;

произношение

сочетания

согласных

(чн,

чт и

др.);грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с

-ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, а также русских

имен и отчеств.

Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное,

подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор

и т. п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени,

краткие причастия и прилагательные и т. д.).

Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной

жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения

орфоэпических норм. Применение знаний и умений по

фонетике в практике правописания Морфемика и

словообразование как разделы науки о языке.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от

других языковых единиц.

Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные

слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова.

Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Морфемные словари русского языка.

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об

этимологии.

Этимологические словари русского

языка.

Основные способы образования слов.

Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный,

приставочно-

суффиксальный,

бессуффиксный).

Сложение

как

способ

словообразования. Виды сложения.

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов

образования слов.

Сращение сочетания слов в слово.

Особенности

словообразования

слов

различных

частей

речи.

Словообразовательные словари русского языка.

5

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах.

Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с

опорой

на

его

морфемный

состав.

Определение

основных

способов

словообразования.

Применение

знаний

и

умений

по

морфемике

и

словообразованию в практике правописания.

Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых

единиц.

Лексическое

значение

слова.

Основные

способы

передачи

лексических значений слов.

Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования,

подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

6

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса

наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном

значении

(метафора,

олицетворение,

эпитет

и

др.).

Наблюдение

за

использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Толковые словари русского языка и их использование для определения,

уточнения лексического значения слов.

Лексические

омонимы

как

слова,

тождественные

по

звучанию

и

написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и

многозначных слов в речи.

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому

значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари

синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием

синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и

стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства

связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари

антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных

и письменных текстах.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых

слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Исконно

русские

и

заимствованные

слова.

Основные

причины

заимствования слов. Основные языки – источники лексических заимствований

в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности

использования

иноязычной

лексики.

Словари

иностранных

слов

и

их

использование.

Устаревшие

слова

и

неологизмы.

Основные

причины

появления

устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа

устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-

авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и

неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и

разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения

уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных

ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение

сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой

коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как

наиболее существенный признак языка науки.

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими

оборотами.

Нейтральные

и

стилистически

окрашенные

фразеологизмы,

7

особенности их употребления в речи.

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки,

афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике.

Фразеологические словари русского языка и их использование.

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова

в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической

сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при

употреблении их в речи.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за

использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном

значении, диалектизмов и т. д. как средства выразительности в художественных

и публицистических текстах.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел

грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи:

общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая

роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные

имена

существительные.

Нарицательные

и

собственные

имена

существительные.

Род

как

постоянный

признак

существительного.

Существительные

мужского,

женского,

среднего,

общего

рода;

существительные,

не

имеющие

родовой

характеристики.

Число

имен

существительных. Существительные, имеющие форму только единственного

или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы

склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена

существительные.

Разносклоняемые

существительные.

Правильное

употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные,

относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных.

Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.

Степени

сравнения

качественных

прилагательных,

их

образование

и

грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их

грамматические признаки.

Особенности

употребления

прилагательных

в

разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и

строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение

числительных. Правильное употребление числительных в речи.

Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей

речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

8

Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи

предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.

Глагол

как

часть

речи.

Инфинитив.

Глаголы

совершенного

и

несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные

глаголы.

Изъявительное,

повелительное

и

условное

(сослагательное)

наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в

изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по

родам

глаголов

в

форме

условного

(сослагательного)

наклонения

и

изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы.

Правильное употребление глаголов в речи.

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в

системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки

глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего

времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы

страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки.

Деепричастия

совершенного

и

несовершенного

вида.

Наблюдение

за

особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное

употребление причастий и деепричастий в речи.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их

образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей

речи. Общая

характеристика

служебных

частей

речи;

их

отличия

от

самостоятельных частей

речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги.

Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.

Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.

Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его

грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в

практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного

языка.

Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их

родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и

родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи

степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных.

Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных

форм количественных числительных. Правильное употребление местоимений в

речи. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм

9

повелительного

наклонения.

Использование

словарей

грамматических

трудностей русского языка.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства

синтаксической связи.

Словосочетание.

Основные признаки словосочетания; смысловая и

грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные

виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные,

глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование,

управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор

падежной

формы

управляемого

слова,

предложно-падежной

формы

управляемого существительного.

Предложение.

Предложение как основная единица синтаксиса и как

минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его

отличия от других языковых единиц.

Виды

предложений

по

цели

высказывания:

невопросительные

(повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по

эмоциональной

окраске:

невосклицательные

и

восклицательные.

Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных,

вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная)

основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное

сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и

сказуемого.

Второстепенные

члены

предложения:

определение

(согласованное,

несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение

(прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных

членов

предложения.

Трудные

случаи

согласования

определений

с

определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.

Основные

группы

односоставных

предложений:

определенно-личные,

неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые

особенности. Вопрос об обобщенно- личных предложениях. Наблюдение за

особенностями употребления односоставных

10

предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и

двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения

полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в

устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов

предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с

однородными

членами.

Однородные

и

неоднородные

определения.

Стилистические

особенности

предложений

с

однородными

членами.

Синонимия

простых

предложений

с

однородными

членами

и

сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных

подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и

приложение.

Обособленное

обстоятельство.

Правильное

построение

предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие,

поясняющие, присоединительные члены предложения,

их смысловые и

интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с

обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с

обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи,

языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы

вводных

конструкций

по

значению.

Синонимия

вводных

конструкций.

Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых

частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и

письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Сложное

предложение.

Смысловое,

структурное

и

интонационное

единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической

связи

между

частями

сложного

предложения.

Бессоюзные

и

союзные

(сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей

сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями

сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная

части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения:

интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды

сложноподчиненных

предложений

по

характеру

смысловых

отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим

средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Виды

сложноподчиненных

предложений.

Наблюдение

за

особенностями

использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных

текстах.

Сложноподчиненные

предложения

с

несколькими

придаточными.

11

Соподчинение

(однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных

частей.

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений

между

частями бессоюзного

сложного предложения,

интонационного и

пунктуационного выражения этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия

простого и сложного предложений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия

предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов

цитирования в собственных речевых высказываниях.

12

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство

композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка

в собственной речи.

Синтаксическая

синонимия.

Стилистические

различия

между

синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных

синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи

(восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными

членами и т. д.).

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и

основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях

слов. Правописание гласных и согласных в

приставках. Правописание суффиксов в словах

разных частей речи. Правописание окончаний

в словах разных частей речи. н и нн в словах

разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных

частей речи. Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов,

частиц. Употребление строчной и

прописной букв. Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные

принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и

парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность

постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и

сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки

препинания

в

предложениях

с

однородными

членами

и

обособленными

членами

предложения;

в

предложениях

со

словами,

грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки

препинания

в

сложном

предложении:

сложносочиненном,

сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными

видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сочетание

знаков

препинания.

Вариативность

в

использовании

пунктуационных знаков.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой

13

компетенции

Отражение в языке культуры и истории

народа. Русский речевой этикет.

Выявление

единиц

языка

с

национально-культурным

компонентом

значения в произведениях устного народного творчества, в художественной

литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью

лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).



В раздел образования