Автор: Шаова Фатима Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " СОШ а.Зеюко"
Населённый пункт: КЧР , Хабезский район,а.Зеюко
Наименование материала: статья
Тема: " Компетентностный подход к содержанию учебного предмета " Русский язык"
Раздел: среднее образование
1
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции
Речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное;
устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-
научная),
общественно-политическая, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники
(адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное,
официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение.
Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение
прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их
преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение,
письмо.
Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение
Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение
разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым),
приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание)
Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на
слух
информации
художественных,
публицистических,
учебно-научных,
научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной
и дополнительной информации, установление смысловых частей текста,
определение их связей.
Говорение
Продуцирование устных монологических высказываний на социально-
культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы.
Участие в диалогах различных видов.
Письмо
Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного
или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости
(изложение подробное, сжатое, выборочное;
тезисы, конспект, аннотация).
Создание
собственных
письменных
текстов
на
актуальные
социально-
культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на
основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе
2
отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием
разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность,
связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.
Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение. Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности
к
функционально-смысловому
типу, определенной разновидности
языка,
функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели,
темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные
разновидности
языка:
разговорный
язык;
функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой;
язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые
средства,
характерные
для
разговорного
языка,
научного,
публицистического,
официально-
делового
стилей.
Особенности
языка
художественной литературы.
Основные
жанры
научного
(отзыв,
реферат,
выступление,
доклад,
статья,рецензия),
публицистического
(выступление,
статья,
интервью,
очерк), официально-делового (расписка,
доверенность, заявление,
резюме)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность,
соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры
речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой,
ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения
нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Наука о русском языке, ее основные разделы.
Краткие сведения о
выдающихся отечественных лингвистах.
Язык как основное средство общения в определенном национальном
коллективе.
Русский язык – национальный язык русского народа.
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения
народов России и стран Содружества Независимых Государств.
3
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические
новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к
русскому языку как к национальной ценности.
Основные формы существования национального русского языка: русский
литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные
диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его
различных форм (разновидностей).
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа
национального русского языка. Литературный язык как основа русской
художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка
художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность
русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм
русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические,
синтаксические,
стилистические
и
правописные
(орфографические
и
пунктуационные).
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и
нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые,
этимологические,
орфографические,
орфоэпические,
морфемные
и
словообразовательные,
словари
синонимов,
антонимов,
фразеологические
словари.
Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание,
предложение, текст. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.
Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и
безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и
непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.
Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в
безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
4
Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке.
Соотношение звука и буквы.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и
написания слова с помощью элементов транскрипции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка
звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное
ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами
литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных
гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в
иноязычных
словах;
произношение
сочетания
согласных
(чн,
чт и
др.);грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с
-ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, а также русских
имен и отчеств.
Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное,
подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор
и т. п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени,
краткие причастия и прилагательные и т. д.).
Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной
жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм. Применение знаний и умений по
фонетике в практике правописания Морфемика и
словообразование как разделы науки о языке.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от
других языковых единиц.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные
слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова.
Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемные словари русского языка.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об
этимологии.
Этимологические словари русского
языка.
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный,
приставочно-
суффиксальный,
бессуффиксный).
Сложение
как
способ
словообразования. Виды сложения.
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов
образования слов.
Сращение сочетания слов в слово.
Особенности
словообразования
слов
различных
частей
речи.
Словообразовательные словари русского языка.
5
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах.
Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с
опорой
на
его
морфемный
состав.
Определение
основных
способов
словообразования.
Применение
знаний
и
умений
по
морфемике
и
словообразованию в практике правописания.
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых
единиц.
Лексическое
значение
слова.
Основные
способы
передачи
лексических значений слов.
Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования,
подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
6
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса
наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном
значении
(метафора,
олицетворение,
эпитет
и
др.).
Наблюдение
за
использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Толковые словари русского языка и их использование для определения,
уточнения лексического значения слов.
Лексические
омонимы
как
слова,
тождественные
по
звучанию
и
написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и
многозначных слов в речи.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому
значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари
синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием
синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и
стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства
связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари
антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных
и письменных текстах.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых
слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Исконно
русские
и
заимствованные
слова.
Основные
причины
заимствования слов. Основные языки – источники лексических заимствований
в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности
использования
иноязычной
лексики.
Словари
иностранных
слов
и
их
использование.
Устаревшие
слова
и
неологизмы.
Основные
причины
появления
устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа
устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-
авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и
неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и
разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных
ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.
Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение
сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой
коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как
наиболее существенный признак языка науки.
Фразеология как раздел лексикологии.
Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими
оборотами.
Нейтральные
и
стилистически
окрашенные
фразеологизмы,
7
особенности их употребления в речи.
Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки,
афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике.
Фразеологические словари русского языка и их использование.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова
в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической
сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при
употреблении их в речи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за
использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном
значении, диалектизмов и т. д. как средства выразительности в художественных
и публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления
Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел
грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи:
общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая
роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные
имена
существительные.
Нарицательные
и
собственные
имена
существительные.
Род
как
постоянный
признак
существительного.
Существительные
мужского,
женского,
среднего,
общего
рода;
существительные,
не
имеющие
родовой
характеристики.
Число
имен
существительных. Существительные, имеющие форму только единственного
или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы
склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена
существительные.
Разносклоняемые
существительные.
Правильное
употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные,
относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных.
Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.
Степени
сравнения
качественных
прилагательных,
их
образование
и
грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их
грамматические признаки.
Особенности
употребления
прилагательных
в
разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и
строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение
числительных. Правильное употребление числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей
речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.
8
Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи
предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.
Глагол
как
часть
речи.
Инфинитив.
Глаголы
совершенного
и
несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные
глаголы.
Изъявительное,
повелительное
и
условное
(сослагательное)
наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в
изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по
родам
глаголов
в
форме
условного
(сослагательного)
наклонения
и
изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы.
Правильное употребление глаголов в речи.
Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в
системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки
глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего
времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы
страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки.
Деепричастия
совершенного
и
несовершенного
вида.
Наблюдение
за
особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное
употребление причастий и деепричастий в речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их
образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей
речи. Общая
характеристика
служебных
частей
речи;
их
отличия
от
самостоятельных частей
речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.
Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его
грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в
практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного
языка.
Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их
родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и
родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи
степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных.
Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных
форм количественных числительных. Правильное употребление местоимений в
речи. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм
9
повелительного
наклонения.
Использование
словарей
грамматических
трудностей русского языка.
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства
синтаксической связи.
Словосочетание.
Основные признаки словосочетания; смысловая и
грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные
виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные,
глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор
падежной
формы
управляемого
слова,
предложно-падежной
формы
управляемого существительного.
Предложение.
Предложение как основная единица синтаксиса и как
минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его
отличия от других языковых единиц.
Виды
предложений
по
цели
высказывания:
невопросительные
(повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по
эмоциональной
окраске:
невосклицательные
и
восклицательные.
Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных,
вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная)
основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное
сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и
сказуемого.
Второстепенные
члены
предложения:
определение
(согласованное,
несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение
(прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных
членов
предложения.
Трудные
случаи
согласования
определений
с
определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.
Основные
группы
односоставных
предложений:
определенно-личные,
неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые
особенности. Вопрос об обобщенно- личных предложениях. Наблюдение за
особенностями употребления односоставных
10
предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и
двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения
полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в
устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
однородными
членами.
Однородные
и
неоднородные
определения.
Стилистические
особенности
предложений
с
однородными
членами.
Синонимия
простых
предложений
с
однородными
членами
и
сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных
подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и
приложение.
Обособленное
обстоятельство.
Правильное
построение
предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие,
поясняющие, присоединительные члены предложения,
их смысловые и
интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с
обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с
обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи,
языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы
вводных
конструкций
по
значению.
Синонимия
вводных
конструкций.
Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых
частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и
письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Сложное
предложение.
Смысловое,
структурное
и
интонационное
единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической
связи
между
частями
сложного
предложения.
Бессоюзные
и
союзные
(сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей
сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная
части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения:
интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды
сложноподчиненных
предложений
по
характеру
смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Виды
сложноподчиненных
предложений.
Наблюдение
за
особенностями
использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных
текстах.
Сложноподчиненные
предложения
с
несколькими
придаточными.
11
Соподчинение
(однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных
частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений
между
частями бессоюзного
сложного предложения,
интонационного и
пунктуационного выражения этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия
простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия
предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов
цитирования в собственных речевых высказываниях.
12
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство
композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка
в собственной речи.
Синтаксическая
синонимия.
Стилистические
различия
между
синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных
синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи
(восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными
членами и т. д.).
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и
основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях
слов. Правописание гласных и согласных в
приставках. Правописание суффиксов в словах
разных частей речи. Правописание окончаний
в словах разных частей речи. н и нн в словах
разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных
частей речи. Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов,
частиц. Употребление строчной и
прописной букв. Правила переноса.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные
принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и
парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность
постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и
сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки
препинания
в
предложениях
с
однородными
членами
и
обособленными
членами
предложения;
в
предложениях
со
словами,
грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки
препинания
в
сложном
предложении:
сложносочиненном,
сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными
видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание
знаков
препинания.
Вариативность
в
использовании
пунктуационных знаков.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
13
компетенции
Отражение в языке культуры и истории
народа. Русский речевой этикет.
Выявление
единиц
языка
с
национально-культурным
компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).