Напоминание

"Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"


Автор: Шихалиева Шахла Шихали Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№350"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное воспитание детей в процессе игр

с природным материалом

Актуальность данной темы заключается в том, что в истории дошкольной

педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания

занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с

многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности

игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми

её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно,

каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это

воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного

педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается

поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются

развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного

детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного

развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот

возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов

чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,

знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и

грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует

постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для

того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок

должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета,

материала. Конструирование требует тщательного исследования формы

предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет

взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со

свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних

свойствах предметов невозможно получить объективные представления о

явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает

знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение

объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет

фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и

зрительное восприятие начертания букв.

Цель: Рассмотрение особенностей сенсорного развития детей дошкольного

возраста в процессе применения игр с природным материалом.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого — педагогическую литературу по

данному вопросу.

2. Выявить особенности сенсорного развития дошкольников.

3. Рассмотреть методики игр с природным материалом, используемые для

сенсорного развития детей.

Практическая значимость данной разработки заключается в создании

методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию

игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного

возраста.

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в

окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их

упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и

зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и

личностное развитие ребёнка.

Основные специфические цели данной области:

развитие сенсорной культуры;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Необходимо учитывать следующее:

познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития

психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти,

внимания и речи);

значительное место в реализации области занимают разнообразные формы

работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и

самостоятельности, соответствующих личностных качеств;

огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого

ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная

(конструктивная), трудовая и др.);

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие

сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности

обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Исходя из этих особенностей и специфических целей, необходимо рассмотреть

особенности сенсорного воспитания и развития детей для того, чтобы успешно

организовать познавательную деятельность дошкольников.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на

полноценное восприятие.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех

формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование

сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для

детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного

воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в системе

продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием

Осуществляя личностно-ориентированный подход, мы учитываем способы

восприятия информации:

ребенка - «зрителя» (визуала) необходимо обучать с помощью большого

количества наглядного материала. У них сильнее развита зрительная система;

ребенок - «слушатель» (аудиал) нуждается в подробных словесных

инструкциях и устном поощрении. «Аудиалы», наоборот, предпочитают

воспринимать мир на слух;

с ребенком - «деятелем» (кинестетиком) надо чаще входить в телесный

контакт: обнимать, гладить. Эти дети изучают все на ощупь, они постоянно

находятся в движении. Им тяжело оставаться длительное время в покое и

концентрировать внимание на каком - то одном предмете.

Конечно, это не значит, что такие дети развиваются только в одном направлении.

Как правило, одна сенсорная система развита сильнее, чем остальные, но для

гармоничного и более полного сенсорного развития необходимо не только

уделять сильным сторонам, но и заниматься слабыми путем специальных

тренировок.

Кроме перечисленного, есть и другие задачи, которые реализуются в различных

образовательных областях, в частности:

знакомить с фактурой (характером поверхности), формой и свойствами

материала (Художественное творчество, Коммуникация);

знакомить с возможностями материала, способами конструирования по

образцу (Художественное творчество, Коммуникация);

развивать умение переносить способы конструирования в новые условия

(Социализация, Коммуникация, Художественное творчество).

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей

представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних

свойств предметов. Также был выявлен тот факт, что уровень ориентирования

детей на внешние свойства объектов зависит от характера деятельности, в

которую оказывается включенным объект в момент обследования, а не от

объективных особенностей объекта. Кроме того ориентировочно-

исследовательская деятельность детей разного возраста изменяется в

зависимости от соответствия применяемых способов оперирования

особенностями взятых для анализа предметов и от степени совершенства

применяемого способа оперирования.

Исходя из этого, определена основная цель сенсорного воспитания детей

раннего и дошкольного возраста - формирование у детей умений воспринимать

и представлять предметы и явления, которые способствовали бы

совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа

слова, труда в природе и т. д.

У детей раннего возраста (первый год жизни) сенсорное развитие направлено на

обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия,

чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы

разной формы и величины. На втором - третьем году должны научиться

выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливая

представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении

между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей сенсорное развитие подразумевает

формирование сенсорных эталонов: устойчивые, закрепленные в речи

представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине

между несколькими предметами.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка,

совершенствования его органов чувств, что с одной стороны, обеспечивает

получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой -

составляет фундамент общего умственного развития - развития мышления,

памяти, внимания.

Занимаясь с детьми, взрослому нужно четко представлять себе этапность

развития восприятия младших дошкольников. Вначале ребенок знакомится с

цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,

фиолетовый); геометрическими фигурами, градациями величины. Затем

развиваются представления о разновидностях каждого свойства (оттенках цвета

по светлоте, вариантах геометрических фигур, сериационных рядах из

предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин).

Одновременно дети овладевают способами обследования предметов:

последовательного осмотра и описания их формы, группировки объектов по

цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине,

выполнения все более сложных глазомерных действий.

В итоге, к концу младшего дошкольного возраста, у детей развивается

аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять

сложную форму предметов, выделять отдельные параметры величины.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности,

умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки,

умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и

конструирования .

Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию

наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет

общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только

для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал,

чтобы изображенное им узнали.

В процессе игр создаются благоприятные условия для развития эстетического

восприятия и эмоции, которые постепенно переходят в эстетические чувства,

содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии

красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство

цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и

приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,

сформировать у них знания, умения, навыки, а также развивать способности в

той или иной области деятельности.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом,

формой, величиной предметов является принцип последовательности,

предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от

элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным

сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине,

форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и

элементарной продуктивной деятельности.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по

сенсорному воспитанию является взаимосвязь образования на занятиях с

закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время

самостоятельной деятельности и т. д.

Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов.

При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки —

свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть

предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и

больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают

в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия

«занимательной коробки»

Ещё одним необходимым принципом в методике сенсорного воспитания детей

является принцип последовательности, обусловливаемый в ознакомление детей

вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой

предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким

сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в

плане зрительного восприятия.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего

детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому

возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие

на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию.

Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому,

ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной

активности на занятиях.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную

деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того,

насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет

дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника

выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру

обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Важнейшей особенностью восприятия детей трех-семи лет выступает тот факт,

что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности,

зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить

все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт

рассматривания.

Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с

дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и

развития пространственно-количественных представлений, счетных операций,

развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными

природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти,

внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и

явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по

форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт

дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой,

палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника,

семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п.

являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в

групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой,

разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы

(плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают

кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов

(плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи,

весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева,

бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В

результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет.

Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет

своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее

время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались.

Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок

или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его

преобразования. Самый простой прием — лепка. Катая комья дети подходят к

пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из

комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети

делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным

тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с

игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из

коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки,

кораблики, птицы, животные, различная мебель.

Таким образом, с ребенком 4—5-летнего возраста можно играть в

разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое

удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные

способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты:

собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью

пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от

наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить

украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов,

осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно

изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают

гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной

речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и

размера..

Осень — благодатная пора для организации работы с природным материалом,

не проходите мимо причудливо изогнутых ветвей, корней, сучьев, древесных

грибов, разнообразных растений. Учите ребят любоваться этой красотой и

многообразием, наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными

существами.

При изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр. у

детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному

материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на

его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать,

называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала

выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в

других видах деятельности.

Так, например, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох,

желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят

дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях

они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят

клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием

накладывают мозаичные узоры из семян, на покрытые пластилином дощечки.

Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

Надо поощрять стремление детей собирать и использовать в своих работах

природный материал не только среднерусской полосы, но и южных районов

нашей страны: морские ракушки, косточки кизила, фиников, семена белой

акации, шишки южных хвойных растений и другие дары юга.

Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети

используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх. украшают

ими игровые уголки. Сюжетные композиции используют для настольного театра

(«Три медведя». «Репка», «Машенька и медведь»). Такие композиции, как «Три

поросенка», «Бременские музыканты», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка» и др., дети могут использовать, рассказывая друг другу сказки.

Поделки из листьев деревьев рекомендуется изготавливать ближе к осени, так

как под деревьями и кустами мы находим много красивых листьев. Собирайте

их с детьми, рассматривайте, любуйтесь красотой их окраски, формы.

Предложите ребятам сортировать их: в маленькую коробку собирать мелкие, в

большую — крупные.

Из листьев можно создавать чудесные композиции. Для этого понадобятся

обыкновенные фанерные дощечки разного размера и формы или картонные

фигуры.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено

одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно

должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов,

учитывающих развитие каждого ребенка.

Таким образом, сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного

осуществления разных видов деятельности, формирования различных

способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и

систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Самые любимые детьми игры и игровые упражнения:

рассматривать и изучать рис, его свойства, например, сыпать , дуть на него

мешать подручными предметами;

играть в «прятки» сначала зарывая, а затем и откапывая маленькие игрушки и

фигурки;

делать домики и норки для фигурок животных;

насыпать совочком в самые разные емкости (баночки, коробки, колбы) и

слушать, какие звуки он будет издавать, если баночку потрясти;

оставлять следы пальцев, отпечатки ладошек и самых разных предметов.

Такую игру можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет

оставляет отпечатки;

чертить на ровной поверхности риса линии и основные геометрические

формы; – простые строительно-сюжетные игры требуют некоторой доли

сформированности тонких моторных навыков. Даже при постройке самого

простого домика ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при

сгребании , уплотнении, делании двери, окон);

можно организовать небольшую театрализованную постановку просто

используя набор фигурок сказочных персонажей. И это будет способствовать не

только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков

ребенка, но навыкам совместной игры.

Как уже было отмечено, игры с природными материалами имеют широчайший

диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они

обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорную

сферу, познавательную активность, высшие психические функции и творческие

способности. При этом развивается наблюдательность и подлинный интерес к

явлениям окружающей среды, дети приобретают знания путем

самостоятельного поиска и исследовательской деятельности.



В раздел образования