Автор: Шумеева Наталья Витальевна
Должность: преподаватель высшей категории по классу балалайки
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Забайкальский край город Краснокаменск
Наименование материала: статья
Тема: «Чтение нот с листа – как фактор успешного музыкального развития учащихся в классе балалайки.»
Раздел: дополнительное образование
«Чтение нот с листа – как фактор успешного музыкального развития
учащихся в классе балалайки.»
Шумеева Наталья Витальевна,
преподаватель по классу балалайки
МАУ ДО «ДШИ»
муниципального района «город
Краснокаменск и Краснокаменский
район» Забайкальского края
Одной из учебных дисциплин, приобретаемых учащимися за время
обучения в ДШИ является "Чтение нот с листа". Умение быстро читать с
листа очень важно в профессиональной деятельности музыканта и стало
необходимым условием для работы преподавателя ДШИ. Необходимость
развития навыков чтение с листа в ДШИ продиктована многолетней
практикой и, на мой взгляд, независимо от способности учащихся чтение нот
с листа необходимо каждому, кто непосредственно связан с музыкой.
«Чтение нот с листа» в системе музыкального образования требует
отдельного
изучения,
осмысления и
накопления специализированного
материала для использования в учебном процессе.
Описание процесса
В процессе чтения нот с листа учащийся должен сыграть произведение
максимально
соответствующее
звуковысотным
и
метроритмическим
элементам нотного текста. Уметь выдерживать темповые ремарки автора и
воплощать
средства
художественной
выразительности
произведения.
Преподаватель должен научить учащихся владеть комплексом навыков
восприятия графики нотных знаков, владеть технической базой игровых
движений, владеть системой знаний декодирования (расшифровки) нотной
символики. Нужно отметить, что чтение нот с листа условно можно
разделить на несколько видов:
- чтение в реальном времени - озвучивание текста на балалайке в аудиторных
условиях;
- устное чтение - беззвучное изучение характеристик нотного текста;
- аналитическое чтение - прикладное ознакомление и исполнительский
анализ текста.
Проигрывание
незнакомого
нотного
текста
предполагает
чёткое
разграничение
структурных
элементов
музыкальной
ткани
как
по
горизонтали, так и по вертикали для этого ученику необходим определённый
уровень теоретического образования. В основе перспективной методики
занятий должен лежать принцип "вижу - слышу - исполняю". При таком
подходе к воспитанию навыков чтения нот с листа нужно заботиться о том,
чтобы учащийся видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий
момент. Постепенно у ребёнка вырабатывается привычка опережающего
чтения текста, необходимая для того, чтобы успеть представить себе
записанное в виде музыкальной интонации, настроится на правильные
движения рук и воспроизвести звучание на балалайке.
Воспроизведение и методика преподавания
Для приобретения навыков чтения нот с листа необходима методика
обучения этому навыку.
Чтение с листа — это исполнение незнакомой пьесы в темпе и
характере задуманной композитором без предварительного проигрывания.
Естественно без начальных игровых навыков чтение с листа невозможно.
Для развития этих навыков у учащегося должно тесно взаимодействовать
зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воля, память,
интуиция и творческое воображение. Начинать обучение целесообразно с
прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Затем
можно перейти к исполнению мелодии на балалайке при этом постепенно
увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях. В
своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем что учащиеся
одного возраста и класса одни читают лучше - другие хуже, поэтому
необходимо выявить затруднения учащихся. Одни не умеют быстро
ориентироваться в счёте, другого сбивает обилие знаков, кто-то плохо
ориентируется на грифе, кого-то смущают приёмы исполнения правой руки,
штрихи, динамические оттенки и, конечно же, педагогу необходимо
формировать этот комплекс навыков чтения нот с листа, который состоит в
первую очередь:
- знание нотной грамоты;
- технические навыки;
- творческое воображение;
- владеть ансамблевой игрой;
- зрительное восприятие нотного текста и анализ произведения.
Нотное
изложение
музыкального
материала
выполняется
за
счёт
традиционных композиторских приёмов, таких как: пассажное изложение,
аккордовое
изложение,
интервальное,
арпеджированное
и
прочее.
В
музыкальном исполнительстве данные приёмы нотного изложения получили
название видов техники.
В процессе чтения с листа взгляд исполнителя должен неотрывно
следить за текстом, поэтому большая часть нотного текста играется
"наощупь" для этого необходимо хорошее владение грифом. Нужно научить
учащихся свободно ориентировать пальцы левой руки на грифе при этом
работать над координацией обеих рук. При этом полезны упражнения на
развитие чувства грифа: гаммы в одну октаву разными штрихами, не глядя на
гриф, умение быстро переходить со струны на струну, находить одинаковые
ноты на струне "ля" и "ми". Для того чтобы приступить к чтению с листа
учащийся с педагогом должен проанализировать текст, обсудить название
пьесы, жанр, темп, размер, тональность, форму, характер музыки, тип
фактуры, штрихи, динамику и.т.д. Главное, читать с листа следует то, что
ученику интересно. Навык чтения с листа формируется у детей с различной
скоростью, и главная задача педагога распределить способы формирования
по этапам с определением основных целей и приёмов работы. Очень важно
чтобы усложнение задач, стоящих перед учащимися было продуманно
последовательно и постепенно.
В последнее время появляется достаточно нотной литературы для
учащихся по классу балалайки, где авторы сборников предлагают много
произведений предназначенных для чтения с листа. На мой взгляд,
преподаватель должен подбирать нотный материал учитывая интерес
учащихся, расширять исполнительский опыт и музыкальный кругозор
учащихся. Грамотно подобранный материал служит большим стимулом для
решения всех поставленных задач для профессионального роста учащихся.
Лучший результат навыка чтения нот с листа формируется с первых
шагов обучения игре на инструменте. Педагог должен подготовить учащихся
к тому, что именно навыки начального этапа подчинены в итоге конечной
цели. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на
ход учебного процесса и на конечный результат воспитания музыканта.
Педагог должен использовать все имеющие возможности для того, чтобы
привить своим учащимся любовь к чтению с листа, самостоятельности,
музицированию. Педагогу нельзя забывать, что при чтении нот с листа
основная нагрузка ложится на зрительное восприятие, поэтому в процессе
обучения
необходимо
помнить
о
здоровье
сберегательных
факторах
учащихся и правильно выстраивать учебный процесс.
Чтение
с
листа
является
основополагающим
в
музыкальной
деятельности письменной традиции, так как носителем музыкальной
информации является система нотной символики, а без умения читать эту
информацию и понимать её невозможно накопление знаний. Эта дисциплина
нуждается в более глубоком осмыслении и экспериментальных результатах,
а также в специализированном учебном материале.
Литература:
Амосов А. Методическое руководство по дисциплине «Чтение нот с листа»
(балалайка). – М.: Музыка, 2007.
Выготский Л. Вопросы детской психологи – СПб.: Союз, 1997.
Оморокова М. Совершенствование чтения нот с листа младших школьников.
– М.: АРКТИ, 2001.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.:
Изд-во Акад. пед.
наук РСФСР, 1974.