Авторы: Елена Юрьевна Сулимова, Елена Геннадьевна Ермолаева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Миасский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: Доклад
Тема: «Профессионально-педагогическая деятельность и личность преподавателя»
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Миасский машиностроительный колледж»
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ
Тема: «Профессионально-педагогическая
деятельность и личность преподавателя»
Преподаватель:
Сулимова Е.Ю.
Ермолаева Е.Г.
г. Миасс, 2021
Профессионально-педагогическая деятельность и личность
преподавателя
Педагогическая деятельность – самая вечная и непреходящая сфера
человеческой деятельности. В центре этой деятельности находятся личности
обучающегося
и
педагога.
Даже
в
современных
условиях
обучения
(дистанционное, компьютерное, телевизионное), в которых роль педагога
внешне
незаметна,
его
личность
остается
полноценным
субъектом
педагогического процесса.
Какой должна быть направленность личности педагога в среднем
специальном учебном заведение: техникуме, колледже. Этот вопрос всегда
стоял в центре внимания педагогов, не раз рассматривался у нас в техникуме.
Существует философский принцип – подобное создается подобным:
нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание –
знанием, мастерство – мастерством. Никакие современные технологии
обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою
педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не
готов к ней.
Спектр свойств личности педагога многообразен. Прежде всего к ним
относят профессионализм – как совокупность личностных характеристик
человека,
необходимых
для
успешного
выполнения
педагогической
деятельности и близкое к нему понятие «профессия компетентность» -
единство теоретической и практической готовности педагога.
Основой
профессионализма
и
профессиональной
компетентности
преподаватели обычно считают педагогическую умелость – владение
педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и
педагогически целесообразную организацию педагогического процесса.
Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое
мастерство – комплекс специальных умений и навыков, позволяющих
педагогу
эффективно
управлять
учебно-воспитательной
деятельностью
студентов. Существует другое определение педагогического мастерства –
2
сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности
преподавателя, комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий
уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности.
Основной профессионально-педагогической направленности личности
педагога выступает система ее ценностных отношений и педагогической
деятельности, закрепленная в профессионально-ценностных ориентациях.
В ценностных ориентациях педагога можно выделить 3 группы
отношений к значимым моментам профессиональной деятельности.
К педагогическому труду – осознание цели и смысла данных
деятельности,
ее
общественной
значимости,
глубокая
заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемой
дисциплиной;
К личности студента;
К личности преподавателя и к самому себе как педагогу.
Успешность деятельности преподавателя обуславливается
также
индивидуально-психологическими
предпосылками
формирования
педагогического мастерства, к числу которых относятся прежде всего общие
и педагогические способности. Они обнаруживаются и проявляются в
быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способностями данной
деятельности.
Надо
помнить,
что
способности
не
являются
чем-то
врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе определенной
деятельности.
Освоение
необходимых
педагогу
умений
и
навыков
профессиональной деятельности, опирающихся на имеющиеся у него
способности, одновременно развитие определенной способности происходит
в процессе овладения соответствующим умом и навыком.
Общие способности, определяющиеся психологическим развитием
личности: ее темпераментов, характеристики, интеллектом. По мнению В.А.
Якунина, интеллект является наиболее важным фактором, определяющий
успешность педагогической деятельности. Проведенное им исследование
свидетельствует о том что, уровневые показатели интеллекта у учителей
3
мастеров значительно превышают аналогическое показатели у педагогов не
мастеров. От уровня развития интеллектуальных способностей педагога
зависят его гностические (познавательные) способности.
Психологи
выделяют
также
виды
интеллекта,
как
общий
–
обеспечивающий
на
решение
специальных
проблем,
и
социальных,
проявляющихся в сфере межличностных отношений. Высокий уровень
профессионального интеллекта педагога возможен лишь при умственном
развитии его интеллекта.
В педагогической деятельности проявляется и реализуется несколько
свойств мышления:
1)
Аналитичность
мышления
–
способность
логически
перерабатывать и анализировать необходимую информацию, различные
ситуации,
в
которых
происходит
принятие
педагогических
решений,
критически оценивать результаты сделанного.
2)
Гибкость мышления – помогает быстро реагировать на ситуацию
и изменять способы действий в зависимости от складывающихся условий.
Гибкость мышления определяется и способностью к импровизации –
мгновенному нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных
способов деятельности.
3)
Альтернативность и открытость мышления – способность видеть
различные возможные пути решения проблемы, понимать и воспринимать
другие точки зрения.
4)
Позитивная направленность мышления – определяется теми
эмоциями, которые сопровождает
мысль
«Сильные негативные мысли
порождают негативный настрой в мышлении», - отмечает П. Вайнцвайг.
Однако мышления педагога не может быть бесстрастно-логичным. Его
мысль должна быть согрета теплом сердца, освещена пониманием и
состраданием. Позитивное мышление находит свое выражение в способности
видеть лучшие, светлые стороны в своих учениках, в других людях, в себе. В
основе
лежит
оптимистичность
мировосприятия
представляющиеся
в
4
педагогическом оптимизме – вере в возможности студентов и в свои
собственные силы.
Как результат позитивной направленности и открытости мышления
воспринимается такое качество личности педагога, как темпераментность –
терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению студентов и
коллег, не соответствующих его собственным.
Креативность – общая способность личности и творчеству, которые
определяются не только уровнем развития творческого мышления, но и
способностью к самосовершенствованию, самоактуализаци.
Конструктивные
способности
–
обеспечивают
прогнозирование,
проектирование, построение педагогического процесса «Как и любому
творцу, учителю необходимо
представить себе свое творение»,- пишет
известный педагог М.А.Щетинин. Хороший учитель видит своего ученика
как бы в 3-х проекциях: прошлого, настоящего и будущего.
Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу
педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое
общение в процессе восприятия и обучения: общительность, распределение
внимания,
эмпатия
–
способность
к
сопереживанию
эмоциональной
сопричастности и пониманию; перцептивность – способность воспринимать
и
определять
эмоциональное
состояние
студента
по
его
внешним
проявлениям в самовыражение адекватной передаче в процессе общения
своего эмоционального состояния.
Организационные
способности
–
обеспечивают
эффективную
организацию учебной и внеаудиторной деятельности студентов, управления
их взаимодействия в педагогическом процессе:
1.
Организационное
чутье
–
способность
учитывать
психологические
способности
студента,
группы
при
построении
педагогического
взаимодействия,
видеть
организаторские
возможности
других людей.
5
2.
Способность
вести
за
собой,
создавать
мотивацию
к
деятельности, увлекать ее перспективами.
3.
Способность «заражать» и заряжать других своей энергией,
которая во многом зависит от эмоционального потенциала преподавателя,
его увлеченности своей деятельностью.
4.
Склонность,
готовность
к
организационной
деятельности,
зависящей от внутренней активности личности педагога.
Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности
преподавателя и образуют единую совокупность способностей.
Специфика педагогической деятельности требует от преподавателя
владение
системой
общекультурных,
специальных,
психолого-
педагогичсеких знаний. Педагог профессионального обучения (в частности в
нашем
техникуме),
обладает
достаточно
разнообразными
не
только
профессиональными, но и общими интересами. Педагог должен быть
творческим, духовно богатой личностью, привлекающий, магнетически
притягивающий к себе молодежь.
Для
любых
видов
деятельности
преподавателя
(обучающей,
воспитательной и коммуникативной) цепочка действий едина и выглядит
следующим образом:
1)
диагностика (изучение и анализ) педагогических ситуаций.
2)
Целеполагание – постановка целей (обучающей, воспитательной)
и их конкретизация.
3)
Выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание
условий педагогического взаимодействия.
4)
Организация педагогического взаимодействия.
5)
Обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их
коррекция.
6)
Итоговая
диагностика,
анализ
и
оценка
результатов
педагогического взаимодействия.
7)
Постановка новых целей и задач.
6
Умение строить педагогический процесс предполагает
владение
преподавателем
педагогической техникой. Выделяют 2 группы средств
педагогической техники:
1. Связана с психотехническим умением, обеспечивающим владение
собой, свои телом, способами релаксации (расслабления) для снятия
физического и психологического напряжения, способами эмоциональной
саморегуляции,
вытеснения
отрицательных
эмоций
и
замены
их
положительными, способность создания рабочего творческого самочувствия.
2. Содержит
вербальные
(словесные)
и
невербальные
средства,
позволяющие эффективно воздействовать на окружающих. К этой группе
можно отнести:
технику
невербальных средств – владения мимикой, жестами, движениями,
способностями адекватной передачи мыслей и чувств.
А.С.Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только
тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками, когда
научился делать 20 нюансов в выражение лица, постановке фигур, голоса.
Достиг
рискованности,
свободы,
внешней
выразительности,
владение
мимикой и движениями, требующих от педагога такой же работы над собой,
как и от актера.
Рассматривая обширный перечень требований, которые предъявляются
в
личности
педагога,
известный
педагог
В.Н.
Сорока-Российский
справедливо замечал: «Учитель чаще всего рассматривается как простая
арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать.
Имеются они у него на 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% -
посредственный, ниже 50% - плохой. Разумеется это не так: каждый педагог
вовсе не матрац набитый добродетелями, а личность, определяющий склад
характера, особая порода – каждый в своем стиле. Каждый педагог должен
определить, какой он породы, что бы знать и сильные, и слабые стороны, и
7
все особенности своего орудия, т.е. свои личности, как учителя и
воспитателя.
В зависимости от вида педагогической деятельности выделяют: стиль
обучающей деятельности, стиль восстановительной деятельности и стиль
педагогического общения.
В основу предложены А.К. Марковой и А.Я. Никоновой классификация
стилей обучающей деятельности положены следующие основания! Содержат
характеристики
стиля;
динамические
(гибкость,
устойчивость);
результативность (уровень значений и навыков, а также интересы их к
предмету).
На основе этого выделяют 4 стиля:
1.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) – преподаватель
преимущественно ориентирован на процесс обучения. Он не стремится к
четкому планированию занятия, допуская импровизацию, отбирает для
обработки наиболее интересные материалы, оставляя менее интересный для
самостоятельного обучения студентами. Не любит заниматься повторением и
закреплением,
контролем
знаний.
Для
него
характерны
высокая
оперативность,
использование
разнообразных
методов
обучения,
стимулирование активной творческой, спонтанной деятельности обучения.
Для
такого
педагога
свойственно
сочетание
интуитивности
с
недостаточными
рефлективностью
и
анализом
результатов
своей
деятельности.
2.
Рассуждающе-методичный
стиль
(РМС).
Ориентируясь
на
результаты обучения, преподаватель чётко планирует заключение, жёстко
управляет педагогическим процессом, уделяет много времени повторению
им закреплению, контролю знаний, умений, навыков. Высокая методичность
сочетается с узким, стандартным набором используемых методов обучения.
Работа
в
невысоком
темпе
и
со
всеми
студентами,
отличающихся
рефлективностью, хорошо развивает аналитическими способностями.
8
Существует
ещё
2
стиля
–
эмоционально-методичный
и
рассуждающее-импровизационный, которые являются промежуточными в
выше названных.
Знание педагогом своего индивидуального стиля и опора на него в
профессиональной деятельности необходимы, но это не приведет к успеху
без способности корректировать, достраивать, совершенствовать свой стиль.
Благодаря
личностному
и
профессиональному
саморазвитию
и
самосовершенствованию каждого преподавателя, независимо от присущего
ему
стиля
деятельности,
доступно
достижение
высокого
уровня
педагогического мастерства. С этим необходимо считаться администрации
общественного учреждения при анализе деятельности, как бы ни был он
привлекателен.
Совершенствование педагогического мастерства и профессиональной
культуры преподавателя возможны только в процессе постоянной работы над
собой, предполагающей особую организацию всей его жизни. Работа над
собой – это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается,
выдержки, терпение, силы воли, оптимизма. Главное – не забывать, что
человек рожден, чтобы реализовывать себя, осуществить своё призвание,
чтобы совершенствуя себя, совершенствовать всё человечество. Напутствием
педагогу может стать «Заповеди творческой личности», предложенные П.
Вайнцвайгом.
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, в чём можешь.
Внеси свой вклад в общее дело.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелости.
Заботься о своём здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовного удовлетворения.
9
Хотелось бы рассмотреть 3 вопроса:
1.
Специфика
профессионально-педагогической
деятельности
преподавателя.
2.
Педагогическая деятельность как система.
3.
Преподаватель как субъект педагогической деятельности.
Специфика
профессионально-педагогической
деятельности
преподавателя:
Педагогическая деятельность – самая вечная и непреходящая сфера
человеческой деятельности.
На протяжении веков профессиональная подготовка осуществилась
посредствам включения ученика в производственный процесс, в творческую
лабораторию мастера- специалиста.
Отличие педагогической деятельности от любой производственной
заключается в её духовной характеристике.
В центре педагогической деятельности «субъект» - педагог (тот, кто
совершает эту деятельность), «объект» - то, на что эта деятельность
направлена – формирование и развитие личности обучающегося, «продукт» -
измененный объект деятельности – духовные ценности: образованность,
воспитанность личности.
То есть педагог имеет дело с личностью студента, который является
субъектом
своей
собственной
деятельности
по
саморазвитию,
самосовершенствованию, самообучению.
Профессиональный выбор, который делают студенты, при поступлении
в профессиональное учебное заведение, определяет его субъектную позицию
как будущего профессионала. Обучение воспринимается с точки зрения
реализации жизненных задач студента, изменяется мотивация обучения,
повышается доля самостоятельной работы. Возникает противоречие между
новыми задачами и имеющимися возможностями. Путь профессиональной
подготовки диктует очень быструю смену второй ролевой позиции студента:
10
в начале обучения он дожжен перестать быть школьником, а к его
окончанию – студентом.
Возникает
ориентация
на
построение
«субъект
–
субъектных»
отношений
сотрудничества
в
совместной
творческой
деятельности
в
процессе обучения.
Справедливо утверждение В.А. Сластинина и А.И. Мищенко о том,
что истинным объектом педагогической деятельности является не сам
ученик, вырванный из педагогического процесса, а именно «педагогический
процесс,
представляемый
собой
систему
взаимосвязанных
учебно-
воспитательных задач, в решении воспитанник принимает непосредственное
участие и функционирует как один из главных компонентов».
Своеобразие
педагогической
деятельности
в
том,
что
является
преимущественно
управленческой,
как
бы
подстраивающейся
под
деятельность обучающихся. Если профессионалом в другой деятельности
достаточно квалифицированно выполнять свою собственную деятельность,
то педагог призван, прежде всего, не сообщать знания, организовать учебную
деятельность студентов. Одна из педагогических истин гласит, что плохой
учитель сообщает истину, а хороший – помогает её находить. Самая
распространённая ошибка – убеждённость преподавателем специальных
дисциплин в том, что для их преподавания достаточно быть хорошим
специалистом в своём деле, знать свою дисциплину, уметь транслировать эти
знания и организовать производственный процесс.
Особенностью педагогической деятельности является её сложный,
неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся
личностью
или
личностями.
Творческий
характер
педагогической
деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста.
Творческий поиск и творческое отношение к делу составляет важное условие
эффективности любой профессиональной
деятельности,
но
именно
в
педагогической они являются нормой, без которых данная деятельность не
может состоять вообще. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую
11
социальную функцию: в процессе её формируется и развивается не только
конкретную личность, но и определенное будущее страны. Выдающийся
педагог Ш.А. Амонашвили назвал «основы трагедии воспитания» то, что
учитель живёт в современности, а строит будущее.
Системный характер
педагогической
деятельности
преподавателя
среднего
профессионального
учебного
заведения
проявляется
в
её
многоаспектности: в направленности не только на усвоение студентами
профилактических знаний и способов деятельности, но и на развитие и
становление личности профессионала на построение отношений в студии.
Группе, создающих условия для реализации данных целей, на создание
образованной и развивающей среды.
Основные направления и содержания деятельности преподавателя
специальных дисциплин определены квалифицированной характеристикой
специальности «педагог профессионального обучения», представленной в
Госстандарте высшего профессионального образования. Он должен быть
готов к выполнению следующих видов профессиональной педагогической
деятельности:
Профессиональное обучение
Производственно – технологическая деятельность
Методические работы
Организационно – управленческая деятельность
Научно – исследовательская деятельность
Культурно – просветительная деятельность
Разнообразие видов деятельности позволяет рассмотреть её как
сложное
единство
различных
компонентов,
взаимосвязанных
и
взаимоопределенных
друг
друга,
обеспеченных
целостность
учебно-
воспитательный процесс.
12
2. Педагогическая деятельность как система
Педагогической
системой
является
система
профессионального
образования в целом и педагогический процесс конкретного учебного
заведения, включающий в себя «систему воспитания, «систему обучения»
как составные части.
В
центре
любой
педагогической
системы
находятся
личности
обучающегося и педагога.
Личность студента выступает в качестве цели. Распространенное
явление в педагогической среде – искажение в сознании преподавателя целей
педагогической
деятельности.
«Эгоцентризм»,
«предметоцентризм»,
присущий
некоторым
преподавателям,
ярко
проявляется
в
их
направленности,
прежде
всего,
на
свои
собственные
цели.
Цель
преподавателя профессионального учебного заведения должна быть, прежде
всего, спроецирована на личность студента, на её становление как
профессионала, а преподаваемая им дисциплина выступает как средство
реализации данной цели.
Педагогическая
деятельность
любого
уровня
начинается
с
целеполагания:
выстраивания
преподавателем своей
профессиональной
концепции, которая содержит его целевые установки, осознание целей и
задач системы профессионального образования в целом, целей и задач
данного учебного заведения и конкретизация их на уровне собственной
дисциплины, курса. Общая структура целей подготовки специалиста в
педагогической
системе
среднего
профессионального
образования
представляет собой иерархию целей: общегосударственная цель – цели
учреждений – цели обучения по конкретной дисциплине.
Общегосударственная цель – социальный заказ, заказ общества системе
среднего профессионального образования, сформированный в нормативных
документах: в Госстандарте, модели личности студента – цель для
построения системы подготовки специалиста, и критерий для оценки
13
качества его подготовки. На основе этой глобальной цели ведётся аттестация
подготовки специалиста как итог работы учебного заведения.
В современной образовательной ситуации педагогический коллектив
средних специальных учебных заведений всё чаще разрабатывают и создают
модели выпускника своего учебного заведения, опирающиеся на избранную
ими
концепцию
и
имеющиеся
в
их
распоряжении
человечность
и
материальные ресурсы.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
формировать
методологические
культуры
преподавателя,
позволяющий
осуществить
целеполагание на высоком теоретическом уровне, на основе сложившейся
социально – экономической ситуации, а также потребностей и возможностей
данного учреждения профессионального образования.
Осознанное
целеполагание
определяет
отбор
содержания
профессионального обучения форм, методов и технологий реализация
поставленных целей, создание педагогических условий, в число которых
входят: организационные, направление на создание активной развивающей
среды
и
образованного
пространства,
организованную
деятельность
студентов; материальные-техническое обеспечение учебно-воспитательного
процесса;
психологические-построение
межличностных
и
деловых
отношений, адекватных заданным педагогическим целям.
Результатно-рефлексивный компонент педагогической деятельности
включает анализ и оценку её результатов, при этом критерии оценки
эффективности педагогической системы должна соответствовать заданным
целям и задачам. Одной из главных проблем системы современного
профессионального
образования
является
расхождение
между
декларируемыми им гуманистскими целями и нормативными требованиями,
содержащееся в квалифицированных характеристиках и сводящимися в
основном и 2 параметрам, что специалист должен знать и что уметь, а также
отсутствие
системы
мониторинга
(отслеживания)
результативности
образованного процесса в соответствии с изложенными критериями.
14
Итак, любая педагогическая система является составной частью
социальные системы, отсюда важнейшее условие общественного развития –
её совершенствование. Зачастую преобразования касаются только отдельных
элементов педагогической системы (чаще всего – содержания образования).
Основные
компоненты
профессионально
–
педагогической
деятельности, обеспечивая её целостность, в то же время отражён её
многофункциональный характер.
15