Напоминание

"Формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся"


Автор: Бобылева Татьяна Геннадьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО №1"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся"
Раздел: начальное образование





Назад




МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск

Формы работы с родителями

Почему НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня

в

эпоху

революционных

преобразований

в

системе

образования,

всё

чаще

и

чаще

в

средствах

массовой

информации,на

педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за

воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны —

школа оказывает образовательные услуги, а воспитывают родители.

Но

родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше

времени, мы его видим только перед сном». Следовательно,

от педагогов

ждут «магического» воздействие на ребёнка, а иногда напрямую предъявляют

претензии: «У нас дома, всё благополучно, а то, что он матом ругается или

курит, так это он в школе научился»

Так

кто

же

в

ответе

за

то,

чтобы

социализация

ребенка

прошла

благополучно,

чтобы

он

мог

с

успехом

учиться,

общаться,

развиваться?

Наверное,

сегодня

однозначно

трудно

сказать.

В

прошлом

веке

за

социализацию ребёнка в большей степени отвечало общество, социальное

окружение. Советская школа не только учила, но и воспитывала.

Однако

по

мере

развития

цивилизации

и

отхода

от

традиционной

культуры

растворенная

в

быту

психолого-педагогическая

поддержка

взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой

выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой

задачей. Сегодня основной общественный институт, который может

помочь

семье,

это

школа:

ее

педагогический

коллектив

и,

конечно,

школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним

из

важнейших

аспектов

нашей

работы,

направленной

на

осуществление

общей цели психологической службы школы.

В условиях перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия

семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных

условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со

стороны школы.

Но только в процессе взаимодействия

педагогического

коллектива и родителей можно успешно решать проблему развития личности

школьника.

С

чего

же

начинать?ГЛАВНОЕ

СОЗДАТЬ

УСЛОВИЯ

для

комфортного взаимодействия в системе «педагог -ребёнок- родитель».

Цель школьной психологической службы — это прежде всего, создание

условий для гармоничного развития обучающихся в процессе школьного

обучения.

В

данном

определении

принципиальным

является

слово

1

МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск

«условия».

Можно

говорить

только

о

создании

условий,

поскольку

на

развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на

семью

в

какой-то

мере

можно

воздействовать,

то

экономические

и

культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Какие

условия

необходимо

учитывать

при

внедрении

опыта

совместного взаимодействия с родителями.

Мы

знаем,

что

школьные

годы

сензитивный

период,

когда

закладываются основы физического, психического здоровья человека.

Проводя в

школе большую часть времени, находясь в постоянном

контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные

психические нагрузки. Но и в семье дети не всегда получают необходимую

долю внимания, заботы и родительской поддержки. Причинами этих явлений

является не только не только психологические и педагогические издержки в

знаниях

родителей,

но

и

в

большинстве

эти

факторы

носят

социально-

психологический,

социально-культурный

и

социально-экономический

характер.

Социально-психологический

фактор

-

дисгармония

семейных

отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских

отношений, неполные семьи. Так в в ОУ от 40 до 50 % - это неполные семьи.

Социально-культурный

фактор

ускорение

темпа

современной

жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и

расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление

множества

личностных

проблем

в

сочетании

с

недо ст аточной

осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и

о

возможной

психологической

помощи.

Затрудняют

общение

взрослых

с

ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в

семье, компьютеры, телефоны и андроиды.

Социально-экономический

фактор

неудовлетворительные

жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Экономическая обстановка

приводит

к

тому,

что

требования

к

профессиональной

деятельности,

претендуют на свободное время родителей, что сводит к минимуму общение

с

ребенком.

Современная

жизнь

приводит

к

тому,

что

мы

все

более

отдаляемся

от

условий,

благоприятных

для

полноценного

психического

развития

ребенка,

углубляя

изоляцию

и

дефицит

общения

ребенка

и

взрослого.

Эти

обстоятельства

идут

во

вред

отношениям

доверия

и

эмоциональной

безопасности

между

членами

семьи,

мешают

родителям

заботиться о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного

общения, совместного досуга.

О том, что вышеназванные факторы присутствуют в каждой школе, мы

видим

по

количеству

консультаций

по

проблемам

общения

детей

и

родителей.

Мы не в силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-

культурный и социально-психологический факторы можем.

2

МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск

Поэтому

в

совместной

работе

с

родителями

наибольшее

воспитательное воздействие имеют активные формы работы с родителями.

Необходимо

помнить,

что

работа

с

родителями,

как

и

любая

работа

в

образовательном

учреждении

не

может

носить

эпизодический

характер.

Работа с родителями должна вестись в системе, причём стоит не сколько

обучать

родителей,

сколько

общаться,

обмениваться

опытом,

осуждать

проблемы и искать общий способ их решения.

Вторым важнейшим условием эффективности работы должна стать

согласованно сть

действий

педагогов

и

родителей.

Прич ины

несогласованности могут быть разными, прежде всего недостаток знаний у

родителей о закономерностях развития детей, о трудностях, которые могут

возникнуть по мере их роста и взросления. Также, не всегда осознанные, а

порой стихийные действия родителей, воспитывающих своих детей так же,

как воспитывали их самих, либо полностью противоположным образом. А

время предъявляет совсем иные требования в воспитании детей, нежели 15-

20 лет назад. Необходимо также отметить, что во взаимодействии с ребенком

у

родителей

могут

возникать

собственные

проблемы,

отражающиеся

на

ребёнке, например, одна из них: восприятие школьных результатов ребенка в

качестве

зеркала

собственной

успешности.

Следует

отметить,

что

для

родителей

часто

характерен

односторонний

взгляд

на

ребенка.

Они

наблюдают своего малыша только в семье, а ведь в школе он может проявлять

себя

совершенно

иначе,

чем

дома.

Поэтому

родителям

столь

важно

принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Но

это не менее необходимо и для сотрудников школы.

Активной

стороной

взаимодействия

с

родителями

является

именно

психолог, организуя работу с родителями и предлагая им для освоения свое

информационное

«поле»,

в

котором

выделены

различные

аспекты

возрастной,

педагогической,

практической

психологии,

представляющие

интерес и ценность для семьи.

3



В раздел образования