Автор: Бобылева Татьяна Геннадьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО №1"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся"
Раздел: начальное образование
МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск
Формы работы с родителями
Почему НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?
Сегодня
в
эпоху
революционных
преобразований
в
системе
образования,
всё
чаще
и
чаще
в
средствах
массовой
информации,на
педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за
воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны —
школа оказывает образовательные услуги, а воспитывают родители.
Но
родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше
времени, мы его видим только перед сном». Следовательно,
от педагогов
ждут «магического» воздействие на ребёнка, а иногда напрямую предъявляют
претензии: «У нас дома, всё благополучно, а то, что он матом ругается или
курит, так это он в школе научился»
Так
кто
же
в
ответе
за
то,
чтобы
социализация
ребенка
прошла
благополучно,
чтобы
он
мог
с
успехом
учиться,
общаться,
развиваться?
Наверное,
сегодня
однозначно
трудно
сказать.
В
прошлом
веке
за
социализацию ребёнка в большей степени отвечало общество, социальное
окружение. Советская школа не только учила, но и воспитывала.
Однако
по
мере
развития
цивилизации
и
отхода
от
традиционной
культуры
растворенная
в
быту
психолого-педагогическая
поддержка
взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой
выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой
задачей. Сегодня основной общественный институт, который может
помочь
семье,
—
это
школа:
ее
педагогический
коллектив
и,
конечно,
школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним
из
важнейших
аспектов
нашей
работы,
направленной
на
осуществление
общей цели психологической службы школы.
В условиях перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия
семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных
условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со
стороны школы.
Но только в процессе взаимодействия
педагогического
коллектива и родителей можно успешно решать проблему развития личности
школьника.
С
чего
же
начинать?ГЛАВНОЕ
—
СОЗДАТЬ
УСЛОВИЯ
для
комфортного взаимодействия в системе «педагог -ребёнок- родитель».
Цель школьной психологической службы — это прежде всего, создание
условий для гармоничного развития обучающихся в процессе школьного
обучения.
В
данном
определении
принципиальным
является
слово
1
МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск
«условия».
Можно
говорить
только
о
создании
условий,
поскольку
на
развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на
семью
в
какой-то
мере
можно
воздействовать,
то
экономические
и
культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какие
условия
необходимо
учитывать
при
внедрении
опыта
совместного взаимодействия с родителями.
Мы
знаем,
что
школьные
годы
–
сензитивный
период,
когда
закладываются основы физического, психического здоровья человека.
Проводя в
школе большую часть времени, находясь в постоянном
контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные
психические нагрузки. Но и в семье дети не всегда получают необходимую
долю внимания, заботы и родительской поддержки. Причинами этих явлений
является не только не только психологические и педагогические издержки в
знаниях
родителей,
но
и
в
большинстве
эти
факторы
носят
социально-
психологический,
социально-культурный
и
социально-экономический
характер.
Социально-психологический
фактор
-
дисгармония
семейных
отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских
отношений, неполные семьи. Так в в ОУ от 40 до 50 % - это неполные семьи.
Социально-культурный
фактор
–
ускорение
темпа
современной
жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и
расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление
множества
личностных
проблем
в
сочетании
с
недо ст аточной
осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и
о
возможной
психологической
помощи.
Затрудняют
общение
взрослых
с
ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в
семье, компьютеры, телефоны и андроиды.
Социально-экономический
фактор
–
неудовлетворительные
жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Экономическая обстановка
приводит
к
тому,
что
требования
к
профессиональной
деятельности,
претендуют на свободное время родителей, что сводит к минимуму общение
с
ребенком.
Современная
жизнь
приводит
к
тому,
что
мы
все
более
отдаляемся
от
условий,
благоприятных
для
полноценного
психического
развития
ребенка,
углубляя
изоляцию
и
дефицит
общения
ребенка
и
взрослого.
Эти
обстоятельства
идут
во
вред
отношениям
доверия
и
эмоциональной
безопасности
между
членами
семьи,
мешают
родителям
заботиться о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного
общения, совместного досуга.
О том, что вышеназванные факторы присутствуют в каждой школе, мы
видим
по
количеству
консультаций
по
проблемам
общения
детей
и
родителей.
Мы не в силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-
культурный и социально-психологический факторы можем.
2
МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск
Поэтому
в
совместной
работе
с
родителями
наибольшее
воспитательное воздействие имеют активные формы работы с родителями.
Необходимо
помнить,
что
работа
с
родителями,
как
и
любая
работа
в
образовательном
учреждении
не
может
носить
эпизодический
характер.
Работа с родителями должна вестись в системе, причём стоит не сколько
обучать
родителей,
сколько
общаться,
обмениваться
опытом,
осуждать
проблемы и искать общий способ их решения.
Вторым важнейшим условием эффективности работы должна стать
согласованно сть
действий
педагогов
и
родителей.
Прич ины
несогласованности могут быть разными, прежде всего недостаток знаний у
родителей о закономерностях развития детей, о трудностях, которые могут
возникнуть по мере их роста и взросления. Также, не всегда осознанные, а
порой стихийные действия родителей, воспитывающих своих детей так же,
как воспитывали их самих, либо полностью противоположным образом. А
время предъявляет совсем иные требования в воспитании детей, нежели 15-
20 лет назад. Необходимо также отметить, что во взаимодействии с ребенком
у
родителей
могут
возникать
собственные
проблемы,
отражающиеся
на
ребёнке, например, одна из них: восприятие школьных результатов ребенка в
качестве
зеркала
собственной
успешности.
Следует
отметить,
что
для
родителей
часто
характерен
односторонний
взгляд
на
ребенка.
Они
наблюдают своего малыша только в семье, а ведь в школе он может проявлять
себя
совершенно
иначе,
чем
дома.
Поэтому
родителям
столь
важно
принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Но
это не менее необходимо и для сотрудников школы.
Активной
стороной
взаимодействия
с
родителями
является
именно
психолог, организуя работу с родителями и предлагая им для освоения свое
информационное
«поле»,
в
котором
выделены
различные
аспекты
возрастной,
педагогической,
практической
психологии,
представляющие
интерес и ценность для семьи.
3