Автор: Фролов Андрей Анатольевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Чистиковская школа"
Населённый пункт: д. Чистик. Руднянский район Смоленская область.
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка учащихся к ЕГЭ при обучении истории
Раздел: полное образование
Фролов Андрей Анатольевич
Смоленская обл . Руднянский район МБОУ Чистиковская школа
Учитель истории и обществознания
Подготовка учащихся к ЕГЭ при обучении истории
Как известно, начиная с 2009 года в Российской Федерации проводится
единый государственный экзамен (принятая аббревиатура – ЕГЭ) для всех
выпускников общеобразовательных учебных заведений.
ЕГЭ является
единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой
вступительных экзаменов в вузы, По проблематике ЕГЭ уже выпущено
немало научно-методических и научно-организационных материалов.
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом,
затронувшим все слои общества.
Целями ЕГЭ являются:
формирование объективной оценки подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений; повышение доступности
профессионального образования, в первую очередь, для молодежи из
малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест
проживания; повышение объективности вступительных испытаний приемы в
ВУЗы и СCУЗы; обеспечение преемственности общего и профессионального
образования;
обеспечение государственного контроля и управления качеством
образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
Опыт реализации ЕГЭ подсказывает нам, что подготовка к нему не должна
быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в
то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в
ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет
школьного обучения. Ведь тесты можно использовать не только в качестве
контролирующих материалов для проведения объективного итогового и
текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля
и построения системы индивидуализированного обучения, но и качестве
обучающих дидактических материалов.
Тест позволяет в течение короткого времени весьма оперативно
скорректировать содержание образования, совершенствовать методы
преподавания.
В связи с этим можно утверждать, что функциями тестирования являются
обучающая, контролирующая и воспитывающая.
Последняя функция позволяет наблюдать и корректировать по мере
необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
К сожалению, у большинства педагогов нет подготовки по методике
разработки и применению педагогических тестов. В связи с этим необходимо
ознакомление как можно более широкого круга учителей с современными
средствами оценки результатов обучения, методологическими и
теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и
проведения ЕГЭ.
Учитель должен знать виды и типы тестов, формы предтестовых заданий,
различные методы оценивания результатов тестирования, уметь
анализировать полученные данные в рамках классической и современной
теории создания тестов и их использованию в педагогической практике.
К сожалению, иногда учителя увлекаются «натаскиванием» на тесты в
формате ЕГЭ, не заботясь о том, что оценка качества образования является
элементом его управления и прежде всего необходимо заботиться о
повышении качества обучения своих учеников.
Использование на уроках тренировочных тестов может выработать навык
обращения с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет
учащимся практически не тратить время на понимание конструкции, а также
на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий
научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.
При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется
привести исторические факты, термины, даты в систему.
Т.е выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической
информацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность
умений и навыков, а не просто знание дат, имен, памятников культуры и т.п.
В связи с этим необходима новая система проведения уроков истории,
способная подготовить выпускника к ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ для преподавателя представляет большую трудность, если
школа является не профильной, в которой нельзя выделить дополнительные
часы для подготовки к экзамену. Требуется особенная система подготовки
учащихся по истории, способствующая как формированию высоких знаний
по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена.
В настоящая время обозначенная проблема является актуальной.
В системе подготовки к ЕГЭ по истории можно выделить два направления.
Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются
профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих
предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках
основного школьного курса. Подготовку к ЕГЭ удобнее осуществлять на
практических занятиях, на которые отводится по 4 часа в неделю для каждой
группы (по 13-14 человек). Темы практических занятий примерно
соответствуют темам уроков, но проводятся они через некоторое время (1-2
недели) после соответствующего урока. Практикум, как правило, проходит в
форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С
по истории России. В раздаточный материал по возможности
включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С.
Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания
обучающего характера, направленные на формирование определенных
навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа.
Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а
затем кто-то из них выходит к доске для ответа.
В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему.
Заканчивается практическое заданием написанием тестов по данной теме.
Тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного
экзамена.
Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, кто
учится в не профильных, а в общеобразовательных классах, и тех, кто учится
в профильном классе, не включающем углубленное изучение истории.
Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить
учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне невозможно.
важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием
формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения,
суть которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного
ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения
можно найти в методической литературе . Для успешного выполнения
заданий необходима постоянная тренировка в решении таких заданий.
Большое значение должно быть уделено разбору заданий, вызвавших
наибольшее затруднение.
Очень важно ,чтобы учащиеся усвоили одну простую истину: подготовка к
ЕГЭ – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени,
потраченному на активную подготовку к экзамену.
За 2-3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна достигать
своего пика.
За месяц до экзамена напряженная работа должна прекратиться – учащимся
необходимо время для того, чтобы психологически подготовиться к
экзамену.
При решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать своей интуицией,
если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный
ответ оказывается верным. Совершенствование преподавания истории с
учетом результатов ЕГЭ предполагает как в ходе изучения курса, так и в
процессе предэкзаменационного повторения, обеспечение более глубокого
раскрытия и проработки понятий высокого уровня обобщения.
При их изучении следует активно привлекать не только учебники, но и
хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательных заданий и
другие дидактические пособия, акцентировать внимание на усиление
внутрипредметных и межпредметных связей.
Понимая различные методы обучения, педагоги получают шанс более
качественно формировать новую реальность, переводят своих воспитанников
на новый уровень качества жизни: в нашем быстро изменяющемся мире
информация становится самым ценным.
Поэтому очень важно получать и усваивать, перерабатывать и уметь
воспользоваться именно новой информацией.
Для этого существуют различные способы, методы.
Классификация методов обучения изученная в настоящей работе позволит
найти каждому человеку свой, подходящий только ему набор методов
обучения. Обучения не только в школе или университете, обучению в жизни
и по жизни.