Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ 13-14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ


Автор: Зубринкин Олег Владимирович
Должность: тренер по легкой атлетике
Учебное заведение: Муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”» г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ 13-14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ 13-14 ЛЕТ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Зубринкин О.В., тренер отделения олимпийского резерва легкой атлетики,

Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва

«Физкультурно-спортивное объединение “Тасма”» г.Казани

Актуальность.

Психологическая подготовка спортсменов является неотъемлемой

частью тренировочного процесса. Развитие и совершенствования функции психики,

индивидуальных качеств и способностей

сильно

влияет на спортивный

результат

спортсменов [4].

Результатом психологической подготовки является оптимальное боевое состояние

(ОБС) перед выходом на старт, также его целостное проявление личности, темперамента и

характера.

Важно понимать, что характер предстартового состояния у одного и того же человека

не является постоянным. На это могут влиять следующие факторы: погода, проблемы в

личной жизни, отсутствие поддержки и мотивации извне и другие. Все это должен

учитывать и сам тренер. Он должен отслеживать состояние своего ученика с помощью

различных тестов и психодиагностики [2].

Система психологической подготовки включает в себя: сбор информации о

предстоящем соревновании и подготовку к конкретному соревнованию.

В этой связи, интерес к психологическим особенностям легкоатлетов вызван

необходимостью выбора методически грамотного подхода к организации и построению

системы психологической подготовки.

Сказанное выше определило цель нашего

исследования:

разработать

и

проверить

эффективность методики специальной психологической подготовки юных легкоатлетов 13-

14 лет в соревновательном периоде.

Методы и исследования. Существуют различные методики и психодиагностики для

определения уровня психологического состояния занимающегося. Наиболее доступной и

информативной на наш взгляд является теппинг-тест, тест Айзенка, измерение ЧСС и

психогеометрический тест [1].

Организация исследования. Исследование проводилось 4 взаимосвязанных этапа.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения «Спортивная

школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”» г.Казани.

В исследовании приняли участие 10 легкоатлетов-девушек в возрасте 13 – 14 лет,

специализирующихся в беге на короткие дистанции, имеющих 1 юношеский, II и III

спортивный разряд. Измеряли следующие показатели: ЧСС, тип темперамента, характер,

состояние нервной системы, анкетирование.

Результаты исследования. Полученные результаты того или иного типа темперамента,

характера и нервной системы, дают нам индивидуальные особенности спортсмена.

Показатель ЧСС перед стартом дает понимание об уровне тревожности перед выходом на

старт.

В результате проведенного исследования по данным тестам психодиагностики,

получены следующие результаты:

 нервная система у 80% испытуемых слабая;

 уровень ЧСС при выходе на старт у 40% низкий, 40% высокий, 20% чуть выше

оптимального;

 анкетирование подтвердило соответствие психологической подготовки и ощущений при

выходе на старт;

 тест на темперамент показал, что 20% занимающихся, являются сангвиниками, 30% -

флегматики, 30% - холерики и 20% - меланхолики;

Все

эти

показатели

характеризуют

низкий

уровень

психологической

подготовленности легкоатлетов.

Перед внедрением нашей методики, мы провели анкетирование занимающихся,

которое подтвердило нашу психодиагностику. Соответствие уровня их тревожности и

психологической подготовки с их состоянием при выходе на старт.

Данная

методика

должна

подготовить

психологическое

состояние

организма

легкоатлетов при выходе на старт во время определенного соревнования. С помощью нее

должен снизиться уровень эмоциональной возбудимости и привести спортсмена в

оптимальное боевое состояние.

Оптимальное боевое состояние (ОБС) – это психофизическое состояние, при котором

наиболее полно реализуются возможности человека. ОБС для каждого человека строго

индивидуально, в нем можно выделить три основных компонента, общих для всех.

1. Физический компонент. Физический компонент состоит из ощущений мышечной

готовности к действию. Физический компонент ОБС – это совокупность физических качеств

и соответствующих им ощущений в организме. Такие, как, например, сила, гибкость,

ловкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного глубокого дыхания, хорошей

работы сердца и т. д.. Подобные ощущения, как известно, полностью зависят от качества

физической (функциональной) и технической подготовки. Чем лучше человек подготовлен

функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента ОБС.

Физические ощущения легче уловить и запомнить, чем, скажем, психические. Каждый боец

должен хорошо знать телесные ощущения, составляющие физический компонент своего

ОБС.

2. Эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент отражает внутреннее

волнение и возбуждение. Уровень эмоционального возбуждения может быть высоким,

средним и низким. Нетрудно заметить, что понятие об уровне эмоционального возбуждения,

которое

можно

измерить,

позволяет

достаточно

хорошо

ориентироваться

в

силе

переживаний человека. Любая двигательная деятельность может быть успешной только в

том случае, если она будет протекать на таком уровне эмоционального возбуждения,

который является оптимальным для данной конкретной деятельности. Измерение уровня

эмоционального возбуждения проводится подсчетом частоты пульса (частоты сердечных

сокращений – ЧСС). Подсчет ЧСС служит хорошим и удобным методом объективной оценки

уровня эмоционального возбуждения, особенно в тех видах деятельности, где психическая

напряженность стоит на первом месте.

3. Мыслительный компонент. Он заключается в умении быстро выявить слабые

стороны противника, скрыть и замаскировать свое внутреннее состояние, полностью

сосредоточиться

на

предполагаемых

боевых

действиях.

Мыслительный

компонент

представляет собой, по сути дела, план и программу деятельности, на которых боец

сосредоточивает внимание. Отсутствие четкого плана или программы может вызывать

излишнее волнение, помешать сосредоточиться на решении важной задачи. Например,

нечеткий план боя может вызвать суету, поспешный выбор тактического варианта. В

мыслительном компоненте надо различать: цель и средства достижения этой цели.

Мы выделили следующие упражнения, которые подходят для каждого спортсмена

индивидуально, которые они выполняли накануне соревнований, до старта, во время старта

и после соревнований.

1.

Накануне

соревнований:

заряд

положительных

эмоций,

просмотр

или

прослушивание мотивирующего ролика, не использовать лишнюю энергию, лечь раньше

спать, не думать о предстоящих соревнованиях, прокрутить свое соревновательное

выступление в голове.

2. Перед соревнованиями: релаксация (расслабление различных частей тела), массаж,

определенная музыка в Герцах, разминка в компании или одиночестве, воссоздать

предстоящий старт, прокрутить в голове, поднять боевой дух, сделать взрывные упражнения.

Данные упражнения выполняются вместе с разминкой.

3. Во время старта: словесные формулы, самовнушение, дыхательные упражнения.

4. После старта (выход из соревновательной деятельности): проанализировать свои

ощущения, релаксация, массаж, уединение либо поддержка из вне, отвлечься.

Таким образом, внедрение нашей методики и анкетирование до и после ее внедрения

позволили сделать следующие выводы:

1. Уровень тревожности у спортсменов спал, так как с помощью индивидуальных для

своего типа упражнений, позволило контролировать и отслеживать свое психологическое

состояние.

2. Данная методика также повлияла на уверенность легкоатлетов, они научились

входить в оптимальное боевое состояния, используя предложенную методику.

3. Определено, что 80% занимающихся данная методика стала эффективной, тому

доказательство их результаты на соревнованиях, которые стали лучше.

4. Приведенные выше аргументы показывают, что психологическая подготовка

спортсменов и выявление их индивидуальных особенностей является неотъемлемой частью

спортивной подготовки спортсмена, на которую акцентировать достаточное количество

времени.

Список литературы

1. Акимова Л.Н. Психология спорта. /Л.Н. Акимов. – Одесса, 2004. – 128 с.

2. Алексеев, А.В. Себя преодолеть /А.В. Алексеев. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.

Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.:

Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

4. Журавлев Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний

спортсмена./ Д.В. Журавлев. – М., 2009. – 120 с.



В раздел образования