Автор: Ересина Елена Ивановна
Должность: тренер по легкой атлетике
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”» г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: РАЗРАБОТКА КАТАЛОГА СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОК В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Раздел: дополнительное образование
РАЗРАБОТКА КАТАЛОГА СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ
СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОК В
БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Ересина Е.И., тренер отделения олимпийского резерва легкой атлетики,
Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва
«Физкультурно-спортивное объединение “Тасма”» г.Казани
Актуальность. В современных реалиях мнения специалистов, которые говорят о
важности индивидуализации подхода к построению учебно-тренировочных занятий с
легкоатлетами, встречаются довольно часто. В связи с этим развитию данного направления в
спорте препятствуют сложившиеся противоречия.
С
одной
стороны,
следует
отметить
противоречия
в
самой
методологии
индивидуализации тренировки. Анализ публикаций, которые формируют современную
методологию индивидуального подхода к построению тренировочных занятий говорит нам о
том, что его разработанность находится на начальной стадии. Кроме того, достаточно
поверхностно определено, что необходимо учитывать при индивидуализации учебно-
тренировочного
процесса,
а
также
нет
точного
определения
инструкций
по
его
осуществлению. Более того, подходы [1,3] к текущей индивидуализации тренировочных
программ выглядят гораздо более устоявшимися,
чем подходы к долговременной
индивидуализации основных параметров многолетнего тренировочного процесса [2,5]. Но, с
другой стороны, универсальные рекомендации, которые, в большей степени, не основаны на
индивидуальных
особенностях
соревновательной
деятельности,
теряют
в
своей
практической значимости [4].
Методы и организация исследования. В основе нашего исследования лежали методы
анализа и обобщения специальной литературы, были использованы методы системно-
логического
и
теоретического
анализа,
а
также
педагогическое
наблюдение
и
проектирование. Из полученных данных были выявлены основные факторы, которые
детерминируют вариабельность тренировочных средств, нагрузок, режимов работы и отдыха
в подготовки юных бегунов на 60 м. и 100 м. и на основе полученной информации создать
«дерево» направлений тренирующих воздействий в подготовке легкоатлетов.
Результаты
исследования
и
их
обсуждение.
Педагогическое
наблюдение
за
тренировочным
процессом
спортсменов,
позволило
нам
заключить,
что
учебно-
тренировочным процессом можно управлять. Это возможно сделать, если учитывать
сенситивные периоды спортсменок, которые определяют тренировочную нагрузку.
С учетом таких периодов необходимо строить тренировочный процесс таким
образом, чтобы индивидуализировать его. Индивидуализация зависит и от биологической
зрелости легкоатлеток. Он определяет исходный уровень физической подготовленности и, в
свою очередь, степень адаптации юных спортсменов к предъявляемым требованиям в
тренировочном процессе.
Именно поэтому такой подход к тренировке должен предусматривает оценку уровня
биологической зрелости легкоатлеток, который определяет исходный уровень физической
подготовленности, а также степень адаптации юных спортсменов к предлагаемым
тренировочным нагрузкам.
Существует множество факторов, определяющих вариативное использование средств
тренировки, параметров нагрузки и отдыха, дозировку тех или иных упражнений, но на
практике учитываются лишь некоторые из этих факторов. Такими факторами являются
уровень физического развития, функциональные особенности организма, техническое
мастерство, возраст, а также подготовленность в целом.
На тренировочный процесс существенное влияет оказывает возраст. В возрасте 11-15
лет у легкоатлеток происходят определенные морфофункциональные перестройки, которые
нужно учитывать при планировании учебно-тренировочного процесса.
При этом к наиболее существенным маркерам следует отнести наступление периода
«полового созревания» и начало «скачка в росте», что создает предпосылки для ускоренного
развития основных физических качеств, присущих барьеристкам.
Функциональные и морфологические особенности организма легкоатлеток могут
предопределять и индивидуальные особенности в соревновательной деятельности. В связи с
этим комплекс индивидуальных
особенностей занимающихся (уровень физического
развития, функциональные особенности организма, техническое мастерство, возраст,
подготовленность в целом) является главной предпосылкой к построению тренировочных
нагрузок.
Если взять во внимание «физическое развитие» как фактор, который способен определить
параметры регулирования нагрузок, то можно заключить, что он прямым образом влияет на
построение тренировочного процесса. Этот фактор носит индивидуальный характер,
который и влияет на соревновательный результат.
Основываясь на темпах физического развития, регулируется уровень нагрузки в
тренировочном процессе. Физическое развитие во многом определяет и выборочное
воздействие на отдельные группы мышц, т.е. происходит разделение тренировочных
влияний не только по направленности нагрузки, но и по воздействию на отдельные
мышечные группы.
Непосредственно для легкоатлеток в беге на короткие дистанции тренировочные
задания следует подбирать и регулировать, исходя из специфичности соревновательной
деятельности.
С учетом роста спортивного мастерства повышается и уровень спортивной
квалификации, а также возрастают параметры нагрузок и меняется состав тренировочных
средств, которые применяются в качестве регулирования нагрузок.
Большинство специалистов рекомендуют те или иные подходы к индивидуализации
тренировки, те или иные способы учета влияющих на выбор тренирующих воздействий
факторов. Мы в своей работе учли, на наш взгляд, главные, которые напрямую определяют
должное варьирование тренировочных средств, нагрузок, режимов работы и отдыха.
В результате проведенного исследования было принято решение создать каталог
стандартизированных заданий для комплексной индивидуализации многолетней тренировки
юных легкоатлеток. Таким образом каталог тренировочных средств состоит из 114
стандартизированных заданий. Он построен так, что совокупность его заданий является
систематизированной по направленности и ранжированию и, обеспечивает надежную
преемственность тренирующих воздействий в многолетней подготовке.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что тренировочный процесс
можно рассматривать как совокупность средств для подготовки к соревновательной
деятельности. Учитывая ее особенности можно заключить, что основными частями
тренировочного процесса является физическая, специальная, интегральная и техническая
подготовка.
Нами
также
были
выделены
основные
факторы,
которые
детерминируют
вариабельность тренировочных средств, нагрузок, режимов работы и отдыха в подготовке
юных легкоатлеток на короткие и на этой основе создан каталог стандартизированных
заданий для систематизации тренировочных процесса, который можно использовать на
различных этапах планирования тренировочного процесса.
Список литературы
1. Чёмов, В.В. Методология и технология интеграции тренирующих воздействий и
эргогенических средств в различных видах легкой атлетики / В.В. Чёмов / Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Волгоградская государственная академия физической культуры". 2013. С. 318.
2.
Прудникова,
И.А.
Оценка
уровня
физической
подготовки
спортсменов,
специализирующихся в беге на короткие дистанции / И.А. Прудникова / Сборник статей XII
Всероссийской
научно-практической
конференции
молодых
ученых,
аспирантов
и
студентов. 2019. С. 257-261.
3. Кардаш, Т.А. Уровень скоростно-силовой подготовленности студентов, занимающихся в
секции легкой атлетики / Т.А. Кардаш / Физическая культура и спорт в жизни студенческой
молодежи: материалы научно-практической конференции с международным участием,
посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне (электронное издание).
ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". 2015 – С. 36.
4. Суворова, Н.Н. Анализ эффективности средств и методов повышения скоростно-силовых
способностей легкоатлетов-спринтеров / Н.Н. Суворова, С.В. Родионова / Современные
проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте: материалы
всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 56-61.
5. Матвеев, А.С. Специальная физическая подготовка занимающихся легкой атлетикой в беге
на короткие дистанции на этапе начальной подготовки / А.С. Матвеев, Р.Р. Нухов, Э.В.
Абдрахманов / Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы
XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры
физического воспитания. 2019. С. 331-335.