Напоминание

"Подготовка учащегося к концертному выступлению"


Автор: Шаяхметова Лариса Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАО ДО "Детская школа искусств" села Инзер
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Инзер
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Подготовка учащегося к концертному выступлению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Инзер

Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Открытый урок

Музыкальное исполнительство «Аккордеон»

«Подготовка учащегося к концертному выступлению»

Преподаватель: Шаяхметова Л.Ф.

Предмет: «Музыкальное исполнительство аккордеон» 5 класс

Тема урока: «Подготовка учащегося к концертному выступлению»

Тип урока: закрепление полученных навыков.

Форма: индивидуальная.

Цель: Сформировать комплекс знаний и умений для выступления на сцене.

Задачи урока:

- Обучающие: приобретение и накопление опыта в концертной деятельности.

- Развивающие: развить уровень мастерства игры на сцене.

- Воспитательные: воспитать ответственное отношение к подготовке,

умение добиваться качественного исполнения.

Метод обучения: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: аккордеоны для учащегося, преподавателя, пульт, стол,

стулья, ноты, телевизор, флешка.

Музыкальный материал:

А. Шашков «Этюд»

Г. Штольцель «Менуэт»

Русская народная песня «Я калинушку ломала» обработка С. Туликова

С.Бредис «Весёлые ритмы»

План урока:

1. Организационный момент.

• приветствие;

• оглашение тема урока;

• знакомство с учеником.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Методы работы со сценическим волнением

4. Применение знаний и умений.

5. Обобщение занятия, подведение итогов.

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний.

Концертная деятельность, это неотъемлемая часть обучения ребенка в

музыкальной школе. Исполнительство – это сложный, тонкий процесс.

Именно публичные выступления являются важным элементом учебного

процесса – уже во время обучения необходимо представлять ученикам

возможность самореализации в исполнительской деятельности и

способствовать формированию у них определенного опыта, накоплению

знаний и умений.

Выступление – результат напряженного творческого труда и является

ответственным актом стимулирующий дальнейший творческий рост

учащегося.

2. Урок - как основная форма по подготовке учащегося

к концертному выступлению.

Урок является основной формой длительного процесса педагогического

общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом

разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое

взаимодействие двух индивидуальностей, даётся оценка достижениям и

недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся

перспективные планы и т. п.

В отношении выбора конкретных форм проведения занятия педагог -

достаточно свободен и может их варьировать в соответствии с намечаемыми

целями, состоянием ученика (а также и своим состоянием). Можно выделить

следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:

1) взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над

творческой концепцией сочинения, его образностью, необходимым

характером звучания, решением той или иной технологической задачи;

2) прослушивание с последующей корректировкой;

3) создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная

фраза доводятся до идеального качественного состояния и приобретают

некий эталонный характер, помогающий понять суть исполнительской

задачи;

4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или

конкретного приёма;

5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение, «зубрёжка» на

уроке;

6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей,

особенно важный при разъяснении заданий на дом;

7) самостоятельная работа ученика под руководством педагога, в том числе и

читка с листа или разбор нового сочинения;

8) коллективные занятия.

Работа над этюдами – это средство для овладения различными

исполнительскими навыками, и применение этих навыков в пьесах для

наиболее полного раскрытия музыкально-художественного образа.

Каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося,

обеспечивая его постоянный технический рост. Также ученик должен знать,

что беглость в исполнении этюда – не цель, а средство для достижения

выразительности исполнения.

Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен содержать

художественный смысл.

А. Шашков «Этюд»

Обращаем внимание на динамику, смену меха, аппликатуру – это те

элементы которые Элина при исполнении произведения не всегда выполняет

правильно, проиграв внимательно слабые эпизоды мы еще раз акцентируем

внимание на точном выполнении всех деталей. Второй этап разыгрывания

проигрываем всю пьесу от начала до конца по нотам с соблюдением нужного

темпа динамики, характера. При игре Элине нужно сконцентрировать

внимание и сосредоточенность на всей пьесе, запомнить все ощущения

исполнения в классе. Это позволяет во время выступления наиболее полно,

эмоционально ярко сыграть пьесу.

Страх сцены, сильное волнение перед выступлением очень

распространенное явление. Не перестают ощущать остроту этого чувства

исполнители в любом творческом состоянии. Сильное волнение на сцене

может повлиять на качество исполнения.

Надо учитывать, что выступление это психологический стресс для

ребенка и поэтому перед выступлением я стараюсь создать особые условия

для уверенной, эмоционально яркой игры на сцене.

Один из способов выработать уверенность перед выступлением – это

хорошая подготовка. Если ученик уверен в том, что он знает – свободно

владеет текстом – значит, меньше волнуется. Что мы и можем показать

на примере следующего произведения.

2. Методы работы со сценическим волнением.

Штольцель «Менуэт»

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что

исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение,

что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на

творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы

работы над ним.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два

неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и

апатия. Сильное волнение может проявляться в напряженных и

лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с

проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной

мимике и жестикуляции.

Виды волнения

1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям,

нежелание играть.

2. Волнение – паника – игра ребенка лишена творческого начала, память

подводит исполнителя.

3. Волнение - подъем – юный исполнитель может перевести сценическое

волнение в творческое вдохновение.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в

период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как

физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического

волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной

методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое

представление юным артистом характера деятельности, и как результат -

растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим

помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

Музыкальная пауза (просмотр видео ролика)

Александр Поелуев – музыкант, педагог, композитор.

В 2002 году имя А. Поелуева становится главной сенсацией в мире

аккордеонистов. Впервые в истории Кубка Мира он берет первую премию

сразу в двух номинациях.

Р.н.п. «Я калинушку ломала» обработка С. Туликова

Пьеса техническая, состоит из разных вариаций на данную тему.

Разыгрывание этой пьесы мы начинаем с проигрывания каждой вариации в

умеренном темпе. Чтобы хорошо разыграть пальцы мы добавляем игру

разными штрихами, ритмами, темпами. Это дает неоднократное

проигрывание текста, обыгрывание сложных мест.

Отдельное внимание уделяем партии левой руки – проигрываем ее по

нотам, в разных темпах. Проигрывая несколько раз текст левой руки,

улучшаем качество исполнения, продумываем каждый ход, улучшаем

штрихи, добавляется легкость, ставим под контроль слух.

На последнем этапе работаем над темпом – учитываем все изменения,

отрабатываем их при переходах с одной вариации на другую. Обсуждаем

выбор темпа с Элиной при выступлении – как правильно в момент волнения

проконтролировать себя, взять нужный темп и сохранить его во всей пьесе.

Обязательно, проигрывая пьесу в классе, нужно запоминать не только на

слух, но и на мышечное ощущение.

Движения пальцев в темпе, нажим, прикосновения к клавишам, при

соблюдении ровного метра и точности исполнения штрихов.

3. Применение знаний и умений

Любое выступление на сцене требует большой подготовки мастерства и

владения способами максимального раскрытия возможностей исполнения.

Как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до

слушателя лучшее, какие механизмы включить для достижения успеха на

сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?

Вот несколько

методов работы по снижению концертного волнения

1. Важный элемент в начале ежедневных занятий - разыгрывание. Оно

необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но и для

психического аппарата музыканта в целом.

2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание

произведения».

3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или

конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу

целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать,

что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной

даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться,

прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом

восприятии.

4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального

репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных гостиных.

Обыгрывание программы на разных концертных площадках.

5. Повышение «сценического самочувствия» (Станиславский), единство

интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на

лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима

дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления,

организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и

т.д. Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до

него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за

свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко

исполняет свою концертную программу. Таким образом, исполнитель

вырабатывает в себе условный рефлекс, который способствует более

свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на

выступление.

6. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы,

выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему

эмоциональному состоянию во время публичного выступления,

положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных

с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во

время выступления. При хорошем физическом самочувствии, когда

возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным,

гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в

себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный

исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств,

входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего успешный опыт

публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе

другого человека. Волшебная сила воображения, магического «если бы»

способна дать возможность человеку по-новому взглянуть на свое

эмоциональное состояние. Образ талантливого человека может

способствовать повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.

Показ Элиной пьес в концертном варианте.

4. Обобщение урока и подведение итогов, запись

домашнего задания.

Элина перед показом пьес хорошо настроила себя, сконцентрировалась,

постаралась сыграть пьесы выразительно, ярко с минимальными потерями.

По критериям оценки результативности работы Элина относится к среднему

уровню – интерес проявляет активно, с желанием выполнить поставленные

задачи. Однако не всегда самостоятельно получается достигнуть цели,

требуется помощь преподавателя – показ, дополнительное объяснение.

Для Элины в данный период важно научиться вырабатывать в себе чувство

уверенности пред выступлением, способность максимально концентрировать

внимание, эмоции, волю.

Следует обратить внимание на такие ошибки:

1. При исполнении произведения нужен более осознанный подход в работе

с текстом к аппликатуре, смены меха, ритму, ровному метру.

2. В работе над сложными местами, самостоятельность в решении

проблемных мест в тексте – уметь правильно ставить перед собой задачи и

добиваться нужного результата.

3. Эмоциональный настрой перед выступлением.

Элине нужно учиться контролировать, беречь эмоции для сцены,

выкладываться с полной самоотдачей.

На психологическую готовность к выступлению на сцене влияют и

личностные характеристики, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая

фантазия. Все это в той или иной мере проявляется на сцене.

Надо дать понять учащемуся, что волнение перед выступлением – это

естественное состояние. Волнение всегда имеет определенное объяснение.

Чтобы научиться владеть собой перед публикой, нужно воспитывать в себе

хорошее внимание и сосредоточенность – контролировать свои действия в

любом состоянии.

Есть еще чувство страха – которое сопровождается мыслью о

возможном провале, Здесь очень важно подготовить ученика – помочь ему

представить предшествующее событие, нарисовать будущее выступление

своим воображением.

И репетиции, и уроки должны быть похожи на концертное

выступление. Это обеспечивается не только методом «воображаемой

аудитории», но, по возможности, также реальным присутствием группы

учеников, а также кого-либо из других педагогов. Полезно записать игру

ученика на диктофон.

Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно

чаще и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского,

«трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое - приятным».



В раздел образования