Напоминание

Некоторые аспекты концертного выступления учащихся


Автор: Янина Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК "СККИ"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые аспекты концертного выступления учащихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Некоторые аспекты концертного выступления учащихся

Янина О.Н.

Преподаватель ГБПОУ СК «СККИ»

г. Ставрополь

Публичные (концертные) выступления являются неотъемлемым элементом

учебного процесса музыкальных отделений колледжа искусств. Концертное

выступление музыканта – это исполнение на публике музыкальных произведений

по заранее составленной программе, итоговый результат репетиционной работы.

Каждому артисту, каковым является учащийся на сцене, знакомо чувство

сценического волнения, возникающее иногда задолго до выступления. Особенно

это касается студентов младших курсов.

Концертное

выступление

представляет

собой

сложную

деятельность,

выполняемую в особых условиях. Особые условия создают внешние и внутренние

факторы. К внешним факторам относятся световые и шумовые помехи в зале,

непривычная окружающая обстановка, техническое состояние инструмента и т.д.;

к

внутренним

стресс,

нарушение

режима

дня,

повышенная

степень

ответственности, боязнь допустить ошибки и т.д. Безусловно, концертная

обстановка не для всех музыкантов является стрессовой. Причины возникновения

негативного психического состояния индивидуальны. Например, состояние

тревоги и волнения может вызвать недостаточная подготовленность концертной

программы. Состояние волнения в этом в этом случае может выражаться в

заблаговременном страхе, переживаниях, нарушении покоя. Эмоциогенным

фактором для студента-музыканта является и новизна ситуации, и осознание того,

что исполнение оценивается слушателями в концертном зале. Осознание

ответственности

и

масштабности

выступления

повышает

уровень

эмоционального возбуждения, а во время выступления неопытный музыкант

может

быть

подвержен

разным

функциональным

состояниям:

аффекту,

фрустрации, панике, страху и т.п.

Студенту и обучающему его педагогу важно выявить причины, мешающие

учащемуся в полной мере реализовать творческие задачи на сцене, и выработать

средства по предупреждению их возникновения.

Пианист Г.П.Прокофьев

подчеркивал, что «формируя исполнителя, надо формировать не только его

умения, но и личностные качества» [3, c.445]. «Чтобы играть технично – ярко, с

блеском, с размахом, увлечённо, - нужно верить в себя, в свои силы и

возможности. Это – аксиома. Сомневаясь, комплексуя, ничего по-настоящему

выдающегося на сцене не добиться. Скорее даже можно сорваться на том, что

технически получалось ранее, в доконцертный период. И напротив, находясь на

подъёме, исполнитель иной раз превосходит сам себя…. Уверенность – атрибут

воли; воля питает, поддерживает чувство уверенности в себе» [5,

c.151].

Cостояние творческой убежденности во время выступления описывали многие

выдающиеся музыканты в своих воспоминаниях, письмах, интервью: В.Горовиц,

П.Казальс, Н.Метнер, Г.Нейгауз и др. Не случайно же Ф.Шопен наставлял

молодых музыкантов: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть ещё

лучше». Один из самых убедительных пианистов ХХ века В.Горовиц говорил, что

на эстраде на него обычно нисходило чувство, что он - «король, властитель зала,

полный и единоличный хозяин положения». И это почти всегда вело его к

творческому

успеху.

Итак,

уверенность

в

своей

правоте,

пусть

даже

самоуверенность – в хорошем, позитивном смысле этого слова, – в принципе

может и должна быть включена в психологическое содержание творческой

деятельности человека, может определять её характер, её результативность.

Некоторые психологи считают, что способность всецело доверяться себе,

своему творческому «я» может быть отнесена к структурным компонентам

художественной одарённости. Но чем сильнее уверенность в себе, тем более

необходима

человеку,

в

качестве

некоего

психологического

противовеса,

способность сомневаться, подвергать проверке на прочность все и вся. В

творческих

процессах

необходима

внутренняя

сбалансированность,

взаимозависимость между верой и неверием, самоутверждением и самокритикой,

убеждённостью и сомнением, между «да» и «нет».

Поэтому на плечах преподавателя лежит одна из наиболее ответственных

задач: это контроль психологического самочувствия учащегося, коррекция его

самочувствия, да и вообще, его душевного состояния. Особенно важно суметь

наилучшим образом настроить выступающего, создать для него по возможности

благоприятный душевный климат, помочь сбросить излишнее психологическое

напряжение, убрать всевозможные душевные колебания и сомнения. Возможно

привести примеры из собственной жизни или сослаться на опыт знаменитостей,

вселить

уверенность

в

успешное

выступление,

похвалить

за

что-нибудь

(проделанную работу, внешний вид и т.д.). Пусть даже похвала будет не совсем

искренней – бывают же ситуации в педагогике, когда цель оправдывает средства.

Главное

проконтролировать,

чтобы

учащийся

был

внутренне

собран,

сконцентрирован на выполнении задачи.

Иное дело потом, при подведении итогов сделать мысленный возврат к тому

«что и как» было сделано, критически осмыслить своё выступление. Надо

отметить, что первые минуты после выступления самые неподходящие для

анализа. Потому-то педагог и должен быть в такие минуты особенно чуток,

деликатен, терпим – если, конечно, ему небезразлично профессиональное

будущее его питомца. Многие выдающиеся музыканты делились в интервью,

беседах и воспоминаниях делились своим концертным опытом. Например,

знаменитый виолончелист П.Казальс так описывал свои ощущения: «Как только я

лягу спать, я вновь мысленно начинаю проигрывать весь концерт, представляю

себе совершенно точно, как он проходил, не пропуская ни единой ноты. Я не могу

уснуть без такого пересмотра, взыскательного и мучительного»[3, c.262].

Сохранение

высокой

результативности

в

напряжённых

условиях

как

надёжность музыканта в концертном выступлении обстоятельно рассматривается

в работах Ю.А.Цагарелли, Р.Ф.Сулейманова, С.Г.Корляковой, Е.Л.Вансковой.

Так в своём исследовании студентов консерватории учёный Ю.А.Цагарелли

приходит к выводу: «Надёжность в концертном выступлении – это свойство

музыканта-исполнителя безошибочно, устойчиво и с необходимой точностью

исполнять музыкальные произведения в условиях концертного выступления» [4,

c.265].

С.Г.Корлякова [2] экспериментально доказала, что психомоторная надёжность

музыканта

обеспечивается

автоматизированностью

и

устойчивостью

исполнительских

навыков,

сформированных

на

всех

уровнях

построения

движения

(по

Н.А.Бернштейну),

и

зависит

от

уровня

профессиональной

подготовки и сценического опыта исполнителя, его общего психомоторного

развития и общей психомоторной надёжности, а также от особенностей

нейродинамики.

В

исследовании

Е.Л.Вансковой

конкретизировано

понятие

«надёжность

музыканта-исполнителя

в

концертном

выступлении»

как

«комплексное

психологическое

свойство

музыканта

сохранять

качества

саморегуляции,

помехоустойчивости, стабильности в условиях негативного воздействия внешних

(объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воплощения

исполнителем художественного замысла композитора» [1, c.9].

Одной из главных задач развития музыкального образования является

подготовка

кадров,

профессиональные

компетенции

которых

позволят

специалистам

успешно

осуществлять

музыкально-исполнительскую

деятельность.

Большую

практическую

значимость

имеют

рекомендации,

разработанные вышеуказанными авторами, которые содержат систему заданий и

упражнений,

направленных

на

развитие

таких

качеств,

как

внимание,

саморегуляция,

рефлексия

эмоциональных

состояний,

мышления,

помехоустойчивость, мотивация к реализации себя в жизни и профессии.

Литература:

1.

Ванскова Е.Л. Психологические особенности формирования надёжности

студентов-пианистов

в

концертном

выступлении:

автореф.

дис…

канд.психол.наук /Е.Л.Ванскова – Ставрополь, 2015.-24с.

2.

Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей

музыкантов: дис…д-ра психол. наук / С.Г.Корлякова. – М.,2009. – 431с.

3.

Корредор Х. Беседы с Пабло Казальсом. – Л., 1960.

4.

Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя / Г.П.Прокофьев. –

М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -480с.

5.

Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности:

дис. д-ра психол. наук / Ю.А.Цагарелли, - Т.1.- Л.1989. – С.265.

6.

Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: учебное пособие – М. 1999.



В раздел образования