Автор: Валентина Васильевна Прозорова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Кудеяровский детский сад
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛУКОЯНОВСКИЙ РАЙОН, КУДЕЯРОВО
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ.
Тема: Экологическая культура у детей
Раздел: дошкольное образование
Воспитание экологической культуры у детей - чрезвычайно актуальная проблема
настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим
мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой, может вывести
планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно
пребывает сейчас - экологический кризис ,
засилье компьютерных игр ,
отрывающих детей от деятельной жизни. Этот процесс сложный и длительный и
начинать его надо с дошкольного возраста - самоценного этапа в развитии
экологической культуры человека. Для того чтобы воспитать достойную личность,
обладающей экологической культурой, необходимо непрерывно экологически
просвещать детей с раннего возраста. При этом очень важно взаимодействие всех
субъектов образования (ребенок, педагог, родитель).А наиболее эффективный путь
формирования
экологической
культуры
ребенка-дошкольника
лежит
через
широкую интеграцию различных видов детской деятельности и включение всех
анализаторов
(зрительных,
слуховых,
обонятельных,
тактильных)
в
образовательную деятельность по экологии, которые позволят детям стать
экологически грамотными,
ответственными за состояние окружающей среды.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании
реалистических знаний об окружающем мире, основанном на еѐ чувственном
опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском
саду
осуществляется
всестороннее
развитие
детей
в
различных
видах
деятельности. Основу содержания любой деятельности ребѐнка составляют те
знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с
природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их
развития. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о
ней,
овладеют
несложными
способами
выращивания
растений,
ухода
за
животными, научатся любить родную природу, видеть еѐ красоту. Именно на этой
основе формируется любовь к родному краю, Родине.
Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического
направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир,
наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Оборудован
«Центр природы». Центр природы, как один из элементов экологической
развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль в
формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного,
деятельностно-практического отношения к миру природы. Озеленение участка
детского сада – это сад, огород и цветник, которые традиционны для дошкольного
учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур,
как место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений
за ростом и развитием растений, для проведения трудовых мероприятий..
На участке нашей группы есть цветник. Растения для цветника подбираем
таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Для этой
цели используем многолетники: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы. А также
однолетники: календулу, бархатцы, и др. На территории ДОУ, предусмотрен
огород, где растёт морковь, лук, огурцы и помидоры, с целью выработки у детей
навыков ухода за растениями, знакомства с некоторыми овощными культурами
и их значением. На территории детского сада создана экологическая тропа,
объектами
которой
являются
различные
деревья,
кустарники,
лужайки,
цветники, огород.
Экологическая тропа дает большие возможности для
проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается
эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и
умение сопереживать всему живому.
Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в
центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на
ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.
Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников
к природе играют наблюдения.
Прогулка – это не пустое времяпровождение малышами и воспитателем, где
каждый занят сам по себе, а, прежде всего, для педагога - серьезная работа с
детьми.
Например, осень – великолепное время для прогулки, особенно ранняя и средняя
часть осени, когда еще достаточно тепло и сухо; на улице светло, светит солнце,
поднимается настроение; еще существует возможность играть с песком; проводить
подвижные игры - это прекрасное время для наблюдений и развития эстетического
восприятия.
Ранней осенью с детьми провожу наблюдение на прогулке:
- за осенними цветами – астрами, хризантемами, знакомя с их названием и
прекрасным внешним видом, отмечая разнообразие цвета.
- за деревьями, которые еще только одеваются в желтую листву и выглядят
достаточно интересно: зеленое дерево с вкраплением желтого цвета.
- за птицами, которые уже начинают собираться в стаи и кружат над участком
детского сада приводя в восторг детей.
- отмечать сезонные явления – солнышко светит, но уже не жарко; часто идет
дождик и он уже холодный; на вечерней прогулке солнышко уже раньше уходит на
покой, а не висит в небе высоко, как летом; по небу бегут тяжелые тучи, а не
легкие облачка и так далее.
В среднюю осень с детьми
наблюдаем за листопадом; собираем опавшие
разноцветные листья в большие красивые букеты; рассматриваем опавшие листья,
отмечая, что у каждого вида дерева своя форма листа: «Посмотрите – это кленовый
лист, он похож на большую ладошку (между прочим, именно кленовые листья у
детей вызывают восторг), а это лист осинки, он похож на монетку, а эти листья с
рябины, смотрите какие они интересные – к одной веточке прикрепились много –
много резных листочков.
Таким образом, развиваю у детей огромный интерес к окружающему миру и
никакие групповые занятия не могут привести в восторг малышей, которые в
живую видят клюющего хлеб голубя, вдыхают аромат осенних цветов и травы,
трогают ручками настоящий желудь или шишку, подставляют розовощекие
мордашки легкому ветру.
Литература:
1.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
М. ,1995.
2.Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим
миром в ДОУ. М., 2006.
3.Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
4.Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
5.Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.