Напоминание

Экологическая культура у детей


Автор: Валентина Васильевна Прозорова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Кудеяровский детский сад
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛУКОЯНОВСКИЙ РАЙОН, КУДЕЯРОВО
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ.
Тема: Экологическая культура у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание экологической культуры у детей - чрезвычайно актуальная проблема

настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим

мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой, может вывести

планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно

пребывает сейчас - экологический кризис ,

засилье компьютерных игр ,

отрывающих детей от деятельной жизни. Этот процесс сложный и длительный и

начинать его надо с дошкольного возраста - самоценного этапа в развитии

экологической культуры человека. Для того чтобы воспитать достойную личность,

обладающей экологической культурой, необходимо непрерывно экологически

просвещать детей с раннего возраста. При этом очень важно взаимодействие всех

субъектов образования (ребенок, педагог, родитель).А наиболее эффективный путь

формирования

экологической

культуры

ребенка-дошкольника

лежит

через

широкую интеграцию различных видов детской деятельности и включение всех

анализаторов

(зрительных,

слуховых,

обонятельных,

тактильных)

в

образовательную деятельность по экологии, которые позволят детям стать

экологически грамотными,

ответственными за состояние окружающей среды.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании

реалистических знаний об окружающем мире, основанном на еѐ чувственном

опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо

направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском

саду

осуществляется

всестороннее

развитие

детей

в

различных

видах

деятельности. Основу содержания любой деятельности ребѐнка составляют те

знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с

природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их

развития. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе

возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о

ней,

овладеют

несложными

способами

выращивания

растений,

ухода

за

животными, научатся любить родную природу, видеть еѐ красоту. Именно на этой

основе формируется любовь к родному краю, Родине.

Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического

направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир,

наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Оборудован

«Центр природы». Центр природы, как один из элементов экологической

развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль в

формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного,

деятельностно-практического отношения к миру природы. Озеленение участка

детского сада – это сад, огород и цветник, которые традиционны для дошкольного

учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур,

как место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений

за ростом и развитием растений, для проведения трудовых мероприятий..

На участке нашей группы есть цветник. Растения для цветника подбираем

таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Для этой

цели используем многолетники: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы. А также

однолетники: календулу, бархатцы, и др. На территории ДОУ, предусмотрен

огород, где растёт морковь, лук, огурцы и помидоры, с целью выработки у детей

навыков ухода за растениями, знакомства с некоторыми овощными культурами

и их значением. На территории детского сада создана экологическая тропа,

объектами

которой

являются

различные

деревья,

кустарники,

лужайки,

цветники, огород.

Экологическая тропа дает большие возможности для

проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается

эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и

умение сопереживать всему живому.

Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в

центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на

ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.

Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников

к природе играют наблюдения.

Прогулка – это не пустое времяпровождение малышами и воспитателем, где

каждый занят сам по себе, а, прежде всего, для педагога - серьезная работа с

детьми.

Например, осень – великолепное время для прогулки, особенно ранняя и средняя

часть осени, когда еще достаточно тепло и сухо; на улице светло, светит солнце,

поднимается настроение; еще существует возможность играть с песком; проводить

подвижные игры - это прекрасное время для наблюдений и развития эстетического

восприятия.

Ранней осенью с детьми провожу наблюдение на прогулке:

- за осенними цветами – астрами, хризантемами, знакомя с их названием и

прекрасным внешним видом, отмечая разнообразие цвета.

- за деревьями, которые еще только одеваются в желтую листву и выглядят

достаточно интересно: зеленое дерево с вкраплением желтого цвета.

- за птицами, которые уже начинают собираться в стаи и кружат над участком

детского сада приводя в восторг детей.

- отмечать сезонные явления – солнышко светит, но уже не жарко; часто идет

дождик и он уже холодный; на вечерней прогулке солнышко уже раньше уходит на

покой, а не висит в небе высоко, как летом; по небу бегут тяжелые тучи, а не

легкие облачка и так далее.

В среднюю осень с детьми

наблюдаем за листопадом; собираем опавшие

разноцветные листья в большие красивые букеты; рассматриваем опавшие листья,

отмечая, что у каждого вида дерева своя форма листа: «Посмотрите – это кленовый

лист, он похож на большую ладошку (между прочим, именно кленовые листья у

детей вызывают восторг), а это лист осинки, он похож на монетку, а эти листья с

рябины, смотрите какие они интересные – к одной веточке прикрепились много –

много резных листочков.

Таким образом, развиваю у детей огромный интерес к окружающему миру и

никакие групповые занятия не могут привести в восторг малышей, которые в

живую видят клюющего хлеб голубя, вдыхают аромат осенних цветов и травы,

трогают ручками настоящий желудь или шишку, подставляют розовощекие

мордашки легкому ветру.

Литература:

1.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

М. ,1995.

2.Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим

миром в ДОУ. М., 2006.

3.Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

4.Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

5.Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.



В раздел образования