Напоминание

"Использование платформы Google Classroom как средства, способствующее успешности образовательного процесса обучения с применением дистанционных технологий"


Автор: Ковалева Елена Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 60 г. Владивостока"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Использование платформы Google Classroom как средства, способствующее успешности образовательного процесса обучения с применением дистанционных технологий"
Раздел: полное образование





Назад




Использование платформы Google Classroom как средства,

способствующее успешности образовательного процесса обучения с

применением дистанционных технологий.

Обобщение опыта работы

Ковалева Елена Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 60 г. Владивостока»

Темой моего опыта работы является «Использование платформы Google

Classroom

как

средства,

способствующее

успешности

образовательного

процесса обучения с применением дистанционных технологий.»

Реалии сегодняшнего дня поставили образование перед новым вызовом -

организацией обучения в дистанционном формате.

Google Classroom – это современная облачная платформа для организации

образовательного

процесса.

Данная

платформа

позволяет

организовать

плодотворную

учебную

деятельность,

основанную

на

плодотворном

сотрудничестве учителей и обучающихся. В этом ее преимущество перед

другими

электронными

платформами,

которые

подразумевают

общение

ученика к «обездушенной системой».

Актуальность темы работы обусловлена поиском способов и методов

осуществления образовательной деятельности педагогами школ в условиях

распространения новой коронавирусной инфекции.

Работа по данному направлению позволяет решить проблему

сохранения

положительной динамики в обучении, обеспечиваемой развитием общеучебных

навыков

обучающихся,

приобретением

нового

опыта

социального

взаимодействия

Целью использования платформы Google Classroom является развитие

общеучебных

навыков

обучающихся:

познавательных

способностей,

творческой инициативы, самостоятельности мышления; личностное развитие

обучающихся

в

условиях

дистанционного

обучения,

для

сохранения

позитивных результатов образовательного процесса.

Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить следующие

задачи, сформулированные в сфере деятельности педагога:

Изучить особенности платформы для дистанционного образования

Google Classroom;

Создать предметный кабинет для дистанционных уроков по истории

для 9-х и 11-х классов на платформе Google Classroom;

Познакомить обучающихся с правилами работы на платформе,

системой выполнения работ и принципами оценивания.

Ведущая идея опыта (замысел).

Ведущая идея моего опыта состоит в организации дистанционного

обучения по истории в 9-х и 11-х классах на платформе Google Classroom через

создание предметного кабинета. В дистанционном кабинете публикуются

материалы, предназначенные для изучения нового материала, практические

работы для отработки умений и тесты для оценивания усвоения темы урока.

Описание опыта:

В своей работе я опираюсь на концепцию дистанционного обучения,

сформулированную

Евгения

Семеновна

Полат,

согласно

которой,

дистанционное обучение – «это форма обучения, при которой взаимодействие

учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и

отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание,

методы,

организационные

формы,

средства

обучения),

реализуемые

специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами,

предусматривающими интерактивность».

Почему именно это определение

представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний

процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе

которого

планомерно

и

целенаправленно

осуществляется

образование,

воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы

предполагаем наличие в этом процессе преподавателя.

Так как эффективность дистанционного обучения зависит от качества

используемых

материалов

(учебных

курсов)

и

мастерства

педагогов,

участвующих в этом процессе, то содержательная организация дистанционного

обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его

использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных

педагогических положений, на которых предполагается строить современный

курс дистанционного обучения.

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная

деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

В дистанционном обучении важно, чтобы обучаемый самостоятельно

приобретал знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел

с этой информацией работать, используя различные способы познавательной

деятельности.

Мною были изучены возможности Google Classroom, и я сделала вывод,

что платформа подходит для коллективной и групповой работы. Это

особенность Гугл. Все файлы (документы, презентации) сохраняются на

Google-диске и могут быть изменены любым, имеющим доступ к документу.

Есть в Google Classroom возможность вставлять видеоуроки с YouTube,

что при отсутствии возможности проводить конференции, очень облегчает

объяснение и усвоение материала урока.

В Google-формах предоставляется возможность создавать тестовые

задания 8 видов, что облегчает процесс оценивания знаний обучающихся.

Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как

с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами,

сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой

деятельности.

Платформа Google Classroom предполагает именно общение между

учителем и обучающимся. Учитель может комментировать работы ученика,

написать объявление на стене, а ученики задать вопрос или оставить

комментарий. Вебинаров нет, но к Google Classroom подключен сервис для

видеовстреч Google Meet.

На платформе Google Classroom мною были созданы предметные

кабинеты Обществознание, 11 класс «Политическая жизнь общества»; История

России, 9 класс «Россия в правление Александра III», История России, 11 класс

«Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.»

Мною разработан или подобран материал для изучения тем уроков,

включающий:

рабочие листы с заданиями для работы с текстом параграфа;

видеоуроки на YouTube;

Разработаны

учебные

задания

для

формирования предметных,

метапредметных навыков к каждой теме урока: задания на работу с текстом

(составление

интеллект-карт,

таблиц,

кластеров),

тестовые

задания

в

инструменте Google

Формы с кратким и развернутым ответом.

Мною был разработан комплекс интерактивных тестов в Google-формах для

оценивания знаний учащихся.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:

художественная культура народов России

Культурное пространство империи во второй половине XIX века:

русская литература

Итоговый тест «СССР в Великой Отечественной войне»:

Внутренняя политика России в 1881-1894 гг.:

Восстановление и развитие экономики

Внешняя политика Александра III

Место и роль СССР в послевоенном мире

Через

Google Classroom была организована групповая работа в форме

краткосрочного проекта для обобщения темы «Россия в правление Александра

». Обучающиеся 9-х классов приняли участие в составлении синквейнов по

указанной теме.

Роль учащихся в проекте выражалась в следующих действиях:

формирование групп;

знакомство с правилами оценивания в проекте;

знакомство с правилами составления синквейна;

определение темы своего синквейна и отметку о выборе в сводной

таблице «Темы»;

определение ключевых понятий для раскрытия темы синквейна;

составление

синквейн

из

ключевых

понятий,

относящихся

к

выбранной теме в коллективном документе, созданным в гугл-

презентациях;

самооценка своей работы в группе и взаимная оценка групп;

Ход выполнения проекта фиксировался в сводной таблице «Выполнение

заданий проекта», созданной в гугл-таблицах.

Данный проект способствовал развитию познавательной деятельности

обучающихся, и информационно-коммуникативных компетенций. творчества

мышления.

Для

работы на платформе Google Classroom мною были созданы на

дидактические

материалы

платформе

Learning,

активизирующие

познавательную

деятельность

школьников:

игры

с

понятиями,

наборы

карточек, интерактивные задания на соотнесение, классификацию. Эти задания

включались в учебный материал и размещались в Google Classroom, так как

Google не предоставляет такой возможности.

Хочется отметить положительные моменты в реализации обучения через

Google Classroom:

удобно организовывать в Google совместную работу;

есть возможность проверить знания через тестовые задания;

в кабинете учителя отображается время выполнения обучающимся

задания;

есть возможность обратной связи между учителем и учеником –

выставленную оценку можно прокомментировать;

есть возможность назначить задание не всем обучающимся, а

индивидуально, что применялось для выдачи разноуровневых заданий

для сдающих ЕГЭ по предмету.

Обучающиеся могли:

отслеживать задания учителя, а также получать дополнительные

материалы;

сдавать выполненные работы любым удобным способом;

общаться с учителем и одноклассниками;

контролировать свою успеваемость, сроки выполнения задач и

комментарии преподавателей.

Работа в Google Classroom выявила ряд недостатков:

нет защиты от списывания;

задания с развернутым ответом или открытым вопросом проверяются

учителем вручную;

нет возможности проводить конференции;

в бесплатной версии сервиса нет возможности создать журнал

успеваемости

учеников.

За

эту

услугу

придется

доплачивать,

подключая корпоративную версию Google Classroom.

Результаты опыта

Анализируя опыт использования Google Classroom, возникает вопрос: что

считать

критерием

успешности

использования

данной

платформы

для

дистанционного обучения? На мой взгляд, критерием успешности данного

опыта следует считать:

1)

удовлетворенность процессом и результатами обучения участников

образовательного процесса;

2)

отсутствие

отрицательной

динамики

в

результатах

освоения

образовательной программы по предмету.

Представляемый опыт работы показывает, что за время обучения

дистанционно, учащиеся не показали отрицательной динамики в качестве

знаний.

Опрос по результатам обучения на платформе Google Classroom показал,

что на вопрос «Удовлетворены ли вы системой дистанционного обучения на

платформе Google Classroom»:

76% обучающихся ответили, что вполне удовлетворены;

22% обучающихся ответили, скорее нет, чем да;

2% обучающихся ответили, что однозначно, нет.

Среди обучающихся, удовлетворенных обучением в Google

Classroom, на

вопрос «Какие задания вам больше всего понравились в Google Classroom»?

Можно было выбрать несколько ответов, отметили:

88% - выполнение творческих групповых заданий и мини-проектов;

74% - отметили, что им понравилось решать задания на платформе

Learning, ссылки на которые они получали через Google Classroom;

45% - отметили решение интерактивных тестовых заданий с встроенными

фото;

17% - отметили выполнение заданий с кратким ответом;

На вопрос «Какие способности вы развили во время обучения в Google

Classroom?» Можно было выбрать несколько вариантов ответов.

97%

обучающихся

указали

информационно-коммуникативные

способности;

75% ответили, что развили познавательные способности;

73% обучающихся указали навыки коммуникации;

62%

развили

способность

планировать

и

организовывать

свою

деятельность;

43% развили творческое мышление.

Такие

ответы

обучающихся

свидетельствуют,

что

они,

в

целом,

положительно оценивают свой опыт дистанционного обучения с Google

Classroom, так как недостаток межличностного общения во время пандемии

Civid-19 был восполнен опосредованным общением между обучающимися на

данной платформе.

Больший интерес для обучающихся имели творческие групповые

задания,

обладающие

признаками

новизны,

где

можно

было

продемонстрировать креативность мышления.

Навыки, развитые у обучающихся указанные ими в опросе, являются

общеучебными универсальными действиями, а следовательно, соответствуют

целям и задачам ФГОС.

Анализ качества освоения образовательной программы по истории

показывает положительную динамику - рост качества знаний в 9б с 75% в 2019-

2020 году (9-й-у класс) до 77% в 2021-2022 учебном году (11-б класс). При

анализе следует учитывать незначительное изменение состава класса при

переходе

на

ступень

среднего

образования.

Следовательно,

опыт

дистанционного обучение в целом, не повилял отрицательно на качество

образования, а это второй критерий успешности.

Анализируя опыт дистанционного обучения, могу сказать, что в целом, я

удовлетворена результатами использования информационно-коммуникативных

технологии на платформе Google

Classroom. Но, к сожалению, западают

предметные компетенции, которые невозможно проверить объективно таким

способом.

Опыт моей работы может быть применен педагогами при организации

дистанционного обучения во время пандемии инфекционных заболеваний

(ОРВИ, гриппа, COVID-19). Следует учесть, что данную методику следует

применять только для обучения учащихся не младше 9 класса.



В раздел образования