Автор: Ковалева Елена Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 60 г. Владивостока"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Использование платформы Google Classroom как средства, способствующее успешности образовательного процесса обучения с применением дистанционных технологий"
Раздел: полное образование
Использование платформы Google Classroom как средства,
способствующее успешности образовательного процесса обучения с
применением дистанционных технологий.
Обобщение опыта работы
Ковалева Елена Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 60 г. Владивостока»
Темой моего опыта работы является «Использование платформы Google
Classroom
как
средства,
способствующее
успешности
образовательного
процесса обучения с применением дистанционных технологий.»
Реалии сегодняшнего дня поставили образование перед новым вызовом -
организацией обучения в дистанционном формате.
Google Classroom – это современная облачная платформа для организации
образовательного
процесса.
Данная
платформа
позволяет
организовать
плодотворную
учебную
деятельность,
основанную
на
плодотворном
сотрудничестве учителей и обучающихся. В этом ее преимущество перед
другими
электронными
платформами,
которые
подразумевают
общение
ученика к «обездушенной системой».
Актуальность темы работы обусловлена поиском способов и методов
осуществления образовательной деятельности педагогами школ в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции.
Работа по данному направлению позволяет решить проблему
сохранения
положительной динамики в обучении, обеспечиваемой развитием общеучебных
навыков
обучающихся,
приобретением
нового
опыта
социального
взаимодействия
Целью использования платформы Google Classroom является развитие
общеучебных
навыков
обучающихся:
познавательных
способностей,
творческой инициативы, самостоятельности мышления; личностное развитие
обучающихся
в
условиях
дистанционного
обучения,
для
сохранения
позитивных результатов образовательного процесса.
Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить следующие
задачи, сформулированные в сфере деятельности педагога:
Изучить особенности платформы для дистанционного образования
Google Classroom;
Создать предметный кабинет для дистанционных уроков по истории
для 9-х и 11-х классов на платформе Google Classroom;
Познакомить обучающихся с правилами работы на платформе,
системой выполнения работ и принципами оценивания.
Ведущая идея опыта (замысел).
Ведущая идея моего опыта состоит в организации дистанционного
обучения по истории в 9-х и 11-х классах на платформе Google Classroom через
создание предметного кабинета. В дистанционном кабинете публикуются
материалы, предназначенные для изучения нового материала, практические
работы для отработки умений и тесты для оценивания усвоения темы урока.
Описание опыта:
В своей работе я опираюсь на концепцию дистанционного обучения,
сформулированную
Евгения
Семеновна
Полат,
согласно
которой,
дистанционное обучение – «это форма обучения, при которой взаимодействие
учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и
отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание,
методы,
организационные
формы,
средства
обучения),
реализуемые
специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами,
предусматривающими интерактивность».
Почему именно это определение
представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний
процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе
которого
планомерно
и
целенаправленно
осуществляется
образование,
воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы
предполагаем наличие в этом процессе преподавателя.
Так как эффективность дистанционного обучения зависит от качества
используемых
материалов
(учебных
курсов)
и
мастерства
педагогов,
участвующих в этом процессе, то содержательная организация дистанционного
обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его
использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных
педагогических положений, на которых предполагается строить современный
курс дистанционного обучения.
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная
деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
В дистанционном обучении важно, чтобы обучаемый самостоятельно
приобретал знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел
с этой информацией работать, используя различные способы познавательной
деятельности.
Мною были изучены возможности Google Classroom, и я сделала вывод,
что платформа подходит для коллективной и групповой работы. Это
особенность Гугл. Все файлы (документы, презентации) сохраняются на
Google-диске и могут быть изменены любым, имеющим доступ к документу.
Есть в Google Classroom возможность вставлять видеоуроки с YouTube,
что при отсутствии возможности проводить конференции, очень облегчает
объяснение и усвоение материала урока.
В Google-формах предоставляется возможность создавать тестовые
задания 8 видов, что облегчает процесс оценивания знаний обучающихся.
Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как
с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами,
сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой
деятельности.
Платформа Google Classroom предполагает именно общение между
учителем и обучающимся. Учитель может комментировать работы ученика,
написать объявление на стене, а ученики задать вопрос или оставить
комментарий. Вебинаров нет, но к Google Classroom подключен сервис для
видеовстреч Google Meet.
На платформе Google Classroom мною были созданы предметные
кабинеты Обществознание, 11 класс «Политическая жизнь общества»; История
России, 9 класс «Россия в правление Александра III», История России, 11 класс
«Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.»
Мною разработан или подобран материал для изучения тем уроков,
включающий:
рабочие листы с заданиями для работы с текстом параграфа;
видеоуроки на YouTube;
Разработаны
учебные
задания
для
формирования предметных,
метапредметных навыков к каждой теме урока: задания на работу с текстом
(составление
интеллект-карт,
таблиц,
кластеров),
тестовые
задания
в
инструменте Google
Формы с кратким и развернутым ответом.
Мною был разработан комплекс интерактивных тестов в Google-формах для
оценивания знаний учащихся.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:
художественная культура народов России
Культурное пространство империи во второй половине XIX века:
русская литература
Итоговый тест «СССР в Великой Отечественной войне»:
Внутренняя политика России в 1881-1894 гг.:
Восстановление и развитие экономики
Внешняя политика Александра III
Место и роль СССР в послевоенном мире
Через
Google Classroom была организована групповая работа в форме
краткосрочного проекта для обобщения темы «Россия в правление Александра
». Обучающиеся 9-х классов приняли участие в составлении синквейнов по
Ⅲ
указанной теме.
Роль учащихся в проекте выражалась в следующих действиях:
формирование групп;
знакомство с правилами оценивания в проекте;
знакомство с правилами составления синквейна;
определение темы своего синквейна и отметку о выборе в сводной
таблице «Темы»;
определение ключевых понятий для раскрытия темы синквейна;
составление
синквейн
из
ключевых
понятий,
относящихся
к
выбранной теме в коллективном документе, созданным в гугл-
презентациях;
самооценка своей работы в группе и взаимная оценка групп;
Ход выполнения проекта фиксировался в сводной таблице «Выполнение
заданий проекта», созданной в гугл-таблицах.
Данный проект способствовал развитию познавательной деятельности
обучающихся, и информационно-коммуникативных компетенций. творчества
мышления.
Для
работы на платформе Google Classroom мною были созданы на
дидактические
материалы
платформе
Learning,
активизирующие
познавательную
деятельность
школьников:
игры
с
понятиями,
наборы
карточек, интерактивные задания на соотнесение, классификацию. Эти задания
включались в учебный материал и размещались в Google Classroom, так как
Google не предоставляет такой возможности.
Хочется отметить положительные моменты в реализации обучения через
Google Classroom:
удобно организовывать в Google совместную работу;
есть возможность проверить знания через тестовые задания;
в кабинете учителя отображается время выполнения обучающимся
задания;
есть возможность обратной связи между учителем и учеником –
выставленную оценку можно прокомментировать;
есть возможность назначить задание не всем обучающимся, а
индивидуально, что применялось для выдачи разноуровневых заданий
для сдающих ЕГЭ по предмету.
Обучающиеся могли:
отслеживать задания учителя, а также получать дополнительные
материалы;
сдавать выполненные работы любым удобным способом;
общаться с учителем и одноклассниками;
контролировать свою успеваемость, сроки выполнения задач и
комментарии преподавателей.
Работа в Google Classroom выявила ряд недостатков:
нет защиты от списывания;
задания с развернутым ответом или открытым вопросом проверяются
учителем вручную;
нет возможности проводить конференции;
в бесплатной версии сервиса нет возможности создать журнал
успеваемости
учеников.
За
эту
услугу
придется
доплачивать,
подключая корпоративную версию Google Classroom.
Результаты опыта
Анализируя опыт использования Google Classroom, возникает вопрос: что
считать
критерием
успешности
использования
данной
платформы
для
дистанционного обучения? На мой взгляд, критерием успешности данного
опыта следует считать:
1)
удовлетворенность процессом и результатами обучения участников
образовательного процесса;
2)
отсутствие
отрицательной
динамики
в
результатах
освоения
образовательной программы по предмету.
Представляемый опыт работы показывает, что за время обучения
дистанционно, учащиеся не показали отрицательной динамики в качестве
знаний.
Опрос по результатам обучения на платформе Google Classroom показал,
что на вопрос «Удовлетворены ли вы системой дистанционного обучения на
платформе Google Classroom»:
76% обучающихся ответили, что вполне удовлетворены;
22% обучающихся ответили, скорее нет, чем да;
2% обучающихся ответили, что однозначно, нет.
Среди обучающихся, удовлетворенных обучением в Google
Classroom, на
вопрос «Какие задания вам больше всего понравились в Google Classroom»?
Можно было выбрать несколько ответов, отметили:
88% - выполнение творческих групповых заданий и мини-проектов;
74% - отметили, что им понравилось решать задания на платформе
Learning, ссылки на которые они получали через Google Classroom;
45% - отметили решение интерактивных тестовых заданий с встроенными
фото;
17% - отметили выполнение заданий с кратким ответом;
На вопрос «Какие способности вы развили во время обучения в Google
Classroom?» Можно было выбрать несколько вариантов ответов.
97%
обучающихся
указали
информационно-коммуникативные
способности;
75% ответили, что развили познавательные способности;
73% обучающихся указали навыки коммуникации;
62%
развили
способность
планировать
и
организовывать
свою
деятельность;
43% развили творческое мышление.
Такие
ответы
обучающихся
свидетельствуют,
что
они,
в
целом,
положительно оценивают свой опыт дистанционного обучения с Google
Classroom, так как недостаток межличностного общения во время пандемии
Civid-19 был восполнен опосредованным общением между обучающимися на
данной платформе.
Больший интерес для обучающихся имели творческие групповые
задания,
обладающие
признаками
новизны,
где
можно
было
продемонстрировать креативность мышления.
Навыки, развитые у обучающихся указанные ими в опросе, являются
общеучебными универсальными действиями, а следовательно, соответствуют
целям и задачам ФГОС.
Анализ качества освоения образовательной программы по истории
показывает положительную динамику - рост качества знаний в 9б с 75% в 2019-
2020 году (9-й-у класс) до 77% в 2021-2022 учебном году (11-б класс). При
анализе следует учитывать незначительное изменение состава класса при
переходе
на
ступень
среднего
образования.
Следовательно,
опыт
дистанционного обучение в целом, не повилял отрицательно на качество
образования, а это второй критерий успешности.
Анализируя опыт дистанционного обучения, могу сказать, что в целом, я
удовлетворена результатами использования информационно-коммуникативных
технологии на платформе Google
Classroom. Но, к сожалению, западают
предметные компетенции, которые невозможно проверить объективно таким
способом.
Опыт моей работы может быть применен педагогами при организации
дистанционного обучения во время пандемии инфекционных заболеваний
(ОРВИ, гриппа, COVID-19). Следует учесть, что данную методику следует
применять только для обучения учащихся не младше 9 класса.