Автор: Зубринкин Олег Владимирович
Должность: тренер по легкой атлетике
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”» г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Раздел: дополнительное образование
ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ
БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Зубринкин О.В., тренер отделения олимпийского резерва лёгкой атлетики,
Муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа олимпийского
резерва"Физкультурно-спортивное объедение" Тасма"'г.Казани
Актуальность.
Большое значение в подготовке спортсменов приобретают вопросы восстановления
после выполнения физической нагрузки, поскольку отдых - составная часть тренировочного
процесса. Научно-обоснованное использование различных восстановительных средств, тесно
связанное со спецификой тренировочного процесса, позволяет существенно повысить его
качество [3].
Так же следует учитывать, что при подготовке спортсменов чрезмерное увлечение
большими физическими нагрузками, специальными подготовительными упражнениями,
средствами интенсификации восстановительных процессов приводит к относительно
быстрому исчерпанию физического и психологического потенциала организма.
Все это указывает на то, что у спортсменов большую значимость имеет использование
комплексного применения педагогических, психологических и медико-биологических
средств восстановления.
Цель:
выявить, какие восстановительные мероприятия используют
бегуны на
короткие дистанции.
Методы исследования:
1. Анализ литературы;
2. Анкетирование.
Педагогические
средства
восстановления
являются
основными,
поскольку
нерациональное планирование тренировки невозможно восполнить воздействием любых
психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.
К психологическим средствам относятся:
- аутогенная тренировка;
- психопрофилактика;
- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
-
психорегулирующая
тренировка,
активизирующая
терапия,
специально
отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение
отрицательных эмоций.
Применение
психологических
средств
позволяет
снизить
уровень
нервно-
психического
напряжения
и
уменьшить
психическое
утомление.
Методика
их
использования, описанная во многих источниках, базируется на самовнушении, благодаря
которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением
мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.
Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных
группах и особенно в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного
мастерства.
Медико-биологические средства восстановления:
Медико-биологические средства восстановления включают: рациональное питание
(сюда входят специальные питательные смеси), витаминизацию, массаж и его разновидности
(ручной, вибро-, гидро-, баро-массаж), спортивные растирки, гидро— и бальнеопроцедуры,
физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.
Для изучения использования восстановительных средств в тренировках спринтеров
была разработана анкета спортсмена. Основное внимание в анкете уделялось вопросам,
практического применения средств восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов-
спринтеров.
В анкетировании приняли участие спортсмены ПГАФКСиТ, специализация: легкая
атлетика (спринт). Всего было опрошено 40 человек.
Анкетирование спортсменов позволило установить, что на протяжении многих лет
они в основном используют довольно узкий круг средств восстановления. Чаще всего (почти
100% случаев) отмечают применение водных процедур (гигиенический и контрастный
души), ручного массажа, бани-сауны. Здесь следует отметить, что диапазон используемых
средств восстановления у отдельных спортсменов варьирует и во многом зависит от степени
тренированности, материально-технических и социальных условий. Так, к примеру, в
необходимости использования русской бани, плавания в бассейне высказалось только 29%
опрошенных.
Необходимость планирования восстановительных микроциклов в круглогодичной
тренировке отметили 75% опрошенных. В подготовительном периоде таких микроциклов
должно быть 3-4, в зимнем и летнем соревновательных периодах - 4-5.
В ответах специалистов отмечена значимость правильного сочетания тренировочных
нагрузок со средствами восстановления (оценивалось по пятибалльной системе) в
подготовительном периоде (76% опрошенных). В тоже время респонденты не сочли нужным
использовать восстановительные средства в переходном периоде, где решаются задачи по
обеспечению активного отдыха и полного восстановления после соревновательного периода.
Положительный ответ об использовании восстановительных средств в переходном
периоде дали лишь 24 % опрошенных.
При выяснении вопросов применения фармакологических средств в ответах тренеров
и спортсменов существенных расхождений не наблюдалось.
Наиболее часто используются следующие препараты: оротат калия, глюта-мивит,
аэровит, глюкоза, ундевит, рибоксин, группа витаминов А, В, С, Е. Основная группа
респондентов (96 %) отдают предпочтение применению восстановительных препаратов на
протяжении всех месяцев годичного цикла, за исключением сентября и октября.
В отношении методики применения психологических средств восстановления у
спортсменов нет чётких представлений.
Наиболее важными в практическом отношении вопросами в анкете были
следующие:
1. Какие средства восстановления (из предложенных и не предложенных в анкете)
необходимо использовать в годичном цикле подготовки спринтеров.
2. Какие средства восстановления и в какое время после выполнения в тренировке
нагрузок большого объёма различной направленности целесообразно использовать.
Выводы.
1. Знание проблемы восстановления важно не только для тренеров, работающих со
спортсменами, но и с любым другим контингентом лиц, занимающихся физической
культурой и спортом, поскольку обеспечение полноценного восстановления - одно из
основных условий повышения работоспособности и оздоровительного эффекта занятий.
2.
Результаты анкетирования и передовой практический опыт показали, что для
повышения качества и эффективности учебно-тренировочного процесса следует обязательно
планировать и практически использовать комплексы восстановительных средств.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление - неотъемлемая
часть системы подготовки, не менее важная, чем рациональный режим нагрузок. Единство
тренировки, соревнований и восстановления - основа правильно построенной подготовки
спортсменов. При планировании восстановительных мероприятий важно учитывать, что их
общая направленность и интенсивность во многом зависят от периода тренировочного
процесса и задач конкретного микроцикла. При этом необходимо учитывать характер
протекания процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после
отдельных занятий.
В настоящее время для полноценной и качественной организации системы
планирования средств восстановления необходимо:
кабинет функциональной диагностики (экспресс-информация по функциональному
состоянию организма спортсменов);
комнату психологического отдыха;
физиотерапевтический
кабинет
(для
проведения
лечебно-профилактических
и
стимулирующих процедур);
комнату баротерапии (для проведения локальных и глобальных процедур);
баню-сауну
с
прилегающими
к
ней
помещениями
(раздевалкой,
душевыми,
предбанником,
ваннами-бассейнами
для
проведения
бальнеологических
процедур,
приспособлениями для проведения водоструйных воздействий, комнатой отдыха с
проведением вибро-, гидро-, пневмо-, ручного массажей);
комнату для приготовления и применения продуктов повышенной биологической
активности и спортивных напитков;
зал для занятий атлетической подготовкой, оснащенный тренажёрами, устройствами
и приспособлениями (для ОФП и СФП).
Список литературы
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом
воспитании.- М.: ФиС, 1978. - 233 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -
М.: ФиС, 1988. - 331 с.
3.
Дубровский
В.И.
Массаж:
поддержание
и
восстановление
спортивной
работоспособности. - М.: ФиС, 1988. - 235 с.
4.
Миронова,
З.С.
Принципы
и
методы
восстановления
спортивной
работоспособности. - М.: ФиС, 1983. - 141 с.
5. Павлов, С.Е. Восстановление в спорте. теоретические и практические аспекты //
Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 1.- с. 23-26.
6 . Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоровье, 1988. - 216 с.