Напоминание

ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ


Автор: Зубринкин Олег Владимирович
Должность: тренер по легкой атлетике
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”» г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ

БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Зубринкин О.В., тренер отделения олимпийского резерва лёгкой атлетики,

Муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа олимпийского

резерва"Физкультурно-спортивное объедение" Тасма"'г.Казани

Актуальность.

Большое значение в подготовке спортсменов приобретают вопросы восстановления

после выполнения физической нагрузки, поскольку отдых - составная часть тренировочного

процесса. Научно-обоснованное использование различных восстановительных средств, тесно

связанное со спецификой тренировочного процесса, позволяет существенно повысить его

качество [3].

Так же следует учитывать, что при подготовке спортсменов чрезмерное увлечение

большими физическими нагрузками, специальными подготовительными упражнениями,

средствами интенсификации восстановительных процессов приводит к относительно

быстрому исчерпанию физического и психологического потенциала организма.

Все это указывает на то, что у спортсменов большую значимость имеет использование

комплексного применения педагогических, психологических и медико-биологических

средств восстановления.

Цель:

выявить, какие восстановительные мероприятия используют

бегуны на

короткие дистанции.

Методы исследования:

1. Анализ литературы;

2. Анкетирование.

Педагогические

средства

восстановления

являются

основными,

поскольку

нерациональное планирование тренировки невозможно восполнить воздействием любых

психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.

К психологическим средствам относятся:

- аутогенная тренировка;

- психопрофилактика;

- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;

-

психорегулирующая

тренировка,

активизирующая

терапия,

специально

отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение

отрицательных эмоций.

Применение

психологических

средств

позволяет

снизить

уровень

нервно-

психического

напряжения

и

уменьшить

психическое

утомление.

Методика

их

использования, описанная во многих источниках, базируется на самовнушении, благодаря

которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением

мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.

Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных

группах и особенно в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного

мастерства.

Медико-биологические средства восстановления:

Медико-биологические средства восстановления включают: рациональное питание

(сюда входят специальные питательные смеси), витаминизацию, массаж и его разновидности

(ручной, вибро-, гидро-, баро-массаж), спортивные растирки, гидро— и бальнеопроцедуры,

физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

Для изучения использования восстановительных средств в тренировках спринтеров

была разработана анкета спортсмена. Основное внимание в анкете уделялось вопросам,

практического применения средств восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов-

спринтеров.

В анкетировании приняли участие спортсмены ПГАФКСиТ, специализация: легкая

атлетика (спринт). Всего было опрошено 40 человек.

Анкетирование спортсменов позволило установить, что на протяжении многих лет

они в основном используют довольно узкий круг средств восстановления. Чаще всего (почти

100% случаев) отмечают применение водных процедур (гигиенический и контрастный

души), ручного массажа, бани-сауны. Здесь следует отметить, что диапазон используемых

средств восстановления у отдельных спортсменов варьирует и во многом зависит от степени

тренированности, материально-технических и социальных условий. Так, к примеру, в

необходимости использования русской бани, плавания в бассейне высказалось только 29%

опрошенных.

Необходимость планирования восстановительных микроциклов в круглогодичной

тренировке отметили 75% опрошенных. В подготовительном периоде таких микроциклов

должно быть 3-4, в зимнем и летнем соревновательных периодах - 4-5.

В ответах специалистов отмечена значимость правильного сочетания тренировочных

нагрузок со средствами восстановления (оценивалось по пятибалльной системе) в

подготовительном периоде (76% опрошенных). В тоже время респонденты не сочли нужным

использовать восстановительные средства в переходном периоде, где решаются задачи по

обеспечению активного отдыха и полного восстановления после соревновательного периода.

Положительный ответ об использовании восстановительных средств в переходном

периоде дали лишь 24 % опрошенных.

При выяснении вопросов применения фармакологических средств в ответах тренеров

и спортсменов существенных расхождений не наблюдалось.

Наиболее часто используются следующие препараты: оротат калия, глюта-мивит,

аэровит, глюкоза, ундевит, рибоксин, группа витаминов А, В, С, Е. Основная группа

респондентов (96 %) отдают предпочтение применению восстановительных препаратов на

протяжении всех месяцев годичного цикла, за исключением сентября и октября.

В отношении методики применения психологических средств восстановления у

спортсменов нет чётких представлений.

Наиболее важными в практическом отношении вопросами в анкете были

следующие:

1. Какие средства восстановления (из предложенных и не предложенных в анкете)

необходимо использовать в годичном цикле подготовки спринтеров.

2. Какие средства восстановления и в какое время после выполнения в тренировке

нагрузок большого объёма различной направленности целесообразно использовать.

Выводы.

1. Знание проблемы восстановления важно не только для тренеров, работающих со

спортсменами, но и с любым другим контингентом лиц, занимающихся физической

культурой и спортом, поскольку обеспечение полноценного восстановления - одно из

основных условий повышения работоспособности и оздоровительного эффекта занятий.

2.

Результаты анкетирования и передовой практический опыт показали, что для

повышения качества и эффективности учебно-тренировочного процесса следует обязательно

планировать и практически использовать комплексы восстановительных средств.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление - неотъемлемая

часть системы подготовки, не менее важная, чем рациональный режим нагрузок. Единство

тренировки, соревнований и восстановления - основа правильно построенной подготовки

спортсменов. При планировании восстановительных мероприятий важно учитывать, что их

общая направленность и интенсивность во многом зависят от периода тренировочного

процесса и задач конкретного микроцикла. При этом необходимо учитывать характер

протекания процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после

отдельных занятий.

В настоящее время для полноценной и качественной организации системы

планирования средств восстановления необходимо:

кабинет функциональной диагностики (экспресс-информация по функциональному

состоянию организма спортсменов);

комнату психологического отдыха;

физиотерапевтический

кабинет

(для

проведения

лечебно-профилактических

и

стимулирующих процедур);

комнату баротерапии (для проведения локальных и глобальных процедур);

баню-сауну

с

прилегающими

к

ней

помещениями

(раздевалкой,

душевыми,

предбанником,

ваннами-бассейнами

для

проведения

бальнеологических

процедур,

приспособлениями для проведения водоструйных воздействий, комнатой отдыха с

проведением вибро-, гидро-, пневмо-, ручного массажей);

комнату для приготовления и применения продуктов повышенной биологической

активности и спортивных напитков;

зал для занятий атлетической подготовкой, оснащенный тренажёрами, устройствами

и приспособлениями (для ОФП и СФП).

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом

воспитании.- М.: ФиС, 1978. - 233 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -

М.: ФиС, 1988. - 331 с.

3.

Дубровский

В.И.

Массаж:

поддержание

и

восстановление

спортивной

работоспособности. - М.: ФиС, 1988. - 235 с.

4.

Миронова,

З.С.

Принципы

и

методы

восстановления

спортивной

работоспособности. - М.: ФиС, 1983. - 141 с.

5. Павлов, С.Е. Восстановление в спорте. теоретические и практические аспекты //

Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 1.- с. 23-26.

6 . Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоровье, 1988. - 216 с.



В раздел образования