Автор: Конина Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма"
Населённый пункт: город Надым, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы для оценки сформированности универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование
Методы и приемы для оценки сформированности
универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,
т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом
значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также
связанных
с
ними
навыков
учебной
работы),
обеспечивающих
его
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями
общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)
познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной
деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию
- к выбору в ситуации мотивационного конфликта и
к преодолению
препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия
постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы
в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую
или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-
делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным
требованиям.
Модель системы УУД.
Отношения УУД представлены в виде пересекающихся кругов. Можно видеть, что
фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального
образования.
УУД
Результаты развития УУД
Значение для обучения
Личностные действия
-смыслообразование
Адекватная
школьная
мотивация.
Мотивация
Обучение
в
зоне
ближайшего развития ребенка.
-самоопределение
Регулятивные действия
достижения.
Развитие
основ
гражданской идентичности.
Рефлексивная
адекватная
самооценка
Адекватная оценка учащимся
границ «знания и незнания».
Достаточно
высокая
самоэффектив-ность в форме
принятия
учебной
цели
и
работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные,
познавательные,
коммуникативные действия
Функционально-структур-
ная сформированность учебной
деятельности.
Произвольность
восприятия, внимания, памяти,
воображения.
Высокая
успешность
в
усвоении учебного содержания.
Создание
предпосылок
для
дальнейшего
перехода
к
самообразованию.
Коммуникативные
(речевые),
регулятивные
действия
Внутренний план действия
Способность действовать
«в
уме».
Отрыв
слова
от
предмета, достижение нового
уровня обобщения.
Коммуникативные,
регулятивные действия
Рефлексия
–
осознание
учащимся
содержания,
последовательности
и
оснований действий
Осознанность
и
критичность учебных действий.
Требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности
универсальных учебных действий
Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных
учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии
психологической диагностики, и как новую
и нетривиальную по своей содержательной
направленности. Действительно, хотя современная психология располагает значительным опытом
разнообразных психодиагностических исследований, тем не менее,
прецеденты создания
диагностической системы, охватывающей развитие ключевых учебных компетенций в рамках
отечественной психологии и педагогики, нам неизвестны.