Напоминание

Методы и приемы для оценки сформированности универсальных учебных действий


Автор: Конина Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма"
Населённый пункт: город Надым, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы для оценки сформированности универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование





Назад




Методы и приемы для оценки сформированности

универсальных учебных действий

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,

т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и

активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом

значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также

связанных

с

ними

навыков

учебной

работы),

обеспечивающих

его

способность

к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями

общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)

познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

ценностно-смысловую

ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и

ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной

деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает

деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое

значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из

социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных

характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в

случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к

волевому усилию

- к выбору в ситуации мотивационного конфликта и

к преодолению

препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия

постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного

поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы

в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую

или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной

форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная

ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-

делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,

восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,

функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее

заданным

требованиям.

Модель системы УУД.

Отношения УУД представлены в виде пересекающихся кругов. Можно видеть, что

фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального

образования.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

Адекватная

школьная

мотивация.

Мотивация

Обучение

в

зоне

ближайшего развития ребенка.

-самоопределение

Регулятивные действия

достижения.

Развитие

основ

гражданской идентичности.

Рефлексивная

адекватная

самооценка

Адекватная оценка учащимся

границ «знания и незнания».

Достаточно

высокая

самоэффектив-ность в форме

принятия

учебной

цели

и

работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные,

познавательные,

коммуникативные действия

Функционально-структур-

ная сформированность учебной

деятельности.

Произвольность

восприятия, внимания, памяти,

воображения.

Высокая

успешность

в

усвоении учебного содержания.

Создание

предпосылок

для

дальнейшего

перехода

к

самообразованию.

Коммуникативные

(речевые),

регулятивные

действия

Внутренний план действия

Способность действовать

«в

уме».

Отрыв

слова

от

предмета, достижение нового

уровня обобщения.

Коммуникативные,

регулятивные действия

Рефлексия

осознание

учащимся

содержания,

последовательности

и

оснований действий

Осознанность

и

критичность учебных действий.

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности

универсальных учебных действий

Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных

учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии

психологической диагностики, и как новую

и нетривиальную по своей содержательной

направленности. Действительно, хотя современная психология располагает значительным опытом

разнообразных психодиагностических исследований, тем не менее,

прецеденты создания

диагностической системы, охватывающей развитие ключевых учебных компетенций в рамках

отечественной психологии и педагогики, нам неизвестны.



В раздел образования