Напоминание

Особенности вокально-хоровой работы в хоре старших классов дши


Автор: Роженко Елена Валериевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин и вокала
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 4
Населённый пункт: г.Ульяновск.
Наименование материала: реферат
Тема: Особенности вокально-хоровой работы в хоре старших классов дши
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство искусства и культурной политики

Ульяновской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИССКУССТВ 4

Итоговая аттестационная работа по программе

дополнительного образования по теме:

«Особенности вокально-хоровой работы

в хоре старших классов ДШИ»

Выполнила:

Роженко Елена Валериевна

Ульяновск 2020

Оглавление

1.

Введение

2.

Вокально-хоровые навыки

3.

Заключение

4.

Список используемой литературы

Введение

Хоровое пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью

отечественной и мировой культуры, незаменимым фактором формирования

духовного воспитания человека. Хоровая музыка – наиболее демократичный

вид искусства. Обладая силой

воздействия на слушателей, она занимает

важное место в жизни общества. Хоровое пение с его многовековыми

традициями, глубоким духовным содержанием остаётся испытанным средством

музыкального, эстетического и духовного воспитания личности.

Для руководителей хоров поставлена важная задача - сохранить и

преумножить накопленный веками опыт отечественного хорового пения,

привить любовь и уважение к традициям русской певческой школы.

В процессе работы также необходимо уделить огромное внимание

средствам художественной выразительности: хоровому строю, ансамблю,

хоровому унисону. Развивая у детей музыкальные способности, знакомя с

основами музыкальной грамоты, стилистическими особенностям в исполнении

произведений разных эпох, педагоги добиваются

творческой активности,

эмоциональной отдачи, осознанного отношения к музыке.

В старшем хоре занимаются дети в возрасте от 12 до 16 лет. Закрепляя

приобретенные навыки и умения, они обращаются к более сложным

произведениям. В процессе изучения нотного материала совершенствуются в

овладении всеми видами вокально-хоровой работы.

Задачей педагога на данном этапе обучения

является выработка

осознанного

применения

навыков

академического

пения

как

при

разучивании, так и при исполнении. Накапливая опыт, учащиеся постепенно

овладевают не только практическими навыками пения, но и знакомятся с

теоретической базой хорового исполнительства. Большое внимание здесь

следует

уделять

самостоятельной

работе.

Разбирая

произведение

самостоятельно, учащиеся стараются сами определить сложности исполнения,

находят методы и приемы для их решения.

Учащиеся старших классов школы пытаются осмыслить единство

технического и художественного этапов в работе над хоровым произведением

и создании музыкального образа.

Важным аспектом для успешной работы детского хора является бережное

отношение к голосам учащихся. Так как детский голос еще до конца не

сформировался и нуждается в охране, в основе работы с детским хоровым

коллективом

лежит

необходимость

использования

здоровъесберегающих

методов: выработка опорного дыхания, соблюдение голосового режима и

разумной продолжительности занятий.

Вокально-хоровые навыки

Вокально-хоровые навыки - это комплекс требований ,способствующий

формированию основ правильного звукообразования и выразительного

пения. Это:

- певческая установка;

- дыхание;

- певческая опора;

- певческая постановка;

- атака звука;

- артикуляция;

- дикция;

- звуковедение

Певческая установка - это быстрый вдох, мгновенная задержка дыхания и

выдох.

Вдох

должен

производиться

бесшумно.

Задержка

дыхания

непосредственно готовит голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен

быть спокойным, экономным. Не следует брать слишком много воздуха.

Желательно, чтобы дети нашли каждый свое мышечное ощущение при вдохе и

выдохе. Можно дать рекомендации: делать вдох, как бы ощущая при этом

нежный

запах цветка

или духов,

а

выдох так,

чтобы пламя свечи,

расположенное у рта, не шелохнулось.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого

дыхания.

Наиболее

целесообразно

для

пения

грудобрюшное

дыхание,

предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки путем увеличения

диафрагмы в средней и нижней ее частях с одновременным расширением

передней

стенки

живота.

Чрезвычайно

важно

развивать

у

учащихся

способность во время пения оставить ощущение вдоха внутри себя, чтобы

сохранить мышечную упругость, энергичность движения.

Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса.

Плавное, спокойное дыхание способствует достижению красивого, легкого

звука.

Экономный

и

равномерный

вдох

необходим

для

исполнения

широкораспевных мелодий: чем ниже диапазон, тем больше воздуха нужно

взять. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество

дыхания, сильный и резкий выдох приводит к форсированному звучанию и

становится причиной детонации звука.

Певческая опора является необходимым условием чистоты интонации и

обеспечивает качество певческого звука. Дыхание берется в установленные в

нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами

в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность

звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей,

применяется цепное дыхание, при котором участники хора возобновляют запас

воздуха не одновременно. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание

хора в течение продолжительного времени в произведениях протяжного,

раздольного характера, а также исполнение на одном дыхании всего

произведения. Учащиеся старшего хора должны уметь пользоваться навыком

«цепного дыхания». Знать его принципы: не делать вдох одновременно с

рядом сидящим соседом, не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а дышать

внутри длинных нот, брать дыхание незаметно и быстро, вливаться в общее

звучание хора без акцента, с мягкой атакой звука, интонационно точно,

внимательно прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Певческая установка предполагает, что стоять при пении надо с опорой

на обе ноги, развернув плечи, голова держится прямо. Рот при пении должен

быть широким, открытым, нижняя челюсть свободно двигается, нёбо находится

в

положении

полукупола.

Благодаря

приподнятому

нёбу

происходит

формирование округлого звука, поэтому во время пения должно быть

ощущение «полу-зевка».

Атака звука связана с началом пения. Существует 3 вида атаки : мягкая,

твердая и придыхательная. В детском хоре в основном используется мягкая

атака звука, так как она создает условия для эластичной работы связок. Ее

применение

связано

с

исполнением

произведений

лирического,

созерцательного характера в спокойном темпе.

Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых связок до

начала

вдоха,

при

котором

активизируется

механизм

дыхания

и

голосообразования. В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию

более энергичных художественных образов, используется в драматических и

патриотических произведениях. Так же ее применяют как средство

для

активизации репетиционного процесса. При твердой атаке звук получается

громкий, яркий и интонационно точный, но так как для детского пения громкий

звук нетипичен и опасен, то твердая атака должна применяться ограниченно.

Придыхательная атака это смыкание голосовых связок после начала выдоха.

Она обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью,

когда необходимо чуть заметное вступление голосов. Ограниченная сила звука

детского голоса требует мягкой атаки, что обеспечивает спокойный звук,

интонационную точность, оптимальный тембр. В практической работе со

старшим хором необходимо выработать осознанное умение различать и

использовать виды атаки звука.

Хоровая музыка неразрывно связана с литературным текстом, поэтому на

уроках хора важное место отводится работе над дикцией.

Формирование навыка артикуляции предполагает выравнивание звучания

гласных звуков, что возможно только при стабильном положении гортани в

пении, независимо от типа гласного и высоты тона. Певческий звук извлекается

за счет протягивания гласных, которые должны звучать ровно и однородно.

Нужно всегда помнить, что в гласных выявляется все качество голоса. В

академическом хоре, в том числе детском, применим округлый, прикрытый

звук, выровненный на всем диапазоне голоса. Прикрытый звук образуется при

сглаживании регистров методом округления и облегчения звука. Такой звук

получает тембровую окраску и хорошо сливается в хоровом ансамбле.

Если гласные звуки способствуют самому процессу пения, то согласные

предназначены для поддержания механизма звукообразования

и дикции.

Согласные в пении произносятся четко и кратко. Осознанное использование

навыков формирования гласных и согласных помогает добиться в хоре

хорошей кантилены, которая свойственна всем формам звуковедения.

Для правильного формирования певческого звука необходима дикция -

манера произнесения слов. В пении слова произносятся по «принципу легато» -

«перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за

ним, что, в итоге, способствует протяженности гласного звука в слоге. При

этом согласные звуки произносятся четко, быстро и ясно, так как в противном

случае небрежность произношения затруднит восприятие слушателей.

Важной технической задачей является выработка правильного, отчётливого

и одновременного произношения текста в хоровом сочинении. В работе над

дикционным ансамблем нужно избегать механической чёткости. Это может

привести лишь к скандированию текста, что помешает раскрытию образа

хорового произведения. Для осмысления текста нужно расставить логические

ударения

в

каждой

фразе

и

предложении,

придать

эмоциональную

окрашенность, соответствующую исполняемому произведению.

В старшем хоре особое внимание уделяется развитию навыков

многоголосного пения и пению без сопровождения.

В этом направлении

ведется работа над созданием хоровой звучности, над основными хоровыми

навыками: ансамблем и строем. Слово «ансамбль» означает «вместе». Это

слитность

голосов,

художественное

единство,

согласованность

всех

компонентов исполнения. Ансамбль в хоре достигается путем практических

занятий, в результате долгого совместного пения. Для достижения ансамбля

необходимо работать над

интонационной слаженностью, единой манерой

звукообразования,

ритмической

и

темповой

слитностью,

динамическим

единством

в

партии,

одновременным

началом

и

окончанием

пения

произведения в целом и отдельных его частей. В работе над ансамблем у

учащихся

развивается

чувство

ответственности,

появляются

навыки

самоконтроля, они начинают самостоятельно анализировать качество пения,

развивают умение слышать себя и весь коллектив в целом.

Вокальная работа в хоре преследует три основные задачи: подготовка

голосового аппарата, психологический настрой учащихся для вокально-хоровой

работы на уроке и совершенствование певческих приемов и навыков в работе

над произведениями.

Начинать распевание лучше всего в примарной / удобной / зоне каждой

хоровой партии. Целесообразно в начале работы брать распевку с закрытым

ртом, постепенно усложняя и расширяя диапазон последующих упражнений,

используя различные слоги и их сочетания.

Для овладения нюансами P и F, сначала используется сила средней

звучности.

Ровность звука на всём диапазоне путем сглаживания регистровых

переходов - это одна из задач в работе над тембром хора. Для этого

используются метод округления и облегчения звука на переходных тонах

голоса при пении нисходящих звукорядов, а затем нисходящих и восходящих

скачков при постепенном их расширении и пении мелодических аккордов.

Начинать вокальную работу лучше всего в умеренном, спокойном темпе.

Только после того, когда учащиеся уже приведут голоса в рабочее состояние,

можно брать подвижные и медленные темпы. Для такой работы подойдут

скороговорки или различные сочетания слогов.

Не следует забывать и о развитии различных сторон музыкального слуха.

Особое

внимание

уделяется

гармоническому

слуху,

который

требует

специальной

целенаправленной

и

систематической

работы

над

многоголосием.

Здесь

могут

быть

и

отдельные

гармонические

фразы,

аккордовые последовательности и отрывки из произведений, разучиваемых на

уроке.

Важно заметить, что прочные навыки вырабатываются в результате

систематических

репетиций.

Поэтому

все

упражнения

должны

носить

стабильный характер и повторяться из урока в урок. Каждый хормейстер, как

правило, подбирает для себя комплекс упражнений, которые просты для

восприятия,

удобны

для

усвоения,

лаконичны

и

целенаправленны.

Важным моментом в успешной работе коллектива является правильно

подобранный репертуар. Произведения должны соответствовать возрасту

участников коллектива, быть интересными и доступными.

Начинать работу над новым произведением целесообразно с общего

знакомства с ним: руководитель хора может сам исполнить произведение,

предложить прослушать его в записи. Можно провести беседу об авторах

музыки

и

текста,

раскрыть

краткое

содержание

и

основную

идею.

Иностранный текст необходимо тщательно изучить с транскрипцией. Далее

идет анализ хоровой партитуры: следует поговорить о художественных

достоинствах произведения, определить вокально-хоровые сложности, которые

придется преодолевать хору в процессе его разучивания. Распределить дыхание

и фразировку, определить форму произведения необходимо на начальном этапе

разучивания.

Методы работы над репертуаром — отработка отдельных мотивов, фраз и

предложений путем повторения, вычленение, сопоставление отдельных частей

произведения.

Способы работы над произведением:

1 Активизация дыхания на слоги.

2 Проговаривание текста.

3 Петь всегда мягко, тихо, активно, в высокой позиции.

4 Пение в разных темпах.

5 Использование контрастной динамики.

6 Исполнение произведения с аккомпанементом и без него.

7 Сочетание различных видов хоровых штрихов.

Для каждого произведения должны быть свои сроки разучивания. Обычно

на репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых

находится в разной стадии освоения. Это объясняется различной степенью

сложности произведений, неодновременным включением их в репетиционный

процесс. Так как на уроках решается широкий и разнообразный круг задач,

каждая репетиция должна быть насыщена увлекательными заданиями и носить

творческий характер с разнообразными решениями. На уроке систематически

происходит работа и над сложными, и над простыми произведениями, поэтому

необходимо чередовать их, время от времени повторяя выученный репертуар

для концертных выступлений.

Рабочую репетицию хора целесообразно проводить, используя

разнообразные формы ее организации - по партиям, группам, совместно.

Группы хора должны состоять из различных партий. Разделение хора на

группы

определяется

спецификой

фактуры

изучаемых

произведений.

Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую

утомляемость участников хора.

Заключение

Важнейшая часть творческой работы хорового коллектива - концертно-

исполнительская

деятельность.

Это

логическое

завершение

всех

репетиционных и педагогических процессов. Выступления на публике хорового

коллектива вызывает у исполнителей и слушателей особое психологическое

состояние, определяющееся эмоциональной отзывчивостью, приподнятостью,

взволнованностью. Очень часто, именно участие в конкурсе или концерте,

подготовка к концерту являются мотивацией посещения уроков хора и желания

дальнейшего развития и самосовершенствования.

Кроме этого певческий процесс предполагает не только решение творческих

и учебных задач, но и является мощным воспитательным и развивающим

фактором. Вырабатывая у учащихся умение воспринимать эмоциональный

настрой того или иного произведения, педагог формирует способность чутко

реагировать на различные ситуации в повседневной жизни, пробуждает чувство

сострадания, сопереживания, желание поделиться позитивным настроем с

окружающими.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что овладение

певческим искусством - это большой труд, который требует волевых усилий,

предельной внимательности, чуткости и терпения со стороны и учащихся, и

педагога.

Список используемой литературы

1.

Виноградов К.П. Вокальное воспитание детей. – Л.,1968.

2.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

3.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос – М.; Л., 1965.

4.

Стулова Г.П. Хоровой класс. – М., 1988.

5.

Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1967.



В раздел образования