Автор: Рассказова Татьяна Анатольевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 159" г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: урок
Тема: Культура судебной речи. Деловая игра по роману Л.Н.Толстого «Воскресение» в 10 классе.
Раздел: полное образование
Рассказова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 159» г.Казань
Культура судебной речи.
Деловая игра по роману Л.Н.Толстого «Воскресение» в 10 классе
Уроки
литературы
обладают
огромным
духовно-нравственным,
гражданско-
патриотическим потенциалом в воспитании широко образованной личности с устойчивыми
нравственными ориентирами. Они позволяют заложить основы общего образования, без
которого в дальнейшем невозможно творческое восприятие специальных дисциплин,
преодоление
узости
и
односторонности
мышления
личности.
Уместно
вспомнить
высказывание А.Ф.Кони, известного юриста, общественного деятеля ХIХ века, о том, что
общее образование должно идти впереди специального.
В то же время при особом, правовом, характере литературного материала в классах
правоохранительной направленности есть возможность выстроить уроки профессионально-
профильного направления. Уроки подобного типа проходят на стыке разных предметов:
риторики, культуры речи, психологии с использованием технологии деловых и ролевых игр.
Материал произведений Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.С.Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда», Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и других
русских писателей позволяет имитировать судебную деятельность, выступить учащимся в
роли адвокатов, прокурора, присяжных заседателей. Целью таких уроков является не только
усвоение специфического материала, но и его закрепление, отработка определенных умений
и навыков в форме игры.
Предлагается вниманию урок по роману Л.Н.Толстого «Воскресение», который
возможен в общеобразовательных классах в рамках внеклассного чтения.
Форма урока – деловая игра
Цели урока.
1.
Имитировать судебную деятельность – судебные прения, отработать тактику
поведения, функции и обязанности прокурора, адвоката, присяжных в судебных
прениях.
2.
Развивать профессиональную речь учащихся через практическое применение
правил и норм построения обвинения и защиты в суде.
3.
Подвести лицеистов к осознанию ответственности юриста за произнесенное им в
суде
слово,
необходимости
моральной
чистоты
каждого,
кто
является
служителем правосудия.
Наглядность.
Таблицы «Структура судебной речи» (Приложение 1); стенды с портретами
известных юристов; выставка книг: сборники судебных речей, книги А.Ф. Кони; на
парте у каждого памятка «Критерии оценки судебной речи» (Приложение 2); на
доске написаны высказывания А. Кони и Т. Сергеич о необходимости в суде
исключительно ясной речи (Приложение 3).
Предварительное (домашнее) задание.
Распределение ролей: выбор учащихся, которые выступят в роли судьи,
прокурора и адвоката; определение 12 присяжных заседателей и экспертов.
Подготовить каждому свою речь по делу от отравлении, опираясь на текст романа
Л.Н.Толстого «Воскресение».
Ход урока:
I.
Вступительное слово учителя
«Драма открытого судебного слушания очаровывала людей в течение веков»,
потому что на глазах многих за несколько часов, бывало, минут, решалась судьба
человека: виновен или невиновен… Человек находился в этот момент в руках
людей, обличенных властью, подчиняющихся закону и устанавливающих истину:
прежде всего обвинителя и защитника. Между ними шел настоящий словесный бой,
и выиграть его мог не только тот, кто шел к истине прямой дорогой, но и тот, кто
умел говорить.
Поэтому неслучайно к уроку выбраны слова известных юристов XIX и XX
веков о культуре речи. Мы рассмотрим на уроке судебный процесс по делу об
отравлении, изложенный в романе Л. Н. Толстого “Воскресение”, с точки зрения
судебной культуры и попробуем провести судебное заседание.
Следуя словам А. Ф. Кони, выполняя первое условие, что “нужно знать
предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его
положительные и отрицательные свойства”, обратимся к тексту романа Л. Н.
Толстого.
Я прошу вас быть максимально внимательными: сконцентрироваться, а также
следить за своей речью.
II.
Литературная разминка
Перед началом судебного процесса один представительный господин из
присяжных рассказал о гениальном адвокате. В чем заключалась гениальность
этого адвоката?
Почему секретарь посоветовал председателю первым пустить дело об
отравлении?
Почему товарищ прокурора Бреве откладывал дело о скопцах?
Как относился товарищ прокурора к своим обязанностям обвинителя?
Почему председатель суда «гнал дело, как мог скорее», по словам Толстого?
Назовите недостатки, ошибки товарища прокурора и защиты? Сколько
длилась речь товарища прокурора? (Прокурор много раз повторял «так сказать».
Его речь была путаной от чрезмерного насыщения материалом и слишком длинной
– 1,15. Защитник в своей речи отступил от истины; говорил запинаясь, был
косноязычен. О некоторых ораторах, являющихся таковыми в силу своей функции,
говорил Я. Смеляков
Неясных замыслов величье,
Их души пламенные жгло,
Но сквозь затор косноязычья
Пробиться к людям не могло.)
Какой прием использовал в своей речи, характеризуя Катюшу Маслову и
купца, товарищ прокурора? (В своей речи использовал сравнение: купец – Садко;
противопоставление: патологический индивидуум (Катюша) и добродушный
русский богатырь (купец))
Какую фразу забыли добавить присяжные, отвечая на вопрос: «Виновна ли
Катерина Маслова…?» («Да, но без намерения лишить жизни».)
Учитель:
Дайте характеристику судебного процесса по делу Катюши
Масловой об отравлении.
Слушается выступление одного или нескольких экспертов, в котором дается
оценка
судебным
речам
прокурора
и
адвоката,
указывается
на
морально-
нравственное и профессиональное несоответствие персонажей высокому званию
юриста. Выводы, сделанные учениками о равнодушии представителей правосудия к
человеку,
о
казенщине,
бюрократизме
всего
судебного
разбирательства,
представленного на страницах романа Л.Н.Толстого «Воскресение», позволяют
перейти к основному этапу игры – словесным прениям. Заслушиваются выступления
прокурора и адвоката.
Учитель: Попробуем провести судебное состязание: во-первых, с целью
установить истину; во-вторых, отработать теоретический материал, который
рассмотрели на предыдущих уроках. Задача экспертов - оценить выступление с
точки зрения судебного ораторского искусства.
Заранее уже выбраны трое учащихся, один из которых выполняет функции
судьи, другой – прокурора, третий – адвоката. 12 учащихся выступает в роли
присяжных заседателей. Остальные выполняют роль экспертов, перед которыми на
столах разложены листы с критериями оценки судебной речи и листы для записей.
Словесные
судебные
прения.
Слушается
выступление
прокурора
и
адвоката.
III.
Анализ, разбор судебной речи
В зависимости от активности учащихся, уровня обученности класса учитель
организует деятельность на данном этапе: предлагает слово каждому эксперту (не
более 1 минуты) или ряд вопросов.
Выдержана ли речь выступающих композиционно?
Какие «зацепляющие крючки» использовали в своей речи ораторы?
Считаете ли вы сильной доказательную сторону их речи?
Считаете ли вы аргументы ораторов весомыми (убедительна ли их речь) и
непротиворечивыми?
Дайте оценку характеристики личности подсудимой? У кого она играет более
важную роль? Почему? Вы согласны?
Все ли пункты главной части судебной речи соблюдены? Что упущено? Что
дано сильнее? Дайте оценку?
Можно ли концовку речи считать лаконичной?
Какие средства выразительности использовали ораторы? Уместны ли они?
Какое впечатление в основном произвела речь?
Оцените манеру изложения, жесты, мимику оратора?
Анализ, оценка и самооценка своей работы – один из сложных этапов игры.
Но в целом при активном участии всех экспертов (10 учащихся, исходя из 25 в
классе)
складывается
характеристика
словесных
прений
и
выясняются
положительные и отрицательные стороны выступлений прокурора и адвоката. Для
более детального рассмотрения речей выступления учащихся можно вывести на
экран, используя мультимедиа или документ-камеру.
Но главное надо отметить, что в выступлении прокурора упор следует делать
на социальные корни преступления и психологию личности. В речи защитника
главное орудие – тщательный разбор улик, анализ всех обстоятельств дела, упор на
доказательную стороны речи, которая должна представлять собой острую полемику
с прокурорской.
IV.
Заключение
Возможно, разыгранный фрагмент судебного процесса явится для кого-то
прообразом будущего. Поэтому завершить урок хотелось бы пожеланием вам, как
будущим юристам. Пусть чистота помыслов, гуманность, желание установить
истину не развеются как дым под порывом действительности. Трудно оградить свою
душу от казенщины и бюрократизма, но сознание того, к чему это может привести (а
мы видим это на примере суда, описанного Л. Н. Толстым) пусть останавливает это
душевное закостенение.
Юрист должен помнить, что не бывает в суде неважных дел, так как жизнь
человека – высший предмет правосудия и забота о справедливом решении
человеческой судьбы есть задача юриста.
И здесь нельзя не вспомнить небезызвестного вам А. Ф. Кони. Он прошел все
ступени прокурорской и судебной иерархии, мог легко «оказениться», но избежал
этого, потому что никогда не ставил преграды между собой и жизнью.
Пожелание
учителя
избежать
казенщины
и
ремесленничества
в
профессиональной жизни, не упустить из вида главный предмет правосудия –
человека – во много зависит и от учителя литературы и той гуманитарной базы, что
он заложит на своих уроках. Хочется верить, что вдумчивое приобщение к русской и
мировой классике, нравственный и интеллектуальный заряд занятий, обращение к
ученику как к уникальной и неповторимой личности позволит будущему юристу
оставаться прежде всего человеком с четкой гражданской позицией, способным
широко мыслить, критически воспринимать информацию, генерировать идеи,
творчески решать проблемы любой сложности, говорить красиво и обдуманно.
Приложение 1.
Таблица «Структура судебной речи»
Наименование
части
Характер
судебной
речи
Назначение вступления
Тон
Советы
Время
Вступление
Обвинение
Дать
общественная
и
моральная
оценка
совершенного
преступления
Изложить
обстоятельства
дела
Наметить программу речи
От нейтрального
до
эмоционального.
Опасно
начинать в
патетическ
ом тоне
давать
искусствен
но
интригующ
ее начало
1.
Избегать
штампов
2.
Отразить
конфликт,
на
котором
будет
построена
судебная речь
3.
Вступление
должно
служить
отправной
точкой
для
исследования
обстоятельств
дела
1/8 всей судебной
речи
Защита
Дать
моральную
оценка
преступления
Указать на воспитательный
характер
судебного
процесса
Определить задачи защиты
в судебном процессе
Дать
характеристику
личности
подзащитного
(при
уверенности
в
его
невиновности)
Наименование
части
Характер
судебной
речи
Цель
Задачи
Две
главные
части
Логика
рассуждений
Время
Основная
часть
Обвинение
Правильная
квалификация
деяния
и
правильное
определение
меры
наказания
1.
Проанализировать
действий
подсудимого
2.
Охарактеризовать
личность
3.
Выяснить
причины,
толкнувшие
на
преступление
1.
обоснование
квалификации
преступления
2. соображения о
мере наказания
Констатация
–
опровержение –
доказательство
6/8
всей
судебной
речи
Защита
1.
переквалификация
преступления
2. соображения о
мере наказания
Наименование части
Цель
Задача
Совет
Время
Заключение
Лаконично
подвести
итог
всему
сказанному
Оказать
психологическое
воздействие на судью и
присяжных заседателей
Заканчивать
обращением
к
судье,
присяжным
заседателям с мыслью
о
справедливом
приговоре
1/8 всей судебной
речи
Приложение 2.
Памятка «Критерии оценки судебной речи»
№
Критерии
Пояснение
Баллы
(1-5
баллов)
1
Ясность
Умение говорить доступно, доходчиво, просто, но не
примитивно
2
Точность
Соответствие
высказывания
замыслу
оратора
и
явлениям действительности
3
Логичность
Наличие смысловых связей между компонентами
речи; между частями и компонентами мысли
4
Уместность
Умение построить речь соответственно теме, задаче,
времени, месту, оратору
5
Чистота
Отсутствие
чуждых
литературному
языку
слов,
фразеологизмов,
диалектной,
жаргонной
и
арготической лексики, конструкций разговорной речи
6
Правильность
Соблюдение
общепринятых
норм
литературного
языка
7
Лаконичность
Точное выражение мысли, наличие точных и четких
формулировок, отсутствие лишних слов, отсутствие
многословия
8
Эмоционально
сть
Уместное
использование
изобразительно-
выразительных средств
9
Индивидуальн
ость
Умение говорить о самых знакомых фактах своими
словами, не употребляя речевых штампов
Приложение 3.
«Мало
сказать:
нужна ясная речь,
на суде
нужна необыкновенная,
исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может
рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность».
П.Сергеич. Искусство речи на суде
Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности,
выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать
свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными
оборотами».
А.Ф.Кони. Приемы и задачи прокуратуры