Напоминание

Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС


Автор: Аминова Ирина Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Чистополь, Чистопольский муниципальный район
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Республиканская научно-практическая конференция

«Экология, мир и мы»

Тема: Экологическое образование и воспитание учащихся в

условиях реализации ФГОС

Учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Чистопольского муниципального района РТ

Аминова Ирина Николаевна

2019 г.

1

1.

Экологизация учебно-воспитательного процесса.

Образовательная деятельность МБОУ СОШ №5 обладает значительным

потенциалом для формирования экологической культуры школьников.

Знания в области экологии необходимы для того, чтобы помочь ребенку

выйти на путь сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию во

взаимодействии с ним, помочь развивающейся личности присвоить ценности

и идеалы гуманного человека. В процессе образования учащиеся имеют

возможность

осмыслить

происходящие

в

мире

и

стране

процессы,

сформировать собственную позицию в отношении проблем, затрагивающих

каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед

обществом и будущими поколениями.

Цель экологического образования МБОУ

СОШ №5 – формирование

системы

научных

знаний,

взглядов

и

убеждений,

обеспечивающих

становление ответственного отношения к окружающей среде, активной

деятельности

по

изучению

и

охране

своей

местности,

защите

и

возобновлению природных богатств.

Определены три направления экологического образования учащихся школы:

учебный процесс, воспитательная работа и дополнительное образование.

Экологическое образование учащихся начинается с 1 класса на уроках

окружающего

мира.

Программа

«Окружающий

мир»

авторов

А.А.

Плешакова (УМК «Школа России»), О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова (УМК

«Перспективная начальная школа») – это интегрированный курс, имеющий

особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на

окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его

биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета –

формирование социального опыта школьника, осознание элементарного

взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание

правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между

2

познанием

природы

и

социальной

жизни,

обеспечить

реальную

преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать

условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-

этических установок. Также дети получают представления о здоровье и

здоровом образе жизни, элементах и правилах закаливания,

умение

осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности,

включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия

спортом, следовать рациональному режиму дня и отдыха.

Для реализации этих знаний и умений необходима интеграция с курсом

физической культуры, который представлен в нашей школе тремя часами в

неделю с 1 по 11 классы.

В 5 классе курс окружающего мира сменяется природоведением, на котором

рассматриваются

связи

между

неживой

и

живой

природой,

между

различными компонентами живой природы (растениями, животными), между

природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики

изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи.

Их

изучение

позволяет

школьникам

приобрести

основы

диалектико-

материалистического мировоззрения.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической

культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и

природой. Причем,

человек рассматривается как

часть природы,

он

существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той

многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной

жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии

человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным

(охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение

растений, животных и другое). На уроках биологии в 5-8 классах

запланированы следующие практические работы:

3

5 класс: Приспособленность организмов к разным средам обитания. Как

человек изменил Землю

6 класс: Растительный мир родного края. Животный мир родного края

7 класс: Распознавание наиболее распространенных растений местности,

определение их систематического положения. Анализ структуры различных

биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях

8 класс: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов

риска на здоровье.

В 7 классе в конце изучения курса ботаники проводится экологическая игра:

«Загадки богини Флоры»

в качестве обобщения после изучения курса зоологии проводится

экологическая игра: «Эти забавные животные»

Школьная география в 6-11 классах отражает основы географической науки,

отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к

изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География

является

одним

из

школьных

предметов,

интегрирующих

естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет

утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом

для достижения целей экологического обучения.

Одним из направлений развития содержания экологического образования

является усиление его регионального компонента. В то время, как экология,

по определению, изучает взаимоотношения организмов (в том числе и

людей) с окружающей средой (природной, антропогенной, социальной),

краеведение рассматривает самый широкий диапазон проявления этих

взаимоотношений, т.е. может считаться «экологичным» по своей сути.

Роль школьного курса химии (8-11 классы) в экологическом образовании

обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов

4

природы, химической формы движения материи и ее значимость в

материальной жизни общества.

При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит

химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса

химии.

На

уроках

химии

учитель

поднимает

многие

экологические

проблемы, обсуждает вместе с учащимися возможные пути их решения.

В

условиях

экологизации

химического

образования

возрастает

роль

расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование

на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края,

способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует

гуманитарному воспитанию.

Успех экологического образования и воспитания в школе зависит от

использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Эффективность

определяется

также

преемственностью

деятельности

учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Важным

примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе

являются

упражнения

в

применении

этих

правил

на

практике.

На

предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения,

литературы.

По

природоведению

проводятся

экскурсии

с

целью

ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей

местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет

влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный

опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по

воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки, походы. Они

связаны с изучением программного материала, носить краеведческий

характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует

иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы решаем в школе и

задачи эстетического воспитания.

Таким образом, в предметах учебного плана школы всегда прослеживается

тенденция экологизации, воспитывается ответственное отношение к природе,

5

забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу, что

создаёт наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного

развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

В рамках реализации ФГОС II поколения в школе организована внеурочная

деятельность, одним из основных направлений которой является духовно-

нравственное развитие детей. В школе реализуется Программа духовно-

нравственного развития личности младшего школьника, проводятся занятия

клуба «Мир вокруг меня», «Мой край родной», которые нацелены на

развитие у обучающихся личного опыта применения универсальных учебных

действий в жизненных ситуациях, формирование опыта социального

партнерства

в

решении

проблем

ресурсосбережения,

здорового

и

безопасного образа жизни. В школе созданы все условия для более

эффективной работы в направлении экологического образования: имеются в

наличие электронные микроскопы, с помощью которых младшие школьники

наблюдают

строение

различных

веществ,

электронные

датчики,

позволяющие определить рН среды. Всё это помогает ребятам получить

более глубокие знания как в области экологии, так и в области особенностей

функционирования

организма

человека.

Тем

самым

происходит

формирование основ экологической культуры детей, соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической

деятельности в жизненных ситуациях, рассматриваемых как личностные

результаты.

В

качестве

метапредметных

результатов

происходит

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его

в

познавательной,

коммуникативной,

рефлексивной

и

социально-

практической

деятельности.

Предметные

результаты

экологической

направленности заложены с учетом специфики предмета «Окружающий

мир».

6

2.

Участие школьников в практической природоохранной работе,

экологических

акциях,

рейдах,

походах,

десантах

и

других

массовых экологических мероприятиях

Учащиеся школы ведут большую работу по охране природы на территории

школы и микрорайона.

Чистоту и порядок в своем микрорайоне ребята поддерживают сами: это

уборка школьного двора и прилегающей к нему территории, «Десанты

чистоты» на городских улицах. Эта деятельность позволяет учащимся глубже

познать реальную картину экологического состояния родного края.

Несколько лет подряд школьники участвуют в акции «Вторая жизнь вещей»

с демонстрацией возможностей по вторичному использованию различных

вещей и материалов. В школе проводится конкурс модельеров, где

представлены модели, изготовленные из вторичного сырья.

Ежегодно учащиеся нашей школы – активные участники региональной акции

«Покормите

птиц»,

«Поможем

пернатым

друзьям»

по

изготовлению

кормушек и скворечников, проведение которой пользуется наибольшей

популярностью. Примечательно тесное сотрудничество с семьёй при

проведении данной акции.

В целях воспитания у подрастающего поколения гражданственности и

патриотизма, любви к родному краю, изучению особенностей флоры

«малой» Родины организуются прогулки, однодневные походы, экскурсии в

краеведческий музей.

3.

Проведение

опытнической

работы,

мониторинга

состояния

окружающей среды; систематизация наблюдений

Члены кружка «Юный исследователь» проводят большую опытническую

работу, проводят экологические практикумы, учебно-исследовательский

эксперимент, позволяющие изменить потребительское отношение к природе

и

сформировать готовность защищать и оберегать ее. Ребята проводят

исследования и анализ воздуха, воды, проводят измерение температуры,

7

атмосферного давления, количества выпавших осадков, направление и

скорость ветра.

Собираются и систематизируются статистические данные, позволяющие

видеть в динамике экологическую обстановку местности. Материально-

техническая база школы позволяет школьникам проводить исследования как

в условиях лаборатории, так и непосредственно во время экскурсии: в

распоряжении юных исследователей имеется автоматическая беспроводная

метеорологическая станция. Исследовательская деятельность членов кружка

представлена экологическими проектами «Родники», «Календарь погоды»,

«Изучение экологического состояния озера «Карасье», которые получили

высокую оценку на муниципальном и региональном уровнях. Результаты

работы, статистические данные, полученные опытным путём, отражаются в

фотоальбомах.

4.

Организация и проведение тематических конференций, диспутов,

«круглых

столов»,

выставок,

фестивалей,

праздников,

посвященных экологическим датам календаря, и других массовых

экологических мероприятий

Совершенствуется система воспитания школьников на основе эколого-

краеведческой

работы,

патриотического

воспитания,

формирование

у

учащихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств,

богатства и разнообразия природы родного края.

Активно

ведётся

в

школе

конкурсная

деятельность

экологической

направленности: учащиеся 1 – 11 классов ежегодно принимают активное

участие в муниципальных, региональных, Всероссийских

фестивалях и

конкурсах. Ежегодно учащихся 5 – 11 классов принимают участие в

школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии и

экологии. Ежегодно число участников школьного этапа Всероссийской

предметной олимпиады школьников по биологии и экологии растёт.

8

Традиционно в День Земли, 22 апреля, в школе стартует Неделя экологии и

биологии, в рамках которой ребята организуют экологические праздники и

концерты, устраивают экологические спектакли, викторины, конкурсы

рисунков и поделок «Чистополь – родная сторона», «Чистая планета»,

агитационных

плакатов.

Результаты

проведения

предметной

недели

представлены в отчёте. В рамках проведения в школе Дней защиты от

экологической опасности осуществляются различные общественные акции:

«Посади дерево», «Десант чистоты» (по уборке территории школы), Неделя

добра, классные часы экологической направленности, Уроки воды, просмотр

презентаций,

классные часы, посвященные Дню памяти погибших в

Чернобыле.

1 апреля, в Международный день птиц, проводится акция

«Поможем пернатым друзьям» по размещению скворечников. 7 апреля, во

Всемирный День охраны здоровья, проводится День Здоровья.

Массовые мероприятия, посвящённые экологическим датам, пользуются

наибольшей популярностью среди учащихся школы и имеют огромный

воспитательный потенциал в плане экологизации мышления школьников.

Таким образом, правильно выстроенное в школе экологическое

образование и воспитание позволяют в дальнейшем предотвратить многие

экологические проблемы человечества. Именно в подростковом возрасте

ребенок получает основы систематических знаний, под влиянием которых

формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного

облика. Поэтому показателями воспитанной личности служат: экологические

знания,

умения,

практические

результаты,

которые

выражаются

в

выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Основными критериями эффективности деятельности в данном направлении

являются

массовость,

стабильность,

умение

применять

экологические

знания.

Безусловно, экологическое образование, нацеленное на

формирование

экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой,

любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний,

9

умений,

навыков

экологически

целесообразного

поведения,

получит

дальнейшее развитие в нашей школе и в последующий период.

10



В раздел образования