Автор: Аминова Ирина Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Чистополь, Чистопольский муниципальный район
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование
Республиканская научно-практическая конференция
«Экология, мир и мы»
Тема: Экологическое образование и воспитание учащихся в
условиях реализации ФГОС
Учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Чистопольского муниципального района РТ
Аминова Ирина Николаевна
2019 г.
1
1.
Экологизация учебно-воспитательного процесса.
Образовательная деятельность МБОУ СОШ №5 обладает значительным
потенциалом для формирования экологической культуры школьников.
Знания в области экологии необходимы для того, чтобы помочь ребенку
выйти на путь сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию во
взаимодействии с ним, помочь развивающейся личности присвоить ценности
и идеалы гуманного человека. В процессе образования учащиеся имеют
возможность
осмыслить
происходящие
в
мире
и
стране
процессы,
сформировать собственную позицию в отношении проблем, затрагивающих
каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед
обществом и будущими поколениями.
Цель экологического образования МБОУ
СОШ №5 – формирование
системы
научных
знаний,
взглядов
и
убеждений,
обеспечивающих
становление ответственного отношения к окружающей среде, активной
деятельности
по
изучению
и
охране
своей
местности,
защите
и
возобновлению природных богатств.
Определены три направления экологического образования учащихся школы:
учебный процесс, воспитательная работа и дополнительное образование.
Экологическое образование учащихся начинается с 1 класса на уроках
окружающего
мира.
Программа
«Окружающий
мир»
авторов
А.А.
Плешакова (УМК «Школа России»), О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова (УМК
«Перспективная начальная школа») – это интегрированный курс, имеющий
особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на
окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его
биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета –
формирование социального опыта школьника, осознание элементарного
взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание
правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между
2
познанием
природы
и
социальной
жизни,
обеспечить
реальную
преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать
условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-
этических установок. Также дети получают представления о здоровье и
здоровом образе жизни, элементах и правилах закаливания,
умение
осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности,
включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия
спортом, следовать рациональному режиму дня и отдыха.
Для реализации этих знаний и умений необходима интеграция с курсом
физической культуры, который представлен в нашей школе тремя часами в
неделю с 1 по 11 классы.
В 5 классе курс окружающего мира сменяется природоведением, на котором
рассматриваются
связи
между
неживой
и
живой
природой,
между
различными компонентами живой природы (растениями, животными), между
природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики
изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи.
Их
изучение
позволяет
школьникам
приобрести
основы
диалектико-
материалистического мировоззрения.
Изучение экологических связей способствует повышению экологической
культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и
природой. Причем,
человек рассматривается как
часть природы,
он
существует внутри природы и неотделим от нее.
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той
многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной
жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии
человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным
(охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение
растений, животных и другое). На уроках биологии в 5-8 классах
запланированы следующие практические работы:
3
5 класс: Приспособленность организмов к разным средам обитания. Как
человек изменил Землю
6 класс: Растительный мир родного края. Животный мир родного края
7 класс: Распознавание наиболее распространенных растений местности,
определение их систематического положения. Анализ структуры различных
биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях
8 класс: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье.
В 7 классе в конце изучения курса ботаники проводится экологическая игра:
«Загадки богини Флоры»
в качестве обобщения после изучения курса зоологии проводится
экологическая игра: «Эти забавные животные»
Школьная география в 6-11 классах отражает основы географической науки,
отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к
изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География
является
одним
из
школьных
предметов,
интегрирующих
естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет
утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом
для достижения целей экологического обучения.
Одним из направлений развития содержания экологического образования
является усиление его регионального компонента. В то время, как экология,
по определению, изучает взаимоотношения организмов (в том числе и
людей) с окружающей средой (природной, антропогенной, социальной),
краеведение рассматривает самый широкий диапазон проявления этих
взаимоотношений, т.е. может считаться «экологичным» по своей сути.
Роль школьного курса химии (8-11 классы) в экологическом образовании
обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов
4
природы, химической формы движения материи и ее значимость в
материальной жизни общества.
При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит
химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса
химии.
На
уроках
химии
учитель
поднимает
многие
экологические
проблемы, обсуждает вместе с учащимися возможные пути их решения.
В
условиях
экологизации
химического
образования
возрастает
роль
расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование
на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края,
способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует
гуманитарному воспитанию.
Успех экологического образования и воспитания в школе зависит от
использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
Эффективность
определяется
также
преемственностью
деятельности
учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Важным
примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе
являются
упражнения
в
применении
этих
правил
на
практике.
На
предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения,
литературы.
По
природоведению
проводятся
экскурсии
с
целью
ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей
местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет
влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный
опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по
воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки, походы. Они
связаны с изучением программного материала, носить краеведческий
характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует
иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы решаем в школе и
задачи эстетического воспитания.
Таким образом, в предметах учебного плана школы всегда прослеживается
тенденция экологизации, воспитывается ответственное отношение к природе,
5
забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу, что
создаёт наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного
развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
В рамках реализации ФГОС II поколения в школе организована внеурочная
деятельность, одним из основных направлений которой является духовно-
нравственное развитие детей. В школе реализуется Программа духовно-
нравственного развития личности младшего школьника, проводятся занятия
клуба «Мир вокруг меня», «Мой край родной», которые нацелены на
развитие у обучающихся личного опыта применения универсальных учебных
действий в жизненных ситуациях, формирование опыта социального
партнерства
в
решении
проблем
ресурсосбережения,
здорового
и
безопасного образа жизни. В школе созданы все условия для более
эффективной работы в направлении экологического образования: имеются в
наличие электронные микроскопы, с помощью которых младшие школьники
наблюдают
строение
различных
веществ,
электронные
датчики,
позволяющие определить рН среды. Всё это помогает ребятам получить
более глубокие знания как в области экологии, так и в области особенностей
функционирования
организма
человека.
Тем
самым
происходит
формирование основ экологической культуры детей, соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях, рассматриваемых как личностные
результаты.
В
качестве
метапредметных
результатов
происходит
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
рефлексивной
и
социально-
практической
деятельности.
Предметные
результаты
экологической
направленности заложены с учетом специфики предмета «Окружающий
мир».
6
2.
Участие школьников в практической природоохранной работе,
экологических
акциях,
рейдах,
походах,
десантах
и
других
массовых экологических мероприятиях
Учащиеся школы ведут большую работу по охране природы на территории
школы и микрорайона.
Чистоту и порядок в своем микрорайоне ребята поддерживают сами: это
уборка школьного двора и прилегающей к нему территории, «Десанты
чистоты» на городских улицах. Эта деятельность позволяет учащимся глубже
познать реальную картину экологического состояния родного края.
Несколько лет подряд школьники участвуют в акции «Вторая жизнь вещей»
с демонстрацией возможностей по вторичному использованию различных
вещей и материалов. В школе проводится конкурс модельеров, где
представлены модели, изготовленные из вторичного сырья.
Ежегодно учащиеся нашей школы – активные участники региональной акции
«Покормите
птиц»,
«Поможем
пернатым
друзьям»
по
изготовлению
кормушек и скворечников, проведение которой пользуется наибольшей
популярностью. Примечательно тесное сотрудничество с семьёй при
проведении данной акции.
В целях воспитания у подрастающего поколения гражданственности и
патриотизма, любви к родному краю, изучению особенностей флоры
«малой» Родины организуются прогулки, однодневные походы, экскурсии в
краеведческий музей.
3.
Проведение
опытнической
работы,
мониторинга
состояния
окружающей среды; систематизация наблюдений
Члены кружка «Юный исследователь» проводят большую опытническую
работу, проводят экологические практикумы, учебно-исследовательский
эксперимент, позволяющие изменить потребительское отношение к природе
и
сформировать готовность защищать и оберегать ее. Ребята проводят
исследования и анализ воздуха, воды, проводят измерение температуры,
7
атмосферного давления, количества выпавших осадков, направление и
скорость ветра.
Собираются и систематизируются статистические данные, позволяющие
видеть в динамике экологическую обстановку местности. Материально-
техническая база школы позволяет школьникам проводить исследования как
в условиях лаборатории, так и непосредственно во время экскурсии: в
распоряжении юных исследователей имеется автоматическая беспроводная
метеорологическая станция. Исследовательская деятельность членов кружка
представлена экологическими проектами «Родники», «Календарь погоды»,
«Изучение экологического состояния озера «Карасье», которые получили
высокую оценку на муниципальном и региональном уровнях. Результаты
работы, статистические данные, полученные опытным путём, отражаются в
фотоальбомах.
4.
Организация и проведение тематических конференций, диспутов,
«круглых
столов»,
выставок,
фестивалей,
праздников,
посвященных экологическим датам календаря, и других массовых
экологических мероприятий
Совершенствуется система воспитания школьников на основе эколого-
краеведческой
работы,
патриотического
воспитания,
формирование
у
учащихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств,
богатства и разнообразия природы родного края.
Активно
ведётся
в
школе
конкурсная
деятельность
экологической
направленности: учащиеся 1 – 11 классов ежегодно принимают активное
участие в муниципальных, региональных, Всероссийских
фестивалях и
конкурсах. Ежегодно учащихся 5 – 11 классов принимают участие в
школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии и
экологии. Ежегодно число участников школьного этапа Всероссийской
предметной олимпиады школьников по биологии и экологии растёт.
8
Традиционно в День Земли, 22 апреля, в школе стартует Неделя экологии и
биологии, в рамках которой ребята организуют экологические праздники и
концерты, устраивают экологические спектакли, викторины, конкурсы
рисунков и поделок «Чистополь – родная сторона», «Чистая планета»,
агитационных
плакатов.
Результаты
проведения
предметной
недели
представлены в отчёте. В рамках проведения в школе Дней защиты от
экологической опасности осуществляются различные общественные акции:
«Посади дерево», «Десант чистоты» (по уборке территории школы), Неделя
добра, классные часы экологической направленности, Уроки воды, просмотр
презентаций,
классные часы, посвященные Дню памяти погибших в
Чернобыле.
1 апреля, в Международный день птиц, проводится акция
«Поможем пернатым друзьям» по размещению скворечников. 7 апреля, во
Всемирный День охраны здоровья, проводится День Здоровья.
Массовые мероприятия, посвящённые экологическим датам, пользуются
наибольшей популярностью среди учащихся школы и имеют огромный
воспитательный потенциал в плане экологизации мышления школьников.
Таким образом, правильно выстроенное в школе экологическое
образование и воспитание позволяют в дальнейшем предотвратить многие
экологические проблемы человечества. Именно в подростковом возрасте
ребенок получает основы систематических знаний, под влиянием которых
формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного
облика. Поэтому показателями воспитанной личности служат: экологические
знания,
умения,
практические
результаты,
которые
выражаются
в
выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Основными критериями эффективности деятельности в данном направлении
являются
массовость,
стабильность,
умение
применять
экологические
знания.
Безусловно, экологическое образование, нацеленное на
формирование
экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой,
любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний,
9
умений,
навыков
экологически
целесообразного
поведения,
получит
дальнейшее развитие в нашей школе и в последующий период.
10