Автор: Кыркунова Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонек"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Применение здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в ДОУ
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей деятельности ДОУ учителем-логопедом с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-
развивающей деятельности ДОО учителем-логопедом с детьми с ОВЗ
Подготовил:
МАДОУ «ДС «Огонек»
учитель-логопед
Кротова Ирина Владимировна
г. Новый Уренгой
2022г.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является важнейшей задачей,
как дошкольного, так и школьного образования. Анализ состояния здоровья
подрастающего поколения групп не только компенсирующей, но и общеразвивающей
направленности показал, что дети посещают, в основном, со второй группой здоровья. У
детей с ОВЗ наблюдаются сложности не только в речи, но и в развитии психических
процессов в сенсомоторной сфере, которые проявляются в снижении концентрации
внимания, памяти, мышления, работоспособности, общей моторной неловкости,
двигательной расторможенности, недостаточное формирование пространственной
организации и т.д. Думаю, что со мной согласитесь, что все перечисленное приводит к
снижению качества результата обучения и воспитания ребенка.
Одним из главных задач помощи детям с ограниченными возможностями здоровья,
является определение индивидуальной траектории развития и образования ребенка,
которая позволяет не только определить актуальный уровень развития, но и
спрогнозировать возможности обучения и воспитания, а также определить пути и
средства коррекционно-развивающей логопедической работы.
Логопедическая коррекционная работа имеет одно из направлений -
здоровьесбережение. Наличие у школьников отклонений в звукопроизношении, а также
других компонентов языковой системы, является препятствием в усвоении программы
общеобразовательной школы, дети испытывают трудности в овладении чтением и
письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам. И
поэтому основная задача специалистов и педагогов в дошкольного образования –
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
Коррекционная работа предполагает исправление не только речевых расстройств, но и
эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ. Стойкость результатов по преодолению
нарушений языковых компонентов речи достигается только при наличии единого
коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят
педагоги, специалисты и родители в процесс которой необходимо включать
здоровьесберегающие технологии.
Эффективным методам здоровьясбережения в работе с детьми в ДОУ уделяется
большое внимание коррекции эмоционально-волевой сферы. В этом помогает ставший
традиционными в работе музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-
логопеда, педагога изо-деятельности арт-терапевтические технологии, такие как
музыкотерапия, терапия песком и цветом. Одним из инновационным средством является
искусство рисования на воде - игру-терапия. Рисунок для ребенка является не искусством,
а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных,
психологических барьеров ребенок не может выразить словами. В процессе рисования
рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения, в этот момент
ребенок абсолютно свободен и может творить. Аква рисование помогает не только
развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный
успокоительный эффект.
Наиболее из распространенных видов арт-терапии является изо-терапия - лечебное
воздействие, которое дает положительный результат в работе с детьми, у которых
вербальный контакт затруднен. Во многих случаях данный метод выполняет
психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими
психологическими проблемами. В результате изо-терапевтической работы у детей
удовлетворяется интерес к действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, энергия,
которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети
становятся спокойнее и расслабленнее, более инициативными и творческими. Вариантов
изо-терапии множество: рисование при помощи печатей (пробок, овощей, листьев и пр.,
клякс графия, каракуле графия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками,
ладошками, рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, создание
пластилиновых картин с помощью различных видов круп. Изо-терапия - безопасная среда,
способствующая самовыражению и спонтанной активности. Основные цели таких занятий
- психотерапевтическая и коррекционная, но не обучающая. Поэтому ориентироваться
нужно, прежде всего, на процесс, а не на результат.
Приобрести навыки здорового образа жизни детям с ОВЗ в ДОУ помогает
дыхательная гимнастика, которая положительно влияет на обменные процессы, при
систематическом её использовании повышаются и развиваются певческие способности.
Музыкальным руководителем оздоровительные и фонопедические
упражнения
проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению,
профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, которые способствуют развитию
носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного
аппарата и деятельности головного мозга, корректируют произношение звуков и
активизируют фонационный выдох.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми
выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как
музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Используются детские
музыкальные инструменты свистульки, дудочки, шумовые инструменты, металлофоны,
звучащие жесты, движение. Для этих целей используются речевые игры, которые
сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопки, притопы), которые могут
сопровождаться речью, украшать и даже заменять слова. Тексты простые,
соответствующие возрасту. В этих играх текст поется или активно декламируется хором.
Это положительно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи,
двигательной активности детей, общей моторики в целом.
Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной
системы тела ребенка и координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение
- слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть,
слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Моторика (лат. motor - приводящий в
движение) - двигательная активность организма, его органов или частей. Пальчиковые
игры - занимают важное место на занятиях у разных специалистов и педагогов.
Одной из нетрадиционных методов здоровьесбережения у специалистов ДОУ
является Су-Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). В исследованиях южно-
корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию,
обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия
(сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.
д.). Стимуляция точек приводит к излечению. Определив нужные точки в системах
соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах
располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам
тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних
органов.
Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние
на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым,
способствуя формированию и развитию речи. При использовании массажного шарика
каждое движение рук представляется в форме сказки, ваш ребенок охотно и с
удовольствием будет не только играть, но и благотворно развиваться. Отрабатывая
движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику
рук и точность произношения слов этой сказки.
Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание
«любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не
утрачивающее со временем своего значения. Сказкатерапия даёт первые представления
ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и
безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного,
маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку
перспективы собственного роста.
Воспитывает все, люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из
них на первом месте - родители и педагоги, говорил Антон Семенович Макаренко.
Современный подход к семье воспитывающего ребенка с ОВЗ рассматривают ее как
реабилитационную структуру, поэтому важно в нашей работе психолого-педагогическое
сопровождение родителей в вопросах воспитания и развития ребенка начиная с раннего
возраста.
Основополагающие
принципы
вышеперечисленных
технологий
по
здоровье
сбережению детей позволили мне разработать цикл комплексных занятий по развитию
речи детей двухлетнего возраста. Развитие коммуникативных навыков ребенка младшего
дошкольного возраста в процессе общения с мамой. Целью которой является,
формирование речевых способностей детей, накопление эмоционально-чувственного,
интеллектуального и эстетического опыта ребенка, позволяющий качественно улучшить и
ускорить процесс развития связной речи, обогатить лексический запас и лексико-
грамматические категории у детей 2-3 лет.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого
развития. В процессе коррекционно-развивающей работы педагогов ДОУ возрастает
социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в нашей деятельности стало
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи.
Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще
применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально
возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего
оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической
помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей,
позволяют интереснее и разнообразнее организовывать не только мои занятия, но и всех
участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих
технологий в непосредственно образовательной деятельности способствует не только
сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению
адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.