Напоминание

"Организация правой руки скрипача на начальном этапе обучения"


Автор: Шумаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М. А. Балакирева"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Организация правой руки скрипача на начальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СПб ГБУ ДО «ДШИ им. М.А. Балакирева»

Методическое сообщение на тему:

«Организация правой руки скрипача на начальном этапе обучения»

Выполнила:

преподаватель

по классу скрипки

Шумаева Т.В.

СПб, 2021 г.

Организация правой руки скрипача на начальном этапе обучения.

«Смычок и скрипка. Дух и плоть.

И сладок миг соединенья»

Лариса Вытяжкова

Цель: поиск наиболее эффективных методов работы.

Задача: показать методику работы над правой рукой с начинающими, исходя из

имеющихся знаний и накопленного опыта

.

План:

1.Вступительная часть. Об организации игрового аппарата скрипача и основной функции

правой руки.

2. Основная часть. Организация правой руки на начальном этапе обучения.

3. Заключительная часть. О влиянии правильной организации правой руки на весь

исполнительский аппарат скрипача. Актуальность темы.

1. Вступительная часть.

Организация игрового аппарата – это сложный процесс приспособления организма к

инструменту,

затрагивающий

этап

постановки

ног,

корпуса,

положения

головы,

постановки рук. Все этапы тесно связаны друг с другом. У скрипачей период

приспособления к инструменту довольно длительный. Прежде, чем ребёнок сможет

исполнить даже самую простенькую пьеску, занимаемся каждой рукой отдельно. В этот

важный период от учителя требуется терпение, талант построить урок так, чтобы ученик

не потерял интерес к инструменту и ощущал потребность в занятиях вновь и вновь.

Маленький ребёнок хочет поскорее начать играть, но спешка в таком деле недопустима,

так как закреплённые неправильные навыки, очень трудно исправлять. Известный

скрипач и педагог Леопольд Ауэр пишет: «… привычки, появившиеся в ранний период

обучения, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие учащегося.

Внешняя форма организации исполнительского аппарата может быть различной,

т.к каждый ребёнок обладает своим уникальным и неповторимым строением тела, длиной

рук, шеи, толщиной пальцев, манерой двигаться, общаться и т.д. Кроме того, у всех

разные привычки, характеры, воспитание. Подмечая индивидуальные особенности своего

воспитанника, педагог должен учитывать их при формировании постановки, не подгоняя

их механически под некий шаблон. Руки, играющего на скрипке, находятся в

неестественном положении (разворот кисти и предплечья левой руки, горизонтальное

движение, асимметричность движения рук), поэтому главной заботой педагога является

приведение постановки в свободное, естественное состояние. Для этого постановку нужно

наполнить движением, т.к статичность таит в себе опасность создания напряжения и

скованности. Напряжение, зажатость в любой точке организма может оказать негативное

влияние на руки скрипача. Постановка должна быть перспективной, чтобы в будущем

ученик был « в состоянии на высоком уровне совершенства воплотить свои самые смелые

и интересные художественные замыслы…» (А.В.Гвоздев).

«Игровые навыки правой руки и техники смычка объективно сложнее техники

левой руки. Правая рука совершает гораздо больше движений в пространстве и в каждой

своей анатомической зоне, чем левая». («Культура звука скрипача

.

Пути формирования и

развития». М.Либерман., М. Берлянчик)

«Основная функция правой руки – воплощение

качественного инструментального звука», т.е красивого, приятного, разнообразного звука.

«Именно рука,

ведущая смычок, озвучивает игровые действия левой руки и,

следовательно,

наполняет

их

художественным

смыслом»

(«Некоторые

проблемы

организации правой руки скрипача в свете задач художественного исполнения» А.В.

Гвоздев).

2.Основная часть.

Работу над правой рукой начинаем с самого простого: учимся брать смычок с

поверхности стола или из рук преподавателя, охватывая колодочку всеми пальцами, затем

поворачиваем его вправо и влево на 180 градусов. Таким образом знакомимся со

смычком, примеряемся к нему и к его весу. В правой руке нежелательны разного рода

закрепления.

Упражнения «Кисточка» и «Весёлые маляры» - снимают излишнее

напряжение,

помогают

развить

гибкость

кистей

обеих

рук.

Раскачиваем

кисть

движениями пальцев и запястья, предварительно соединив при этом подушечки пальцев

рук. При расслабленной и подвешенной ладони пальцы принимают необходимую

округлую форму, которую только «остаётся перенести на манеру держания смычка». При

этом пальцы слегка расставлены, свободны, расслаблены. Образующийся при этом

«купол» важен для качества звука, для приобретения объёма и мощности.

Следующее упражнение – игра научит ребёнка контролировать свои действия:

1.сгибаем правую руку в локтевом суставе, кисть и пальцы в подвешенном состоянии. 2.

опускаем все пальцы на трость в их естественном положении, кроме большого

пальца.3.слегка поворачиваем правую руку влево так, чтобы указательный палец

прикоснулся к трости средней фалангой; средний и безымянный свободно свисают с

трости («свешивают ножки»). 4.круглый мизинец ставим на трость.5.свободный круглый

большой палец подставляем к выступу колодочки. Делаем сначала в медленном темпе, а

потом на скорость.

Далее осваиваем движения правой руки без смычка. Выполняем упражнения,

имитирующие движения руки со смычком и упражнения, устраняющие нежелательное

напряжение в правой руке: 1. «часики» - подносим правую руку к лицу, рассматривая

воображаемые часики (при этом кисть слегка согнута) и медленно опускаем вниз 2.

«прогоним комариков» - крупным движением правой руки смахиваем с левого плеча

воображаемых комариков (движение правой руки от плеча включает в работу мышцы

руки и спины, участвующие в ведении смычка). 3. «рукопожатие» - фиксирует внимание

ребёнка на изменении мышечных ощущений. 4. «деревце» - учит произвольно расслаблять

различные группы мышц. 6. круговые движения локтями назад активно вовлекают

лопатки в работу и приучают ребёнка чувствовать движение руки от спины.7. водим

воображаемым смычком по поверхности сгиба левой руки.

Такие упражнения приучают

ребёнка контролировать себя, свои ощущения.

Работа над звукоизвлечением начинается со знакомства с правилами ведения

смычка:1. водим смычок между грифом и подставкой 2. параллельно подставке 3.наклон

трости от себя 4. вся лента волоса на струне. После этого предлагаем ученику поводить

смычком по открытым струнам. На первых порах учитель помогает ученику, придерживая

смычок за винтик. Для наибольшего удобства выбираем средние струны. Условно делим

смычок на отрезки. Для лучшего усвоения чёткого распределения смычка делаем метки на

трости.

При ведении смычка обращаем внимание на пальцы, кисть, локоть и качество

звука. У каждого пальца своя зона «ответственности».

«

Положение пальцев на смычке

чрезвычайно важно, т.к они, прикасаясь к смычку, передают трости движения остальных

частей руки» (К. Флеш «Искусство скрипичной игры»).

Для того чтобы лучше

почувствовать каждый палец на смычке делаем упражнение: ведём смычок от колодки к

концу, снимая с трости сначала мизинец, затем безымянный и далее средний пальцы и,

придя к концу смычка, опираемся на среднюю фалангу указательного пальца; дальше

двигаемся в обратном порядке. « Глубоко охватывающий трость указательный палец (как

«крючок») связывает кистевые движения. Оттопыренный указательный палец зажимает

всю руку от кисти до плечевого сустава и к шее. Если указательный палец на ногтевой

фаланге или безымянный и мизинец зажимают трость, то смычок будет «дрожать» у

конца. Важнейшим условием целесообразной работы мизинца является его округлённое

положение и касание трости лишь самым концом.

Лучше почувствовать мизинец на

смычке помогает следующее упражнение: водим смычком у колодки, подняв вверх

указательный палец. При прямом мизинце смычок идёт за ухо, не получаются плавные

движения, затрудняется выполнение смены движений смычка. Если большой палец

постоянно выпрямлен или помещён вглубь колодки, то это ведёт к скованности всего

аппарата, неблагоприятно влияет на ведение смычка (ведение неуклюжее), на технику

штрихов, на качество извлекаемого звука. Отсутствие у большого пальца опоры ведёт к

извлечению звука недостаточно насыщенного. Для того чтобы лучше почувствовать

большой палец: устанавливаем смычок на средней струне (в середине) и на согнутом

пальце удерживаем смычок, при этом подняв вверх остальные пальцы. Можно это

упражнение превратить в игру: на время. Дети с удовольствием его выполняют. Да, у

каждого пальца своя «зона ответственности», но «большой палец и ему противостоящие

«работают вместе», в едином комплексе,

и разделять их работу неправомерно» -

утверждал Янкелевич Ю.И.

Для постановки правой руки, как и левой, важны прямые линии – выгибание или

проваливание кисти нарушает кровоток, а при закреплении навыка зажимает мышцы.

Обращаем внимание ученика на изменение положение локтя правой руки в зависимости

от струны: самое высокое положение локтя на «соль» - струне, самое низкое на «ми» -

струне. Пьесу «Четыре струны» из сборника В.Якубовской начинающие скрипачи

исполняют с удовольствием.

На каждом этапе формирования исполнительского аппарата появляются проблемы.

Важно плохим привычкам не дать закрепиться, ведь «легче предупредить заболевание,

чем его лечить» (Гиппократ). Распространённая проблема – ученик не доводит смычок до

колодки. Нужно заставить плечо работать активнее, с «запасом». Для этого берём смычок

выше обмотки и играем от колодки. Отведение смычка за спину или выдвижение вперёд

тоже распространённая проблема. Причина в первом случае в том, что движение правой

руки осуществляется от плеча, а не от локтя. Выдвижение правой руки вперёд возможно

при чрезмерном отведении скрипки влево, что ведёт к излишнему напряжению в руке и

во всём корпусе. Чтобы не затруднять игру левой руке и не создавать неудобство правой

руке скрипку следует держать высоко, не допуская опускания вниз, иначе смычок будет

соскальзывать на гриф и будет затруднена его смена.

«

Работа над звуком – одна из труднейших задач в воспитании скрипача

»

Культура

звука скрипача». М. Либерман, М.Берлянчик.).

С первых уроков формируем у ученика

представления о качественном звучании инструмента. Обращаем внимание на атаку звука

(плавное и активное начало), качество звука. При чрезмерном давлении указательного пальца и

отдалённости места нажима от подставки звук царапающий. Для этого необходимо укреплять

мизинец и ослабить нажим указательного пальца: 1.играем у колодки на pp. 2. играем медленно

деташе в нижней половине на pp. 3.играем на смежных струнах у колодки 4. деташе всем

смычком.Типичным недостатком звукоизвлечения является свистящий звук. Для устранения этого

недостатка может помочь беззвучное упражнение: конец смычка ставим на струну, указательным

пальцем надавливаем на него. «

Целенаправленное овладение исполнительски грамотными

приёмами извлечения звука в самом начальном периоде обучения, а затем работа над

штрихами, связанная с выразительным интонированием мелодии» позволит ученику в

будущем «находить тонкие звуковые краски, соответствующие стилю эпохи и автора

музыки, образу произведения (его характеру), гибкость применения нюансов, фразировки,

акцентировки», позволит «реализовать своё собственное видение данной музыки».

3.Заключительная часть.

Заключение

В данном методическом сообщении была сделана попытка продемонстрировать

пошаговую работу педагога над организацией правой руки начинающего скрипача -

работа, основанная на принципе постепенности, последовательности. Приведены примеры

упражнений. Отмечены некоторые, наиболее часто встречающиеся, недостатки в

постановке правой руки и пути их устранения.

Обращено внимание на неестественность

положения рук скрипача, на важность функции правой руки, на необходимость

пристального внимания педагога к индивидуальным особенностям каждого ребёнка, т.к

качество звука, его красота и разнообразие зависит от «удобного, во многом

индивидуального способа держания смычка», на достижение наиболее естественных и

рациональных движений. Уже на начальном этапе обучения необходимо воспитывать в

ученике потребность к качественному извлечению звуков, к культуре звука. Ребёнка

нужно научить понимать, что хорошо, а что плохо. Чистота, отсутствие призвуков,

гибкость в применении нюансов, красочность – вот критерии качественного звучания.

Человеческий организм един, поэтому напряжение в любой его точке неминуемо

сказывается на руках скрипача. «Основными критериями нормального функционирования

является полноценный кровоток и беспрепятственная передача нервных импульсов»

(Скрипник В.И.). Автор книги «Гравитация и ДЦП» Шамарин Т.Г., предлагает лечебную

позу, позволяющую улучшить осанку и координацию, что не может не вызывать интереса

у любого педагога. «Исследования Шамарина показали, что люди с ДЦП не могут стоять

на коленях, но, если такой больной сможет простоять в такой позе хотя бы 3 секунды,

заметно улучшается хотьба и координация без дополнительных процедур. Следовательно,

на людей без проблем такая поза будет воздействовать эффективнее». Кроме того,

предложенная лечебная поза позволяет проводить оздоровление прямо на уроке.

Ознакомившись с учебно – методическим пособием Л.А. Ваймана «Скрипачи –

левши. Проблемы и опыт обучения» я получила новые знания и ответы на интересующие

меня вопросы. Новаторский подход автора к имеющейся проблеме вызывает интерес и

уважение.

Скрипачи

левши

испытывают

большие

проблемы

и

вынуждены

компенсировать их за счёт увеличения времени занятий и упорства. При игре не

доминирующей рукой ученик – левша быстро утомляется, возникают проблемы с

координацией,

проблемы

со

звучанием

(перегрузка

левой

руки),

неуверенность

(перегрузка не доминирующего полушария). Очень хочется, чтобы обучение на

инструменте приносило радость; было максимально комфортным для любого ребёнка,

поэтому полученные знания я буду, по – возможности, использовать на практике.

Цель работы: получение новых знаний и поиск наиболее результативных методов

работы достигнута. Актуальность выбранной темы очевидна: правильная организация

правой руки влияет на весь исполнительский аппарат скрипача, на всё дальнейшее его

развитие, на его будущее, а это не может не заботить любого преподавателя,

занимающегося воспитанием юных музыкантов.

Список используемой литературы

1.Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. СПб: Композитор, 2009

2. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача.СПб: Лань, 2000

3. Вайман Л.А. Скрипачи – левши. Проблемы и опыт обучения. Учебно – методическое

пособие. Владивосток, 2009

4. Гвоздев А.В. Основы исполнительской техники скрипача. Новосибирская

государственная консерватория имени М. И. Глинки. - 2-е изд., перераб.и доп. -

Новосибирск : Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2018

5. Гвоздев А.В. Некоторые проблемы организации правой руки скрипача в свете задач

художественного исполнения. Мир науки, культуры, образования №2 (45) 2014, стр. 307 –

310

6. Гвоздев А.В. Об игровом движении скрипача. Новосибирская Государственная

Консерватория им. М.И.Глинки, 2012, стр. 811 – 817

7. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М., Классика, 2010.

8. Гуревич Л., Зимина Н.Б. Скрипичная азбука. М., Композитор, 2012.

9. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. Пути формирования и развития.

М: Музыка,1985.

10.Мазель В. Формирование оптимальной осанки. СПб: Композитор, 2005.

11. Марченко Ольга Владимировна. Ключевые моменты скрипичной методики [Текст] :

методическое пособие / Марченко О. В. - Новосибирск : Новосибирская специальная

музыкальная шк., 201814.

12. Музыкальная гимнастика для пальчиков. Составитель М.Ковалевская. СПб: Союз

художников, 2014.



В раздел образования