Автор: Савельева Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида "Юбилейный"
Населённый пункт: Саратовская область, город Балашов
Наименование материала: Консультация
Тема: «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Социальные акции и волонтерское движение
дошкольников в детском саду»
«Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного
этого не достаточно. Судьба человечества зависит не от высоких технологий,
не от того, сумеем ли мы произвести больше продуктов, скорее всего, она
зависит от количества доброты и сострадания. Цивилизация 20 века была
технической, а не человеческой, она себя не оправдала» – писал Даниил
Александрович Гранин в статье «Потерянное милосердие». Поэтому 21 век
мы хотим видеть веком добрым и человечным, где главным становится
внимание и заботливое отношение к человеку.
Качество нового века определят сегодняшние дети. Воспитание
гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать,
обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков,
который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие
личности, а также на социальную адаптацию. Психологи утверждают, что
именно эта способность является важной частью эмоционального и
социального интеллекта.
Нам часто приходится слышать: «всему свое время», «ребенок
вырастет – сам поймет»; есть опасения, что чрезмерные отзывчивость и
сострадание могут ранить душу ребенка, или, что в детском саду ребенок
еще не способен понять проблему, требующую участия, сострадания и
помощи.
Дошкольное детство рассматривается как период особой социально-
эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя
для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это
общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение
сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым
интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становится
социальное наполнение жизни. Не случайна и ведущая роль сюжетно-
ролевой игры в развитии дошкольников. Именно ее Лев Семенович
Выгодский называл «школой социальных чувств».
У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные
оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со
сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других,
глядя на себя как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с
нормами морали. В соответствии с этими постулатами осуществляется
принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом
плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который
произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого
поступка для него самого и окружающих.
Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в
детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного
взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Воспитание
человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда
участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы,
когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше,
радостнее и счастливее.
Можно сказать, что социальная акция – это один из видов социальной
деятельности, целями которой является привлечение внимания общества к
некоторой проблеме, изучение отношения социума к чему-либо,
распространение информации среди групп населения, содействие
формированию общественного сознания.
Благотворительная акция – это оказание помощи (в том числе, и
безвозмездной) нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности
помочь себе самостоятельно.
Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в
событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и
оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в
акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных
отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству
социальных отношений и действий, приводящих к положительному
результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку
получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных
акций для дошкольника?
1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они
дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит
состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы,
близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен
изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание
правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а
трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной
практики социальной направленности (социального содержания), который
позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует
отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии
(сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного
процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее
подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов
деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных
образовательных областей.
4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что
принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного
возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным
воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным,
увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием,
которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою
значимость и нужность.
Какие существуют подходы к классификации социальных акций?
С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную
направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп
населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их
целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение
сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-
либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее
истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень
культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и
другой, толерантность).
Социальные акции можно классифицировать:
• по масштабу участия ДОО:
одна группа;
возрастная параллель (только подготовительные группы);
все группы ДОО.
• по уровню участия:
в ДОО;
районный;
в городе;
междугородний:
Всероссийский;
Международный.
• по предмету преобразования:
Социально-благотворительные (для человека);
Экологические (для природы);
Культурные (для объектов и предметов культуры);
Патриотические (для района, города, страны).
Примерная тематика социальных акций, организованных в детском
саду:
• Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей»,
«Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги
другому», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «ДоброПочта» и
др.);
• Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые
дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья
столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы»,
«Превращения мусорной кучи», «Спаси лес – утилизируй батарейку» и др.);
• Акции здоровьесберегающей направленности («Как сохранить здоровье»,
«Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки –
доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);
• Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту
(«Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к
книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь
игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.);
• Акции патриотической и исторической (культурной) направленности:
(«Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в
прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);
• Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным
значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С.
Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада»,
«Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День
улыбки» и др.).
При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст,
возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны
быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).
Каждая акция состоит из трех этапов: организационного,
практического и итогового.
1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует
определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она
направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?).
Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее
продукт.
2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может
быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или
несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка
птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов
социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших
перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать
при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения
акции и т.п.
Для организации социальных акций и детского волонтерского
движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров,
осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными
учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании,
поскольку событийность часто становится основой социальной активности
ребенка и взрослого.