Напоминание

«Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду»


Автор: Савельева Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида "Юбилейный"
Населённый пункт: Саратовская область, город Балашов
Наименование материала: Консультация
Тема: «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему:

«Социальные акции и волонтерское движение

дошкольников в детском саду»

«Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного

этого не достаточно. Судьба человечества зависит не от высоких технологий,

не от того, сумеем ли мы произвести больше продуктов, скорее всего, она

зависит от количества доброты и сострадания. Цивилизация 20 века была

технической, а не человеческой, она себя не оправдала» – писал Даниил

Александрович Гранин в статье «Потерянное милосердие». Поэтому 21 век

мы хотим видеть веком добрым и человечным, где главным становится

внимание и заботливое отношение к человеку.

Качество нового века определят сегодняшние дети. Воспитание

гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать,

обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков,

который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие

личности, а также на социальную адаптацию. Психологи утверждают, что

именно эта способность является важной частью эмоционального и

социального интеллекта.

Нам часто приходится слышать: «всему свое время», «ребенок

вырастет – сам поймет»; есть опасения, что чрезмерные отзывчивость и

сострадание могут ранить душу ребенка, или, что в детском саду ребенок

еще не способен понять проблему, требующую участия, сострадания и

помощи.

Дошкольное детство рассматривается как период особой социально-

эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя

для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это

общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение

сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым

интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становится

социальное наполнение жизни. Не случайна и ведущая роль сюжетно-

ролевой игры в развитии дошкольников. Именно ее Лев Семенович

Выгодский называл «школой социальных чувств».

У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные

представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные

оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со

сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других,

глядя на себя как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с

нормами морали. В соответствии с этими постулатами осуществляется

принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом

плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который

произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого

поступка для него самого и окружающих.

Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в

детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного

взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Воспитание

человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда

участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы,

когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше,

радостнее и счастливее.

Можно сказать, что социальная акция – это один из видов социальной

деятельности, целями которой является привлечение внимания общества к

некоторой проблеме, изучение отношения социума к чему-либо,

распространение информации среди групп населения, содействие

формированию общественного сознания.

Благотворительная акция – это оказание помощи (в том числе, и

безвозмездной) нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности

помочь себе самостоятельно.

Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в

событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и

оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в

акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных

отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству

социальных отношений и действий, приводящих к положительному

результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку

получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных

акций для дошкольника?

1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они

дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит

состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы,

близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен

изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!

2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание

правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а

трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной

практики социальной направленности (социального содержания), который

позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует

отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии

(сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).

3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного

процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее

подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов

деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных

образовательных областей.

4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что

принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного

возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным

воспитательным потенциалом.

Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным,

увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием,

которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою

значимость и нужность.

Какие существуют подходы к классификации социальных акций?

С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную

направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп

населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их

целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение

сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-

либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее

истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень

культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и

другой, толерантность).

Социальные акции можно классифицировать:

• по масштабу участия ДОО:

одна группа;

возрастная параллель (только подготовительные группы);

все группы ДОО.

• по уровню участия:

в ДОО;

районный;

в городе;

междугородний:

Всероссийский;

Международный.

• по предмету преобразования:

Социально-благотворительные (для человека);

Экологические (для природы);

Культурные (для объектов и предметов культуры);

Патриотические (для района, города, страны).

Примерная тематика социальных акций, организованных в детском

саду:

• Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей»,

«Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги

другому», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «ДоброПочта» и

др.);

• Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые

дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья

столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы»,

«Превращения мусорной кучи», «Спаси лес – утилизируй батарейку» и др.);

• Акции здоровьесберегающей направленности («Как сохранить здоровье»,

«Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки –

доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);

• Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту

(«Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к

книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь

игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.);

• Акции патриотической и исторической (культурной) направленности:

(«Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в

прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);

• Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным

значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С.

Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада»,

«Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День

улыбки» и др.).

При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст,

возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны

быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).

Каждая акция состоит из трех этапов: организационного,

практического и итогового.

1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует

определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она

направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?).

Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее

продукт.

2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может

быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или

несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка

птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов

социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших

перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать

при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения

акции и т.п.

Для организации социальных акций и детского волонтерского

движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров,

осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными

учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании,

поскольку событийность часто становится основой социальной активности

ребенка и взрослого.



В раздел образования