Автор: Петрова Ольга Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №8
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Доклад
Тема: Профессия - концертмейстер
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств № 8" г. Курска
Методический
Д О К Л А Д
"Профессия - концертмейстер"
Выполнил:
концертмейстер
1 квалификационной категории
Петрова О.В.
Курск 2022г.
Содержание:
1. Специфика профессии концертмейстер.
2. Исполнительские качества и навыки, необходимые концертмейстеру.
3. Навык игры в ансамбле.
4. Работа концертмейстера в ДШИ.
Аккомпанемент – фундамент солиста.
На аккомпаниаторе лежит вся тяжесть здания.
Ф. Куперен
"Всё-таки удивительная у нас с вами специальность, дорогие мои
коллеги! Удивительная, потому что так она популярна но, одновременно,
почти не изучена. Удивительная, потому что так хорошо, казалось бы,
понятна всем нам, концертмейстерам, много лет работающим по этой
специальности. И, вместе с тем, полна трудностей, проблем, во многом
противоречива и неизвестна, если мы всерьёз задумаемся о ней".
(В.Н. Бикташев)
“Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться
хорошо играть на рояле. Специфика сольной и аккомпаниаторской
деятельности столь различна, что не трудно назвать многих солистов-
пианистов, весьма крупных концертантов, почти не владеющих искусством
аккомпанемента, и наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким
мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, однако
абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста…..
Следует особо подчеркнуть: плохой пианист никогда не сможет стать
хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист
достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы
ансамблевых соотношений, пока не разовьет в себе чуткость к партнеру, не
ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией
аккомпанемента”. (Е.Шендерович).
Так что же составляет специфику этой “удивительной “ профессии?
Е.А.Островская писала, что концертмейстер – это и педагог, и исполнитель, и
психолог. “ Данный вид деятельности по праву относится к музыкальной
педагогике, поскольку концертмейстер… должен уметь осуществлять при
необходимости педагогические функции, помогать солисту осваивать его
партию, объяснять ансамблевые задачи”.
Но главное качество, главный критерий профессионального
мастерства концертмейстера – интуиция.
“ Его невозможно заменить ни высоким уровнем исполнительского
искусства, ни педагогическими способностями, ни даже их суммой. И если по
типологическим признакам концертмейстер может быть отнесён и к
исполнителям и к педагогам, то по требованиям, которые профессия
предъявляет к интуитивным свойствам, это музыкант, обладающий
сверхразвитыми психологическими свойствами эмпатии, позволяющей
налаживать с партнёром по ансамблю любого возраста, уровня
исполнительских способностей, характера музыкальное и человеческое
взаимопонимание. Диагностировать наличие столь необычных и
трудноизучаемых качеств удаётся без специальных лабораторных условий по
способности к синхронному невербальному (в некоторых случаях даже при
отсутствии визуального контакта) музыкальному взаимодействию
концертмейстера с певцом или инструменталистом. Подобный уровень
взаимодействия, качественный в художественном отношении и
доставляющий исполнителям эстетическое удовольствие, может быть
продемонстрирован концертмейстером с необходимой для профессии
развитой интуицией при минимуме совместных репетиций.
Таким образом, концертмейстерство является видом деятельности, где
педагогика и исполнительство могут взаимодействовать и взаимодополнять
друг друга при условии наличия необходимого психологического
фундамента – интуиции.
Исполнительское искусство концертмейстера представляет собой целый
комплекс профессиональных качеств и навыков. Это музыкальный слух,
музыкальная память и метроритмика. Это хорошее владение своим
инструментом как в техническом, так и в музыкальном плане.
Концертмейстеру необходимо:
Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности.
Владение навыками игры в ансамбле.
Знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах
симфонического и народного оркестров
Умение транспонировать (необходимо в работе с вокалистами).
Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно
организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно
скоординировать жесты руками у певцов; осведомлённость об основных
движениях классического балета, бальных и русских народных танцев;
умение одновременно играть и видеть танцующих, умение вести за собой
целый ансамбль танцоров.
Знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах
симфонического и народного оркестров.
Умение перекладывать неудобные эпизоды фортепианной фактуры в
клавирах, не нарушая замысла композитора.
Умение на ходу подбирать мелодию и аккомпанемент.
Навыки импровизации. Умение импровизировать (подбирать)
вступления, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях
хореографии.
Знание гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа
музыкальных произведений, вокальной , хоровой, инструментальной
литературы, педагогики.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар,
чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем
познанию новой неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных
произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не
должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами
исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять
особенности каждого вида исполнительства.
Умение быстро ориентироваться в тексте - один из главных навыков
работы концертмейстера. Это формирует и ряд других качеств, при которых
охват концертмейстером музыкального произведения будет как бы
опережать намерения солиста. Именно на это качество указывал И.Гофман:
"...старайтесь ...всё время предугадывать намерения вашего солиста, ибо
такое предугадывание и составляет душу аккомпанемента".
Важной творческой задачей, стоящей перед концертмейстером, является
умение начать произведение в оптимальном темпе. В большинстве случаев
ключом к выбору темпа является правильное представление о характере
первых сольных фраз певца или инструменталиста. Создать предпосылку для
удобного «включения» сольных фраз может только пианист, умеющий
схватить форму и проанализировать стиль произведения.
Главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности
является необходимость развития навыков и умений слушать не только
себя, но и солиста. Именно в двойной концентрации и активности слухового
внимания пианиста скрыта главная черта концертмейстерской
деятельности. В процессе аккомпанирования слуховое внимание пианиста
проходит ряд характерных этапов развития и формирования. А именно:
первый этап непосредственно связан с вслушиванием и осознанием
собственной партии, которую пианисту необходимо прочно выучить и
свободно, уверенно исполнять; второй этап - обусловлен с восприятием
партии солиста, которую пианист также внимательно разучивает, подпевая
себе во время исполнения; третий этап - самый сложный, в нём происходит
слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в ансамбль и,
наконец, четвёртый этап - заключительный, кульминационный, когда в
слуховом сознании пианиста обе партии (сопровождающая и солирующая)
соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не воспринимаются
две партии, а слышится единый ансамбль.
О навыке ансамблевой игры хочется сказать особо. А.Готлиб в своей книге
“Основы ансамблевой техники” подробно и исчерпывающе говорит о
задачах совместного музицирования.
Основные признаки профессионализма в ансамблевом исполнении —
синхронность звучания, единство и выстроенность динамики,
согласованность штрихов, технических приемов, фразировки.
“Подлинный ансамбль, слитность которого естественна и органична, не
создается подавлением индивидуальной свободы партнеров: он
возникает лишь тогда, когда неразрывность контакта не обременяет
партнеров, а служит источником силы”.
Основная задача музыканта - это наиболее полное, выразительное
воплощение музыкального образа произведения. Пианисту-солисту
предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности.
Концертмейстеру же приходится приспосабливать своё видение музыки к
исполнительской манере солиста. Нужно выработать особую чуткость,
уважение , такт по отношению к намерениям партнёра, но при этом быть
"музыкальным лоцманом", - уметь провести "исполнительский корабль"
сквозь все возможные рифы и донести до слушателя единую концепцию
произведения. Пианист обязан не просто знать кроме своей и сольную
партию: хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда всё его
внимание устремлено на солиста, когда он повторяет "про себя" вместе с
ним каждый звук, каждое слово. Партия солиста для пианиста это тоже "я",
так же как и партия фортепиано для солиста.
Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает
в первую очередь:
синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнёров).
Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе
выдержать паузу и т.д.
второе условие ансамбля - создание единой во всех деталях динамики,
выстраивание динамического равновесия.
Пианист не может играть свою партию с такой же силой, с какой он
исполнял бы её в сольном произведении. Forte ведущей партии должно
быть несколько более интенсивным, чем forte сопровождения. При
прозрачной фактуре forte будет иным, нежели при плотной, в более ярких
регистрах будет сообразовываться со звучанием в более тусклых и т.д.
Поэтому концертмейстеру необходимо самому определять реальное
звучание того или иного нюанса, исходя из особенностей инструмента или
голоса, из его динамических возможностей.
Также концертмейстеру необходимо учитывать общую природу
инструмента - ударные, струнно-смычковые или струнно-щипковые, или это
живой человеческий голос. Одна и та же пьеса, исполняемая на ксилофоне,
на балалайке, на скрипка или вокалистом на уровне рефлексов должна
вызывать у концертмейстера разную мышечную реакцию, особенно в
сольных моментах.
третье условие грамотной ансамблевой игры - согласованность штрихов
(единство приёмов игры, фразировки).
Концертмейстеру необходимо знание характерных для солирующего
инструмента игровых приёмов, особенностей звукоизвлечения, штрихов.
Например, одновременное или последовательное произнесение
музыкальной фразы потребует от солиста и концертмейстера штрихов,
дающих сходный по характеру результат. Смысловые и фразировочные лиги
должны строго совпадать, в отличии от "технических" лиг в партиях
струнных, духовых инструментов, в вокальной музыке (когда лиги указывают
на смену смычка или взятие дыхания).
Когда солист и концертмейстер длительное время работают совместно,
рождается общий для них исполнительский план: соотношение темпов,
динамики, фразировки и т.д. Но, к сожалению, фактор внезапности имеет
очень большое значение в профессии аккомпаниатора. И для того, чтобы
концертмейстер мог быть удобным партнёром, для того чтобы он мог быть
настоящим помощником солиста, он должен овладеть искусством быстрой
ориентации в нотном тексте. Это одно из обстоятельств, которое роднит
функции концертмейстера и дирижёра. Аккомпаниатору необходим
музыкальный охват, видение всего произведения, формы, партитуры,
состоящей из трёх строчек. Это и отличает концертмейстера от пианиста-
солиста, в этом и состоит специфика его профессии.
Деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий
процесс и концертное выступление.
Аккомпаниатор всегда находится в напряжении. Во-первых, это
обусловлено тем, что партия фортепиано заключает в себе огромное
художественное содержание и немалые технические (порою виртуозные)
сложности. Во-вторых, главное его внимание сосредоточено на солисте.
Ансамблевое равновесие, баланс звучности находятся под его неослабным
контролем. Во время выступления концертмейстер должен быть предельно
внимателен к солисту, с которым могут произойти неожиданные вещи: он
может забыть слова, не вовремя вступить, перескочить через несколько
тактов. Аккомпаниатор должен выручить солиста во всех этих
непредвиденных случаях: где-то подыграть нужную ноту, где-то подсказать
текст, повторить или растянуть свое вступление, если исполнитель
запаздывает. Все это должно быть сделано «без швов», незаметно для
слушателей.
Когда я вижу пловца, который, то скрываясь под водой, то всплывая на
поверхность, делает то резкие взмахи руками, то плавно движется вперед, я
всегда вспоминаю эстрадное состояние аккомпаниатора. Он должен
подобным же образом лавировать в процессе исполнения, то давая импульс
солисту, то незаметно следуя его намерениям, то ярко и выпукло
подчеркивая драматургически значимый фрагмент музыкальной ткани
(Е.Шендерович).
Концертмейстер в ДШИ - это очень важная составляющая часть учебного
процесса. Это помощник педагога в развитии маленького музыканта, в его
вовлечении в мир музыки. Их работа не взаимозаменяемая. Присутствие
каждого из них нужно и важно.
Деятельность концертмейстера начинается с самых первых уроков.
Концертмейстер, вместе с учеником, шаг за шагом проделывает всю трудную
и кропотливую работу по разучиванию произведения. Многократные
повторения, работа над метроритмом, интонацией, ансамблем, формой - это
лишь небольшая часть задач, стоящих перед концертмейстером на уроках.
Знакомя учащегося с новым произведением, концертмейстер, помимо того,
что может сам сыграть весь музыкальный текст, включая сольную партию,
имеет также возможность проанализировать его отдельные детали, сделать
в случае необходимости теоретический разбор, выявить скрытые от
поверхностного взгляда ученика интересные особенности произведения:
гармонические находки автора, неожиданные модуляционные сдвиги;
показать логику развития главной и побочных тем, проследить за всеми их
изменениями (особенно, если идет речь о музыкальных произведениях
крупной формы); обратить внимание на скрытые голоса, обогащающие
музыкальную ткань произведения и так далее. Подобный анализ поможет
учащемуся составить наиболее полное представление об изучаемом
произведении, расширить поставленные перед ним исполнительские задачи.
Знание истории музыки и музыкальной литературы также может быть
использовано концертмейстером в процессе общения с учениками.
Приведенная к месту образная ассоциация в связи с изучаемой музыкальной
пьесой способствует обогащению представлений учащегося об исполняемом
им произведении, позволяет полнее понять, а главное, почувствовать
музыку. Большое значение имеет и общая музыкальная эрудиция
концертмейстера. Так, например, знание биографических фактов из жизни
композитора также может быть использовано для лучшего понимания
учеником замысла автора музыкального произведения. Представление о
том, в каких жизненных и исторических обстоятельствах, в связи с какими
событиями было создано то или иное произведение, что в тот момент
пережил и что чувствовал автор в момент его создания, поможет учащемуся
в его работе над музыкальным произведением. Все эти дополнительные
наименее продвинутых в музыкальном отношении учеников заниматься с
большей старательностью и активностью, пытаясь в звуках воплотить
понятные их воображению образы, стремясь играть не просто «громче»,
«тише», «быстрее» или «медленнее», а вкладывать в эти сухие понятия
художественный смысл.
На уроках концертмейстеру приходится и импровизировать ( вступления,
отыгрыши, заключения), и транспонировать (когда необходимо подобрать
удобную для ученика тональность), сочинять, придумывать различные
эффекты (стук колёс поезда или звон колокольчиков), подбирать по слуху
мелодию и гармонию. Также концертмейстер помогает маленькому
музыканту в подготовке к концертным выступлениям, помогает приобретать
артистические навыки.
В заключение отмечу следующее: концертмейстерская деятельность
включает в себя много важных составляющих и нюансов. Однако все это
подчинено одной цели – чтобы ученик наиболее полно раскрыл свой
музыкальный талант, почувствовал в себе художника, творца, преодолел
рубеж, разделяющий солиста с аккомпаниатором.
Работа концертмейстера в ДШИ требует постоянного поиска, чуткого
внимания, дружелюбного отношения к детям, сотворчества с педагогом по
предмету.
“Концертмейстерство – сумма особых свойств личности и
узкоспециальных навыков” (Е.А.Островская).
Использованная литература:
Е.Шендерович "В концертмейстерском классе. Размышления педагога ".
М.Музыка 1996 г.
Е.И.Кубанцева "Концертмейстерский класс". Москва. Изд. центр "Академия"
2002 г.
В.Н.Бикташев "Искусство концертмейстера". Изд. "Союз художников" Санкт-
Петербург. 2014 г.
А.Д.Готлиб "Основы ансамблевой техники" М., 1971 г.
Е.А.Островская “Концертмейстерское искусство: педагогика,
исполнительство и психология”. Научный журнал “Фундаментальные
исследования” 2009 №1.