Напоминание

Вокализы и вокальные упражнения - как основа формирования профессиональных навыков у начинающих вокалистов


Автор: Карабут Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: ГУ ДО ЛНР "ДШИ №5 г.Стаханова"
Населённый пункт: г.Стаханов, Луганская Народная Республика
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Вокализы и вокальные упражнения - как основа формирования профессиональных навыков у начинающих вокалистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5 г. СТАХАНОВ»

Разработка открытого урока

Республиканский

открытый урок:

«Вокализы и вокальные упражнения - как основа

формирования профессиональных навыков

у начинающих вокалистов»

Подготовил:

преподаватель

по классу сольного пения

Карабут Ирина Владимировна

г. Стаханов

2018

Республиканский открытый урок преподавателя

Государственного учреждения Луганской Народной Республики

«Детская школа искусств № 5 г. Стаханов»

Карабут Ирины Владимировны

13.02.2018г.

Тема: Вокализы и вокальные упражнения - как основа формирования

профессиональных навыков у начинающих вокалистов

Цель: Формирование вокально-технических навыков на материале

упражнений и вокализов с учетом уровня индивидуального вокального

развития учащихся

Задачи:

Образовательная:

- научить учащихся применять приобретенные вокально-технические навыки

в работе над художественным репертуаром

Развивающая:

- развивать взаимосвязь вокальной техники и исполнительства у учащихся в

процессе работы

Воспитывающая:

- формировать художественный вкус и музыкальную культуру, как

неотъемлемую часть общей культуры учащихся

Вид урока: практическое занятие

Тип урока: комбинированный (изучение нового и закрепление пройденного)

Методы и формы работы:

- словестный (пояснение, образное сравнение, анализ)

- показ, видео показ

- иллюстративный материал

Оборудование:

1. Фортепиано

2. Стул

3. Ноты

4. Компьютер

5. Дидактический материал

Содержание и ход занятия

1.

Вступительное слово (10 мин)

Чем богаче внутренний музыкальный мир исполнителя, тем многообразнее

задачи, которые он ставит перед голосовым аппаратом в процессе

воплощения музыкальных мыслей композитора. Отбор исполнительских

приемов идет путем развития нужных связей в голосовом аппарате и

уточнения движений. Выработка техники в ответ на музыкальное

представление – это альфа и омега всех видов музыкального искусства.

Однако для певцов этот вопрос выглядит сложнее. Воспитание певца требует

одновременного решения двух задач: построить исполнительский аппарат

(выработать певческий голос) и научить певца «играть» на нем. Всякий, даже

самый простой навык, должен увязываться с элементарной исполнительской

задачей. И хотя основное внимание ученика занято поисками нужного

звучания голоса, эти поиски полезно сочетать с задачами музыкальной

выразительности. Так, каждое упражнение можно спеть как формальную

последовательность нот, а можно - как музыкальную попевку или фрагмент

музыкальной мысли. Исполнительская техника должна базироваться на

развитом музыкальном мышлении. Практически важно добиваться, чтобы

представление о звучании, связанное с музыкальным образом, всегда

предшествовало его воспроизведению. То есть главное научить начинающего

певца сначала думать, ставить перед собой исполнительскую задачу,

представлять звучание, а потом уже его выполнять.

Первый этап формирования певческих навыков имеет две характерные

черты. Первая – наличие лишних неловких вокальных движений и большого

мышечного напряжения. Вторая – отсутствие согласованности всех

вокальных движений. Так, например, выполняя верно указания по дыханию,

ученик забывает опустить нижнюю челюсть. Первый этап приобретения

вокальных навыков очень ответственен, так как с неверными стереотипами

очень трудно бороться, все знают, что легче научить чему – либо, нежели

переучить. Выбирая упражнения, оценивая степень их сложности, надо ясно

отдавать себе отчет в том, достаточно ли подготовлен ученик для их

выполнения. Уровень требований к ученику всегда должен соответствовать

степени его подвинутости в музыкально-слуховом и вокально-техническом

отношениях, то есть насколько управляем его голосовой аппарат,

скоординирована и развита нужная мускулатура.

Следующий этап – фаза уточнения, когда основные певческие

координации уже найдены, а внимание следует обращать на второстепенные,

тонкие движения. Поскольку фаза уточнения навыка связана с развитием

дифференцированного торможения, убирающего лишние движения и

перенапряжение мышц, необходимо постоянно делать указания, привлекая

внимание к верному качеству звучания. Все недочеты нельзя устранить

сразу, поэтому ученик должен следить за одним-двумя элементами, не более,

и после их исправления выдвигать следующие задачи.

Завершающий, третий этап, характеризуется стадией устойчивого

овладения вокалом – когда голос звучит ровно и свободно на всем диапазоне,

позволяя певцу переносить основное внимание на исполнение.

В методике обучения пению распеванию отводится чрезвычайно большое

место. Распевочная часть урока имеет функции разогрева голосового

аппарата и отработку деталей техники исполнения, и эти две функции не

стоит смешивать. Функция разогрева осуществляется на хорошо известных

упражнениях, не требующих выполнения сложных задач. В работе над

техникой (легато, стаккато, беглость, скачки) подбираются специальные

упражнения, причем даются они в порядке возрастания сложности

исполнения. Нужно помнить, что подбор упражнений в распевочной части

следует вести в стиле предстоящего пения, с учетом индивидуальных качеств

голоса ученика, имея перед собою явно поставленную цель.

Вокализы – это музыкальные произведения, написанные с определенной

технической задачей, что их роднит с упражнениями. Но одновременно они

являются настоящими музыкальными произведениями, вызывающими у

слушателя определенные эстетические переживания. Обычно технический

элемент бывает растворен в музыкальном материале и не воспринимается как

самоцель. Певец в вокализе как бы попадает в условия инструментального

пения, ведь ему нужно только с помощью средств вокальной

выразительности передать музыкальный образ. Поэтому вокализы приучают

особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, авторским

ремаркам. Отсутствие речевого текста также способствует концентрации

внимания учащегося на выполнении технических задач, не нарушая верного

голосообразования.

На первоначальном этапе все певческие навыки нужно воспитывать в их

элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема,

основываясь на принципах «концентрического» метода М. И. Глинки

(развитие голоса с примарных звуков, без торопливости и напряжения,

стремясь к ровности и качеству звучания голоса на всем диапазоне) В работе

с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) рационально

использовать в качестве вокальных упражнений попевки с текстом. Они

более понятны и интересны детям и одновременно позволяют решать задачи

по укреплению и приобретению первоначальных вокальных навыков.

2. Практическая часть – основная часть урока (45 мин)

1. Работа с учащейся Костенко М. (2 класс). Вокальные упражнения,

И.Вилинская вокализ № 5 (G-dur); А.Салюнов, сл.И.Черницкой «По грибы»

2. Работа с учащейся Григорович С. (6 класс). Вокальные упражнения,

Г.Зейдлер вокализ № 13 (F-dur); П.И.Чайковский, сл. О.Плещеева «Мой

садик».

3. Работа с учащейся Воропаевой В. (8 класс). Вокальные упражнения,

Г.Зейдлер вокализ № 6 (e-moll); голландская народная песня в обработке

В. де Молла, перевод Н. Рождественской «Я помню песню».

1. Костенко Маша 8 лет (2 класс)

а) Дыхательная гимнастика, формирующая основы вокального дыхания.

б) Интонационная распевка на одном звуке, формирующая артикуляцию,

опорное дыхание.

в) Упражнение на усвоение интонирования б.2 и уверенное пение тоники.

г) Упражнение формирующее навык точного интонирования терцового тона,

плавной подачи звука.

д) Упражнение для формирования навыка пения мажорного тетрахорда и

артикуляции.

е) Упражнение на исполнение пентахорда в восходящем и нисходящем

движении.

ж) Упражнения, охватывающие диапазон б.6, усложненные скачками на ч.5,

развивающие интонационно-слуховую, артикуляционную и дыхательную

сферы.

з) Упражнение на развитие основ формирования штриха стаккато.

И.Н. Вилинская вокализ № 5 (G dur) – беседа о характере музыки,

особенностях строения вокальных фраз, расстановка логических акцентов с

помощью придуманного стихотворного текста. Работа над дыханием и

звуковедением легато.

«По грибы» муз. А. Салюнова, сл. И. Черницкой – работа над звуковедением

легато, дикцией и артикуляцией, вокальным дыханием, характером

звуковедения.

2. Григорович Софи 12 лет (6 класс)

а) Упражнение на формирование верного дыхания, направленности звучания,

ощущения « маски».

б) Упражнение на формирование высокой позиции звука, округлости

гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

в) Упражнение на закрепление отдельного точного звучания каждой ноты и

каждого гласного звука.

г) Упражнение на овладение опорным дыханием и навыками осознанной

фразировки.

д) Упражнение на чередование вокальных штрихов легато и стаккато.

е) Упражнение на формирование высокой позиции звука, расширение

диапазона, певческого штриха стаккато и широкого дыхания.

ж) Упражнение на преодоление зажатости гортани, сглаживания регистров,

использования резонаторов, ровного звучания голоса.

з) Упражнение на развитие высокой позиции звучания и активной

артикуляции.

и) Упражнение на развитие дикционных навыков, быстрого, четкого

произношения согласных в сочетании с гласными, в нужном мелодическом

обрамлении.

Г.Зейдлер вокализ №13 (F dur) –беседа о характере музыки, строении

произведения, художественном образе и воплощении его в рисунках

(домашнее задание). Работа над подвижностью звучания голоса, как

основным техническим элементом вокализа, а также выполнения вокальных

легато, стаккато, нон легато, дыханием и динамикой.

«Мой садик» муз. П.И. Чайковского, сл. А.Плещеева – работа над светлым,

легким, полетным характером звучания голоса, четкой дикцией и

артикуляцией, агогикой, динамикой исполнения.

3. Воропаева Валерия 16 лет (8 класс)

а) Упражнение на формирование верного направления звука, дыхания (с

закрытым ртом)

б) Упражнение для выработки правильной атаки звука, используя наиболее

удобные вокальные слоги.

в) Упражнение на выравнивание звучания гласных.

г) Упражнение для формирования вокального легато в гаммообразных ходах.

д) Упражнение на развитие навыков исполнения широких интервалов,

скачков в мелодии.

е) Упражнение для расширения границ певческого диапазона, подвижности и

гибкости звучания голоса.

ж) Упражнение на формирование артикуляционных навыков и подвижности

звучания голоса.

з) Упражнение на развитие навыка активности и подвижности губ, четкости

ритмического рисунка.

Г.Зейдлер вокализ № 6 (e moll) – беседа о настроении и эмоциональной

нагрузке произведения, возможным кругом художественных образов,

которые переданы в поэтических строках О.Мецгера «Накинула осень

печаль» (домашнее задание). Работа над вокальной фразировкой,

звуковедением легато, верным исполнением широких скачков в мелодии,

динамикой – как необходимым элементом создания соответствующего

настроения.

Голландская народная песня в обработке В де Мола, русский текст

Н.Рождественской «Я помню песню» - работа над характером произведения

и созданием необходимого эмоционального настроения благодаря

вокальному легато, агогике, динамическому плану, верной фразировке и

дыханию.

5. Подведение итога урока, выводы (5 мин)

Технику пения следует рассматривать, как результат образования

многочисленных связей в речедвигательном анализаторе, связей,

возникающих для осуществления какой - либо исполнительской задачи. Во

всяком искусстве техника является той базой, на которой проявляется

творчество. Однако в совершенстве своем она исчезает и становится

незаметной. Воспринимается только образ, переживание, а техника

«растворяется в исполнительстве».

Таким образом, развитие певческого голоса, нахождение и шлифовка

голосовых качеств связаны с установлением нового профессионального

певческого режима в работе голосового аппарата, с развитием новых

двигательных навыков, которые затем автоматизируются и дают

возможность почти целиком переключить внимание певца на выполнение

творческих задач.

При выработке вокальных навыков необходимо всегда ясно

представить себе звучание, соответствующее музыкальной задаче, а потом

его воспроизводить голосом. Поэтому, развитие музыкальности всегда

должно предшествовать развитию техники. Живое общение с музыкой –

лучшее средство научить понимать музыкальный язык. Музыка становится

языком, когда она начинает обозначать явления внешнего и внутреннего

мира. Поэтому, развитие техники нужно строить на доступном для

понимания музыкальном материале. Развитие вокальной техники вне связи с

музыкальными выразительными задачами делает исполнение мертвым.

Голос должен быть: с одной стороны, так сказать «формально

правильным», т.е. профессионально оформленным в соответствии с

представлениями о полноценном звучании, с другой стороны – эта

«формальная правильность» не должна быть стандартной, а наоборот,

включать в себя бесконечное разнообразие красок, оттенков, нюансов,

диктуемых исполнительскими задачами.

«Формальная правильность» образования певческого звука - результат

специальной выучки, так называемой постановки голоса. В процессе

специального обучения для пения в академической манере, в голосе

вырабатываются качества звонкости, полетности звука, одновременно с

приобретением округлого, «бархатного» звучания и льющегося характера.

Такой голос - смешанный, опёртый, прикрытый, льющийся на всем

диапазоне и всех гласных – называется правильно поставленным и является

главной целью нашей работы.

Список литературы:

1.

Морозов В.П. Тайны вокальной речи. «Наука», Л.,1967

2.

О детском голосе. Сборник (ред. Н.Д. Орлова). М., «Просвещение»,

1966

3.

Петрова Е. О динамике звука певческого голоса. М., Музгиз, 1963

4.

Юдин С. Формирование голоса певца. М., Музгиз, 1962

5.

Вербов А. Техника постановки голоса. М., 1972

6.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Просвещение,

1987

7.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.

С-Пб.: 2000

8.

Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., Музгиз, 1952



В раздел образования