Напоминание

«Работа над звуковедением и динамикой в вокальных произведениях»


Автор: Карабут Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: ГУ ДО ЛНР "ДШИ №5 г.Стаханова"
Населённый пункт: г.Стаханов, Луганская Народная Республика
Наименование материала: доклад
Тема: «Работа над звуковедением и динамикой в вокальных произведениях»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5 г. СТАХАНОВ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Работа над звуковедением и

динамикой в вокальных

произведениях»

Подготовила:

преподаватель по классу вокала

ГУ ЛНР «ДШИ № 5 г. Стаханов»

Карабут Ирина Владимировна

Дата проведения: 13.02.2019г.

г. Стаханов

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.

Ознакомление с вокальным произведением

2. Вокальная работа

3. Звуковедение, динамика, певческое дыхание и их взаимосвязь

4. Динамические оттенки и певческое дыхание

5. Работа над звуковедением и динамикой в вокальном произведении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

ВВЕДЕНИЕ

Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не

вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и

прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе

ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные

переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и

не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению

работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до

готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в

детских музыкальных школах на отделениях сольного пения, где учащиеся

приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки,

развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое

мышление,

пополняют

кругозор,

обучаясь

в

процессе

работы

над

произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и

умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя

через исполнение своё личное отношение к этому.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время сольное

пение является одной из форм активного приобщения к музыке. Петь может

каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ

выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас

им и не осознаваемых.

Пение

является

весьма

действенным

методом

эстетического

воспитания.

В

процессе

работы

дети

осваивают

основы

вокального

исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор,

познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь

эмоционального

раскрепощения

ребенка,

снятия

зажатости,

обучения

чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,

фантазирование,

сочинительство.

Все

это

дает

театрализованная

3

деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком,

наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное

творчество с личными переживаниями

К числу наиболее актуальных проблем относится:

Создание условий для творческого развития ребенка.

Развитие мотивации к познанию и творчеству.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Создание

условий

для

социального,

культурного

и

профессионального самоопределения, творческой самореализации личности

ребенка.

Укрепление психологического и физического здоровья

Учебные задачи:

1. Сформировать

у

детей

вокальные

навыки

(правильное

и

естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция,

четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.).

2. Обучить

детей

приемам

сценического

движения,

актерского

мастерства.

3. Приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и

фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических

концертах).

4. Приобрести и расширить знания (основы музыкальной и вокальной

грамотности, основы физиологии голосового аппарата).

4

1.

Ознакомление с вокальным произведением

Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению,

после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста,

является работа над звуковедением и динамикой, от которых зависят

цельность, красота и яркость художественного образа.

На этом этапе ведётся работа от большого к малому и от малого к

большому.

А

это

означает,

что

в

начале

работы

над

правильным

звуковедением и над динамикой проводится осмысление формы, в которую

композитор облёк поэтический текст, а также определение наиболее яркого,

эмоционального места в динамическом развитии музыки, т.е. динамической

кульминации. И, кроме этого, смысловой или по-другому логической

кульминации, которая заключена в поэтическом тексте,

не всегда

совпадающей с динамической. Затем проводится разбор произведения по

частям: периодам, куплетам, предложениям и фразам, в которых также

выявляется их динамическое и смысловое развитие.

При начальном «черновом» исполнении произведения от начала до

конца, уже чувствуя форму и, пытаясь показать динамическую и смысловую

кульминации, «вырисовывается» образ, появляется понимание целостности

произведения и его динамического развития.

А далее следует кропотливая работа по небольшим частям, т.е. по

предложениям и по фразам.

Освоение произведений в классе по специальности сольное пение

происходит поэтапно и отличается глубиной погружения в материал.

Рассмотрим первоначальные этапы работы над вокальным произведением

любого жанра и стиля. Условно этапы работы можно разделить на

следующие: ознакомление, анализ и разбор, разучивание, впевание.

Первый этап освоения нового произведения — это ознакомление

или знакомство, оно должно быть, как зрительным, так и слуховым

восприятием вокального сочинения. При знакомстве создаётся лишь

5

поверхностное представление о вокальном сочинении, наш взгляд как-бы

скользит по поверхности, охватывая общую картину, общее впечатление.

Наше представление — скорее эмоциональное восприятие образа.

Ученику желательно получить о произведении целостное представление,

потому его либо исполняет педагог, либо прослушивается запись, либо

ученик слышит его на концерте. Первые эмоциональные впечатления

могут стимулировать работу над образом, характером произведения.

Следующий этап — это анализ и разбор произведения. Работу

начинаем с анализа литературного текста, выясняя его содержание,

художественную идею, эмоциональный настрой, синтаксис, строение

фраз и предложений. Обязательно попросить вслух прочитать все слова,

стараясь

уловить

основное

настроение

и

характер,

мысли

и

переживания, заложенные в стихах. На этом этапе большую помощь

оказывает зрительное восприятие музыкального и литературного текста.

Сам нотный рисунок служит ориентиром и подскажет вокалисту, как

движется мелодия: вверх или вниз по ступеням, плавно или скачком.

Затем определяем жанр, тональность, темп, форму произведения,

главную и местные кульминации, делаем небольшой гармонический

анализ, определяя отклонения и модуляции, отмечаем особенности

стиля, особенности фортепианной фактуры, указываем общий диапазон

вокальной партии, его тесситуру.

Третий этап освоения произведения — это разучивание, которое

требует уже детальной работы над нотным и словесным текстом. Очень

полезно прочитать и спеть «с листа», называя ноты мелодии, затем

спеть мелодию на «любимую» гласную, а также с помощью педагога со

словами.

Разучиваем произведение (вокализ) по фразам, вначале исполняя

вокальную

строчку

на

фортепиано,

вслушиваясь

в

особенности

ритмического рисунка, интервалики и соответствие слова и мелодии.

Затем

вслед

за

педагогом

повторяем

фразу

голосом.

Так

6

прорабатывается

всё

произведение

(или

его

первая

часть).

В

произведениях со словами значительно сложнее координировать работу

мышц дыхания, резонаторов и мышц артикуляционного аппарата.

Необходимо

безукоризненно

выверить

распределение

дыхания

по

фразам, обязательно расставить вместе с начинающим певцом цезуры,

так

чтобы,

не

нарушалась

логика

синтаксиса

литературной

и

музыкальной мысли. В то же время, ученик должен испытывать

физиологическое удобство и комфорт от процесса певческого дыхания.

Домашним заданием является сольфеджирование мелодии mezzo

voce (вполголоса), повторение вокальной партии на инструменте, а

вслух произносятся слова, строго в соответствии с ритмическим

рисунком мелодии, с точными цезурами, с контролем организации

певческого вдоха.

На

последующих

уроках

идёт

углублённая

работа

над

произведением: проработка мелодии, её ритмической, интонационной

точности, логическими ударениями во фразах, ещё раз выверяются

цезуры, которые обязательно надо запомнить и т. д. Работа над

ритмикой практически должна быть неразрывно связана с работой над

качеством звука, фразировкой, формой, — в конечном счете, с работой

над раскрытием содержания произведения. Как только ученику удаётся

точное воспроизведение музыкально-поэтического текста, он получает

задание выучить его наизусть.

Быстрее освоить произведение (вокализ), выучить его наизусть,

помогает метод мысленного пения. Очень полезно и продуктивно часто

обращаться к разучиваемому сочинению «внутренним слухом», как бы

мысленно

представляя

его

звучание.

Метод

мысленного

пения

организовывает,

дисциплинирует,

приучает

к

систематической

ежедневной работе, что в конечном итоге даёт хороший результат.

Такая внутренняя работа экономит физические затраты, если нужно

соблюдать голосовой режим (например, при простудном заболевании

7

или когда происходит мутация голоса). Мысленное пение помогает

внутренним слухом вообразить, мысленно воссоздать звуковую ткань

произведения.

Работа над техникой голосообразования и голосоведения, самый

длительный процесс, часто называется процессом впевания — это

очередной,

четвёртый

этап освоения

вокального произведения. В

процессе впевания много времени приходиться посвящать работе над

звуковедением,

добиваясь

ощущения

высокой

певческой

позиции,

купольности, ровности и округлости гласных, глубокой опоры дыхания.

Работа над звуком преследует цель уточнения и сохранения, найденных

верных мышечных координаций, выработке устойчивых двигательных

стереотипов. Работа над голосоведением требует определенных навыков

от ученика владения координации дыхания, и резонаторов. Ученик

должен осознать направление звуков в купол, ровность гласных в

куполе,

чувствовать

резонаторные

и

вибрационные

ощущения,

мышечную свободу голосового аппарата в процессе работы над

произведением.

Все недостатки в голосообразовании невозможно исправить сразу,

потому от учащегося кроме активного внимания требуется и терпение,

и выдержка, и настойчивость в достижении цели. В работе важна

последовательность

(ученик

следит

за

одним,

двумя

элементами,

подлежащими исправлению), постепенно переходя к новому заданию.

В этот период часто включаются «лишние движения», мешают

«старые» стереотипы, мышечные «зажимы». На этапе впевания ученик

часто сталкивается с вокальными трудностями. Чтобы преодолеть

вокальную трудность, можно оптимизировать процесс, для чего выявив

сложное место, отработать его отдельно исполняя выделенный мотив

как секвенцию в различных тесситурных условиях. Целесообразно

«трудное место» спеть на удобную для ученика гласную, затем на слог,

и, наконец — использовать те слова и слоги, которые встречаются в

8

произведении. Работе над вокальными трудностями следует посвятить

несколько

занятий,

пока

не

осознаются

удобные

и

правильные

мышечные координации.

Процесс впевания заключается не только в тренировке мышечно-

мускулатурного

аппарата

с

целью

развития

и

стабилизации

определенного характера вокально-технических функций. В него входят

и иные задачи, которые и определяют целиком успех собственно

впевания. Результаты впевания полностью зависят от того, как певец

представляет себе исполнение, каким внутренним содержанием наполнит

его и, следовательно, какие смысловые и эмоциональные оттенки

вложит в звучание своего голоса.

Одним из способов воспитания выразительности в пении является

выработка ясной и четкой дикции, при отсутствии которой самое

талантливое произведение теряет силу художественного воздействия.

После

процесса

впевания

работа

над

произведением

не

заканчивается. На последующих этапах предстоит активная работа над

художественным образом и эмоциональной выразительностью вокального

сочинения.

2. Вокальная работа

Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением,

конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой

интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над

артикуляцией, над

дикцией, над высокой певческой позицией и над

звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста

обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над

тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-

технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании,

на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и

объединяются в единое выражение – вокальная работа.

9

3. Звуковедение, динамика, певческое дыхание и их взаимосвязь

Звуковедение, динамика и певческое дыхание неразрывно связаны

между собой и работа над ними ведётся одновременно. На этом следует

остановиться отдельно.

Звуковедение — в вокальном искусстве термин применяется для

обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр.,

кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена — основной вид

звуковедения в пении. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в

понятие вокальной техники. (Из вокального словаря в Интернете)

Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато,

кантилена, т.е. связное пение звуков. Навык пения на легато исключает такой

недостаток пения как

скандирование, вследствие которого теряется

связность, певучесть и целостность мелодии.

Отрабатывание навыка кантиленного пения, т.е. способа звуковедения

легато, проводится и при исполнении упражнений, и при работе над

произведениями. Существуют и такие виды звуковедения или, по-другому,

способы вокализации как нон-легато (не связно), маркато (подчёркнуто) и

стаккато (отрывисто).

Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей

выдыхаемого воздуха, который, прорываясь через голосовые складки, ведёт

за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или

предложения.

Вдох (вдыхаемый воздух) перед этим берётся осознанно так, чтобы его

хватило на определённую мелодическую фразу или предложение.

Певческий вдох и певческий выдох отличаются от обычного дыхания.

Вдох быстрый и активный, а выдох длинный и плавный.

Постепенный, ровный выдох при пении, т.е. постепенная плавная и

ровная, без толчков и прерывистости подача выдыхаемого воздуха даёт

10

ровность

и

плавность

ведения

звука

на

протяжении

определённого

мелодического отрезка.

В зависимости от видов вокализации таких как нон-легато, маркато,

стаккато, в ы д о х, оставаясь длительным, должен распределяться для

исполнения коротких звуков, мелких длительностей так же ровно, чтобы не

прерывать мелодического развития произведения толчками, другой силой

звучания, если только это не требуется по замыслу композитора.

При этом правильная артикуляция и высокая певческая позиция

сообщают голосу вокалиста и исполняемой им вокальной партии красоту и

яркость звучания.

4. Динамические оттенки и певческое дыхание

Динамика

одно

из

важных

выразтельных

средств

музыки,

определяется содержанием и характером музыки.

Динамические оттенки. Мелодическое движение неразрывно связано

со сменой степени громкости звучания. Различные степени громкости

звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют

громадное выразительное значение.

Динамика – от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила

звука.

От силы подачи выдыхаемого воздуха зависит громкость звука.

Сильная подача певческого выдоха даёт звуку и голосу певца громкое

звучание.

Сдержанная подача выдыхаемого воздуха при пении – более тихое

звучание.

Основными терминами динамики в музыке считаются f и p и их

оттенки mf, mp, ff , pp и другие. Кроме контрастных динамических оттенков

f и p, используются и разнообразные плавные переходы громкости от

громкого к тихому звучанию и от тихого к громкому.

11

Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное

усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.

Постепенное

ослабление

подачи

выдыхаемого

воздуха

даёт

постепенное

уменьшение

громкости

звука,

называемое

в

музыке

диминуэндо.

Смена степени громкости звучания при исполнении вокального

произведения, т.е. применение динамических оттенков, придаёт любой

музыке своеобразие и красоту.

5.

Работа над звуковедением и динамикой в вокальном произведении

Кропотливой работе над звуковедением, над динамикой, напрямую

зависящих от певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и

артикуляцией отводится значительное место при работе над вокальным

произведением.

Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко

и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и

уделяется много внимания и времени.

Один наиболее результативный приём работы над звуковедением, в

частности над кантиленой, заслуживает в этом случае особого внимания –

это выравнивание гласных.

Полезно

петь

вокальную

партию

произведения

по

фразам,

по

предложениям,

только

на

гласных

звуках,

исключив

произношение

согласных. Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены.

Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз,

стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания

(крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к

лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же к

осмыслению

динамического

развития

мелодии,

и

к

выполнению

динамических оттенков.

12

Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно

спеть его с включением согласных, т.е. со словами, удерживая внимание на

том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохраняя

оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие.

Согласные

при

этом

обязательно

произносить

чётко,

коротко,

без

утрирования.

Таким же образом можно работать и над видами звуковедения нон-

легато, стаккато и другими.

Одновременно с этой работой необходимо заботиться и следить за

правильной высокой певческой позицией певца (пение на ощущении лёгкого

зевка),

за

хорошей,

правильной артикуляцией,

за посылом звука в

резонаторы.

После такой работы по небольшим частям над звуковедением и

динамическими оттенками нужно работать над произведением как над

единым целым. Исполнять его полностью, стремясь показать динамическое

развитие

произведения

со

стремлением

к

главной

эмоциональной

кульминации и выполнять при этом все внутрифразовые кульминации.

Следить

за

уже

отработанным

звуковедением

и

за

требуемой

по

динамической

нюансировке

силой

выдыхаемого

воздуха,

т.е.

за

продуманным и отработанным определённым выдохом.

Выполняя всё вышеизложенное, будет получен желаемый результат

исполнения: украшенное разнообразными динамическими оттенками и

красивым звучанием голоса вокальное произведение.

Работа над звуковедением и динамикой непременно предполагает

постоянный контроль над использованием хорошего (опёртого), правильного

певческого дыхания, т.е. активного вдоха и длительного, с разнообразной

силой подачи выдоха.

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание и характер вокального произведения предопределяют его

звуковое

и

динамическое

оформление,

способствующие

созданию

художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и

динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота,

своеобразие и оригинальность.

Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над

произведением направляется на достижение исполнительских навыков и

мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в

итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и

к его яркости при исполнении.

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. — М.-Л.: Музгиз, 2013.

— 192 с

2. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы

вокальной педагогики. -М.: Музгиз, 2014. Вып. 6. - С. 6-22.

3. Библиография. С. М. Сонки. Теория постановки голоса в связи с

физиологией органов воспроизводящих звук. 4-е изд. СПб., 1900 // Русская

музыкальная газета. 2015. — № 12. — С. 358.

4. Варламов А. Е. Полная школа пения. -М.: Музгиз, 2013. — 165 с.

5.

Габель С. И. Теория постановки голоса в связи с физиологией

органов дыхания и гортани // Музыкальное обозрение. 2015. - № 6. - С. 44-46.

6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 2004.

— 366, 1. С.

7.

Додонов А. М. Современное преподавание пения и правильная

постановка голоса. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 2014. - 59 с.

8.

Менабени

А.Г.

«Методика

обучения

сольному

пению»

М.:

Просвещение, 2014

9. Малышева Н.М. "О пении". М.: "Сов. Композитор", 2012

10. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. 4-е испр. и

доп. изд. - М.: Гос. муз. изд., «Образцовая» тип., 2010. — 114 с.

15



В раздел образования