Автор: Безина Валентина Николаевна
Должность: учитеь-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ КО "Школа-интернат №1"город Калининград
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: : «Консультативная помощь родителям по организации и созданию полезных бытовых ситуаций на основе учебных задач по основным предметам »
Раздел: начальное образование
Тема выступления:
«Консультативная помощь родителям по организации и созданию полезных
бытовых ситуаций на основе учебных задач по основным предметам »
2.Слайд.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
(Калиман Н. А.)
3 слайд.
Данная консультативная помощь направленна на достижение двух целей.
С одной стороны для детей:
создание максимально эффективной социальной адаптации ребенка.
С другой стороны для родителей:
формирование у родителей положительного восприятия собственного ребенка, путем накопления
и использования простейших методов помощи, значимых для последующей успешной жизни.
4 слайд
Состав 1 А класса
В классе обучается-12 обучающихся с различными тяжелыми множественными нарушениями,
требующие индивидуальный подход к каждому.
Из них обучаются по программе:
АООП ОО у/о (вариант 1) с легкой умственной отсталостью-4 обучающихся
АООП ОО у/о (вариант 1) с легкой умственной отсталостью с синдромом Дауна-2 обучающихся
(Гриша, Настя) причем на днях Грише определили программу обучения по вариант 2
АООП ОО у/о (вариант 1) с легкой умственной отсталостью с учетом особенностей их
психофизического развития (расстройством аутистического спектра)-4 обучающихся
АООП НОО с РАС вариант 8.3 -2 обучающихся (Альберт Ч. Дима К.)
5-6 слайд.
Детско-родительские отношения в семьях, где есть дети с интеллектуальной
недостаточностью, представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная
адаптация такого ребёнка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего,
материнского) поведения.
Овладение современными способами лечения, психолого-педагогические и социально-психологические
технологии позволяют и семье и ребенку жить счастливо!
В этом году мы столкнулись со сложной ситуацией - дистанционное обучение. К этому не были
готовы ни педагоги, ни ученики, а тем более родители.
В связи с этим, остро встала проблема
консультативной помощи родителям, по организации обучения
детей дома. Единственным положительным моментом в возникшей ситуации стало посещение в течение
учебного года семей на дому, что в дальнейшем принесло ощутимый, положительный результат данной
работы. Первой я посетила свою Настеньку, здесь мама гиперотвественна, очень настаивала на личном
общении. Результат посещения - слова мамы: «Педагог пересмотрел все мои методы воспитания,
показал мне, где я не правильно вижу своего ребенка, где я что-то упускаю или наоборот мои
завышенные требования. Помощь очень нужная и самое главное своевременная! Дорогие мамы, просите
учителя, как можно раньше посетить вас, чтобы правильно выстроить последовательность обучения и
воспитания ребенка».
В ходе посещения мною были даны рекомендации, которые, на мой взгляд, помогают родителям
пересмотреть свое отношение к ребенку…..
7. слайд
Рекомендации родителям:
1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в
них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей
личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
7. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
8. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
9. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
10. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
11. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
12. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
13. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
14. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к
будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
8 слайд.
Сотрудничество «родитель -педагог».
Перенос учебной обстановки, дублирование школы дома. Для успешного обучения, родители приобрели
домой школьную доску. (для Димы, Насти)
Сотрудничество «родитель -педагог».
Дима на момент поступления: ребенок плохо понимал обращенную речь, экспрессивная речь
отсутствует, письменные задания выполнял рука в руке. Перед школой я занималась с ним
индивидуально к рамках класса (приучала его к классу, доске, к себе). И первым нашим успехом было:
Дима научился хлопать в ладоши!!! (видео-фрагмент).
Мама создала уголок класса в комнате, где дублируются все школьные задания. Систематические
занятия помогают закрепить полученные знания в школе и успешно к ней адаптироваться. Благодаря
созданию такой обстановке ребенок дал положительную динамику по отношению к самому себе.
И сегодня я хочу показать фрагменты из жизни Димы ребенка с РАС вариант 8.3. Как мама
ответственно и творчески подходит к воспитанию и обучению ребенка. Дима на момент поступления:
ребенок плохо понимал обращенную речь, экспрессивная речь отсутствует, письменные задания
выполнял рука в руке. Перед школой я занималась с ним индивидуально к рамках класса (приучала его к
классу, доске, к себе). И первым нашим успехом было: Дима научился хлопать в ладоши!!! (видео-
фрагмент).
9 слайд
Мама четко выполняла все мои рекомендации: создала уголок класса в комнате Димы, где дублируются
все школьные задания. Систематические занятия помогают закрепить полученные знания в школе и
успешно к ней адаптироваться. Благодаря созданию такой обстановке ребенок дал положительную
динамику по отношению к самому себе.
Как мы изучали новые темы по предметам……..
10 слайд.
Уроки по предмету «Математика (Математика и информатика».
Тема: Счет в пределах 5. Соотнесение числа и количества.
Объяснение идет с опорой на Карточки числа с опорными точками: ребенок выкладывает количество
предметов опираясь на карточки, здесь идет закрепление образа цифры, соотнесения числа и количества).
Также активное использование рекламных буклетов: найди и зачеркни цифру 1,2,3. Посчитай яблоки,
Решение примеров с опорой на картинки и карточки цифры с точками. (видео-фрагмент Дима-буклет
решение примеров)
11-13 слайд
14-15 слайд Объяснение очень сложной темы «знаки больше, меньше»
Тема: Сравнение чисел. Знаки больше и меньше.
Знакомство со сказкой. С птичками больше и меньше.
Сказка
Жили – были 2 птички. (Показ).
Одна была больше, и клюв у нее был ШИРОКО РАСКРЫТ. Вот так:
Чтобы можно было проглотить БОЛЬШЕ зернышек. И звали её ПТИЧКА БОЛЬШЕ.
А вторая птичка была МЕНЬШЕ первой. И клюв у нее был закрыт вот так:
Потому что она съедала гораздо МЕНЬШЕ зернышек. Поэтому его звали … Догадались, как?
Дети:
-Птичка МЕНЬШЕ!
Педагог:
Покажите, пожалуйста, рукой, какой клюв у ПТИЧКИ БОЛЬШЕ.
А у ПТИЧКИ МЕНЬШЕ.
Давайте угостим птичек ягодами.
Сколько ягод лежит в красной тарелочке?
Сколько ягод в зеленой тарелочке?
В какой тарелке ягод больше?
В какой тарелке ягод меньше?
Из какой тарелки захочет клевать ягоды птичка Больше? Почему так решили?
Ягодами из какой тарелки будем угощать птичку Меньше? Почему?
Каждая мама постаралась объяснить знаки, учитывая особенности своего ребенка.
Видя затруднения собственных детей, родители находят необычные способы решения той или иной
ситуации. Хочу поделиться пособием моей творческой мамы Димы. (Юлия Александровны). Как она
рассказала о птичках и объяснила принцип работы ребенку. Мама адаптировала данное пособие к
возможностям своего ребенка, который не владеет речью и работать с ним возможно только по
пассивному словарю.
16-17 слайд
(видео-объяснение мамы)
(Мама придумала пособие, которым стали пользоваться все дети….)
18-19 слайд
На достигнутом мы не останавливаемся… Как лучше донести до ребенка что 1- это одна конфета. Как
закрепить понятия равно, больше, меньше, одинаково, столько же. И здесь нам помогла другая мама,
мама-курьер…. Она работает в ФИКС-Прайсе следит за новинками….Она увидела и купила веселые
весы «Баланс»!!!!. Началась апробация этой интересной игрушки. Слайд-Алик, Гриша
Мы заказали на класс эти чудо-весы и планируем активно внедрять их на уроках.
20-21 слайд
Уроки: «Мир природы и человека»
Я хочу продолжить на примере Димы, где моя творческая мама учитывая зависимость своего сына от
телефона использовала это в объяснении и закреплении темы «Сезонная одежда» на бытовом уровне.
Тема: Сезонная одежда.
(видео-фрагмент)
«Найди и покажи: на картинке в телефоне сапоги, кроссовки, затем рядом с собой на полке» (Дима)
22-23 слайд
Уроки по предмету «Речевая практика»
Тема: «Я помогаю маме…» Как можно рассказать о том какие мы помощники? Конечно в виде
фотоотчетов! Посмотрите какие замечательные помощники в 1 классе и погладят белье, и на стол
накроют покормят брата, и за малышкой сестренкой посмотрят вовремя соску подадут, и посуду помоют,
и салат маме приготовят…..
Спасибо за внимание!