Автор: Семенова Марина Александровна
Должность: Мастер производственного обучения, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КИСЛОВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Населённый пункт: КИСЛОВОДСК
Наименование материала: Опорные конспекты как способ активации учебного процесса
Тема: Эффективная передача информации
Раздел: среднее профессиональное
Семенова М.А
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕСCA
В настоящее время, с развитием информационных технологий, когда в
учебном процессе все чаще отдают предпочтение интерактивным доскам и
мультимедийным технологиям, все же не потеряли актуальности старые
добрые опорные конспекты. Они часто меняли свою форму и становились
похожими на интерактивные плакаты, могли быть представлены в различных
видах, таких как таблицы, схемы, карты памяти, блок-схемы (конспектов по
алгоритму) и т.п.
На начальных этапах самостоятельной работы учащихся над опорными
конспектами, они оформляются самими учащимися от руки, но с освоением
компьютерной грамотности, учащиеся с удовольствием работают над
конспектами с помощью электронных таблиц, текстовых редакторов и т.д.
Опорные конспекты на начальном этапе учебного процесса могут быть даны
учащемуся в готовом виде преподавателем, на следующем этапе конспекты
составляются учащимися совместно с преподавателем и в завершении
процесса освоения этой деятельности – составлен ребятами без помощи
преподавателя (индивидуально или в группах). На последней ступени работы
с опорными конспектами обучающиеся в полной мере овладевают навыками
самостоятельно систематизировать и обобщать предложенный для работы
материал. На протяжении всей работы с опорными конспектами, учащиеся
совершенствуют свои общеучебные навыки (умение работать с текстом,
выделять главное, умение представлять информацию в различном виде (в т.ч.
и в графическом – схемы узлов), развитие мышления (т.к. составление
опорного конспекта в виде последовательности обработки узла изделия - это
специфическая
деятельность,
в
ходе
которой
выстраивается
последовательность
обработки
не
только
узла,
а
и
всего
изделия).
Результатом
неоднократного
повторения
операций
обработки,
при
составлении конспектов, становится высокая эффективность усвоения знаний
(что очевидно после наглядного представления учебного материала и
многократного обращения к опорным конспектам).
При
составлении
опорных
конспектов,
можно
выделить
основные
требования: прежде всего – это читаемость конспекта, который должен стать
опорной наглядной конструкцией, содержащей сигналы и символы служащие
для извлечения информации из памяти. Конспекты должны отражать только
главные понятия предлагаемого материала с использованием ключевых слов,
которые, в свою очередь, могут послужить подробным планом к теме, а при
необходимости уточняться и трансформироваться в понятия. Очень важно,
чтобы конспект был кратким, чтобы основа опорного конспекта была
понятна с первого взгляда, а сигналы легко воспринимались теми, кто их
использует, облекает в слова. Необходимо отметить многоуровневость
конспектов, каждый из которых можно развернуть, написав дополнительные
опорные конспекты к отдельным обозначениям или смысловым блокам.
Конспекты содержат значительное количество символов, рисунков, схем,
таблиц и т.д. и имеют минимум сплошного текста, информация конспекта
последовательна с выделением цветом и шрифтом.
Тем не менее, опорный конспект, призванный быть наглядной конструкцией,
позволяющей
быстро
передать
и
воспринять
информацию,
иногда
превращается в запутанную шараду для учащихся недостаточно владеющих
техникой их составления и чтения.
Не хочется приписывать опорному конспекту свойств универсального
средства обучения – главным и бесспорным достоинством опорных
конспектов остается эффективная передача информации.
При изучении новой темы на занятиях как теоретического курса, так и
производственного обучения, (кроме контрольных и проверочных работ)
опорными конспектами учащиеся регулярно пользуются, что позволяет
успешно осуществлять межпредметные связи при обучении профессии. Это
многократное обращение к опорным способствует переходу информации из
кратковременной памяти в долговременную.
Опорный конспект нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать
определенное содержание. Поэтому единого алгоритма работы с опорным
конспектом при изучении различных тем, при преподавании в различных
группах на разных специальностях быть не может. Варианты использования
опорного конспекта определяются на усмотрение преподавателя, уровнем
подготовки группы, а так же задачами, которые ставит преподаватель.