Напоминание

Эффективная передача информации


Автор: Семенова Марина Александровна
Должность: Мастер производственного обучения, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КИСЛОВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Населённый пункт: КИСЛОВОДСК
Наименование материала: Опорные конспекты как способ активации учебного процесса
Тема: Эффективная передача информации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Семенова М.А

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕСCA

В настоящее время, с развитием информационных технологий, когда в

учебном процессе все чаще отдают предпочтение интерактивным доскам и

мультимедийным технологиям, все же не потеряли актуальности старые

добрые опорные конспекты. Они часто меняли свою форму и становились

похожими на интерактивные плакаты, могли быть представлены в различных

видах, таких как таблицы, схемы, карты памяти, блок-схемы (конспектов по

алгоритму) и т.п.

На начальных этапах самостоятельной работы учащихся над опорными

конспектами, они оформляются самими учащимися от руки, но с освоением

компьютерной грамотности, учащиеся с удовольствием работают над

конспектами с помощью электронных таблиц, текстовых редакторов и т.д.

Опорные конспекты на начальном этапе учебного процесса могут быть даны

учащемуся в готовом виде преподавателем, на следующем этапе конспекты

составляются учащимися совместно с преподавателем и в завершении

процесса освоения этой деятельности – составлен ребятами без помощи

преподавателя (индивидуально или в группах). На последней ступени работы

с опорными конспектами обучающиеся в полной мере овладевают навыками

самостоятельно систематизировать и обобщать предложенный для работы

материал. На протяжении всей работы с опорными конспектами, учащиеся

совершенствуют свои общеучебные навыки (умение работать с текстом,

выделять главное, умение представлять информацию в различном виде (в т.ч.

и в графическом – схемы узлов), развитие мышления (т.к. составление

опорного конспекта в виде последовательности обработки узла изделия - это

специфическая

деятельность,

в

ходе

которой

выстраивается

последовательность

обработки

не

только

узла,

а

и

всего

изделия).

Результатом

неоднократного

повторения

операций

обработки,

при

составлении конспектов, становится высокая эффективность усвоения знаний

(что очевидно после наглядного представления учебного материала и

многократного обращения к опорным конспектам).

При

составлении

опорных

конспектов,

можно

выделить

основные

требования: прежде всего – это читаемость конспекта, который должен стать

опорной наглядной конструкцией, содержащей сигналы и символы служащие

для извлечения информации из памяти. Конспекты должны отражать только

главные понятия предлагаемого материала с использованием ключевых слов,

которые, в свою очередь, могут послужить подробным планом к теме, а при

необходимости уточняться и трансформироваться в понятия. Очень важно,

чтобы конспект был кратким, чтобы основа опорного конспекта была

понятна с первого взгляда, а сигналы легко воспринимались теми, кто их

использует, облекает в слова. Необходимо отметить многоуровневость

конспектов, каждый из которых можно развернуть, написав дополнительные

опорные конспекты к отдельным обозначениям или смысловым блокам.

Конспекты содержат значительное количество символов, рисунков, схем,

таблиц и т.д. и имеют минимум сплошного текста, информация конспекта

последовательна с выделением цветом и шрифтом.

Тем не менее, опорный конспект, призванный быть наглядной конструкцией,

позволяющей

быстро

передать

и

воспринять

информацию,

иногда

превращается в запутанную шараду для учащихся недостаточно владеющих

техникой их составления и чтения.

Не хочется приписывать опорному конспекту свойств универсального

средства обучения – главным и бесспорным достоинством опорных

конспектов остается эффективная передача информации.

При изучении новой темы на занятиях как теоретического курса, так и

производственного обучения, (кроме контрольных и проверочных работ)

опорными конспектами учащиеся регулярно пользуются, что позволяет

успешно осуществлять межпредметные связи при обучении профессии. Это

многократное обращение к опорным способствует переходу информации из

кратковременной памяти в долговременную.

Опорный конспект нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать

определенное содержание. Поэтому единого алгоритма работы с опорным

конспектом при изучении различных тем, при преподавании в различных

группах на разных специальностях быть не может. Варианты использования

опорного конспекта определяются на усмотрение преподавателя, уровнем

подготовки группы, а так же задачами, которые ставит преподаватель.



В раздел образования