Автор: Дорош Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7" городского округа Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическое пособие для преподавателей ДМШ и музыкальных отделений ДШИ
Тема: "Гаммы - основа развития технического мастерства учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации городского округа Самара
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования городского округа Самара
«Детская школа искусств № 7»
Гаммы – основа развития технического
мастерства учащихся
методическое пособие для преподавателей ДМШ
и музыкальных отделений ДШИ
Составитель:
преподаватель фортепиано Дорош Анна Анатольевна
Самара
Содержание:
Введение.
I. Подготовительные упражнения, предшествующие фактическому
изучению гамм.
1. Поступенное движение пальцев.
2. Подкладывание первого пальца и перекладывание руки.
II. Наиболее частые ошибки в исполнении гамм.
III. Разучивание гамм и систематическая работа над ними на
различных стадиях обучения.
1.
Знакомство со строением гамм.
2.
Упражнения, направленные на звуковую сторону исполнения
гамм.
IV. Усвоение аккордов и различного вида арпеджио.
1. Подготовка к игре аккордов.
2. Подготовка к игре коротких арпеджио.
3. Аппликатурные принципы.
4. Подготовка к игре ломаных арпеджио.
5. Подготовка к игре длинных арпеджио.
V. Овладение на основе изучения гамм другими видами технических
навыков.
1. Кистевая техника и игра staccato.
2. Техника двойных нот.
3. Октавная техника.
Заключение.
Список использованной литературы
.
Введение.
В формировании исполнительского мастерства пианиста работа над
гаммами играет существенную роль. Гаммы необходимы для развития
пальцевой техники и для подготовки к овладению различными пассажами
гаммообразного
типа,
часто
встречающимися
в
фортепианных
произведениях. Осмысленное и правильное использование гамм, как
материала для упражнений, способствует развитию ровности и беглости
пальцевых движений, навыкам певучей и выразительной игры legato,
владению нюансировкой, тембровыми и динамическими красками и
различными способами звукоизвлечения.
I.
Педагогическая практика убеждает в целесообразности уделять
достаточное
внимание
подготовительным
упражнениям,
предшествующим фактическому изучению гамм.
В гаммах, как известно, фигурируют два основных момента:
поступенное
движение
трех,
четырех
и
пяти
пальцев
подряд
и
подкладывание первого пальца или же перекладывание через первый
палец при переходе из одной позиции в другую.
1.
Первый вид движения целесообразно подготовить упражнениями по
Движение пальцев должно регулироваться всей рукой путем
плавного колебания запястья, находящегося в более низком положении
при опоре на первый палец и слегка повышающегося при переходе на
следующие пальцы.
«Переступать» с пальца на палец нужно без всяких толчков.
Запястье должно быть гибким и свободным, с тем, чтобы кисть руки
направлялась в сторону движения, и к моменту начала каждого звука
первый палец оказывался уже на нужной клавише.
2.
Положению и выработке правильного подкладывания первого
пальца необходимо уделять особенное внимание, т. к. это является одной
из основных трудностей гамм и арпеджио.
Как указывает в своем «Пособии для педагогов и учащихся» Е.Ф.
Гнесина, необходимо: «1. С самого начала работы с первым пальцем
внимательно следить за тем, чтобы не было прогибания первого сустава
большого пальца, что бывает довольно часто и что впоследствии сильно
отражается на игре двойными октавами и аккордами. 2. Первый палец, как
и все другие пальцы, должен быть слегка закруглен и должен легко
опускаться на клавишу (закругленным концом) без толчка и опоры на
него всей руки (первый палец должен опускаться на клавишу ближе к ее
концу, в то время как остальные пальцы должны играть ближе к черным
клавишам)».
В соответствии с этими указаниями Е.Ф. Гнесина дает ряд
упражнений, развивающих свободное и «самостоятельное» движение
первого пальца, приучающих ученика к правильному подкладыванию
первого пальца и подготавливающих к игре гамм:
Весьма важно при этом указание Е.Ф. Гнесиной, что при
подкладывании первого пальца в подготовительных упражнениях к
гаммам «...первый палец нужно слегка подводить под ладонь (сначала к
третьему,
впоследствии
к
четвертому
пальцу),
отводя
немного,
совершенно свободно кисть в сторону движения».
Этому моменту придает большое значение и Г. Г. Нейгауз,
рекомендуя играть следующее упражнение:
В этом упражнении свободная в запястье кисть руки должна
переводить руку из позиции в позиции, подводя пальцы к нужным
клавишам.
II.
Из сказанного ясно, что при игре гамм нужно стремиться к ровному
и певучему звучанию, к пальцевому legato, основанному на плавных,
координированных движениях руки. Часто ученики играют гаммы, ведя
руку вдоль клавиатуры при неподвижном положении запястья. Это
приводит к тому, что пальцы двигаются «самостоятельно» без активной
помощи
руки.
При
таком
способе
игры
рука
висит
в
воздухе,
поддерживаемая крупными мышцами и, так сказать, «не вмешивается» в
работу пальцев. Игра гамм этим приемом характерна поверхностным
звуком, отсутствием настоящего legato.
Другой ошибкой является «ныряние» руки при ударе первым
пальцем, т. е. использование одного лишь вертикального движения
запястья вверх и вниз, что не помогает игре гамм, а тормозит и отяжеляет
движения пальцев, приводя к неровности звучания.
Нередко отсутствие legato и неровное звучание происходят и
оттого, что движение каждого пальца сопровождается толчком руки. Этот
дефект появляется тогда, когда слишком рано приступаешь к работе с
учеником над гаммами, не добившись правильных пальцевых движений
на начальных упражнениях.
III.
Теперь рассмотрим вопрос о разучивании гамм и систематической
работе над ними на различных стадиях обучения.
1.
Перед тем как приступить к игре гамм, нужно уделить достаточное
внимание ознакомлению ученика со строением гаммы. Ученик должен
сначала хорошо усвоить мажорные гаммы (впоследствии также и
минорные) на слух, научиться «строить» гамму от любой ноты, а затем
уже перейти к практическому их разучиванию.
Со своими учениками я учу гаммы в порядке квинтового круга,
начиная с тональности До-мажор. Считаю, что такая последовательность
наиболее удобна, так как первые пять гамм (До, Соль, Ре, Ля и Ми-
мажоры) исполняются одинаковой аппликатурой.
Начинать учить следует каждой рукой отдельно в пределах одной и
затем двух октав. Разучивание двумя руками целесообразно начинать с
расходящегося движения, так как при этом пальцы располагаются в
симметричном порядке.
Пока ученик не достигнет уверенного и свободного исполнения
гамм в параллельном движении в пределе двух октав, не следует
переходить к игре гамм в три и четыре октавы. Все зависит от
способностей ученика, от его подвинутости. С некоторыми учениками
играем гаммы в четыре октавы в третьем классе, а иногда и в конце
четвертого класса.
Когда
ученик
хорошо
выучил
все
пять
мажорных
гамм
в
параллельном и расходящемся движении, начинаем учить одноименные
минорные
гаммы.
Попутно
этому
продолжаем
и
работу
над
совершенствованием игры мажорных гамм.
К концу второго года обучения ученик должен освоить 10 гамм (5
мажорных и 5 минорных).
В работе над гаммами основной задачей является улучшение
качества исполнения; а не стремление к быстрому темпу. Быстрая игра ни
в коем случае не должна допускаться в ущерб ровности, хорошему
качеству звука и правильности движений.
При исполнении гамм следует приучать учащегося к внимательному
контролю за качеством звучанием, к тому, чтобы он чутко вслушивался в
каждый звук.
2.
Для того чтобы избежать небрежной игры «как попало» ради
быстроты, следует давать ученику определенные задания, направляющие
его внимание на звуковую сторону исполнения гамм. В качестве
тренировочных упражнений полезно использовать советы Лешетицкого,
Сафонова и многих других педагогов, рекомендующих играть гаммы с
различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного, постепенного
crescendo и diminuendo в пределе от рр до f (не допуская, однако,
чрезмерной силы удара, вызывающей напряжение руки), или играть гамму
одной рукой рр, а другой £ Большую пользу дает и исполнение гамм
триолями, квартолями, квинтолями и т. д., слегка выделяя первый звук
каждой группы нот (а затем перенося ударение на второй, третий и
следующие звуки). Полезно также играть гаммы различными штрихами,
или одной рукой играть legato, а другой staccato, что хорошо развивает
слух и координацию движений.
Такими же способами нужно работать и над хроматической гаммой.
IV.
Параллельно разучиванию гамм следует работать с учеником и над
усвоением аккордов и различного вида арпеджио.
1.
Подготовкой к игре аккордов служат первоначальные упражнения
на свободное опускание руки и извлечение отдельных звуков сначала
третьим, затем вторым и четвертым, а в дальнейшем и крайними
пальцами. Таким же движением играются упражнения в терциях и
секстах. Когда ученик овладеет этими упражнениями, можно приступить
к игре аккордов в трезвучиях и их обращениях, в тональностях тех гамм,
которые в данное время разучиваются. Аккорды следует вначале играть
только из трех звуков. Весьма важно, чтобы каждый аккорд звучал не
резко, чтобы ученик не бросал, а мягко и свободно опускал руку, как бы
погружая пальцы в клавиши до самого дна.
Это
упражнение
можно
использовать
для
тренировки
в
динамическом разнообразии звучности, начиная, например, первый
аккорд pianissimo и постепенно усиливая звучание на следующих
аккордах.
Начиная с 4 класса (если у ученика достаточно большая рука),
можно приступить к игре аккордов из четырех звуков. В качестве
предварительных упражнений к большим аккордам и к соответствующим
видам арпеджио Е.Ф. Гнесина рекомендует играть составные части
аккорда:
(В левой руке соответствующая аппликатура)
2.
В такой последовательности, как и в аккордовых упражнениях,
целесообразно разучивать и арпеджио, начав их играть сначала по три
звука:
После усвоения этого простейшего вида арпеджио можно перейти к
малым арпеджио трезвучий по четыре звука, играя их триолями, чтобы
избежать неизменного акцента на первом звуке каждого звена:
В малых арпеджио по три и по четыре звука следует приучать
ученика к тому, чтобы кисть руки слегка повышалась при движении от
первого
к
пятому
пальцу.
Рука
должна
плавно
двигаться
вдоль
клавиатуры с тем, чтобы первый палец (а в обратном движении - пятый
палец) всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе с
позиции на позицию.
3.
Чтобы учащиеся легче запомнили аппликатурные принципы в
коротких арпеджио, я им даю таблицу, о которой давно читала в книге «О
педагогике В.В. Листовой»: в мажорных коротких арпеджио правая рука
во всех тональностях пользуется одной и той же аппликатурой. При игре
мажорных коротких арпеджио в левой руке - 2 варианта пальцев. В
коротких минорных арпеджио - наоборот: изменения аппликатуры
относятся к партии правой руки.
________________________________________________________________________
Аппликатура коротких мажорных арпеджио
тезвучие секстаккорд квартсекстаккорд
______________________________________________________________
Аппликатура коротких минорных арпеджио__
4.
Вслед за изучением малых арпеджио можно начать работу и над
ломаными арпеджио:
Этот вид арпеджио требует использования боковых движений кисти
в сочетании с указанным выше плавным движением всей руки вдоль
клавиатуры.
На
4-5
году
обучения
ученик
может
уже
приступить
к
систематическому изучению больших арпеджио, а затем уже, в старших
классах школы – и к арпеджио септаккордов.
5.
Подготовкой к длинным арпеджио могут служить следующие
упражнения для подкладывания первого пальца:
Эти упражнения необходимо играть, используя гибкое свободное
движение кисти и предплечья.
Сохранение
legato
при
подкладывании
первого
пальца
(и
перекладывания третьего пальца в обратном движении) должно быть
обязательным на данной стадии обучения, т. к. иначе арпеджио будет
звучать как ряд оторванных друг от друга групп по три звука.
На более высоком уровне пианистического развития ученика, когда
те или иные пассажи из арпеджио используются в быстром темпе с
использованием педали, возможно применение и другого принципа -
перемещение руки с позиции на позицию без соблюдения legato в
моментах перехода от третьего или четвертого пальца к первому пальцу (в
обратном движении от первого к третьему или четвертому).
Работая с учеником над теми или иными видами арпеджио, следует
так же, как и в гаммах, применять разнообразные динамические оттенки и
ритмические
варианты,
добиваясь
ровности
и
хорошего
качества
звучания, плавности и свободы движения. Разумеется, и здесь весьма
важную роль играет объяснение ученику конкретных задач упражнения на
примерах использования арпеджио в художественных произведениях.
V.
Усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо ученику для
овладения
основными
формулами,
из
которых
развиваются
разнообразные варианты фортепианной фактуры. Эти же формулы
используются и для упражнений, имеющих целью развитие и других
видов технических навыков, например, кистевой техники и игры staccato,
техники двойных нот, ломаных октав, тремоло и пр.
1.
В техническом развитии ученика кистевым движениям и навыкам
игры staccato необходимо уделять большое внимание, т. к. подвижность
кисти является одной из предпосылок виртуозного мастерства. Следует
учитывать, что от гибкости кисти в значительной степени зависит и
пальцевая техника. Развитие этих навыков требует систематической
работы. Однако к такого рода упражнениям рекомендуется приступать
лишь после того, как ученик овладеет свободными и гибкими движениями
руки при игре legato и поп legato и достигнет некоторой пальцевой
беглости. Если же ученику слишком рано дать кистевые упражнения
staccato, то это приведет к напряжению и судорожным движениям рук. К
тому же в таких упражнениях на первом и втором году обучения и нет
практической необходимости, т. к. в детских пьесах из репертуара 1-2
класса короткие, не связанные звуки фактически исполняются не staccato,
a non legato. Настоящее staccato вводится уже в более трудных и быстрых
пьесах.
Приступая к кистевым упражнениям, педагогу следует показать
ученику на ряде примеров из фортепианной литературы разнообразие
приемов и различный характер звучания staccato. Используя эти примеры,
можно разъяснить ученику, как надо исполнить тот или иной вид staccato,
начиная от коротких звуков forte в медленном темпе и кончая легким,
быстрым staccato, требующим уже не только кистевого движения, но и
активного участия пальцев.
В качестве первых упражнений для развития этих навыков можно
использовать пятиклавишное движение:
2.
Затем поступенное движение двойными нотами:
Эти упражнения являются подготовкой к игре staccato гамм, малых
и ломаных арпеджио.
Все эти упражнения следует играть различным характером звука
(piano, forte) и разными приемами.
Общей предпосылкой для выработки техники игры staccato должно
быть извлечение каждого звука путем короткого нажима и последующего
отскакивания пальца от клавиши, причем оба эти движения - нажим и
отскакивание - должны как бы сливаться в едином двигательном
ощущении. При игре staccato кисть помогает пальцам едва заметным
движением, при более громком звучании кистевой взмах делается более
заметным, а при игре forte в движении принимает участие не только кисть,
но и предплечье.
3.
Такого рода упражнения служат подготовкой и к развитию
октавной техники. Материалом самих октавных упражнений является,
главным образом, гаммы и арпеджио.
Октавные упражнения следует вводить, начиная со старших
классов, приучая учеников к систематической работе над данным видом
техники.
Октавы staccato исполняются кистевым движением. Для развития
октавной
техники
необходимо,
однако,
играть
октавы
и
другим
движением,
как
бы
приближаясь
к
legato.
Подготовительным
упражнением для выработки нужного ощущения при таком исполнении
октав может служить следующее задание:
взять
октаву,
ощущая
полную свободу руки, опирающейся на пальцы, затем быстрым, коротким
движением, почти не отрываясь от клавиш, перебросить руку на
следующую октаву и т. д. Здесь также, в зависимости от силы звука, этот
быстрый переброс с октавы на октаву производится или только кистью,
или же с участием вышележащих частей руки. При исполнении октав
этим приемом, основную роль играет свободное, гибкое и быстрое
движение кисти, но необходимо также уделять внимание и пальцам.
Приведенные выше упражнения, основанные на гаммах, арпеджио и
аккордах,
нужно
рассматривать
как
материал
для
организации
систематической работы учащихся над развитием технических навыков.
VI.
Самым важным при игре гамм и упражнений является слуховой
контроль, тренировка внимания, сосредоточенность, мобилизация воли
для достижения наилучшего качества выполнения каждого задания. В
любом упражнении необходимо всегда иметь определенную цель,
реализуя которую, играющий вырабатывает определенные приемы и
навыки. Эти навыки запоминаются как некоторые игровые ощущения,
ассоциируемые с характером звучности и типом движения.
Небрежная
игра
гамм,
какими
попало
движениями
и
без
определенных звуковых целей не только не помогает пианистическому
развитию ученика, но, наоборот, дезорганизует его технику, вредно
отражаясь на исполнении разучиваемых произведений.
Без изучения гамм, аккордов и арпеджио во всех тональностях, без
выработанной
привычки
к
аппликатуре,
установленной
для
этих
технических
формул,
и
без
технических
навыков
их
исполнения
учащемуся было бы чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами,
где эти элементы техники широко применяются.
Список использованной литературы:
1.
Гнесина Е. «Подготовительные упражнения к различным
видам техники»
2.
Лензин В. «Работа над гаммами»
3.
Макуренкова Е. «О педагогике В. В. Листовой»
4.
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры»
5.
Николаев
А.
«Взгляды
Г.
Нейгауза
на
развитие
пианистического мастерства»