Автор: Былушкина Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 46"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста
Декоративное рисование, в котором раскрываются начала духовной жизни
народа, имеет чрезвычайно важное значение для воспитания интереса к
русской народной культуре, воспитания чувств, становления
художественного вкуса, формирование эстетических критериев.
Декоративное рисование является истоком культуры нации.\
Воспитание интереса к культуре средствами декоративно-прикладного
искусства является актуальной проблемой в педагогической науке.
Особенность произведений народного творчества, их образность, яркость,
эмоциональность, конкретность соответствует психологическим
возможностям восприятия детей старшего дошкольного возраста .
Каждое произведение народного творчества вбирает в себя специфические
особенности данного народа, что проявляется в особенностях языка,
композиции сказки, цвете, орнаменте и других свойствах декоративно-
прикладного предмета.
Непосредственное участие человека в художественной деятельности,
восприятие произведений искусства развивают человека духовно, обогащают
его чувства, интеллект .
Возникновению устойчивого эмоционального фона и интереса у
дошкольников к культуре русского народа способствует декоративно-
прикладное творчество, а также осуществляется более прочное и глубокое
формирование положительного эмоционально окрашенного отношения к
явлениям общественной жизни. Произведения народного творчества могут
служить эффективным средством воспитания интереса к национальной
культуре при следующих условиях: если ознакомление с народным
творчеством входит составной частью в общую схему дошкольников с
явлениями общественной жизни; если осуществлен правильный отбор
произведений народного искусства, в наибольшей степени способствующий
воспитанию начал гражданских чувств, если процесс восприятия
произведении народного творчества будет организован таким образом, чтобы
научить ребенка различать общие и специфические особенности
национального декоративно-прикладного искусства.
Проблема воспитания интереса к культуре русского народа через
декоративно-прикладное творчество непосредственно связана с темой
детского эстетического воспитания, так как интерес ребенка к культуре
выражается эмоциональным отношением к ней. Восприятие дошкольников и
младших школьников характеризуется ярким эмоциональным отношением к
воспринимаемому, и малой детализированностью наблюдаемого.
Необходимо отметить, что детское эстетическое восприятие
изобразительных пластических признаков и фактурных свойств материалов,
характеризующих образцы народного искусства, сравнительно мало изучены.
Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по
дереву в произведениях народных мастеров. Таким образом, рассматривание
образцов народного творчества может служить средством и условием
воспитания интереса к национальной культуре, как на занятиях, так и в
самостоятельной деятельности детей.
Декоративность цвета, плоскостной характер в решении, обобщенность в
создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образцы им
близкие и понятные. Рассмотрев произведение декоративно-прикладного
искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких
жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов
проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у детей
возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента,
разнообразия фактур материалов-вот характерные особенности низведений
народно-прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству,
восприятию и пониманию детьми.
Педагогическая практика, воспитательное значение народного искусства в
ДОУ никогда не было случайным побуждением или модой, а выступало в
тесной связи с педагогическими задачами дошкольной педагогики,
практической реализации которых во многом способствовало народное
искусство .
Таким образом, декоративное рисование, как вид народного творчества -
одно из важнейших средств развития интереса к русской народной культуре.
Знакомство с произведениями русского народного творчества, с процессом
их изготовления важно для формирования представлений о культуре своего
народа.