Напоминание

Организация работы по подготовке обучающихся с нарушением слуха к Всероссийским проверочным работам


Автор: Тамара Николаевна Насонова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Трансляция педагогического опыта
Тема: Организация работы по подготовке обучающихся с нарушением слуха к Всероссийским проверочным работам
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы по подготовке

обучающихся с нарушением слуха к Всероссийским проверочным работам

(из опыта работы)

Тамара Николаевна Насонова,

учитель начальных классов

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 1»,

г. Нижневартовск

Аннотация. Описывается особенности организации подготовки обучающихся с нарушением слуха к

Всероссийским проверочным работам, система работы по повторению предметных знаний и по развитию

универсальных учебных действий.

Ключевые слова.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,

Всероссийские проверочные

работы, система работы по повторению учебной программы, банк тренировочных заданий, индивидуальная работа,

развитие навыка самоконтроля.

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества образования, позволяющая едиными

заданиями отследить наряду с предметными результатами обучения обучающихся и метапредметные результаты в

каждой конкретной школе и в регионе в целом.

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся, которые обучаются по варианту 2.2 (ФГОС НОО для

обучающихся с ОВЗ), получают образование в пролонгированные сроки (5 лет, II отделение) сопоставимое по

итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.

Анализ предыдущих ВПР показал, что существуют трудности и проблемы, которые требуют их решения. В

первую очередь – это трудности, связанные с нарушением слуха. Нарушение слуха, прежде всего, влияет на речевое

развитие обучающихся. На протяжении обучения в начальных классах происходит значительное развитие речи, как

устной, так и письменной, но сохраняются трудности в овладении грамматическими конструкциями, трудности при

запоминании словесного материала. Анализ комплексных работ как инструмента диагностики умений обучающихся

работать с текстом указывает, что переработка текста и построение умозаключений на основе тех сведений, которые

сообщаются в тексте, происходят с трудом. Свои особенности имеет и умственное развитие. Обучающиеся имеют

трудности при развитии таких познавательных процессов, как память, мышление, внимание, восприятие,

воображение. Объем памяти обучающихся, из диагностики психолога, даже в 4 классе находятся на низком или ниже

среднем уровнях, поэтому они запоминают значительно меньше, чем слышащие сверстники. Лучше всего дети с

нарушением слуха запоминают слова, которые связаны со зрительными образами и хуже слова, которые обозначают

абстрактные явления. Мыслительные операции такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация,

умозаключения развиты слабо. Внимание обучающихся с нарушением слуха неустойчивое, с трудом переключаются с

одного типа восприятия на другой.

При подготовке обучающихся с нарушением слуха к выполнению ВПР

необходимо учитывать психофизические особенности развития. На эту работу должен быть нацелен весь коллектив

(учителя, сурдопедагоги, воспитатели, психологи) и родители (законные представители) - создание условий для

успешной подготовки обучающихся с нарушением слуха через систему работы по повторению учебной программы,

развитию универсальных учебные действия, использованию эффективных технологий, методов и приёмов работы.

Учитель организует систематизированное повторение учебной программы в течение всех лет обучения,

используя при этом банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок, тесты, как на печатной

основе, так и интерактивные, для выявления пробелов, которые помогут выявить сильные и слабые места в

преподавании предмета и скорректировать процесс обучения. Определив, где у ребенка затруднения, учитель

ликвидирует их через индивидуальную работу. Важно также сформировать у детей потребность в пополнении и

корректировке своих знаний. Для этого на каждом уроке следует рассматривать задания, близкие по структуре к

заданиям ВПР. В первую очередь следует ориентировать слабых учащихся делать достаточно шаблонные задания,

фактически не требующие творческого подхода. Особое внимание надо уделить развитию навыка самоконтроля.

Наблюдения, проведенные мною, показали, что навык самоконтроля у обучающихся с нарушениям слуха слабо

сформирован, поэтому надо ежедневно на каждом уроке формировать навык самоконтроля. В ходе самоконтроля

человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию

выполняемой им работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль

способствует развитию мышления. Используемые приемы по формированию навыка самоконтроля способствуют

формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете, сформируется привычка самоконтроля.

Учитель формирует у обучающихся умение выполнять задания, направляет деятельность учеников на

получение гарантированного минимального результата. Для этого учителю можно рекомендовать обучающимся

предварительно ознакомиться и проанализировать информацию, касающуюся сложности каждого задания,

оцениваемой в баллах, а также временными затратами, необходимыми для выполнения каждого задания, обращать

внимание каждого обучающегося на то, как оценивается результат, то есть учить ребят работать с критериями оценки

заданий. Для этого надо показать простой пример демонстрационного задания и разобрать подробно, как оно будет

оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

Учитель организует работу с родителями. Проводит родительские собрания о важности подготовки учащихся

к ВПР,

разрабатывает памятки с рекомендациями для родителей (беседа о семейном бюджете, о профессиях,

выдающихся людях моего города),

Систематически информирует об итогах промежуточных проверочных и

мониторинговых работ. Чтобы родителям было легче представить предстоящую работу, предлагает выполнить

несколько заданий с самопроверкой по критериям оценивания.

Родители настраивают детей на подготовку к ВПР, следят за здоровьем детей. Хороший сон и правильное

питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный

вклад в успех на проверочной работе,

контролируют

выполнение домашнего задания. Домашние занятия

обучающихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию

трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки.

Воспитатель группы продлённого дня так же оказывает помощь в подготовке обучающихся к ВПР по

темам: «Моя Родина Россия», «Моя Югра» «Профессии». Проводит экскурсии в кабинет медицинского работника, где

обучающиеся знакомятся с профессией медицинской сестры, в школьную столовую, где знакомятся с профессией

повара. Для закрепления знаний, полученных на уроках,

проводятся интерактивные игры, например, игра -

путешествие «Золотое кольцо России», «60 лет в космосе!». На занятиях группы продленного дня дети закрепляют

знания о бюджете через настольную игру «Жизнь», использую денежные знаки для расходов бюджета. Для более

наглядного закрепления по разделу «Человек» используются

игры познавательного характера. Так же для

закрепления природных зон и знаний по родному краю используются дидактические игры.

Задача сурдопедагога на занятиях формировать навык свободного речевого высказывания, используя тексты

по темам «Животные и растения Югры», способствуя повторению материала по краеведению, так как обучающимся с

нарушением слуха трудно самостоятельно в свободной форме делать выводы, размышлять, высказывать своё мнение,

осознанно строить речевое высказывание.

Психолог работает над развитием у обучающихся с нарушением слуха познавательной сферы, формирует

навыки самоорганизации и самоконтроля, проводит тренинги по развитию внимания, памяти, мышления, работает

над уменьшением уровня тревожности у обучающихся с помощью овладения навыками психофизической и волевой

саморегуляции.

Анализ работ по ВПР обозначил проблемы обучающихся с нарушением слуха в части формирования

универсальных учебных действий: недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных

умений учащихся. Учитель начальных классов ежегодно проводит диагностику уровня

сформированности

универсальных учебных действий через выполнение комплексных работ по полугодию и итогу года, которые

помогают

выявить

пробелы

и

скорректировать

процесс

формирования

УУД

у

обучающихся.

При подготовке к выполнению заданий по ВПР важно использовать эффективные методы и приёмы обучения,

составить для обучающихся с нарушением слуха справочник с адаптированными пояснениями выполнения различных

типов заданий.

Анализ работ по окружающему миру

свидетельствует о том, что по причине психофизических

особенностей обучающихся не сформированы следующие умения: непонимание формулировки и характера задания,

навык речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; низкий уровень навыков самоконтроля. Из

всех заданий особые трудности вызвали три задания (6, 8, 10). Анализ шестого задание показал, что обучающиеся

слабо владеют сравнением, анализом, синтезом и причинно - следственными связями. Особые затруднения

вызывают задания на построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, что характерно

для обучающихся с нарушением слуха. В подготовке к заданию поможет проведение исследовательского проекта,

который будет формировать у обучающихся логические операции и универсальные учебные действия. Восьмое

задание о профессиях имело более сложную структуру. По причине ограниченности словарного запаса обучающиеся

затруднялись сформулировать свободное высказывание. Эта проблема решается совместно, а именно, в школе

разработана программа «Школа профессионального самоопределения», на индивидуальных занятиях с учителем -

дефектологом, на внеурочной деятельности, в группе продленного дня и на уроках окружающего мира изучается

профессия. Десятое задание по региональному компоненту требует увеличение часов на подготовку, так как данный

материал лучше всего будет усвоен через экскурсии и метод проектов, например, «Моя Югра», «Нижневартовск –

любимый город».

Повторяя знания о природных зонах, как самую сложную тему, дети самостоятельно составляют кластеры

по каждой природной зоне. Кластеры формируют умение систематизировать и анализировать информацию на всех

стадиях её усвоения.

Результат ВПР по математике выявил те же самые проблемные места, что и на окружающем мире. Опыт работы

с обучающимися с ОВЗ показал, что наиболее эффективные приемы - визуализация информации в опорных

cсхемах, алгоритмов выполнения заданий, моделирование задачи.

Важно учитывать психологическую составляющую и включить работу педагога – психолога, поскольку у

некоторых детей работа вызывает панику, неуверенность в своих силах, поэтому, необходима психологическая

готовность обучающихся к ВПР. Систематическая тренировка, ориентированность в форме и направленности

вопросов приводят ребенка к привыканию. Важно помочь ученику понять, насколько хорошо он усвоил материал по

предмету, получается ли выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать

наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом. Система подготовки к работе помогает ребёнку

быть психологически готовым к написанию работы, не бояться её.

Считаю, что в связи с психофизическими особенностями обучающихся с нарушением слуха, контрольно –

измерительные материалы ВПР

необходимо

адаптировать, а также увеличить время выполнения заданий.

Главным результатом реализации системы работы по подготовке к Всероссийским проверочным работам является

создание

комфортной

развивающей

образовательной

среды

слабослышащих

и

позднооглохших

детей,

обеспечивающей их качество образования.

Список литературы:

1.

Контрольно-измерительные материалы. «Математика», «Окружающий мир» (Из-во: Просвещение», 1-4

класс).

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с

ограниченными возможностями / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2014.



В раздел образования