Автор: Тамара Николаевна Насонова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Трансляция педагогического опыта
Тема: Организация работы по подготовке обучающихся с нарушением слуха к Всероссийским проверочным работам
Раздел: начальное образование
Организация работы по подготовке
обучающихся с нарушением слуха к Всероссийским проверочным работам
(из опыта работы)
Тамара Николаевна Насонова,
учитель начальных классов
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 1»,
г. Нижневартовск
Аннотация. Описывается особенности организации подготовки обучающихся с нарушением слуха к
Всероссийским проверочным работам, система работы по повторению предметных знаний и по развитию
универсальных учебных действий.
Ключевые слова.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,
Всероссийские проверочные
работы, система работы по повторению учебной программы, банк тренировочных заданий, индивидуальная работа,
развитие навыка самоконтроля.
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества образования, позволяющая едиными
заданиями отследить наряду с предметными результатами обучения обучающихся и метапредметные результаты в
каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся, которые обучаются по варианту 2.2 (ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ), получают образование в пролонгированные сроки (5 лет, II отделение) сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
Анализ предыдущих ВПР показал, что существуют трудности и проблемы, которые требуют их решения. В
первую очередь – это трудности, связанные с нарушением слуха. Нарушение слуха, прежде всего, влияет на речевое
развитие обучающихся. На протяжении обучения в начальных классах происходит значительное развитие речи, как
устной, так и письменной, но сохраняются трудности в овладении грамматическими конструкциями, трудности при
запоминании словесного материала. Анализ комплексных работ как инструмента диагностики умений обучающихся
работать с текстом указывает, что переработка текста и построение умозаключений на основе тех сведений, которые
сообщаются в тексте, происходят с трудом. Свои особенности имеет и умственное развитие. Обучающиеся имеют
трудности при развитии таких познавательных процессов, как память, мышление, внимание, восприятие,
воображение. Объем памяти обучающихся, из диагностики психолога, даже в 4 классе находятся на низком или ниже
среднем уровнях, поэтому они запоминают значительно меньше, чем слышащие сверстники. Лучше всего дети с
нарушением слуха запоминают слова, которые связаны со зрительными образами и хуже слова, которые обозначают
абстрактные явления. Мыслительные операции такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация,
умозаключения развиты слабо. Внимание обучающихся с нарушением слуха неустойчивое, с трудом переключаются с
одного типа восприятия на другой.
При подготовке обучающихся с нарушением слуха к выполнению ВПР
необходимо учитывать психофизические особенности развития. На эту работу должен быть нацелен весь коллектив
(учителя, сурдопедагоги, воспитатели, психологи) и родители (законные представители) - создание условий для
успешной подготовки обучающихся с нарушением слуха через систему работы по повторению учебной программы,
развитию универсальных учебные действия, использованию эффективных технологий, методов и приёмов работы.
Учитель организует систематизированное повторение учебной программы в течение всех лет обучения,
используя при этом банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок, тесты, как на печатной
основе, так и интерактивные, для выявления пробелов, которые помогут выявить сильные и слабые места в
преподавании предмета и скорректировать процесс обучения. Определив, где у ребенка затруднения, учитель
ликвидирует их через индивидуальную работу. Важно также сформировать у детей потребность в пополнении и
корректировке своих знаний. Для этого на каждом уроке следует рассматривать задания, близкие по структуре к
заданиям ВПР. В первую очередь следует ориентировать слабых учащихся делать достаточно шаблонные задания,
фактически не требующие творческого подхода. Особое внимание надо уделить развитию навыка самоконтроля.
Наблюдения, проведенные мною, показали, что навык самоконтроля у обучающихся с нарушениям слуха слабо
сформирован, поэтому надо ежедневно на каждом уроке формировать навык самоконтроля. В ходе самоконтроля
человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию
выполняемой им работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль
способствует развитию мышления. Используемые приемы по формированию навыка самоконтроля способствуют
формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете, сформируется привычка самоконтроля.
Учитель формирует у обучающихся умение выполнять задания, направляет деятельность учеников на
получение гарантированного минимального результата. Для этого учителю можно рекомендовать обучающимся
предварительно ознакомиться и проанализировать информацию, касающуюся сложности каждого задания,
оцениваемой в баллах, а также временными затратами, необходимыми для выполнения каждого задания, обращать
внимание каждого обучающегося на то, как оценивается результат, то есть учить ребят работать с критериями оценки
заданий. Для этого надо показать простой пример демонстрационного задания и разобрать подробно, как оно будет
оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
Учитель организует работу с родителями. Проводит родительские собрания о важности подготовки учащихся
к ВПР,
разрабатывает памятки с рекомендациями для родителей (беседа о семейном бюджете, о профессиях,
выдающихся людях моего города),
Систематически информирует об итогах промежуточных проверочных и
мониторинговых работ. Чтобы родителям было легче представить предстоящую работу, предлагает выполнить
несколько заданий с самопроверкой по критериям оценивания.
Родители настраивают детей на подготовку к ВПР, следят за здоровьем детей. Хороший сон и правильное
питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный
вклад в успех на проверочной работе,
контролируют
выполнение домашнего задания. Домашние занятия
обучающихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию
трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки.
Воспитатель группы продлённого дня так же оказывает помощь в подготовке обучающихся к ВПР по
темам: «Моя Родина Россия», «Моя Югра» «Профессии». Проводит экскурсии в кабинет медицинского работника, где
обучающиеся знакомятся с профессией медицинской сестры, в школьную столовую, где знакомятся с профессией
повара. Для закрепления знаний, полученных на уроках,
проводятся интерактивные игры, например, игра -
путешествие «Золотое кольцо России», «60 лет в космосе!». На занятиях группы продленного дня дети закрепляют
знания о бюджете через настольную игру «Жизнь», использую денежные знаки для расходов бюджета. Для более
наглядного закрепления по разделу «Человек» используются
игры познавательного характера. Так же для
закрепления природных зон и знаний по родному краю используются дидактические игры.
Задача сурдопедагога на занятиях формировать навык свободного речевого высказывания, используя тексты
по темам «Животные и растения Югры», способствуя повторению материала по краеведению, так как обучающимся с
нарушением слуха трудно самостоятельно в свободной форме делать выводы, размышлять, высказывать своё мнение,
осознанно строить речевое высказывание.
Психолог работает над развитием у обучающихся с нарушением слуха познавательной сферы, формирует
навыки самоорганизации и самоконтроля, проводит тренинги по развитию внимания, памяти, мышления, работает
над уменьшением уровня тревожности у обучающихся с помощью овладения навыками психофизической и волевой
саморегуляции.
Анализ работ по ВПР обозначил проблемы обучающихся с нарушением слуха в части формирования
универсальных учебных действий: недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных
умений учащихся. Учитель начальных классов ежегодно проводит диагностику уровня
сформированности
универсальных учебных действий через выполнение комплексных работ по полугодию и итогу года, которые
помогают
выявить
пробелы
и
скорректировать
процесс
формирования
УУД
у
обучающихся.
При подготовке к выполнению заданий по ВПР важно использовать эффективные методы и приёмы обучения,
составить для обучающихся с нарушением слуха справочник с адаптированными пояснениями выполнения различных
типов заданий.
Анализ работ по окружающему миру
свидетельствует о том, что по причине психофизических
особенностей обучающихся не сформированы следующие умения: непонимание формулировки и характера задания,
навык речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; низкий уровень навыков самоконтроля. Из
всех заданий особые трудности вызвали три задания (6, 8, 10). Анализ шестого задание показал, что обучающиеся
слабо владеют сравнением, анализом, синтезом и причинно - следственными связями. Особые затруднения
вызывают задания на построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, что характерно
для обучающихся с нарушением слуха. В подготовке к заданию поможет проведение исследовательского проекта,
который будет формировать у обучающихся логические операции и универсальные учебные действия. Восьмое
задание о профессиях имело более сложную структуру. По причине ограниченности словарного запаса обучающиеся
затруднялись сформулировать свободное высказывание. Эта проблема решается совместно, а именно, в школе
разработана программа «Школа профессионального самоопределения», на индивидуальных занятиях с учителем -
дефектологом, на внеурочной деятельности, в группе продленного дня и на уроках окружающего мира изучается
профессия. Десятое задание по региональному компоненту требует увеличение часов на подготовку, так как данный
материал лучше всего будет усвоен через экскурсии и метод проектов, например, «Моя Югра», «Нижневартовск –
любимый город».
Повторяя знания о природных зонах, как самую сложную тему, дети самостоятельно составляют кластеры
по каждой природной зоне. Кластеры формируют умение систематизировать и анализировать информацию на всех
стадиях её усвоения.
Результат ВПР по математике выявил те же самые проблемные места, что и на окружающем мире. Опыт работы
с обучающимися с ОВЗ показал, что наиболее эффективные приемы - визуализация информации в опорных
cсхемах, алгоритмов выполнения заданий, моделирование задачи.
Важно учитывать психологическую составляющую и включить работу педагога – психолога, поскольку у
некоторых детей работа вызывает панику, неуверенность в своих силах, поэтому, необходима психологическая
готовность обучающихся к ВПР. Систематическая тренировка, ориентированность в форме и направленности
вопросов приводят ребенка к привыканию. Важно помочь ученику понять, насколько хорошо он усвоил материал по
предмету, получается ли выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать
наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом. Система подготовки к работе помогает ребёнку
быть психологически готовым к написанию работы, не бояться её.
Считаю, что в связи с психофизическими особенностями обучающихся с нарушением слуха, контрольно –
измерительные материалы ВПР
необходимо
адаптировать, а также увеличить время выполнения заданий.
Главным результатом реализации системы работы по подготовке к Всероссийским проверочным работам является
создание
комфортной
развивающей
образовательной
среды
слабослышащих
и
позднооглохших
детей,
обеспечивающей их качество образования.
Список литературы:
1.
Контрольно-измерительные материалы. «Математика», «Окружающий мир» (Из-во: Просвещение», 1-4
класс).
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2014.