Автор: Козюкова Мария Валерьевна
Должность: педагог эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №40"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Анатомия голосового аппарата, ее функции и особенности.
Раздел: дополнительное образование
Анатомия голосового аппарата, ее функции и особенности.
В последнее время все чаще самое понятие «пение» связывают с
анатомией голоса. Прежде чем научиться петь, вокалисту нужно
понимать строение своего голосового аппарата.
Наш голосовой аппарат это по сути мышцы и хрящи, от изменения
положения которых зависит само звучание. Непосредственно сам звук
идет от истинных голосовых связок. Все остальные структурные
элементы дают окраску звука, дополнительный эффект, украшение.
Именно от них зависит, какой по качественным характеристикам, звук
услышат наши слушатели. Всю подробную информацию по поводу
анатомии голоса рассказывают на семинарах EVT (Estill Voice
Training), которые с 2015 года проводятся и у нас в России. Сейчас мы
разберем функциональные особенности структурных элементов
голосового аппарата человека.
Истинные голосовые связки. Находятся в центре гортани, с одной
стороны прилегают к щитовидному хрящу, с другой - крепятся к двум
черпаловидным. Мужские голосовые связки более толстые и, как
правило, более длинные. Чем больше визуализируется кадык
(щитовидный хрящ), тем более длинные голосовые связки говорят о
том, что у их обладателя, скорее всего, низкий голос. Женские
голосовые связки более короткие и тонкие. Рассмотрим виды
смыкания связок. Есть толстое (смыкание большой частью
поверхности), тонкое (неплотное смыкание, связки смыкаются
краями) и жесткое смыкание связок (менее плотное смыкание,
пропускающее воздух). Однако бывает и четвертый вариант, когда
наши голосовые связки расслабленно совершают колебательные
движения, это штро-бас. В мировой современной вокальной практике
его называют Fry (фрай).
Ложные голосовые связки. Располагаются в непосредственной
близости к истинным связкам, представляют собой две подвижные
мышечно-эластичные зоны. Сжатие ложных связок провоцирует не
только громкий крик, но и напряжение, вызванное поднятием
тяжестей, сдерживаемые рыдания, обида, стресс. Они выполняют
охранную функцию в организме, механически прекращая фонацию,
если существует опасность повреждения истинных голосовых связок.
Ложные голосовые связки активно используются в экстрим-вокале
для расщепления , гроулинга, скриминга и т.д.
Но важно приступать к освоению этих приёмов только после
наработки базовых навыков вокала, не спеша и под присмотром
педагога! Иначе можно повредить истинные голосовые связки и
остаться без голоса.
Гортань. Это подвижный орган и технически может находиться в
трех разных положениях: высоком, среднем и низком. Чем выше мы
поднимаем гортань, тем больше в звуке будет высоких частот. Низкое
положение гортани обеспечивает звук низкими частотами.
Пониженное (чуть ниже среднего) положение гортани используется в
академическом (оперном) звуке, придавая ему благородную мягкость.
Удержание гортани в среднем положении дает нам возможность
избежать активно-высоких или активно-низких частот во время
пения.
Мягкое нёбо. Его местоположение – сразу за твердым небом. Это
мягкая эластичная структура, от подъема которой зависит открытость,
назализация или назальность нашего звука. Когда мягкое нёбо
поднимается наверх и перекрывает возможность воздуху и звуку
попадать в носовые каналы, звук покидает певца только через рот.
Такой звук гораздо более яркий, открытый, уверенный.
Сфинктер черпало-надгортанный (СЧН). Находится в районе
верхнего свода гортани и представляет собой эластичную «муфту».
Именно этот структурный элемент нашего голосового аппарата,
сокращаясь, несет ответственность за звонкость и полетность нашего
голоса. Его участие в фонации играет огромную роль в появлении в
звуке большого количества высоких частот, которые делают наш
голос звонче.
Щитовидный хрящ. Еще один структурный элемент голосового
аппарата, относящийся к источнику звука. В процессе обычной речи
он занимает вертикальную позицию. В этом случае наш голос звучит
плоско, светло и бодро. В случае, когда мы жалуемся, уговариваем –
он наклоняется. Вертикальный щитовидный хрящ в пении чаще
используют фольклорные (народные) и эстрадные (в широком
смысле) исполнители. Наклон щитовидного хряща сразу выдает
академических певцов. Но это не говорит о том, что использовать его
можно только так и не иначе. Наклон щитовидного хряща
способствует удлинению голосовых связок, что в ряде случаев играет
важную роль в пении более высоких нот. Наклон щитовидного хряща,
помимо прочего, помогает певцу достичь в звуке эффекта вибрато.
Перстневидный хрящ. Пожалуй, одна из самых сложно ощущаемых
структур голосового аппарата. Находится он в основании гортани и
нижним концом прилегает к трахее. Перстневидный хрящ при
определенном усилии может делать небольшой наклон. При этом
мышцы, которые управляют движениями голосовых связок,
заставляют их сомкнуться более, чем на 70% поверхности, что дает
возможность певцу сгенерировать очень плотный, яркий звук.
Особенно этот звук хорош в верхнем регистре, и именно наклон
перстневидного хряща лежит в основе такой вокальной
характеристики, как balting. Особенностью звукоизвлечения в момент
наклона перстневидного хряща является отсутствие воздуха в звуке и
высокая гортань. Наклон перстневидного хряща в обычной жизни
происходит, когда мы коротко и звонко зовем кого-то: «Эй!»
Язык. Выделяют три основных положения языка. Верхнее положение
языка характеризуется подъемом его корня к верхним коренным
зубам. При таком положении языка звук имеет более яркую окраску за
счет увеличения все тех же высоких частот. У англоговорящих
высокое положение языка является «рабочим», основным. Низкое
положение языка мы можем наблюдать у русскоговорящих. Это одно
из объяснений, что мелодике русской речи свойственна несколько
пониженная гортань. Среднее положение языка – его локация между
верхними и нижними зубами. Существенного влияния на вокальные
характеристики звука он не оказывает.
Губы– еще одна структура, которой незаслуженно уделяют мало
внимания. От их положения зависит, будет его качество более
«темным» или «светлым». Вытянутые вперед губы придают звуку
приглушенность. Растянутые как в улыбке, губы значительно
«высветляют» звук.
Нижняя челюсть. Академическое пение, предполагает широко
открытый рот, но мало кто задумывается, что опущенная вниз нижняя
челюсть «провоцирует» опущение гортани и лишает звук высоких
частот. Это делает звук более тихим и заставляет певца напрягаться,
если он пытается усилить громкость за счет дополнительных усилий.
Так случается, если при пении в низком регистре к своей опущенной
челюсти исполнитель не подключает звонкие фильтры (например,
высокий язык или сокращенный СЧН). В то же время, опущенная
челюсть в высоком регистре помогает сделать звук более объемным.
Все зависит от исполнительской задачи и грамотного выбора певцом
положения данного фильтра.
Углубляясь в анатомию голосового аппарата становится понятен сам
принцип извлечения звука. Все взаимосвязано и вокалист должен
познавать, искать удобное комфортное ощущение для себя. Все
приходит с опытом. Главное желание и усилие, и результат не
заставит себя долго ждать.