Автор: Бутакова Елена Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45 "Добрая фея"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область, Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные вопросы в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Актуальные вопросы
в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.
автор: Бутакова Елена Григорьевна, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея»,
(МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея»)
г. Междуреченск, Кемеровская область, Кузбасс,
В настоящее время во всех ДОУ наблюдается значительный рост числа
детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития и другими
отклонениями в психофизическом развитии. Для них нужны специальные
условия обучения и воспитания. Поэтому так важно создание в ДОУ целостной
системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для таких
детей в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Одним из таких условий является наличие в образовательной организации
команды
специалистов,
которые
осуществляют
психолого-педагогическое
сопровождение и призваны действовать в интересах ребенка, т.е. психолого-
педагогический консилиум (ППк).
Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия
руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей
образовательную
деятельностьс
целью
создания
оптимальных
условий
обучения,
развития,
социализации
и
адаптации
посредством
психолого-
педагогического сопровождения. (Задачи вы видите на экране)
В нормативно правовой документации, регламентирующей деятельность
специалистов
в
системе
образования,
введены
два
основных
понятия
консилиума:
психолого-медико-педагогический
консилиум
(ПМПк)
и
психолого-педагогический консилиум (ППк).
В настоящий момент действуют два документа, регламентирующие
деятельность
консилиумов:
Инструктивно-методическое
письмо
Минобразования
РФ
от
27.03.2000
№27/901-6
«О
психолого-медико-
педагогическом
консилиуме
(ПМПк)
образовательного
учреждения»
и
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.
2019г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-
педагогическом
консилиуме
образовательной
организации».
Согласно
Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от
ее организационно-правовой формы
создается психолого- педагогический
консилиум (ППк).
То есть на смену психолого-медико-педагогическому консилиуму должен
прийти психолого-педагогический консилиум (ППк).
В дополнение задач,
которые есть у ПМПк, появились новые.
Например,
ППк
необходимо
выявлять
трудности
в
освоении
ООП,
особенности в социальной адаптации и поведении детей. А не только в
развитии, как у ПМПк. При этом ППк занимается как выявлением детей с
особыми образовательными потребностями, уже посещающими детский сад, и
направлять их на городскую ПМПк для определения образовательного
маршрута, так и вновь поступившими в ДОУ детьми с заключением городской
ПМПК и статусом ОВЗ, для которых рекомендована АООП.
Специалисты
консилиума
должны
разрабатывать
рекомендации
по
психолого-педагогическому сопровождению детей. ПМПк же только определяет
коррекционную помощь. Так же консультировать воспитателей и родителей по
вопросам актуально психологического состояния и возможностей детей,
содержания
психолого-педагогической
помощи.
ППк
должен
выдавать
рекомендации, какие надо создать специальные условия для образования детей с
ОВЗ и инвалидностью. Виды рекомендаций коротко даны на слайде.
Как
обследование,
так
и
выполнение
всех
видов
рекомендаций
специалистами ППк осуществляется по инициативе его родителей (законных
представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных
представителей) на основании Договора между Учреждением и родителями
(законными представителями).
Наличие
психолого-педагогического
консилиума
в
ДОУ
обязательно,
независимо от того, существует ли уже в ДОУ ПМПконсилиум и имеются ли в
наличии специалисты. При отсутствии специалистов в ОУ они должны
привлекаться к работе ППк на договорной основе. Отсутствие специалистов не
является основанием для закрытия ППконсилиума. Ответственность возлагается
на руководителя ОУ.
Общее руководство деятельностью консилиума осуществляет заведующий
ДОУ.
В состав ППк входят:
заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель);
учителя-логопеды;
педагог-психолог;
учитель-дефектолог (при его наличии).
Состав консилиума может варьироваться в зависимости от решаемых
задач. В него могут быть включены педагоги, работающие непосредственно с
ребенком.
Консилиумы могут быть плановые и внеплановые:
консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в
соответствии с планом 4 раза в год по заявленной проблеме;
внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в
день проведения планового консилиума.
На заседаниях, посвященных
обследованию конкретного ребенка,
должны присутствовать его родители (законные представители). Заключение
консилиума выдается родителям под подпись, они могут в нем прописывать
свое мнение по поводу вынесенного специалистами решения.
Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников
образовательных отношений на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ
может быть установлена доплата, размер которой определяется учреждением
самостоятельно.
В положении подробно описана документация консилиума. Она перечислена
на
слайде.
Шаблоны
документов
есть
в
распоряжении
Министерства
просвещения.
Результатом работы ППк является разработка стратегии помощи конкретному
ребенку.
Участники консилиума оговаривают:
какого рода помощь требуется ребенку или группе детей (например:
направить на городскую ПМПК);
какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
какую работу могут взять на себя участники консилиума;
какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического
коллектива;
что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля
вне ДОУ.
Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и
в
какой
форме
берет
на
себя
работу
с
родителями,
воспитателями;
осуществляется социально-диспетчерская деятельность.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-
протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию
(ПМПК), пишется коллегиальное заключение.
- Коллегиальное заключение ППк содержит общую характеристику
структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания
диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации
специалистов. Копия коллегиального заключения ППк выдается родителям
(законным представителям) воспитанника на руки под подпись.
- Коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей
(законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
-
Изменение
условий
воспитания
и
развития
ребенка
(в
рамках
возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ППк
или городской ПМПК в зависимости от выявленных проблем у ребенка.
Психолого-педагогический консилиум позволяет:
объединить усилия педагогов, психолога и других субъектов
учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и
полноценном развитии детей;
разработать
индивидуальный
образовательный
маршрут
(программу) развития ребенка;
распределить
обязанности и
ответственность
субъектов
воспитательно-образовательного процесса в выработке совместной стратегии
помощи проблемному ребенку.
Таким
образом,
система
комплексного
сопровождения
детей
и
использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в
развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный
маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно
развить его способности.