Напоминание

Актуальные вопросы в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.


Автор: Бутакова Елена Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45 "Добрая фея"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область, Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные вопросы в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальные вопросы

в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.

автор: Бутакова Елена Григорьевна, педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея»,

(МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея»)

г. Междуреченск, Кемеровская область, Кузбасс,

В настоящее время во всех ДОУ наблюдается значительный рост числа

детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития и другими

отклонениями в психофизическом развитии. Для них нужны специальные

условия обучения и воспитания. Поэтому так важно создание в ДОУ целостной

системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для таких

детей в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими

особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Одним из таких условий является наличие в образовательной организации

команды

специалистов,

которые

осуществляют

психолого-педагогическое

сопровождение и призваны действовать в интересах ребенка, т.е. психолого-

педагогический консилиум (ППк).

Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия

руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей

образовательную

деятельностьс

целью

создания

оптимальных

условий

обучения,

развития,

социализации

и

адаптации

посредством

психолого-

педагогического сопровождения. (Задачи вы видите на экране)

В нормативно правовой документации, регламентирующей деятельность

специалистов

в

системе

образования,

введены

два

основных

понятия

консилиума:

психолого-медико-педагогический

консилиум

(ПМПк)

и

психолого-педагогический консилиум (ППк).

В настоящий момент действуют два документа, регламентирующие

деятельность

консилиумов:

Инструктивно-методическое

письмо

Минобразования

РФ

от

27.03.2000

№27/901-6

«О

психолого-медико-

педагогическом

консилиуме

(ПМПк)

образовательного

учреждения»

и

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.

2019г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-

педагогическом

консилиуме

образовательной

организации».

Согласно

Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от

ее организационно-правовой формы

создается психолого- педагогический

консилиум (ППк).

То есть на смену психолого-медико-педагогическому консилиуму должен

прийти психолого-педагогический консилиум (ППк).

В дополнение задач,

которые есть у ПМПк, появились новые.

Например,

ППк

необходимо

выявлять

трудности

в

освоении

ООП,

особенности в социальной адаптации и поведении детей. А не только в

развитии, как у ПМПк. При этом ППк занимается как выявлением детей с

особыми образовательными потребностями, уже посещающими детский сад, и

направлять их на городскую ПМПк для определения образовательного

маршрута, так и вновь поступившими в ДОУ детьми с заключением городской

ПМПК и статусом ОВЗ, для которых рекомендована АООП.

Специалисты

консилиума

должны

разрабатывать

рекомендации

по

психолого-педагогическому сопровождению детей. ПМПк же только определяет

коррекционную помощь. Так же консультировать воспитателей и родителей по

вопросам актуально психологического состояния и возможностей детей,

содержания

психолого-педагогической

помощи.

ППк

должен

выдавать

рекомендации, какие надо создать специальные условия для образования детей с

ОВЗ и инвалидностью. Виды рекомендаций коротко даны на слайде.

Как

обследование,

так

и

выполнение

всех

видов

рекомендаций

специалистами ППк осуществляется по инициативе его родителей (законных

представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных

представителей) на основании Договора между Учреждением и родителями

(законными представителями).

Наличие

психолого-педагогического

консилиума

в

ДОУ

обязательно,

независимо от того, существует ли уже в ДОУ ПМПконсилиум и имеются ли в

наличии специалисты. При отсутствии специалистов в ОУ они должны

привлекаться к работе ППк на договорной основе. Отсутствие специалистов не

является основанием для закрытия ППконсилиума. Ответственность возлагается

на руководителя ОУ.

Общее руководство деятельностью консилиума осуществляет заведующий

ДОУ.

В состав ППк входят:

заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель);

учителя-логопеды;

педагог-психолог;

учитель-дефектолог (при его наличии).

Состав консилиума может варьироваться в зависимости от решаемых

задач. В него могут быть включены педагоги, работающие непосредственно с

ребенком.

Консилиумы могут быть плановые и внеплановые:

консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в

соответствии с планом 4 раза в год по заявленной проблеме;

внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в

день проведения планового консилиума.

На заседаниях, посвященных

обследованию конкретного ребенка,

должны присутствовать его родители (законные представители). Заключение

консилиума выдается родителям под подпись, они могут в нем прописывать

свое мнение по поводу вынесенного специалистами решения.

Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках

основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в

соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников

образовательных отношений на обследование и организацию комплексного

сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ

может быть установлена доплата, размер которой определяется учреждением

самостоятельно.

В положении подробно описана документация консилиума. Она перечислена

на

слайде.

Шаблоны

документов

есть

в

распоряжении

Министерства

просвещения.

Результатом работы ППк является разработка стратегии помощи конкретному

ребенку.

Участники консилиума оговаривают:

какого рода помощь требуется ребенку или группе детей (например:

направить на городскую ПМПК);

какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;

какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;

какую работу могут взять на себя участники консилиума;

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического

коллектива;

что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля

вне ДОУ.

Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и

в

какой

форме

берет

на

себя

работу

с

родителями,

воспитателями;

осуществляется социально-диспетчерская деятельность.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-

протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию

(ПМПК), пишется коллегиальное заключение.

- Коллегиальное заключение ППк содержит общую характеристику

структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания

диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации

специалистов. Копия коллегиального заключения ППк выдается родителям

(законным представителям) воспитанника на руки под подпись.

- Коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей

(законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные

рекомендации реализуются только с их согласия.

-

Изменение

условий

воспитания

и

развития

ребенка

рамках

возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ППк

или городской ПМПК в зависимости от выявленных проблем у ребенка.

Психолого-педагогический консилиум позволяет:

объединить усилия педагогов, психолога и других субъектов

учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и

полноценном развитии детей;

разработать

индивидуальный

образовательный

маршрут

(программу) развития ребенка;

распределить

обязанности и

ответственность

субъектов

воспитательно-образовательного процесса в выработке совместной стратегии

помощи проблемному ребенку.

Таким

образом,

система

комплексного

сопровождения

детей

и

использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в

развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный

маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно

развить его способности.



В раздел образования