Напоминание

«РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»


Автор: Черкасова Наталья Николаевна
Должность: старший инструктор-методист
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”» г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ «СШОР “Тасма”» г. Казань

Старший инструктор-методист Черкасова Наталья Николаевна

«РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

Актуальность исследования. В современной советской и зарубежной

литературе накопилось заметное количество работ, посвященных изучению

работоспособности, и в частности выносливости, футболистов. Однако эти

работы посвящены исследованию в основном выносливости либо у взрослых

футболистов, либо у спортсменов юношеского возраста. Изучение этой

проблемы важно для совершенствования методики повышения мастерства,

поскольку установлено, что уровень спортивных достижений тесно связан с

объемом тренировочной работы. Объем тренировочных нагрузок в футболе в

свою очередь находится в прямой зависимости от общей выносливости.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально

проверить

изменение

показателей

выносливости

после

применения

экспериментальной методики.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специальную литературу;

2.Разработать

методику,

позволяющую

повысить

уровень

выносливости футболистов 10-11 лет;

3.Провести

исследование

эффективности

данного

комплекса

и

провести математико-статическую обработку полученных результатов.

Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие выносливости

посредством недельного цикла (4 тренировки в неделю) позволит наиболее

эффективно развить выносливость у детей 10-11лет, что в свою очередь

повысит технико-тактическое мастерство у футболистов.

Сроки исследования: 01.09.2020-31.05.2021г.

Исследования проводились в городе Казани на базе МАУ «СШОР

«Тасма» г. Казани. С целью тестирования были отобраны 30 мальчиков 2011-

2012 года рождения. Участники экспериментальной группы (15 человек)

занимались футболом по программе спортивной подготовки, с внедрением

комплекса упражнений по развитию качества выносливости.

Участники

контрольной группы, так же 15 человек, занимались по школьной программе

уроков физической культуры.

Двигательные

способности

-

это

индивидуальные

способности

человека, определяющие уровень его двигательных возможностей, которые

основываются на его физических качествах. Проявлением двигательных

способностей

являются

двигательные

умения

и

навыки.

Основу

двигательных

способностей

составляют

физические

качества.

К

двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-

силовые,

двигательно-координационные

способности,

общую

и

специфическую выносливость.

Двигательная

деятельность

-

это

целенаправленное

проявление

двигательной активности человека, направленное на решение конкретных

задач (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.).

Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия,

при которой повышена концентрация внимания на составные операции

(части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык - это такая степень овладения техникой действия,

при

которой

управление

движением

(движениями)

происходит

автоматически, и действия отличаются надежностью, т.е. не требуют

специально направленного на них внимания.

Физические качества - это врожденные (генетически унаследованные)

морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая

(материально выраженная) активность человека, получающая свое полное

проявление в целесообразной двигательной деятельности. Существуют 5

основных физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость и

выносливость.

Одним из основных физических качеств является выносливость.

Выносливость как двигательное качество, есть способность человека к

длительному

выполнению

какой-либо

двигательной

деятельности

без

снижения её эффективности.

Выносливость - это способность выполнять работу без изменения её

параметров.

Выносливость

-

это

способность

противостоять

физическому

утомлению в процессе мышечной деятельности.

Ещё более раскрытое определение выносливости даёт Озолин Н.Г. Он

считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к

длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как

способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во

время работы и после неё. Исходя из разных точек зрения авторов, прейдя к

целостному осмыслению разнообразных научных знаний о выносливости как

физической способности, и на основании этого можно заключить, что

длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступившим

утомлением, то выносливость можно также определить, как способность

организма преодолевать наступающее утомление.

Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не

может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам

и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого

объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной

разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого

восстановления.

Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств

отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен процесс развития

данного физического качества. (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.:

Академия, 2000. - 480 с.).

Различают общую и специальную выносливость. Первая является

частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая - частью

специальной подготовленности.

По мнению Скородумовой А.П., если выполняемая работа носит

неспецифический характер, то способность выполнять её без изменения

параметров называют общей выносливостью, а если работа носит более

специфический характер, - специальной. Рассмотрим более подробно данные

понятия.

Общая выносливость - это способность человека к продолжительному

и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности,

вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы

(при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно

высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС и др.

системам. Во-вторых, это способность выполнять работу с невысокой

интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных

источников

энергообеспечения.

Поэтому

её

ещё

называют

аэробной

выносливостью. В-третьих, Матвеев Л.П. полагает, что термин "общая

выносливость" означает совокупность функциональных свойств организма,

которые

составляют

неспецифическую

основу

проявлений

работоспособности в различных видах деятельности. В-четвёртых, это

способность человека к продолжительному и эффективному выполнению

работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние

на развитие специфических компонентов работоспособности человека,

благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса"

тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Например, человек, который может выдержать длительный бег в умеренном

темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же

темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.), так как в них решающим

фактором является уровень развития аэробных возможностей организма.

По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. считают, что общая

выносливость является основой высокой физической работоспособности,

необходимой

для

успешной

профессиональной

деятельности;

играет

существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как

важный компонент физического здоровья, и к тому же, общая выносливость

служит основой для развития специальной выносливости, а это значит, что

она необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на

которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узкой

направленности.

Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять

работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на

возникающее утомление. Во-вторых, термин "специальная выносливость"

означает способность противостоять утомлению в условиях специфических

нагрузок,

особенно

при

максимальной

мобилизации

функциональных

возможностей организма для достижений в избранном виде спорта. В-

третьих, Озолин Н.Г. считает, что специальная выносливость - это не только

способность

бороться

с

утомлением,

но

и

способность

выполнить

поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной

дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и др. циклические виды спорта)

или определённого времени (футбол, теннис, бокс, водное поло и др.). В-

четвёртых, это выносливость по отношению к определенной двигательной

деятельности.

В течение всей работы с участниками экспериментальной группы в

процессе

занятий

применялись

целенаправленные

и

комплексные

разнообразные средства и методы, направленные на развитие качества

выносливости, с применением различных форм организации тренировочного

процесса. В комплексе с общей физической подготовкой большое значение

уделялось решению задач специальной физической подготовки, которая

решалась с помощью увеличения доли силовых упражнений, времени на

развитие выносливости, развитие быстроты и ловкости применительно к

требованиям игровой деятельности.

В ходе проведенного исследования, мы сравнили результаты

развития

качества

выносливости

у

юных

футболистов,

выявив

динамику их роста и пришли к следующим выводам:

- с учащимися экспериментальной группы проводились 4-х разовые

тренировочные

занятия

с

применением

новых

комплексов

упражнений для повышения качества выносливости. Количественные

данные исследования представлены в виде гистограмм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

1250

1150

1250

1100

1050

1280

1300

1250

1280

1120

1320

1000

1400

1200

900

1400

1300

1320

1250

1220

1420

1450

1400

1400

1280

1480

1150

1500

1300

1050

Показатели выносливости экспериментальной группы

в начале тренировочногогода

в конце тренировочного года

спортсмены

метры

Способность к выносливости у юных спортсменов увеличилась в

течение года в среднем на 11,9 %.

У занимающихся контрольной группы вместо 4-х занятий проводилось

одно занятие в неделю, что привело к незначительному повышению

показателей физических способностей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

1045

1170

1140

1220

1075

1245

1075

1380

1095

900

1200

1220

1130

1160

1150

1125

1270

1220

1300

1175

1325

1125

1400

1175

1000

1250

1320

1200

1230

1200

Показатели выносливости контрольной группы

в начале тренировочного года

в конце тренировочного года

спортсмены

метры

Способность к выносливости у юных спортсменов повысилась в течение года в

среднем на 6,7%.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения,

вызывающие

максимальную

производительность

сердечнососудистой

и

дыхательной систем и удержание высокого уровня потребления кислорода

длительное время. Мышечная работа обеспечивается за счет, преимущественного

аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой,

переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от

нескольких до десятков минут.

Упражнения на развитие выносливости.

1. Бег умеренной интенсивности с ходьбой на средние дистанции, а также кросс

по пересеченной местности с подъемами и спусками.

2. Длительный бег по периметру игрового поля: по боковым линиям приставными

шагами, по линиям ворот спиной и лицом вперед.

3. Бег по игровому полю следующим образом: по боковой линии - бег в среднем

темпе, по диагонали - рывок на 10-15 м с переходом на медленный бег, по линии

ворот - бег спиной вперед и т.д.

4. Бег по периметру игрового поля с рывками по звуковому сигналу в течение

3-5 с.

5. Бег с препятствиями. Стартуя, занимающиеся через 5 м возвращаются спиной

вперед на линию старта, вновь набирают скорость, змейкой обегают 4 стойки,

расположенные в 2-х м друг от друга, перепрыгивают через 4 барьера,

расположенные в 3-х м друг от друга, и приставными шагами возвращаются к

линии старта.

6. Бег прыжками 15 м, поворот направо на 90° - семенящий бег 15 м, поворот

налево на 90° - бег с высоким подниманием бедер 15 м, поворот налево на 90° с

рывком к месту старта.

7. Игровое упражнение на удержание мяча 5x3 по всему игровому полю.

8. Игровое упражнение 4x4 по всему игровому полю с персональной опекой

соперников, владеющих мячом.

9. Игровое упражнение 4x2 на одной половине игрового поля. Владеющие

мячом могут выполнять не более двух касаний.

10. Передачи мяча низом, верхом в парах на расстоянии 8-12 м в течение 5-6 мин.

Вариант: то же, но после каждой передачи - прыжок вверх с махом руками.

ВЫВОДЫ:

Нами была разработана экспериментальная методика, которая состояла из

двух больших комплексов, в задачи которых входило развитие общей (аэробной)

выносливости (физиологический режим: ориентировочное время непрерывной

работы при пульсе 140 уд/мин для различных половозрастных групп — 4-15 мин.

Отдых между сериями - до пульса 110 уд/мин.) и развитие скоростной

(анаэробной) выносливости (Физиологический режим: ориентировочное время

непрерывной работы при пульсе 190 уд\мин для различных половозрастных групп

- 10-40 сек., темп работы - субмаксималльный. Отдых между сериями - до пульса

130 уд/мин.)

На основе полученных данных в начале исследования был

выявлен уровень физической подготовленности у футболистов

10-11

лет.

На

конечном

этапе

уровень

физической

подготовленности был различен. Так, у контрольной группы

физической подготовленности осталось на прежнем уровне, а у

экспериментальной

группы

физическая

подготовленность

повысилась.

Способность к выносливости в контрольной группе

повысилась в течение года в среднем на 6,7%, в экспериментальной на

11, 9%.

Предположение, что уровень развития общей выносливости у юных

футболистов

повышает

технико-тактическое

мастерство,

подтвердилось. В связи с этим мы считаем, что нужно уделить

повышенное

внимание

развитию

общей

выносливости

у

юных

футболистов.

Используемая литература:

- Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000;

- А.П. Скородумова, Комплексный контроль в спортивных играх. – М.:

Советский спорт, 2010;

- Н.Г. Озолин, Развитие выносливости спортсменов. - Москва: Физкультура

и спорт, 1959;

-Матвеев Л.П., Основы спортивной тренировки, Издательство: ФиС, 1977.



В раздел образования