Автор: Устинова Мария Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Центр Образования №633
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Определение степени соответствия организации урока требованиям ФГОС, реализации системно-деятельностного подхода
Раздел: среднее образование
Структурный анализ урока – основа всех анализов. Он является логической
последовательностью и взаимосвязью структурных элементов урока, помогая выделить
ряд дополнительных этапов урока. Структурный анализ предполагает выделение и
оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, которой обеспечивается
развитие познавательных способностей учеников.
КРИТЕРИИ
Схема структурного анализа урока может выглядеть следующим образом:
1.
Определить тему и цель урока;
2.
Рассмотреть содержание урока;
3.
Охарактеризовать виды деятельности учителя и учеников;
4.
Подвести итоги урока, какие результаты получены.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
Этапы урока:
I.
- организационный;
II.
— проверка домашнего задания;
III.
— всесторонняя проверка знаний;
IV.
— подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового
материала;
V.
— усвоение новых знаний;
VI.
— проверка понимания учащимися нового материала;
VII.
— закрепление нового материала;
VIII.
- информация учащихся о домашнего задания, инст руктаж по его выполнению.
Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но
обязательно по следующим параметрам:
1.
дидактическая задача этапа;
2.
содержание этапа;
3.
условия достижения положительных результатов этапа;
4.
показатели выполнения дидактической задачи этапа
КАРТА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА
Цель: определение степени соответствия организации урока
требованиям ФГОС, реализации системно-деятельностного подхода
Тип урока:
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
(Урок постановки учебной задачи)
Урок закрепления знаний (Урок решения учебной задачи)
Урок комплексного применения знаний (совершенствование,
рефлексия)(Урок моделирования и преобразования модели)
Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической
направленности) (Урок решения задач частным способом, решения
частных задач с применением открытого способа)
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (Урок
контроля и оценки)
Критерии урока
Параметры оценки
Оценивание
Целеполагание
Отсутствует
0
На этапе целеполагания
1
На отдельных этапах урока
2
Цель урока определяется учителем
1
Цель урока согласуется в обсуждении с
учениками
2
Оформляются несколько целей урока: учителем –
для себя, учениками – для себя
3
Цели урока
Нельзя измерить, продиагностировать
0
Диагностичны, измеряемы
1
Создание
мотивационного
поля
Отсутствует
0
На этапе целеполагания
1
На отдельных этапах урока
2
Эмоциональная (доброжелательность,
заинтересованность учебным материалом)
1
Эмоциональная, содержательная (интересные
формы, нестандартный урок и др.)
2
Эмоциональная, содержательная, социальная
(ученик осознаёт, насколько важен для него
учебный материал)
3
Нет связи с жизнью, практической деятельностью
0
Содержание урока
(подбор
материала)
Прослеживается связь с жизнью, практической
деятельностью
1
Прослеживается связь с жизнью, практической
деятельностью. Имеется интеграция содержания
2
Репродуктивный (выполнение по образцу)
0
Репродуктивный с включением самостоятельной
работы
1
Поисковый, творческий
2
Формы
организации
деятельности
учащихся на
уроке
Неактивные
0
Активные (диалог, диспут, проблема и пр.)
1
Интерактивные (активны все, взаимодействие и
пр.)
1
Фронтальные(все ученики одновременно
выполняют одинаковую, общую для всех работу)
0
Самостоятельная( индивидуальная)работа
(каждый ученик получает для самостоятельного
выполнения задание, специально для него
подобранное) –
1
Работа в группах (однородная групповая работа
предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а
дифференцированная – выполнение различных
заданий разными группами) –
1
Работа в парах
1
Управление
познавательной
деятельностью
лицеистов и
характеристика
деятельности
учащихся на
уроке
Учащиеся:
Принимают проблемную ситуацию, заданную
учителем;
Принимают цели и задачи, поставленные
учителем;
Используют предложенный алгоритм действий;
Используют предложенные ресурсы
1
Учащиеся:
Принимают проблемную ситуацию, заданную
учителем;
Ставят цель, формулируют задачи по
достижению заданной цели;
Выбирают алгоритм решения задач из
предложенных алгоритмов;
Выбирают необходимые ресурсы;
Самостоятельно планируют и осуществляют
текущий контроль своих действий
2
Учащиеся:
Самостоятельно выявляют и формулируют
проблему;
Ставят цель, определяют задачи, способы
достижения цели и предполагаемые результаты;
Создают алгоритм действий;
Находят ресурс для выполнения действий;
Соотносят запланированный и полученный
результат;
3
Планируют свою дальнейшую деятельность
Методы и
приёмы,
используемые на
уроке
Использование не оправдано, методы и приемы
репродуктивные
0
Выбор оправдан, соответствует целям урока,
используются методы и приемы репродуктивные
и продуктивные
1
Предполагают включение учащихся как
субъектов деятельности нанекоторых этапах
урока; характер деятельностный –
2
Предполагают включение учащихся как
субъектов деятельности навсех этапах урока;
характер компетентностноориентированный
3
Использование
технологий
Технология проблемного обучения
1
Технология организации самостоятельной
деятельности школьников
1
Технология развития критического мышления
1
Технология диалогового взаимодействия
1
Технология развивающего обучения
Технологии интерактивного и дистанционного
обучения
1
Технология организации проектной деятельности
школьников
1
Технология организации учебно-
исследовательской деятельности
1
_
0
Коммуникация
учащихся
Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в
паре, группе, классе
1
Задают вопросы на понимание, договариваются о
процедуре работы в группе, взаимодействуют
друг с другом
2
Используют средства письменной и формы
устной коммуникации для конструктивного
диалога, ставят адекватные цели, успешно
справляются с конфликтной ситуацией, ведут
дискуссию, приводят аргументы
3
Формирование
УУД
Наличие в конспекте урока. Во время объяснения
нового
материала преобладает время активного
объяснения материала учителем
1
Активное объяснение материала учителем с
включением проблемных вопросов,
эвристической беседы
2
Оптимальное сочетание объяснения материала
учителем с сообщениями учащихся. Объяснение
материала носит проблемный характер
3
Организация
обратной связи на
уроке
Обратная связь на уровне контроля: учитель
спрашивает - ученик отвечает. Отношения на
уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика)
1
Инициатива исходит от учителя (ставит проблему
и т.п.), но ученики могут выбрать способы и
формы обратной связи. Отношения строятся на
уровне «субъект-объект/субъект». При
организации обратной связи учитель учитывает
разные способы восприятия информации
учащимися
2
Постоянное «субъект/субъектное»
взаимодействие между учителями и учащимися,
учеников между собой; совместное
моделирование ситуаций для проявления
компетентностей как учителя, так и учеников.
Обратная связь как особая образовательная среда
(оценки обсуждаются совместно с учащимися).
Рефлексия, самооценка не только результата, но и
деятельности
3
Рефлексивность
(рефлексия)
Отсутствует
0
Рефлексия учителя
1
Эмоциональная рефлексия
2
Оценка результата
3
Оценка деятельности
3
Ученики высказываются по поводу результата
урока
1
Ученики оценивают результат и процесс
деятельности
2
Ученики объективно анализируют результаты
урока и определяют субъективное значение
результатов деятельности
3
Результативность
урока
Результат не достигнут или достигнут учителем.
0
Результаты урока совпадают с целью урока,
поставленной учителем
1
Сформирована направленность на предметные
компетентности (указать в выводах, какие);
наличие продукта. Результат достигнут
отдельными учащимися
2
Сформирована направленность на предметные,
общепредметные компетентности (указать,
какие); наличие продукта деятельности, знаний о
его практическом применении. Большая часть
класса достигла результата
3
Сформирована направленность на предметные,
общепредметные компетентности, развивались
ключевые компетентности (указать, какие).
Результат достигнут каждым учащимся
4
Домашнее задание
Задания, подобные классным. Объём не более 25-
30% от классной работы
1
Задания, дифференцированного характера
2
Контекстные задания, для решения которых
необходима информация
3
Оценивание
(указывается по
факту, без баллов)
Традиционное, отметки по 5-бальной шкале
-
Критериальные оценки (листы самооценки,
взаимооценки по критериям и пр.)
-
Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (Р – результат)
сравнить с ключом
• Если35 ≤ Р ≤ 49, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход
(высокий уровень методики:соответствия урока требованиям ФГОС);
• Если17 ≤ Р ≤ 34, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный
подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 0 ≤ Р ≤ 16, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий
уровень соответствия урока требованиям ФГОС)
Выводы и рекомендации:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Алгоритмом системной методической работы по этой карте