Напоминание

Определение степени соответствия организации урока требованиям ФГОС, реализации системно-деятельностного подхода


Автор: Устинова Мария Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Центр Образования №633
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Определение степени соответствия организации урока требованиям ФГОС, реализации системно-деятельностного подхода
Раздел: среднее образование





Назад




Структурный анализ урока – основа всех анализов. Он является логической

последовательностью и взаимосвязью структурных элементов урока, помогая выделить

ряд дополнительных этапов урока. Структурный анализ предполагает выделение и

оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, которой обеспечивается

развитие познавательных способностей учеников.

КРИТЕРИИ

Схема структурного анализа урока может выглядеть следующим образом:

1.

Определить тему и цель урока;

2.

Рассмотреть содержание урока;

3.

Охарактеризовать виды деятельности учителя и учеников;

4.

Подвести итоги урока, какие результаты получены.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

Этапы урока:

I.

- организационный;

II.

— проверка домашнего задания;

III.

— всесторонняя проверка знаний;

IV.

— подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового

материала;

V.

— усвоение новых знаний;

VI.

— проверка понимания учащимися нового материала;

VII.

— закрепление нового материала;

VIII.

- информация учащихся о домашнего задания, инст руктаж по его выполнению.

Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но

обязательно по следующим параметрам:

1.

дидактическая задача этапа;

2.

содержание этапа;

3.

условия достижения положительных результатов этапа;

4.

показатели выполнения дидактической задачи этапа

КАРТА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА

Цель: определение степени соответствия организации урока

требованиям ФГОС, реализации системно-деятельностного подхода

Тип урока:

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

(Урок постановки учебной задачи)

Урок закрепления знаний (Урок решения учебной задачи)

Урок комплексного применения знаний (совершенствование,

рефлексия)(Урок моделирования и преобразования модели)

Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической

направленности) (Урок решения задач частным способом, решения

частных задач с применением открытого способа)

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (Урок

контроля и оценки)

Критерии урока

Параметры оценки

Оценивание

Целеполагание

Отсутствует

0

На этапе целеполагания

1

На отдельных этапах урока

2

Цель урока определяется учителем

1

Цель урока согласуется в обсуждении с

учениками

2

Оформляются несколько целей урока: учителем –

для себя, учениками – для себя

3

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

0

Диагностичны, измеряемы

1

Создание

мотивационного

поля

Отсутствует

0

На этапе целеполагания

1

На отдельных этапах урока

2

Эмоциональная (доброжелательность,

заинтересованность учебным материалом)

1

Эмоциональная, содержательная (интересные

формы, нестандартный урок и др.)

2

Эмоциональная, содержательная, социальная

(ученик осознаёт, насколько важен для него

учебный материал)

3

Нет связи с жизнью, практической деятельностью

0

Содержание урока

(подбор

материала)

Прослеживается связь с жизнью, практической

деятельностью

1

Прослеживается связь с жизнью, практической

деятельностью. Имеется интеграция содержания

2

Репродуктивный (выполнение по образцу)

0

Репродуктивный с включением самостоятельной

работы

1

Поисковый, творческий

2

Формы

организации

деятельности

учащихся на

уроке

Неактивные

0

Активные (диалог, диспут, проблема и пр.)

1

Интерактивные (активны все, взаимодействие и

пр.)

1

Фронтальные(все ученики одновременно

выполняют одинаковую, общую для всех работу)

0

Самостоятельная( индивидуальная)работа

(каждый ученик получает для самостоятельного

выполнения задание, специально для него

подобранное) –

1

Работа в группах (однородная групповая работа

предполагает выполнение небольшими группами

учащихся одинакового для всех задания, а

дифференцированная – выполнение различных

заданий разными группами) –

1

Работа в парах

1

Управление

познавательной

деятельностью

лицеистов и

характеристика

деятельности

учащихся на

уроке

Учащиеся:

Принимают проблемную ситуацию, заданную

учителем;

Принимают цели и задачи, поставленные

учителем;

Используют предложенный алгоритм действий;

Используют предложенные ресурсы

1

Учащиеся:

Принимают проблемную ситуацию, заданную

учителем;

Ставят цель, формулируют задачи по

достижению заданной цели;

Выбирают алгоритм решения задач из

предложенных алгоритмов;

Выбирают необходимые ресурсы;

Самостоятельно планируют и осуществляют

текущий контроль своих действий

2

Учащиеся:

Самостоятельно выявляют и формулируют

проблему;

Ставят цель, определяют задачи, способы

достижения цели и предполагаемые результаты;

Создают алгоритм действий;

Находят ресурс для выполнения действий;

Соотносят запланированный и полученный

результат;

3

Планируют свою дальнейшую деятельность

Методы и

приёмы,

используемые на

уроке

Использование не оправдано, методы и приемы

репродуктивные

0

Выбор оправдан, соответствует целям урока,

используются методы и приемы репродуктивные

и продуктивные

1

Предполагают включение учащихся как

субъектов деятельности нанекоторых этапах

урока; характер деятельностный –

2

Предполагают включение учащихся как

субъектов деятельности навсех этапах урока;

характер компетентностноориентированный

3

Использование

технологий

Технология проблемного обучения

1

Технология организации самостоятельной

деятельности школьников

1

Технология развития критического мышления

1

Технология диалогового взаимодействия

1

Технология развивающего обучения

Технологии интерактивного и дистанционного

обучения

1

Технология организации проектной деятельности

школьников

1

Технология организации учебно-

исследовательской деятельности

1

_

0

Коммуникация

учащихся

Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в

паре, группе, классе

1

Задают вопросы на понимание, договариваются о

процедуре работы в группе, взаимодействуют

друг с другом

2

Используют средства письменной и формы

устной коммуникации для конструктивного

диалога, ставят адекватные цели, успешно

справляются с конфликтной ситуацией, ведут

дискуссию, приводят аргументы

3

Формирование

УУД

Наличие в конспекте урока. Во время объяснения

нового

материала преобладает время активного

объяснения материала учителем

1

Активное объяснение материала учителем с

включением проблемных вопросов,

эвристической беседы

2

Оптимальное сочетание объяснения материала

учителем с сообщениями учащихся. Объяснение

материала носит проблемный характер

3

Организация

обратной связи на

уроке

Обратная связь на уровне контроля: учитель

спрашивает - ученик отвечает. Отношения на

уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика)

1

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему

и т.п.), но ученики могут выбрать способы и

формы обратной связи. Отношения строятся на

уровне «субъект-объект/субъект». При

организации обратной связи учитель учитывает

разные способы восприятия информации

учащимися

2

Постоянное «субъект/субъектное»

взаимодействие между учителями и учащимися,

учеников между собой; совместное

моделирование ситуаций для проявления

компетентностей как учителя, так и учеников.

Обратная связь как особая образовательная среда

(оценки обсуждаются совместно с учащимися).

Рефлексия, самооценка не только результата, но и

деятельности

3

Рефлексивность

(рефлексия)

Отсутствует

0

Рефлексия учителя

1

Эмоциональная рефлексия

2

Оценка результата

3

Оценка деятельности

3

Ученики высказываются по поводу результата

урока

1

Ученики оценивают результат и процесс

деятельности

2

Ученики объективно анализируют результаты

урока и определяют субъективное значение

результатов деятельности

3

Результативность

урока

Результат не достигнут или достигнут учителем.

0

Результаты урока совпадают с целью урока,

поставленной учителем

1

Сформирована направленность на предметные

компетентности (указать в выводах, какие);

наличие продукта. Результат достигнут

отдельными учащимися

2

Сформирована направленность на предметные,

общепредметные компетентности (указать,

какие); наличие продукта деятельности, знаний о

его практическом применении. Большая часть

класса достигла результата

3

Сформирована направленность на предметные,

общепредметные компетентности, развивались

ключевые компетентности (указать, какие).

Результат достигнут каждым учащимся

4

Домашнее задание

Задания, подобные классным. Объём не более 25-

30% от классной работы

1

Задания, дифференцированного характера

2

Контекстные задания, для решения которых

необходима информация

3

Оценивание

(указывается по

факту, без баллов)

Традиционное, отметки по 5-бальной шкале

-

Критериальные оценки (листы самооценки,

взаимооценки по критериям и пр.)

-

Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (Р – результат)

сравнить с ключом

• Если35 ≤ Р ≤ 49, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход

(высокий уровень методики:соответствия урока требованиям ФГОС);

• Если17 ≤ Р ≤ 34, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный

подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);

• если 0 ≤ Р ≤ 16, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий

уровень соответствия урока требованиям ФГОС)

Выводы и рекомендации:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Алгоритмом системной методической работы по этой карте



В раздел образования