Автор: Мальцева Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ г. Омска " Школа-интернат основного общего образования № 2."
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Современные формы,методы и приёмы воспитания патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
Тема: Современные формы,методы и приёмы воспитания патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Итак, дошкольное детство — начальный этап становления личности и ориентации на
социум. Этот период наиболее благоприятный для эмоционально-психологического
воздействия на ребенка: образы восприятия действительности, культурного
пространства очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и
на всю жизнь.
Вопросами патриотического воспитания дошкольников занимались такие
исследователи, как Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина, М.Ю.Новицкая, В.И.Логинова,
С.А.Козлова, Г.Н.Данилина и другие (обзор выставки методическое литературы).
В частности, под патриотическим воспитанием Людмила Васильевна Кокуева понимает
взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и приобщении к истокам
региональной культуры, природе родного края.
Любой уголок нашей страны неповторим. У каждого города — свое «лицо», В нашем
городе Омске много интересных зданий, памятников архитектуры, музеев, заводов,
фабрик, красивых улиц. Наш родной край знаменит писателями, художниками,
архитекторами, композиторами, спортсменами и другими известными людьми.
Система работы по формированию у детей представлений о родном городе
включает в
себя: цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы
совместной деятельности педагогов и детей, условия воспитания патриотизма,
критерии сформированности патриотизма старших дошкольников.
Цель:
o
формирование представлений детей об историческом прошлом и
настоящем города Омска;
o
развитие эстетического восприятия, кругозора детей;
o
воспитание интереса и любви к родному городу, краю; гордости за труд
людей, которые делают наш город знаменитым.
Содержание совместной деятельности педагога с детьми в процессе
формирования представлений о родном городе.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе интегративного подхода,
т. е. используется интеграция всех видов деятельности и форм организации:
o
проведение целевых прогулок, экскурсий в музеи, выставочные залы,
библиотеки, театры;
o
наблюдения, познавательные беседы, чтение соответствующей
литературы;
o
все виды игр, открытых мероприятий, конкурсов, выставок;
o
викторины, праздники, совместный с родителями досуг.
Слайд: Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по
формированию представлений о родном городе.
В процессе образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
(ФЦКМ) воспитатели младших и средних групп знакомят детей с названием родного
города, его улицами, некоторыми зданиями социального и культурного назначения, с
изделиями Вятских мастеров; воспитатели старших и подготовительных
групп рассказывают детям о городе Омске; современном и историческом его названии,
знакомят ребят со знаменитыми людьми, старых и современных названиях улиц
родного города. В ходе проведения режимных моментов дети рассматривают открытки с
достопримечательностями города, репродукциями художников-земляков, изделиями
декоративно-прикладного искусства, знакомятся с картой Кирова и области.
Особое внимание уделяется изучению дымковской игрушки, творчества известных
мастериц Коноваловой Е.П., Кошкиной Е.П.
Задачи формирования представлений о малой Родине у детей 5-7 лет решаются также в
ходе реализации педагогических проектов: «Я — Кировчанин!» (подготовительная к
школе группа), «Мой любимый город» (старшая группа).
Создание условий для реализации
поставленных задач:
o
приобретение литературы,
энциклопедий, пособий по теме,
изучение существующего опыта;
o
оформление выставки изделий
народных мастеров;
o
создание фотоальбома
памятников архитектуры нашего
города, оформление альбомов с
видами города Омска;
o
приобретение различных
конструкторов, оформление схем,
карт;
o
изготовление и пополнение
атрибутов к играм и постройкам;
o
подборка презентаций
(слайдов) по теме «Ознакомление
с родным городом».
Рекомендуем для работы по духовно-нравственному воспитанию детей методическое
пособие, изданное в Омске авторским коллективом педагогов из нескольких детских
садов. Данное пособие предназначено для проведения занятий кружка «Дорогою
добра», но может быть использовано в качестве дополнительного материала к
программе. Все занятия разработаны с учетом принципа интеграции, сопровождаются
наглядным материалом по изучаемой теме (на диске — в виде презентаций). В
содержании занятий отражена специфика воспитательных традиций Вятской земли.
4.
А теперь немного отдохнем. В эфире рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО!»: «А знаете ли
вы, что...» (интересные факты из жизни наших знаменитых земляков).
Уважаемые коллеги, вы сегодня узнали для себя что-то новое? «Век живи, век —
учись!» Говорят: не стыдно не знать, стыдно — не пытаться узнать...
5.
Помните: ключевая задача дошкольного образования — сохранение
любознательности ребенка. После любого занятия должно быть многоточие.
Информация должна разбудить интерес, спровоцировать вопросы ребенка. Если
ребенок в возрасте 4-7 лет не задает вопросов взрослому, это — тревожный звоночек
для всех... Перспектива успешного обучения в школе во многом зависит от того,
развит ли у дошкольника познавательный интерес.
Метод проекта позволяет нам разбудить интерес ребенка к истории своего родного
города, воспитать в маленьком гражданине любовь к своей малой родине, гордость за
своих знаменитых земляков.
Семинар - практикум
Тема: «Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья».
(ознакомление с историей родного края)
№ Содержание
Форма
План проведения
1.
«Система
работы ДОУ
по
ознакомлению
дошкольников
с историей
родного края»
Лекция
1. Сообщение
теоретического
материала:
а) воспитание
любви к своей
малой родине;
б) организация
развивающей
среды; в)
ознакомление
детей с историей
родного края
через различные
формы работы;
г) совместная
деятельность ДОУ
и семьи в
вопросах
приобщения
дошкольников к
истории родного
края (анализ
анкетирования).
2. Обзор
литературы по
№ Содержание
Форма
План проведения
теме.
3. Задания для
воспитателей:
разработ
ать
перспективный
план работы по
ознакомлению
дошкольников с
историей и
традициями
народов
Омского
Прииртышья
(соответственно
возрасту
детей);
продумат
ь развивающую
среду в своей
группе при
ознакомлении
детей с
историей
родного края;
Успехов вам и спасибо за внимание!