Напоминание

«Вкусная» гимнастика для чистой речи


Автор: Дрыкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 389
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Вкусная» гимнастика для чистой речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Вкусная» гимнастика для чистой речи

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка.

Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям,

необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют

специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек,

подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Как же

сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны?

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 10-15 минут, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо. Поэтому лучше

заниматься перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый находится

напротив ребенка лицом к нему.

Приступайте к выполнению упражнений в хорошем настроении.

Приведу примеры некоторых игр:

1. "Вкусное варенье" - предложите ребёнку облизать блюдце с вареньем (мёдом, джемом,

мороженым). Или намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Просим

широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз. При выполнении

упражнения растягивается подъязычная уздечка, улучшается подвижность языка, что

очень важно для постановки и автоматизации сонорных звуков (в частности, звуков р, л).

2. "Витаминчики" – необходимо язычком слизать сахар с колечка лимона (или других

фруктов) по кругу, вверх-вниз. С помощью губ можно отрывать ягоды с грозди

смородины, винограда, вишни, а также отрывать хвостик от клубники.

3. "Чашечка" - пусть ребёнок попробует загнуть язычок "чашечкой", налейте на язык с

помощью чайной ложки или пипетки немного сока (воды), попросите удержать его в

"чашечке" 3-5 секунд, затем можно проглотить. Это упражнение полезно для правильного

произношения шипящих звуков(ш,ж,ч,щ).

4. "Бублик" - несколько сушек лежит на чистом блюдце, попросите ребёнка поднять

сушку, обхватив её губами, без помощи рук перенести на другое блюдце. Когда работа

будет выполнена, можно немного подкрепиться.

5. "Язычок-гимнаст" – рот у ребёнка открыт, на язычок нанизываем сушку (аккуратно,

чтобы не возникало дискомфорта), предлагаем поднять и опустить язычок с сушкой,

подвигать им вправо-влево.

6. "Футболисты" -предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он перекатывает во

рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, вишню, сухарик, крупную круглую

карамельку.

7. "Мишки загорают" - высунуть широкий язык, положить на него пару мармеладных

мишек, удерживать их на язычке, не давая им упасть 3-5 секунд. Спрятать мишек в

"домик-ротик".

8.

"Чудо-конфетка" - с помощью чупа-чупса (конфета должна быть небольшого

диаметра) бережно массируем внутреннюю сторону щёк. Облизываем чупа-чупс, когда он

с боку, сверху, снизу.

9. "Моторчик" - поместите небольшой по размеру чупа-чупс под язычок ребёнка. Быстро

передвигайте конфетку вправо-влево, при этом пусть малыш пробует повторять без

остановки звук "д-д-д" или "дын-дын-дын". Упражнение помогает научить ребёнка

правильно произносить звук "р".

10. "Бобёр" - губки растянуть в улыбке, в зубах зажать соломку, удерживать 3-5 секунд.

Полезно при формировании правильного произношения свистящих звуков (с,з,ц).

11.

"Соломка"

- поместите соломку над верхней губой, пусть ребёнок попробует

удержать её.

12. "Художники" - взять соломку в зубы (как карандаш), нарисовать в воздухе круг,

написать цифру, букву, не выпуская соломку.

Желаю удачи!

Дрыкина Анастасия Сергеевна,

учитель-логопед I категории МКДОУ д\с № 389



В раздел образования