Напоминание

"Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"


Автор: Ермакова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка" станицы Новорождественской
Населённый пункт: Тихорецкого района Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы Ермаковой Екатерины Сергеевны, старшего

воспитателя МБДОУ №16 «Ласточка» ст. Новорождественской по

духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе

православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры, на

сегодняшний

день,

является

актуальной

темой.

Актуальность

диктуется

теми

противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в

обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство

причастности

к

наследию

прошлого.

Ведь

в

основе

человеческой

культуры

лежит

духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому

человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была

власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных

праздниках,

духовно

обогащают

ребенка,

воспитывают

гордость

за

свой

народ,

поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается

национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,

традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству,

в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных

сквозь

сито

веков.

Дети

должны

знать

традиции,

обычаи

русского

народа,

историю

народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы

приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей,

связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать

его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить,

но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться.

А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают,

за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания

ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со

своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями

семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день

попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым

местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит

усвоение

социальных

норм,

моральных

требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье

должны

сохраняться

и

передаваться

нравственные

и

духовные

обычая

и

цен ности,

созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные

перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на

многое

начинаем

смотреть

по-новому,

многое

для

себя

открываем

заново

и

переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое

внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что

воспитание

в

ребенке

гражданина

своей

Родины

неотделимо

от

воспитания

в

нем

гуманных

чувств:

доброты,

справедливости,

способности

противостоять

лжи

и

жестокости.

Новизна

опыта

ориентирована

на

вступивший

в

силу

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

одной

из

основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина:

«Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры,

без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно

вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные

основы жизни»

Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в

дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и

семейного воспитания.

Именно поэтому, проработав много лет в детском саду, я пришла к убеждению,

что

во спитание

без духовно-нравственной

основы

неполноценно.

Работа

по

православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и

дополняет

педагогический

процесс

и

вносит

в

жизнь

нашего

детского

сада

особую

одухотворенность.

Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей

к данной проблеме. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на

различные

мнения,

как

правило

всем

хотелось

бы,

чтобы

их

дети

были

знакомы

с

традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Проведенные беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная

часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они

плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или

совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной

педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте

происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на

основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления

представлений

о

добре,

зле,

о

нравственных

эталонах

и

нормах

поведения

и

взаимоотношений.

Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель

своей работы:

-

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности

ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного

здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при

освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и

взаимной помощи.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

-

Формировать

привычки

готовиться

и

отмечать

вместе

с

родителями

православные

календарные праздники;

- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

-

Совершенствовать

художественный

вкус,

развивать

творческий

потенциал

каждого

ребенка;

-

Ориентировать

семью

на

духовно-нравственное

воспитание

детей,

ознакомление

родителей

с

основами

православной

педагогики

и

психологии,

формирование

представлений о формах семейного уклада;

- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации

проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада;

- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;

- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни

человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

При работе с детьми использовались следующие методы обучения:

Наглядно-действенный метод :

показ сказок (педагогами, детьми);

рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

наблюдений;

экскурсий;

воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

чтение

сказок

и

стихотворений

детьми,

воспитателем

с

последующей

драматизацией:

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

рассказов детей о своих впечатлениях;

разбора житейских ситуаций;

Практический метод использовался, когда необходимо:

организация

продуктивной

деятельности:

ИЗО

(впечатления

после

занятия-

утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественский ангел и т.д.)

проведение

игр:

со

строительным

материалом

(«Ступеньки

к

Храму»),

дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»),

малоподвижные («Мирилка»)

На начальном этапе начинала работу с того, что выявила степень сформированности у

дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный

м о н и т о р и н г,

к о т о р ы й

о б о з н а ч и л

п р о б л е м у

и

п р о т и в о р е ч и е .

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был

составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому

направлению, использовала различные виды деятельности.

Особое внимание уделяла различным видам игр:

-пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»;

-сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дои». В организации сюжетно-ролевых

игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит

больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и

доброжелателен, продавец честен и совестлив;

-дидактические: ( «Праздники и традиции»,» «Собери храм», «Собери яйцо»,»Угадай по

описанию», «Добрые дела».

-конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

-подвижные игры: «Помоги бабушке и дедушке», игр-забав, народных и хороводных игр:

(«Горелки», «Мы веселые ребята», «Ловишка» и др.)

Продуктивная

деятельность

развивает

мелкую

моторику

рук,

способствует

формированию

эстетического

вкуса,

расширяет

представления

детей

об

окружающем

мире и его свойствах. Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и

именинников,

к

народным

и

православным

праздникам,

рисунки

по

мотивам

художественных произведений.

Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в

смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

Показ детьми и воспитателем кукольных спектаклей: сказка «Шарф – Покров»,

«Масленица», «Пасхальная сказка» и другие.

Проводились открытые занятия на тему: «Богородица – наша Заступница» (День

матери), «От матери небесной до матери земной», « В мире доброты».

Одним

из

важнейших

средств

духовно

нравственного

воспитания

является

система

праздников,

которые

проходят

в

течении

всего

года::

(Покров,

Рождество

Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Верба, Пасха, Благовещение,

Троица).

Тематические выставки детского творчества на тему: («Рождество», «Пасхальный

благовест»).

Чтения сказок: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да

соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

Беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,

«Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело»,

И почти каждое

занятие

предполагает

использование

в

практической

части

различных

видов

художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки.

В

деле

духовно-нравственного

воспитания

ребенка

большое

значение

имеет

взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в

соответствии с православными традициями утрачен.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, весьма обеспокоены

духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их

нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире

духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду,

найдёт

своё

отражение

в

дальнейшей

жизни

и

окажет

исключительное

влияние

на

последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась

следующих результатов:

для детей:

- созданы

внутренние

предпосылки

для

дальнейшего

личностного

развития

и

эмоционального благополучия ребенка;

- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;

- сформированы чувства национального достоинства;

для педагогов:

- объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к

народной национальной культуре;

- разработано перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на

основе православной культуры;

для родителей:

- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих

детей;

- объединены в реализации

социально - активных родителей в области духовно-

нравственного развития и воспитания детей;

-

создана

система

социального

партнёрства

ДОУ

и

семьи

в

вопросах

духовно-

нравственного воспитания детей;

А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному

воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого,

доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь

жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно,

чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые,

чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно

наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное



В раздел образования