Автор: Ермакова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка" станицы Новорождественской
Населённый пункт: Тихорецкого района Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Ермаковой Екатерины Сергеевны, старшего
воспитателя МБДОУ №16 «Ласточка» ст. Новорождественской по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе
православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры, на
сегодняшний
день,
является
актуальной
темой.
Актуальность
диктуется
теми
противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в
обществе.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство
причастности
к
наследию
прошлого.
Ведь
в
основе
человеческой
культуры
лежит
духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому
человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была
власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных
праздниках,
духовно
обогащают
ребенка,
воспитывают
гордость
за
свой
народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается
национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,
традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству,
в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных
сквозь
сито
веков.
Дети
должны
знать
традиции,
обычаи
русского
народа,
историю
народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы
приобщиться к её истокам.
Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей,
связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать
его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить,
но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться.
А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают,
за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания
ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со
своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями
семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день
попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым
местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье
должны
сохраняться
и
передаваться
нравственные
и
духовные
обычая
и
цен ности,
созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные
перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на
многое
начинаем
смотреть
по-новому,
многое
для
себя
открываем
заново
и
переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое
внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что
воспитание
в
ребенке
гражданина
своей
Родины
неотделимо
от
воспитания
в
нем
гуманных
чувств:
доброты,
справедливости,
способности
противостоять
лжи
и
жестокости.
Новизна
опыта
ориентирована
на
вступивший
в
силу
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
одной
из
основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина:
«Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры,
без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно
вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные
основы жизни»
Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в
дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и
семейного воспитания.
Именно поэтому, проработав много лет в детском саду, я пришла к убеждению,
что
во спитание
без духовно-нравственной
основы
неполноценно.
Работа
по
православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и
дополняет
педагогический
процесс
и
вносит
в
жизнь
нашего
детского
сада
особую
одухотворенность.
Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей
к данной проблеме. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на
различные
мнения,
как
правило
всем
хотелось
бы,
чтобы
их
дети
были
знакомы
с
традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Проведенные беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная
часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они
плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или
совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной
педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на
основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления
представлений
о
добре,
зле,
о
нравственных
эталонах
и
нормах
поведения
и
взаимоотношений.
Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель
своей работы:
-
содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности
ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного
здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при
освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и
взаимной помощи.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
-
Формировать
привычки
готовиться
и
отмечать
вместе
с
родителями
православные
календарные праздники;
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
-
Совершенствовать
художественный
вкус,
развивать
творческий
потенциал
каждого
ребенка;
-
Ориентировать
семью
на
духовно-нравственное
воспитание
детей,
ознакомление
родителей
с
основами
православной
педагогики
и
психологии,
формирование
представлений о формах семейного уклада;
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации
проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада;
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни
человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
Наглядно-действенный метод :
показ сказок (педагогами, детьми);
рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
наблюдений;
экскурсий;
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
чтение
сказок
и
стихотворений
детьми,
воспитателем
с
последующей
драматизацией:
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
рассказов детей о своих впечатлениях;
разбора житейских ситуаций;
Практический метод использовался, когда необходимо:
организация
продуктивной
деятельности:
ИЗО
(впечатления
после
занятия-
утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественский ангел и т.д.)
проведение
игр:
со
строительным
материалом
(«Ступеньки
к
Храму»),
дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»),
малоподвижные («Мирилка»)
На начальном этапе начинала работу с того, что выявила степень сформированности у
дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный
м о н и т о р и н г,
к о т о р ы й
о б о з н а ч и л
п р о б л е м у
и
п р о т и в о р е ч и е .
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был
составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому
направлению, использовала различные виды деятельности.
Особое внимание уделяла различным видам игр:
-пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»;
-сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дои». В организации сюжетно-ролевых
игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит
больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и
доброжелателен, продавец честен и совестлив;
-дидактические: ( «Праздники и традиции»,» «Собери храм», «Собери яйцо»,»Угадай по
описанию», «Добрые дела».
-конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».
-подвижные игры: «Помоги бабушке и дедушке», игр-забав, народных и хороводных игр:
(«Горелки», «Мы веселые ребята», «Ловишка» и др.)
Продуктивная
деятельность
развивает
мелкую
моторику
рук,
способствует
формированию
эстетического
вкуса,
расширяет
представления
детей
об
окружающем
мире и его свойствах. Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и
именинников,
к
народным
и
православным
праздникам,
рисунки
по
мотивам
художественных произведений.
Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в
смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
Показ детьми и воспитателем кукольных спектаклей: сказка «Шарф – Покров»,
«Масленица», «Пасхальная сказка» и другие.
Проводились открытые занятия на тему: «Богородица – наша Заступница» (День
матери), «От матери небесной до матери земной», « В мире доброты».
Одним
из
важнейших
средств
духовно
–
нравственного
воспитания
является
система
праздников,
которые
проходят
в
течении
всего
года::
(Покров,
Рождество
Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Верба, Пасха, Благовещение,
Троица).
Тематические выставки детского творчества на тему: («Рождество», «Пасхальный
благовест»).
Чтения сказок: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да
соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
Беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,
«Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело»,
И почти каждое
занятие
предполагает
использование
в
практической
части
различных
видов
художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки.
В
деле
духовно-нравственного
воспитания
ребенка
большое
значение
имеет
взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в
соответствии с православными традициями утрачен.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, весьма обеспокоены
духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их
нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире
духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду,
найдёт
своё
отражение
в
дальнейшей
жизни
и
окажет
исключительное
влияние
на
последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась
следующих результатов:
для детей:
- созданы
внутренние
предпосылки
для
дальнейшего
личностного
развития
и
эмоционального благополучия ребенка;
- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;
- сформированы чувства национального достоинства;
для педагогов:
- объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к
народной национальной культуре;
- разработано перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на
основе православной культуры;
для родителей:
- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих
детей;
- объединены в реализации
социально - активных родителей в области духовно-
нравственного развития и воспитания детей;
-
создана
система
социального
партнёрства
ДОУ
и
семьи
в
вопросах
духовно-
нравственного воспитания детей;
А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному
воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого,
доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь
жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно,
чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые,
чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно
наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное