Напоминание

Младший школьник


Автор: Усманова Изабелла Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОУ "Восточно-Сибирский лицей"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Формирование ценностных ориентаций у обучающихся начальных классов
Тема: Младший школьник
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование ценностных ориентаций у обучающихся начальных

классов

Formation of value orientations among primary school students

Усманова Изабелла Сергеевна

Г. Якутск НОУ НьВосточно-Сибирский лицей

Учитель начальных классов

В настоящее время назрела потребность в поиске возможных путей

разрешения сложившегося в практике общественной жизни противоречия

между существующими и должными, то есть социально значимыми

ценностями общества и ценностями, реально существующими в среде

младших школьников.

Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности

человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей

развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного

«Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность

действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую

активность.

Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Исследователем Э.

В. Соколовым выделяются следующие важнейшие функции ценностных

ориентаций:

экспрессивная,

способствующая

самоутверждению

и

самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать

другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность

личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и

посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты

личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами",

пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной

перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на

объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней

целостности

личности;

координации

внутренней

психической

жизни,

гармонизации психических процессов, согласование их во времени и

применительно к условиям деятельности.

Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется,

кодируется нравственное значение общественных явлений, а, с другой

стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность,

и выступают конечными основаниями моральных оценок.

Ценностные ориентации – одно из основных понятий, используемых

при

построении

психологических

концепций

личностной

регуляции

поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте

проблем

психологической

адаптации

личности

и

процессов

ее

саморегуляции.

Продуктивность учащихся младших классов напрямую

зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают.

От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на

дальнейшую взрослую жизнь.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону

направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему

миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро

мотивации

жизненной

активности,

основу

жизненной

концепции

и

«философии жизни» и как следствие продуктивности личности.

В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых

социокультурных тенденций растет интерес к исследованию содержательных

особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и

многомерного

отражения

реальности.

Перед

проведением

психодиагностической части исследования, опираясь на данные наблюдений

и результаты экспертного опроса, а, также применяя биографический метод

(в том числе изучение анамнеза), мы установили ряд общих для исследуемых

детей младшего школьного возраста особенностей, среди которых можно

выделить следующие:

2

1) неуверенность в себе, заниженная самооценка; неумение вступить в

контакт как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и

пассивности;

2) недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;

3) отсутствие смысла жизни;

4) высокий или средний интеллект;

5)

высокий уровень тревожности. У отдельных детей постоянно

возникают различные страхи (есть и фобии). Следствием последних зачастую

являются беспокойный сон и ночные кошмары;

6)

повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость;

жалобы на частые головные боли;

7) конфликты с родителями;

8) резко негативное отношение к учению (к школьному), враждебное

отношение к учителям.

Система

ценностей

составляет

основу

отношений

личности

к

окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной

стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и

ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей

начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и

жизненным самоопределением человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Божович,

Л.И.

Избранные

психологические

труды.

Проблемы

формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович - М.:

Международная педагогическая академия, 2004. – 212 с.

2.

Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед.

институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» /

М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; Под ред. М.В. Гамезо и

др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.

3



В раздел образования