Автор: Усманова Изабелла Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОУ "Восточно-Сибирский лицей"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Формирование ценностных ориентаций у обучающихся начальных классов
Тема: Младший школьник
Раздел: начальное образование
Формирование ценностных ориентаций у обучающихся начальных
классов
Formation of value orientations among primary school students
Усманова Изабелла Сергеевна
Г. Якутск НОУ НьВосточно-Сибирский лицей
Учитель начальных классов
В настоящее время назрела потребность в поиске возможных путей
разрешения сложившегося в практике общественной жизни противоречия
между существующими и должными, то есть социально значимыми
ценностями общества и ценностями, реально существующими в среде
младших школьников.
Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности
человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей
развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного
«Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность
действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую
активность.
Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Исследователем Э.
В. Соколовым выделяются следующие важнейшие функции ценностных
ориентаций:
экспрессивная,
способствующая
самоутверждению
и
самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать
другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность
личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и
посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты
личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами",
пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной
перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на
объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней
целостности
личности;
координации
внутренней
психической
жизни,
гармонизации психических процессов, согласование их во времени и
применительно к условиям деятельности.
Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется,
кодируется нравственное значение общественных явлений, а, с другой
стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность,
и выступают конечными основаниями моральных оценок.
Ценностные ориентации – одно из основных понятий, используемых
при
построении
психологических
концепций
личностной
регуляции
поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте
проблем
психологической
адаптации
личности
и
процессов
ее
саморегуляции.
Продуктивность учащихся младших классов напрямую
зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают.
От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на
дальнейшую взрослую жизнь.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону
направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро
мотивации
жизненной
активности,
основу
жизненной
концепции
и
«философии жизни» и как следствие продуктивности личности.
В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых
социокультурных тенденций растет интерес к исследованию содержательных
особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и
многомерного
отражения
реальности.
Перед
проведением
психодиагностической части исследования, опираясь на данные наблюдений
и результаты экспертного опроса, а, также применяя биографический метод
(в том числе изучение анамнеза), мы установили ряд общих для исследуемых
детей младшего школьного возраста особенностей, среди которых можно
выделить следующие:
2
1) неуверенность в себе, заниженная самооценка; неумение вступить в
контакт как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и
пассивности;
2) недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;
3) отсутствие смысла жизни;
4) высокий или средний интеллект;
5)
высокий уровень тревожности. У отдельных детей постоянно
возникают различные страхи (есть и фобии). Следствием последних зачастую
являются беспокойный сон и ночные кошмары;
6)
повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость;
жалобы на частые головные боли;
7) конфликты с родителями;
8) резко негативное отношение к учению (к школьному), враждебное
отношение к учителям.
Система
ценностей
составляет
основу
отношений
личности
к
окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной
стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и
ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей
начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и
жизненным самоопределением человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Божович,
Л.И.
Избранные
психологические
труды.
Проблемы
формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович - М.:
Международная педагогическая академия, 2004. – 212 с.
2.
Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед.
институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» /
М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; Под ред. М.В. Гамезо и
др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
3