Напоминание

Культурная жизнь блокадного Ленинграда


Автор: Мажаева Юлия Александровна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУДО "Дорогинская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п.Дорогино Новосибирская область
Наименование материала: Сценарий классного часа для школ искусств
Тема: Культурная жизнь блокадного Ленинграда
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий классного часа

«Культурная жизнь блокадного Ленинграда»

Рекомендуемые к прослушиванию произведения:

Дмитрий

Шостакович «Симфония №7 Ленинградская» 1 часть фрагмент

Иоганн Штраус Увертюра к оперетте «Летучая мышь»

Имре Кальман «Песенка графа Бони» ( Сильва )

П. И. Чайковский опера «Евгений Онегин» , 1 картина, ария Ольги «Я не

способна к грусти томной»

В преддверии 77-летия Великой Победы мы продолжаем говорить о самых

значимых событиях военного времени. 27 января День воинской славы

России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской

блокады (1944 год) — отмечается в соответствии с Федеральным законом от

13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях)

России»

Блокада

Ленинграда

это

военная

блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финским

и и испанскими войсками

с

участием

добровольцев

из Северной

Африки, Европы и военно-морских

сил

Италии во

время Великой

Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

— 872 дня (включительно с днём начала и конца).

Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его

защитников. Сотни раз каждый из нас видел эти фотографии, слышал

истории, читал книги… Но на самом деле, мы никогда не сможем в полной

мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном

Ленинграде.

Ежедневно

ленинградцы

демонстрировали

не

только

невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Они не

просто выживали – они творили и сохраняли величайшие ценности мирового

искусства. Потому что самое страшное, что может произойти с народом – это

потеря его культуры, исторической памяти и языка.

Деятельность различных творческих коллективов, а также отдельных

исполнителей в годы Великой Отечественной войны имела особую ценность.

Выступления артистов существенно поднимали боевой настрой солдат,

подчёркивали важность их дела - освобождения Отечества от захватчиков,

отогревали сердца и души людям, которые долгое время слышали не песни, а

грохот канонады, видели не танцы и театральные сценки, а горькие

последствия войны.

Артисты,

помимо прочего,

были своеобразными

посланцами, связывавшими город и фронт, ленинградцев и бойцов на

передовой.

Блокадным артистам удалось связать, казалось бы, противоположные

понятия: культура и война.

Культурная жизнь не замирала в Ленинграде даже в страшные дни блокады.

Редкие минуты отдыха от войны и пример мужества и стойкости русского

народа: в осаждённом городе давали концерты и спектакли, играли в футбол,

спасали памятники, часами просиживали в библиотеке и запоем читали

книги, спускаясь в бомбоубежища во время авианалётов.

18 октября 1942 года в Ленинграде, находящемся в плотном блокадном

кольце, открывается новый Городской театр.

Позже театр переименуют в Ленинградский драматический. Сегодня мы

знаем его как Санкт-Петербургский академический драматический театр им.

В. Ф. Комиссаржевской — один из флагманов культуры блокадного

Ленинграда.

Немцы, пристально следящие за информацией, поступающей из осаждённого

Ленинграда, в шоке: русские, вместо того, чтобы сдать город в первые же

дни, открыли новый театр!

(В труппу вошли артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина,

Нового ТЮЗа, агитвзвода Дома Красной Армии. В годы блокады здесь шли

«Русские люди» и «Жди меня» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука,

«Нашествие» Л. Леонова, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Олеко

Дундич» А. Ржешевского и М. Кац.)

Музыка в Ленинграде в годы блокады

Важную роль в культурной жизни блокадного Ленинграда играла музыка.

Музыканты оркестра, в годы блокады выступавшего на сцене Филармонии,

входили

в

состав

команды

противовоздушной

обороны:

жили

на

казарменном положении, поднимались по сигналу воздушной тревоги,

участвовали в тушении пожаров и последствий зажигательных бомб,

сброшенных на город, помогали строить оборонительные рубежи у стен

Ленинграда.

К середине лета 1942 года в немецких типографиях были напечатаны

билеты на торжественный банкет, посвящённый взятию Ленинграда.

Предполагалось, что он пройдёт 9 августа 1942 года в лучшем отеле

города, — сразу после парада гитлеровской армии на Дворцовой площади.

Но немцы не знали о том, что в Ленинград на одном из военных самолётов

уже прибыло «секретное оружие»: четыре тетради, исписанные нотами,

переданные Дмитрием Шостаковичем из эвакуации, — Симфония № 7

«Ленинградская». Её исполнение в осаждённом фашистами городе стало

свидетельством несгибаемого духа ленинградцев.

Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета ко дню

концерта понёс большие потери. Некоторые музыканты умерли от голода,

другие ослабели настолько, что едва могли репетировать. Чтобы восполнить

численность и состав оркестра, музыкантов отзывали из военных частей.

Ленинградская премьера Седьмой симфонии состоялась 9 августа 1942

года. Её исполнил Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением

дирижёра Карла Элиасберга.

Этот концерт транслировался по радио и по городским громкоговорителям.

Слышали его и немецкие войска, осаждавшие Ленинград. Спустя много лет

двое туристов из ГДР – бывшие солдаты — признались Элиасбергу: «Тогда,

9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу

силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Давайте послушаем фрагмент легендарной 7 симфонии (№1)

Памятники искусства: как в блокадном Ленинграде сохраняли и

восстанавливали скульптуру и архитектуру

А так выглядели хорошо знакомые нам здания и памятники в результате

бомбёжек. Сегодня, проходя мимо, мы не всегда задумываемся о том, какой

ценой удалось сохранить и восстановить дорогие нам уголки города.

В блокаду многие памятники и здания в Ленинграде маскировали, чтобы

сделать

их

незаметными

с

воздуха.

Специально

для

этого

была

сформирована

бригада

из спортсменов-альпинистов.

Им

предстояло

подниматься

на

шпили

Адмиралтейства

и

Петропавловского

собора,

на Исаакиевский

собор, Инженерный

замок...

В

качестве

маскировки

использовали специальные чехлы или защитные сетки, имитирующие зелень

и кустарники. А купол Исаакия и шпиль Адмиралтейства, например,

покрывали серой краской — так они сливались с пасмурным небом.

Книги и пресса в блокадном Ленинграде

В военное время в Ленинграде продолжали работать библиотеки, издавались

книги, была открыта «Книжная лавка писателей» — один из старейших

городских книжных магазинов. В те годы горожане продолжали искать

спасение в книгах. Это позволяло скоротать долгие вечера и ночи в

бомбоубежищах.

Шесть культурных подвигов блокадного Ленинграда

В Северной столице 27 января отмечается 70-я годовщина полного

освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. "РГ" выбрала шесть

самых значимых культурных событий, произошедших в городе за 900

трагических дней.

Вражеское кольцо сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года. Ленинград

перешел на осадное положение. Очень скоро почувствовалась нехватка

продовольствия, зимой встали трамваи, в квартирах отключилось электричество.

Но город жил, в том числе - музыкальной и театральной жизнью. Назло врагу в

осажденном городе звучали знаменитая Ленинградская симфония Шостаковича и

стихи Ольги Берггольц.

"Летучая мышь" под бомбами

В зловещий день 8 сентября в Театре музыкальной комедии давали "Летучую

мышь". Коллектив не был эвакуирован и вплоть до января 1942 года выступал с

регулярными спектаклями. Лишь 25 января в театр, где выступал коллектив

музкомедии, перестала поступать электроэнергия. Работу пришлось прекратить.

Группу артистов направили в район ладожской Дороги жизни - поближе к месту

доставки продовольствия. Композитор Иоган Штраус увертюра к опере (№2)

Но уже 4 марта спектаклем "Сильва" театр музкомедии возобновил работу. Зал

почти полностью заполнялся зрителями дважды в день. Песенка графа Бони

(№3)

Первый блокадный

14 сентября 1941 года в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный

концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-

инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить

регулярно. А 17 сентября по радио выступил Дмитрий Шостакович. Он сказал,

что окончил две части Седьмой симфонии, подчеркнул, что "опасность, грозящая

Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни".

Наш привет "туманному Альбиону"

28 сентября в Ленинграде прозвучал, пожалуй, самый необычный концерт за всю

блокадную пору. После значительного перерыва собрался Большой

симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Днем репетировали, а

ночью в эфире прозвучал концерт…для Англии. После этого оркестр стал уже

регулярно выступать на сцене филармонии. Эти выступления прекратились лишь

в декабре 1941 года, в самую страшную блокадную зиму. Но уже 30 марта 1942

года прошла первая репетиция возрождаемого Большого симфонического

оркестра Радиокомитета. Откликаясь на объявление по радио, коллектив

пополнили новые музыканты. Оркестранты имели дополнительное питание в

специальной столовой.

Седьмая, Ленинградская

2 июля "Ленинградская правда" сообщила о доставленной с Урала в Ленинград

самолетом партитуре Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия

Шостаковича и о предстоящем ее исполнении. Сама премьера этой симфонии,

получившая всемирный резонанс, состоялась 9 мая 1942 года в Филармонии. Она

транслировалась по радио и бессмертную музыку Шостаковича слушали жители

города и бойцы на фронте.

Премьера блокадной комедии

7 ноября 1942 года в театре музыкальной комедии прошла премьера героической

комедии "Раскинулось море широко", которая стала самым популярным

спектаклем в репертуаре этого коллектива. Музыку написала группа

композиторов, сформированная при Доме Военно-морского Флота.

А уже 8 ноября в городе возродилось оперное пение. Премьерой стал

бессмертный "Евгений Онегин" Чайковского. Опера Ольги (№4)

Голос жизни, голос победы

Великая поэтесса Ольга Федоровна Берггольц осталась в осажденном

Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей

города. Её муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Ежедневно она

поддерживала жителей города словами, стихами. Каждый блокадный год 31

декабря именно Ольга Берггольц выступала по ленинградскому радио с

новогодними поздравлениями, вселявшими уверенность в победе.

31 декабря 1943 года Ольга Берггольц говорила: Сегодня мы будем встречать

тысяча девятьсот сорок четвёртый год. Это третья военная новогодняя встреча.

Это очень много. Если бы нам тогда (в первую новогоднюю ночь) сказали, что

мы ещё два раза встретим Новый год в блокаде, то мы бы пришли в ужас. Но

сами своих сил не знали, а оказалось, что силы у нас неисчерпаемы. И вот -

пожалуйста: встречаем в осаде третий Новый год, правда, совсем иначе, чем, два

года назад, но всё же… Но уже четвёртый Новый год мы таким образом

встречать не будем! Довольно, хватит! И уже теперь это не просто вера в победу,

а спокойное знание сроков."

Поэтесса была права. Через 27 дней Ленинград был полностью освобожден от

фашисткой блокады.

Блокадная ласточка

Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон —

ласточку с письмом в клюве. Многие ленинградцы носили эту ласточку на груди в

ответ на заявления фашистов, что во время блокады в город даже птица не

пролетит... Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут

хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

… Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны…

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было, — даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне…

1945



В раздел образования