Напоминание

" Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка»


Автор: Гурбанова Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №17
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад по теме самообразования

«

Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках

английского языка»

Тема

самообразования

«Формирование

нравственных

и

культурологических ценностей на уроках английского языка» была взята

мною

неслучайно,

потому

как

сегодня

такие

проявления

высокой

нравственности как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к

другим и самому себе стали отходить на второй план. Особенно от этих

процессов пострадала молодежь, которая, с одной стороны, утратила

традиционные ценности, с другой, на нее нахлынул поток меркантильных

норм

и

отношений.

Изменение

менталитета

общества

и

личности,

проявление форм асоциального поведения актуализируют проблему -

воспитание нравственных ценностей у молодого поколения.

Цель работы по данной теме – выявить содержательный потенциал

страноведческого материала, направленный на развитие нравственных и

культурологических ценностей у подростков на уроках английского языка.

Несколько лет назад система образования подразумевала обучения

нравственным ценностям не на уроках в школе, а дома за счет родителей.

Запад навязал нам ложные понятия морали. В итоге мы получили

безнравственное поколение или как его ещё называют поколение «Pepsi».

Теперь это поколение привело в школы своих детей и подчас педагогу

приходится воспитывать не только детей, но и уделять большое внимание

нравственному воспитанию родителей.

Иностранный язык по праву считается

ключевым предметом,

формирующим нравственный облик ученика. При изучении иностранного

языка у обучающихся формируется мировоззрение, нравственный облик,

отношение и поведение к той или иной жизненной ситуации.

Еще одним необходимым принципом современного процесса обучения

и воспитания является принцип культуросообразности. Благодаря этому у

1

ученика появляется возможность

познакомиться с культурой страны

изучаемого языка и сравнить ее с культурой своей страны. Таким образом,

традиции, обычаи, культура, нравы страны изучаемого языка воспитывают

обучающихся в контексте диалога культур.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию

ученика на уроке английского языка, могут быть отнесены групповые и

парные виды деятельности. В группах и парах проходит обсуждение

проблемы,

именно

во

взаимодействии

с

окружающими

людьми

складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение

проблемы в данном случае выступает одним из приёмов работы. Причём

работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в

ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время

как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше

направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой

коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже

несёт индивидуальную ответственность за принятое решение.

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка

становится

более

эффективным,

если

осуществляется

использование

художественных

текстов,

созданных

в

рамках

различных

культур,

проводится работа с картинками, с географическими картами, работа со

знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки

экскурсии,

ролевые

игры.

Все

вышеперечисленные

формы

введения

материалов

страноведческого

и

лингвострановедческого

содержания

способствуют

погружению

в

иноязычную

культуру,

содействуют

их

вовлечению в диалог культур, их творческие и познавательные умения,

повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое главное

способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других

культур.

2

Для достижения данной цели я использовала различные методы и виды

деятельности на уроках английского языка. На уроках используется учебник

английского языка «Rainbow English» под редакцией О.В.Афанасьевой,

И.В.Михеевой. В учебнике присутствует страноведческий материал, как

страны изучаемого языка, так и нашей страны.

Изучая тему «Семья», на основе текстов ученики совместно с учителем

создают проект «Идеальная семья, семья моей мечты». В проекте ученики

рассказывают о ценностях в их семьях и отвечают на следующие вопросы:

Как поступят члены идеальной семьи, если кто-то из них оказался в нелепой

ситуации? Если в семье кто-то плачет, что вы сделаете? Если кто-то в семье

расстроился, что проиграл в игру? И т д.

Изучая тему животные, обучающиеся готовят рассказ о животных в их

семье. Каким образом они за ними ухаживают и чему они у них могут

научиться? Почему диким животным лучше жить на воле?

Изучая тему «Школа» обучающимся предлагается работа в группе.

Необходимо нарисовать и прокомментировать идеальную школьную форму,

какой она должна быть.

Тема «Праздники» «Celebrations». Ученики знакомятся с праздниками в

США и Великобритании, а также с традиционными блюдами на праздники.

После прохождения материала обучающимся предлагается ролевая игра.

Класс делится на три группы. Первая группа празднует традиционный

английский праздник, а вторая традиционный российский. Участники

третьей группы в качестве гостей посещают праздники, расспрашивая о

главных блюдах, традициях празднования. На уроке следует обратить особое

внимание на лексику, связанную с хорошими манерами.

Изучая тему «Великобритания», идёт выявление нравственных качеств

многонациональных стран. На уроках обучающиеся знакомятся со странами

входящими в состав Великобритании, народами, проживающими на ее

территории, флагами и эмблемами государств. Учитель интересуется, какие

3

народы проживают в нашей стране. В России и Великобритании проживает

большое количество народов с разными обычаями традициями, языками и

культурами. В конце уроков дети отвечают на вопрос. Благодаря каким

нравственным качествам они уживаются друг с другом? Предполагаемый

ответ:

- они стараются понять друг друга, даже если они не правы;

- умеют прощать отрицательные поступки и черты характера;

- ведут себя вежливо по отношению к другим народам;

- вежливое и доброе отношение друг к другу.

Происходит знакомство обучающихся с правилами поведения дома и в

общественных местах. Каждому ученику дается задание, используя учебник

написать, что можно, а что нельзя делать в общественных местах и дома: в

музее, магазине, на стадионе, в школе и библиотеке. После ответа учитель

задает вопрос: а почему нельзя себя вести, так или иначе?

В 9 классе рассказывается о великих писателях Великобритании и их

персонажах. Обучающимся предлагается сделать проект о своем любимом

российском писателе и любимом персонаже, а также написать его

нравственные качества. Какие из этих качеств ты бы хотел развивать в себе?

Может ли ваш герой нагрубить неприятному человеку? Позволит ли он себе

выругаться на несправедливое замечание в его адрес? Как он поступит, если

увидит, что кто-то плачет. Какое желание он бы посчитал более важным:

иметь то, что у других никогда не будет или уметь сочувствовать и помогать

другим людям? Здоровье родителей или возможность иметь много слуг?

В теме «Британские подростки» раскрывается образ британского

подростка. В результате изучения темы ученики выискивают положительные

и отрицательные качества подростка. На основе составленного портрета

обучающиеся делают вывод, какими нравственными качествами должен

обладать подросток.

4

В теме «Изобретения» ученики знакомятся с влиянием современных

технологий на подростка. Затем класс делится на две команды: те, кто «за»

новые технологии и те, кто «против». Обучающиеся готовят материал

пользы технологий и вред от них. Урок проходит в виде дискуссии, учитель

записывает варианты в две колонки, а затем обсуждает их вместе с классом.

При изучении темы «Sport» учащиеся знакомятся с разными видами

спорта и знаменитыми спортсменам. На уроке ученикам предлагается

описать любимого спортсмена и написать качества, которыми он обладает.

Затем обучающимся задаю вопрос «Какие из этих качеств ты бы хотел

развивать в себе?»

В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение

культурологических

знаний

и

формируется

способность

понимать

ментальность носителей другого языка.

В заключении можно сделать вывод о том, что при правильном

подборе методик, форм и методов проведения занятий на уроках английского

языка можно повысить уровень нравственного воспитания обучающихся.

Страноведческий материал обладает большим потенциалом в воспитании

нравственности у подростков, через культуру и быт народов изучаемого

языка в сравнении с реалиями, связанными с нашей страной,

можно

существенно

повысить

нравственные

и

культурологические

ценности

обучающихся.

5



В раздел образования