Автор: Гурбанова Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №17
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка»
Раздел: среднее образование
Доклад по теме самообразования
«
Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках
английского языка»
Тема
самообразования
«Формирование
нравственных
и
культурологических ценностей на уроках английского языка» была взята
мною
неслучайно,
потому
как
сегодня
такие
проявления
высокой
нравственности как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к
другим и самому себе стали отходить на второй план. Особенно от этих
процессов пострадала молодежь, которая, с одной стороны, утратила
традиционные ценности, с другой, на нее нахлынул поток меркантильных
норм
и
отношений.
Изменение
менталитета
общества
и
личности,
проявление форм асоциального поведения актуализируют проблему -
воспитание нравственных ценностей у молодого поколения.
Цель работы по данной теме – выявить содержательный потенциал
страноведческого материала, направленный на развитие нравственных и
культурологических ценностей у подростков на уроках английского языка.
Несколько лет назад система образования подразумевала обучения
нравственным ценностям не на уроках в школе, а дома за счет родителей.
Запад навязал нам ложные понятия морали. В итоге мы получили
безнравственное поколение или как его ещё называют поколение «Pepsi».
Теперь это поколение привело в школы своих детей и подчас педагогу
приходится воспитывать не только детей, но и уделять большое внимание
нравственному воспитанию родителей.
Иностранный язык по праву считается
ключевым предметом,
формирующим нравственный облик ученика. При изучении иностранного
языка у обучающихся формируется мировоззрение, нравственный облик,
отношение и поведение к той или иной жизненной ситуации.
Еще одним необходимым принципом современного процесса обучения
и воспитания является принцип культуросообразности. Благодаря этому у
1
ученика появляется возможность
познакомиться с культурой страны
изучаемого языка и сравнить ее с культурой своей страны. Таким образом,
традиции, обычаи, культура, нравы страны изучаемого языка воспитывают
обучающихся в контексте диалога культур.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию
ученика на уроке английского языка, могут быть отнесены групповые и
парные виды деятельности. В группах и парах проходит обсуждение
проблемы,
именно
во
взаимодействии
с
окружающими
людьми
складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение
проблемы в данном случае выступает одним из приёмов работы. Причём
работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в
ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время
как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше
направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой
коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже
несёт индивидуальную ответственность за принятое решение.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка
становится
более
эффективным,
если
осуществляется
использование
художественных
текстов,
созданных
в
рамках
различных
культур,
проводится работа с картинками, с географическими картами, работа со
знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки
экскурсии,
ролевые
игры.
Все
вышеперечисленные
формы
введения
материалов
страноведческого
и
лингвострановедческого
содержания
способствуют
погружению
в
иноязычную
культуру,
содействуют
их
вовлечению в диалог культур, их творческие и познавательные умения,
повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое главное
способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других
культур.
2
Для достижения данной цели я использовала различные методы и виды
деятельности на уроках английского языка. На уроках используется учебник
английского языка «Rainbow English» под редакцией О.В.Афанасьевой,
И.В.Михеевой. В учебнике присутствует страноведческий материал, как
страны изучаемого языка, так и нашей страны.
Изучая тему «Семья», на основе текстов ученики совместно с учителем
создают проект «Идеальная семья, семья моей мечты». В проекте ученики
рассказывают о ценностях в их семьях и отвечают на следующие вопросы:
Как поступят члены идеальной семьи, если кто-то из них оказался в нелепой
ситуации? Если в семье кто-то плачет, что вы сделаете? Если кто-то в семье
расстроился, что проиграл в игру? И т д.
Изучая тему животные, обучающиеся готовят рассказ о животных в их
семье. Каким образом они за ними ухаживают и чему они у них могут
научиться? Почему диким животным лучше жить на воле?
Изучая тему «Школа» обучающимся предлагается работа в группе.
Необходимо нарисовать и прокомментировать идеальную школьную форму,
какой она должна быть.
Тема «Праздники» «Celebrations». Ученики знакомятся с праздниками в
США и Великобритании, а также с традиционными блюдами на праздники.
После прохождения материала обучающимся предлагается ролевая игра.
Класс делится на три группы. Первая группа празднует традиционный
английский праздник, а вторая традиционный российский. Участники
третьей группы в качестве гостей посещают праздники, расспрашивая о
главных блюдах, традициях празднования. На уроке следует обратить особое
внимание на лексику, связанную с хорошими манерами.
Изучая тему «Великобритания», идёт выявление нравственных качеств
многонациональных стран. На уроках обучающиеся знакомятся со странами
входящими в состав Великобритании, народами, проживающими на ее
территории, флагами и эмблемами государств. Учитель интересуется, какие
3
народы проживают в нашей стране. В России и Великобритании проживает
большое количество народов с разными обычаями традициями, языками и
культурами. В конце уроков дети отвечают на вопрос. Благодаря каким
нравственным качествам они уживаются друг с другом? Предполагаемый
ответ:
- они стараются понять друг друга, даже если они не правы;
- умеют прощать отрицательные поступки и черты характера;
- ведут себя вежливо по отношению к другим народам;
- вежливое и доброе отношение друг к другу.
Происходит знакомство обучающихся с правилами поведения дома и в
общественных местах. Каждому ученику дается задание, используя учебник
написать, что можно, а что нельзя делать в общественных местах и дома: в
музее, магазине, на стадионе, в школе и библиотеке. После ответа учитель
задает вопрос: а почему нельзя себя вести, так или иначе?
В 9 классе рассказывается о великих писателях Великобритании и их
персонажах. Обучающимся предлагается сделать проект о своем любимом
российском писателе и любимом персонаже, а также написать его
нравственные качества. Какие из этих качеств ты бы хотел развивать в себе?
Может ли ваш герой нагрубить неприятному человеку? Позволит ли он себе
выругаться на несправедливое замечание в его адрес? Как он поступит, если
увидит, что кто-то плачет. Какое желание он бы посчитал более важным:
иметь то, что у других никогда не будет или уметь сочувствовать и помогать
другим людям? Здоровье родителей или возможность иметь много слуг?
В теме «Британские подростки» раскрывается образ британского
подростка. В результате изучения темы ученики выискивают положительные
и отрицательные качества подростка. На основе составленного портрета
обучающиеся делают вывод, какими нравственными качествами должен
обладать подросток.
4
В теме «Изобретения» ученики знакомятся с влиянием современных
технологий на подростка. Затем класс делится на две команды: те, кто «за»
новые технологии и те, кто «против». Обучающиеся готовят материал
пользы технологий и вред от них. Урок проходит в виде дискуссии, учитель
записывает варианты в две колонки, а затем обсуждает их вместе с классом.
При изучении темы «Sport» учащиеся знакомятся с разными видами
спорта и знаменитыми спортсменам. На уроке ученикам предлагается
описать любимого спортсмена и написать качества, которыми он обладает.
Затем обучающимся задаю вопрос «Какие из этих качеств ты бы хотел
развивать в себе?»
В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение
культурологических
знаний
и
формируется
способность
понимать
ментальность носителей другого языка.
В заключении можно сделать вывод о том, что при правильном
подборе методик, форм и методов проведения занятий на уроках английского
языка можно повысить уровень нравственного воспитания обучающихся.
Страноведческий материал обладает большим потенциалом в воспитании
нравственности у подростков, через культуру и быт народов изучаемого
языка в сравнении с реалиями, связанными с нашей страной,
можно
существенно
повысить
нравственные
и
культурологические
ценности
обучающихся.
5